25 июня, суббота
Через тернии с Пастырем
Библейские тексты для исследования
Пс. 22; Рим. 12:18–21.
Памятный стих
«Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс. 22:3).
София прислонилась спиной к двери в своей спальне и медленно стала сползать на пол. Слезы накатывались на глаза, еще мгновение — и она разразилась рыданиями. «Как он мог? Как он мог!» Только что она узнала новость, которая буквально сразила ее. Тот, кого она считала своим другом, кого уважала и кому доверяла всем сердцем, стал распространять о ней ужасные слухи, вредя тем самым ее репутации и делу, которым она занималась. Схватив Библию, она внезапно вспомнила хорошо знакомые ей слова: «Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:3, 4).
«Это просто невозможно!» — убеждала она себя. Но весть Писания звучала предельно ясно: Пастырь вел свое стадо праведным путем, но это не исключало возможности оказаться в долине смертной тени. Может ли горькое предательство друга, эта долина смертной тени, быть Божьим средством воспитания праведности?
Ключевой вопрос урока:
В какие периоды жизни мы духовно растем лучше всего: в безоблачные времена или в дни тяжелых испытаний?
26 июня, воскресенье
Заботливый Пастырь
«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1).
Однажды детей попросили нарисовать Бога. На каждом рисунке без исключения в разных видах дети изобразили сердце. Когда им задали вопрос, почему они нарисовали сердце, они без промедления ответили: «Потому что Бог есть любовь». Это ведь так просто!
Несложно прийти к убеждению, что Бог есть любовь, когда в нашей жизни все идет хорошо. Но по мере взросления и столкновения с трудностями наши представления о Боге иногда меняются. Конечно же изменяется не Бог, а мы и наши взгляды о Нем (см. Евр. 13:8; Иак. 1:17).
Израильтянам в ветхозаветные времена был хорошо знаком пастушеский труд, поэтому образ пастыря, использованный в Пс. 22 для описания Божьей заботы о человеке, говорил им многое. В Новом Завете этот образ также используется. Прежде чем мы начнем изучать Пс. 22, давайте рассмотрим, как библейские писатели представляли себе труд пастыря и как они описывают его личные качества.
Что мы узнаем о Пастыре из приведенных стихов?
Ис. 40:11
Иер. 23:3, 4
Иез. 34:12
Ин. 10:14–16
1 Петр. 2:25
А теперь обратимся к Пс. 22. В чем проявляется забота Пастыря о Своем стаде?
Пс 22:2
Пс 22:3
Пс 22:4
Пс 22:5
Пс 22:6
Что дает вам осознание того, что Творец земли заботится о вас? Как с помощью такого представления о Господе вы можете ободрить тех, кто из-за своих страданий и проблем видит Бога только в мрачном цвете?
27 июня, понедельник
Путь
«Направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс. 22:3).
Представьте себе «стези правды», простирающиеся вдаль перед вами. Вы не видите их конца, но знаете, что там вдалеке ваш дом, Божий дом. Если же вы будете смотреть себе под ноги, разве сможете увидеть, куда ведет дорога? То, что рядом с вами, вы будете видеть хорошо, но опасные препятствия останутся вне вашего поля зрения. Порой дорога будет скрываться за острыми скалами, иногда она сузится до такой степени, что нелегко будет пройти. Такой была дорога Израиля из Египта в Обетованную землю, и такой же путь описан в этом псалме.
Что, согласно Пс. 22, встречается на пути овцы, идущей стезями правды по направлению к дому Божьему?
Почему этот путь описан как «стези правды»? Во-первых, потому, что он ведет к праведной цели — дому Пастыря. Во-вторых, идя этим путем, мы подчиняемся праведной Личности — Самому Пастырю. В-третьих, следование этим путем помогает сохранять дарованную нам праведность Пастыря. В-четвертых, идя этими стезями, становясь праведными людьми, мы представляем верное свидетельство о Боге — нашем Пастыре. Независимо от того, труден этот путь или легок, он является «стезями правды».
