Субботняя школа Адвентистов Седьмого дня
Адвентисты.ру
Вход

Вход

Забыли пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Битрикс24
Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.

Восстановить пароль

Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкцию по восстановлению


Вход

Регистрация

На указанный электронный адрес будет отправлено письмо для подтверждения регистрации

— поля, обязательные для заполнения
Новости Субботняя школа Ежедневные чтения Видео Периодика Аудио Церковь Форум
  1. Субботняя школа АСД
  2. Взрослая субботняя школа
В горниле испытаний – со Христом. III квартал 2022

PDF PDF (для учителей) Миссионерские вести MP3 EPUB FB2 MOBI

Урок 6. 30 июля—05 августа.
««Подвизаюсь силою Его»»

http://adventistfiles.net/documents/ss/2022/3/adult/mp3/ss_2022_03_06.mp3
Суббота — «Подвизаюсь силою Его» Воскресенье — Дух истины Понедельник — Совместный труд Бога и человека Вторник — Дисциплинированная воля Среда — Важное решение Четверг — Настойчивость в борьбе Пятница — Для дальнейшего исследования Комментарий для учителей

30 июля, суббота
«Подвизаюсь силою Его»

Библейские тексты для исследования

Ин. 16:5–15; Кол. 1:28, 29; 1 Петр. 1:13; Мф. 5:29; Быт. 32.

Памятный стих

«Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:29).

Мужчина и женщина участвовали в телевизионном интервью. В их жизни случилось одинаковое горе: смерть ребенка. Сын женщины был убит двадцать лет тому назад, но ее горечь и гнев не утихали. Мужчина воспринимал свое горе иначе. Его дочь убили террористы несколько лет тому назад. Он говорил о прощении убийц и об утешении, которое дал ему Бог. Его случай свидетельствует о том, что Господь может излить на нас Свой мир даже в самые тяжелые моменты жизни.

Почему эти два человека так по-разному воспринимали похожую ситуацию? Что позволяет нам более зрело отвечать на жизненные трудности?

Ключевой вопрос урока:

Какова роль силы воли в борьбе человека с самим собой и грехом? Как не допустить, чтобы чувства управляли нашими решениями? Почему важно проявлять настойчивость и не сдаваться во время тяжелых испытаний?

31 июля, воскресенье
Дух истины

Просили ли вы когда-нибудь Господа о том, чтобы Он сделал вас «хорошим», но ничего не менялось в вашей жизни? Почему так происходит: мы просим Бога о великих переменах, а все остается по-прежнему? Мы знаем, что Бог безграничен в возможностях. Более того, Он говорит, что готов дать нам просимое. Мы также хотим получить от Него дары, но наша жизнь, кажется, не изменяется к лучшему.

Почему? Вот одна из причин: хотя Дух обладает неограниченной силой, способной нас преобразовать, наше решение может ограничить Его действие в нас.

Прочитайте Ин. 16:5–15. Перечислите, какие виды служения совершает для нас Дух Святой согласно прочитанному:

В этом отрывке Иисус называет Святого Духа «Духом истины» (ст. 13). Как вы полагаете, что это значит?

Святой Дух может указать нам на наш грех, однако не заставляет нас раскаяться в нем. Подобным же образом Он может открыть великие истины о Боге, но никогда не вынуждает нас поверить в Него или быть послушными Ему. Если бы Господь даже в незначительной мере принуждал нас, мы не имели бы свободы выбора. Тогда сатана обвинил бы Бога в манипулировании нашими умами и сердцами, утверждая, что Он ведет борьбу нечестными методами. Когда великая борьба разразилась на небесах, наш Отец не принуждал сатану или кого-либо из ангелов признать, что Он благ и справедлив. Он не принуждал их и к покаянию. В Едемском саду Господь ясно изложил Адаму и Еве истину о дереве посреди рая, однако не воспрепятствовал им воспользоваться свободой выбора и ослушаться. Бог и сегодня не меняет Своих принципов. Поэтому Его Дух открывает нам истину о Нем и о грехе, а потом говорит: «Как ты поступишь в свете того, что Я тебе открыл?»