Важно помнить: когда Господь ведет нас, Его задача заключается не только в том, чтобы доставить нас в пункт назначения. Ему важно, чтобы мы освящались на пути праведности, и в этом цель Его водительства и заботы. Именно в этом и заключался опыт библейских героев (Авраама, живущего Божьими обетованиями, или Израиля, следующего за столпом огненным и облачным). Когда Бог ведет Свой народ, Он всегда стремится научить его праведной жизни.
Осознаете ли вы, что Пастырь в первую очередь заинтересован освящать вас на пути правды? Как жизненные испытания могут помочь вам в развитии характера, подобного характеру Христа?
28 июня, вторник
Долина смертной тени
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4).
Нам кажется, что было бы хорошо, если бы стези правды проходили только по зеленым пастбищам и вдоль прохладных потоков. Но путь, изображенный Давидом, проходит через долину смертной тени — весьма неприятное место для путника! В определенное время года высохшие долины на территории Израиля могут стать местом внезапных селевых потоков. Они находятся обычно в тесных ущельях, где крутые склоны закрывают свет. Поэтому «смертная тень» может означать «густая тень» или «полная темнота».
Вспомните время, когда вам пришлось проходить долиной смертной тени. Что это было? Было ли вам страшно даже несмотря на то, что вы знали: Пастырь находится рядом? Какие библейские обетования были самыми ценными для вас в те дни и почему?
Почему, на ваш взгляд, овца оказалась в этой долине? Считаете ли вы, что она забрела туда сама или ее направил туда Пастырь? Обоснуйте ваш ответ.
Элизабет Эллиот пишет: «Овца, оказавшаяся в долине смертной тени, могла решить, что ее вели в неверном направлении. Но ей необходимо было пройти через тьму, чтобы научиться не бояться. Пастырь по-прежнему был с ней» (Э. Эллиот. В поисках любви, с. 218).
Ощущали ли вы когда-нибудь, что Господь ведет вас в неверном направлении? Что тогда вы говорили Богу? Как вы считаете, почему Пастырь решился пойти на риск быть неверно понятым, позволив нам оказаться в долине смертной тени?
29 июня, среда
Трапеза
«Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» (Пс. 22:5).
В земной жизни нам иногда приходится сталкиваться с врагами. Как вы относитесь к ним? Просыпались ли вы ночью, ворочаясь, от мысли о том, что вам нужно во что бы то ни стало отомстить тому, кто пытался создать вам проблемы или разрушить ваши планы? Даже христианам нелегко определиться с тем, как следует относиться к врагам.
Какого рода враги встречались в вашей жизни? Как вы отвечали на попытки людей причинить зло вам или тем, кто вам дорог? Насколько точно вы следовали словам Христа из Мф. 5:44 или Павла из Рим. 12:18–21?
В Пс. 22:5 показан довольно интересный способ поведения с врагами. Давид как будто не замечает их присутствия, видя только то, что Бог совершает для него. А Господь действительно с ним и готовит для него пир.
В культуре времен Давида было принято возливать елей на голову почетного гостя, когда тот входил в зал пиршества. Елей — смесь оливкового масла с благовониями. После этого гостя сажали за стол, на котором кушаний всегда было намного больше, чем можно было съесть.
Как трапеза, елей и чаша, о которых говорится в Пс. 22:5, свидетельствуют о Божьей заботе, даже если мы находимся в долине смертной тени?
Павел говорит, «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Мы можем видеть некоторых наших врагов воочию, другие же остаются невидимыми. Нравится нам это или нет, но мы окружены ими. Однако, когда мы с Пастырем, ни один враг, видимый или невидимый, не может отнять у нас то, что дает нам Бог.
Расскажите о том, как Пастырь позаботился о вас, когда вы были окружены врагами. За что из происшедшего с вами в этот период вы могли бы возблагодарить Бога даже во времена таких трудностей?
30 июня, четверг
Непреходящее обетование для путешественника
«Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6).