Подобное происходит и во время испытаний. Иногда мы оказываемся в трудных ситуациях, поскольку ослушались Бога или не раскаялись в своих грехах. Чтобы Бог мог действовать в таких случаях, мы должны сознательно принять решение открыть двери покаяния и послушания, дабы Его сила снизошла на нас и преобразила нас.

К какому убеждению привел вас недавно «Дух истины»? Насколько вы внимательны к Его голосу? И, самое важное, какие решения вы принимаете, пользуясь своей свободой выбора?

1 августа, понедельник
Совместный труд Бога и человека

Какое свое достижение вы считаете самым значительным в жизни? Несомненно, вы достигли чего-то, не просто встав с кровати в одно прекрасное утро. Если мы желаем достичь чего-то сто́ящего в жизни, потребуются время и усилия. То же самое можно сказать относительно ученичества в школе Христа.

Прочитайте Кол. 1:28, 29. Хотя Павел говорит, что в нем действует Божья сила, он указывает на важность усилий человека. См. также Втор. 4:4; Лк. 13:24; 1 Кор. 9:25; Евр. 12:4.

Поразмышляйте над следующими вопросами. В чем роль человека и в чем роль Бога в деле достижения духовных целей, будь то проповедь, совершенствование нашего характера или другое?

Какую часть в этом труде Бог никогда за нас не сделает? Как нам сохранить верное равновесие, не пытаясь сделать Божью часть труда, но не оставляя свою?

В тексте Кол. 1:29 Павел говорит о своем сотрудничестве с Богом в деле служения. Апостол сообщает, что трудится и подвизается, — но с силой Божьей.

Использованное здесь слово копиа́о — «трудиться» означает «утомляться, уставать», «трудиться до изнеможения». Этим словом в древности обычно описывали тренировки атлетов. Следующее слово «подвизаться» также может означать «бороться», «прилагать усилия». Таким образом, здесь показан атлет, который всеми силами готовится к победе. Затем Павел делает поворот в развитии своей мысли, подчеркивая, что трудится не своей силой, а Божьей. Из этого следует вывод: служение Павла требовало больших человеческих усилий и дисциплины, но совершалось силой Божьей. Сочетание того и другого необходимо в служении так же, как и в деле формирования характера.

Это важно помнить, ибо мы живем в мире, где человек все больше и больше стремится так устроить свою жизнь, чтобы прилагать ко всему наименьшие усилия. Подобная идея проникла и в христианство. Некоторые христианские евангелисты обещают: как только вы поверите, Святой Дух снизойдет на вас удивительной сверхъестественной силой и сотворит в вас великие чудеса без вашего участия. Но в таком подходе заключена опасность, поскольку можно решить, что человеку остается лишь сидеть в уютном кресле и ожидать сошествия Божьей силы!

Что вы можете сказать о своих усилиях и Божьей силе в вашей жизни? С чем вы сейчас «боретесь», в какой сфере «подвизаетесь»? Как вы можете научиться подчиняться Божьей воле?

2 августа, вторник
Дисциплинированная воля

Наибольший враг нашей воли — чувства. Мы живем в мире, насыщенном всевозможными зрительными образами и музыкой, которые обращаются к нашим чувствам и вызывают определенные эмоции: гнев, страх, похоть. Мы не всегда осознаем их воздействие. Часто в нашем сознании возникают такие мысли: «Что бы мне хотелось съесть на ужин?», «Чем бы мне хотелось сегодня заняться?», «Приятна ли для меня будет эта покупка?» Таким образом, чувства стали играть огромную роль в принятии решений. Чувства не обязательно могут быть плохими, однако они не являются критерием при определении, что хорошо, а что плохо. Никогда не следует забывать, что чувства обманчивы. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Чувства могут искажать в нашем сознании картину реальности, из-за чего мы принимаем ошибочные решения и по собственному выбору оказываемся в «горниле испытаний».

Какие вы можете привести библейские примеры того, как люди делают свой выбор, полагаясь скорее на чувства, чем на Божье Слово?

Опишите последствия таких решений. См., например, Быт. 3:6; 2 Цар. 11:2–4; Гал. 2:11, 12.

Какие вы можете привести советы из Библии и опыта вашей жизни, чтобы избежать поступков, рассмотренных выше, когда люди были руководимы чувствами (см., например, 1 Петр. 1:13)?

Петр понимал, что разум управляет всем телом. Отнимите контроль разума, и тело пойдет на поводу у чувств. Представьте, что вы идете по узкой тропинке к дому Пастыря. На пути видите много ответвлений от тропинки. Некоторые из них ведут туда, куда вам совсем не хочется попасть. Другие же выглядят довольно привлекательно, взывают к нашим чувствам, эмоциям и желаниям. Мы поддаемся импульсивному порыву и сворачиваем на одну из тропинок, сбиваемся с верного пути и сталкиваемся с множеством трудностей.

Какие важные решения вам предстоит принять? Спросите себя: «Как я могу определить, не принимаю ли решений на основе чувств, эмоций и желаний, сопротивляясь Божьему Слову?»

3 августа, среда
Важное решение

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29).

Поразмышляйте над процитированными словами Христа. Не кажутся ли они вам слишком резкими? Если да, то почему?

Решительные меры необходимы не потому, что Бог сделал жизнь христианина трудной, а потому, что созданная человечеством культура сильно отклонилась от Божественного замысла. Иногда люди восклицают: «Как я мог так далеко уйти от Бога?» Ответ всегда один и тот же: сначала был первый шаг.

Прочитайте стихи Мф. 5:29, 30. Иисус произносит эти слова в контексте рассуждений о грехе прелюбодеяния. Однако изложенный здесь принцип относится и к другим грехам; более того, он вообще применим к нашему духовному росту.

Прочитайте еще раз тексты Мф. 5:29, 30. Какой важный принцип содержится в словах Иисуса? Должны ли мы в буквальном смысле причинять себе увечья? Поразмышляйте о том, как нам следует практически исполнять эти слова Иисуса.

Иисус вовсе не призывает нас причинять себе увечья! Он призывает нас любой ценой подчинить себе свой разум и, следовательно, свое тело. Заметьте, текст не говорит, что по нашей молитве Бог сразу же уберет греховные наклонности из нашей жизни. Иногда Он милостиво делает это для нас, но чаще призывает нас принять решение и твердо отказаться от какой-то плохой привычки или начать делать то, что нам совсем не хочется делать. Это тяжелое испытание. Но если мы прислушаемся к Божьему призыву, то, чем чаще мы будем делать правильный выбор, тем сильнее будем становиться и тем слабее будет сила искушения.

Иногда Бог использует тяжелые испытания, чтобы побудить нас подумать о самих себе, о собственных путях и решениях. Именно в «горниле испытаний» наступает осознание того, насколько далеко мы ушли от Господа. Обращенный к нам Божий призыв принять важное решение и вновь последовать плану Отца также может стать для нас великим испытанием.

4 августа, четверг
Настойчивость в борьбе

Прочитайте историю об Иакове, борющемся с Богом (см. Быт. 32:24–32). Как в ней показана необходимость быть твердым и настойчивым даже в разочаровании? Вспомните, в какой ситуации находился Иаков.

Мы можем знать, что правильно, и даже приучать нашу волю к правильным решениям и поступкам, но под давлением тяжелых обстоятельств нелегко остаться верным Богу и довериться Его обетованиям. Так происходит из-за того, что мы слабы и склонны сомневаться. Поэтому очень важной силой в христианстве является настойчивость, непоколебимость, способность двигаться вперед вопреки желанию сдаться.