Оказавшись в долине смертной тени или в окружении врагов, мы можем прийти к выводу, что все нас оставили. Может показаться, что даже Бога нет рядом. Мы думаем: если бы Он проявил Свое участие, мы не оказались бы в такой ситуации. Однако Давид смотрит на все происходящее совершенно по-другому.
О каких двух важных качествах говорит Давид, в которых он уверен, несмотря на испытания? Ст. 6.
В приведенном тексте сказано, что благость и милость (то есть неизменная любовь, обетование Божьего завета) будут сопровождать «меня во все дни жизни моей». Однако глагол, использованный в оригинале, значительно сильнее; там сказано, что благость и милость будут «преследовать» меня, «неотступно гнаться» за мной во все дни жизни моей. Этот же глагол используется в таких текстах, как Быт. 14:14; Нав. 10:19 и 1 Цар. 25:29, где идея «преследования» выражена очень ясно.
Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы представляете благость и непреходящую любовь, «преследующие» вас? Как вы думаете, что хотел сказать Давид нам о Боге, описывая Его заботу таким образом?
Не имеет значения, насколько опасна долина или насколько сильны враги. Уверенность в благости и непреходящей любви Бога, уверенность в том, что Он будет вести нас до конца пути, укрепляет дух человека.
Случается, что близкие нам люди выражают сомнения относительно постоянной Божьей опеки. Тогда самым лучшим ответом будет не попытка объяснить все на языке богословских понятий, а, подобно Давиду, на примерах из личной жизни показать глубокую уверенность в Боге.
Какие примеры из вашего личного христианского опыта могут описать вашу уверенность в благости и непреходящей любви Бога, «преследующих» нас? Какие подобные примеры вы находите в Библии? Могли бы вы поделиться своими мыслями с теми, кто сомневается в Божьей заботе? Является ли Голгофский крест величайшим примером подобного «преследования»?
1 июля, пятница
Для дальнейшего исследования
Прочитайте: Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 143; Желание веков, с. 476–484.
«Люди, которые выйдут из этой великой борьбы победителями, будут переживать в своей жизни ужасные сомнения и искушения. Но они не должны терять надежды, потому что испытание — одно из средств воспитания в школе Христа. Оно необходимо для того, чтобы очистить нас от „ржавчины“. Слуга Божий должен мужественно переносить все нападения врага, не поддаваться его злым насмешкам и уметь преодолевать все препятствия, воздвигаемые на его пути…
Но если мы будем взирать вверх, а не скорбеть над нашими затруднениями, то не потеряем мужества. Мы увидим протянутую руку помощи Иисуса, за которую должны ухватиться с детской доверчивостью и следовать за Ним. Когда мы научимся доверять Ему, наша надежда возрастет…
Он поможет нам воспитать в себе сильный, уравновешенный и благородный характер… Бог дал нам Свой лучший дар — Своего Единородного Сына, дабы возвысить и облагородить нас, дать нам совершенство Своего характера и приготовить нас к жизни в Его вечном Царстве» (Э. Уайт. Вести для молодежи, с. 63).
Вопросы для обсуждения
Согласны ли вы с мыслью о том, что «ужасные трудности и испытания», которые случаются в вашей жизни, могут на самом деле быть частью «воспитательного процесса в школе Христа»?
Каким образом наша помощь, утешение и ободрение по отношению к тем, кто находится в долине смертной тени, могут стать средствами Пастыря, используемыми Им для преодоления их кризиса? Что ваша церковь могла бы предпринять, дабы стать лучшим Божьим «орудием» в деле помощи нуждающимся?
Поделитесь с присутствующими своими мыслями о том, как благость и милость «преследуют» вас. Чему вы можете научиться друг у друга?
Поразмышляйте о последних часах земной жизни Христа, предшествующих Его распятию. На основании Библии и книги «Желание веков» скажите, что позволило Христу, находящемуся в человеческом естестве, перенести все страдания? Как пример Христа учит нас преодолевать различные трудности?