Одним из самых ярких примеров настойчивости является Иаков. В свое время он обманул своего отца и брата Исава (см. Быт. 27). И с тех пор страх не покидал Иакова, он боялся мести Исава. Хотя в видении о лестнице (см. Быт. 28) Бог дал ему чудесное обетование о Своем водительстве и благословении, патриарх не перестал бояться. Он отчаянно нуждался в Божьем заверении, что принят Господом и что обетования, данные ему много лет назад, все еще действенны. В борьбе с некоей Личностью (Которой в действительности был Сам Иисус) Иаков получил травму бедра. Надежда на победу исчезла, к тому же боль была невыносимой. Тогда и произошел поворотный момент: патриарх прекратил борьбу, ухватился за Иисуса и, испытывая невыносимую боль, держался до тех пор, пока не получил благословение. Иисус сказал ему: «Отпусти Меня, ибо взошла заря» (Быт. 32:26).

Иаков получил благословение, ибо держался за Бога во время страдания — как душевного, так и физического. С нами происходит то же самое. Бог может повредить и наше «бедро», а затем призвать нас ухватиться за Него, дабы мы могли победить в испытании. Да, Бог допускает, чтобы раны оставляли след даже после окончания борьбы, — Иаков все еще хромал при встрече с братом. Внешне это казалось слабостью, но для патриарха это было свидетельством его победы.

Какие практические решения вы можете принять (в вопросах общения, образа жизни, чтения книг, здоровых привычек, духовной жизни), которые помогут вам проявлять бо́льшую настойчивость в жизни с Господом, особенно во времена разочарований и искушений?

5 августа, пятница
Для дальнейшего исследования

Прочитайте: Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 195–203; Путь ко Христу, с. 43–48.

«Именно воля, которая является столь важным фактором в характере человека, во время грехопадения была отдана во власть сатаны, и с тех пор он постоянно стремится управлять ею по собственному усмотрению, ведя человека к несчастью и гибели» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 515).

«Чтобы получить небесную помощь, человек должен понять свои слабости и недостатки. Он должен сосредоточиться на той великой перемене, которой предстоит совершиться в нем, ему необходимо пробудиться к сердечной и настойчивой молитве, к прилежным стараниям. Недостойные привычки и обычаи следует оставить; только непреклонно избавляясь от своих недостатков и подчиняясь святым принципам, можно одержать победу. Многие никогда не достигают того положения, которое могли бы занять, поскольку ждут, что Бог выполнит за них ту работу, которую они сами должны были бы совершить, ибо Он дал им для этого силы. Все, наделенные теми или иными способностями, должны пройти через самую суровую школу умственной и моральной дисциплины, и Бог поможет им, объединяя Божественную силу с человеческими стараниями» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 248).

Вопросы для обсуждения

Насколько мы учитываем факт, что «наша воля в момент грехопадения была отдана во власть сатаны»? Как, взирая на Иисуса и Его совершенный характер, мы можем лучше понять, насколько мы грешны и как велика Божья милость к нам?


Комментарий для учителей

Основной стих: : Кол. 1:29.

Библейские отрывки и тексты для исследования: Быт. 32; Мф. 5:29; Ин. 16:5–15; Кол. 1:28–29; 1 Петр. 1:13.

Часть I: Обзор

Этот урок посвящен нескольким важным моментам, которые помогут нам выбрать тройной способ преодоления суровых испытаний. Во-первых, под руководством Святого Духа мы должны развивать понимание истины о Боге, зле и самих себе в контексте нашей жизни и в более широком контексте великой борьбы. Конечно, одного лишь понимания нашей ситуации недостаточно для преодоления испытаний. Однако оно является краеугольным камнем, на котором основывается верный отклик на суровое испытание. Нам необходимо знать, почему происходят некоторые неприятные события; а затем ответить на вопросы: на чьей стороне мы предпочитаем быть и почему?

Во-вторых, мы должны понять природу данной нам Богом свободы воли. Да, Бог — Владыка Вселенной, Который дает нам все необходимое для жизни и процветания, а самое главное — Он приобрел для нас спасение. Однако Господь даровал нам истинную свободу, без которой мы были бы просто роботами. Бог призывает нас проявить нашу свободу воли и сотрудничать с Ним в великом деле спасения людей и развития Его Царства.

В-третьих, такое сотрудничество требует от нас серьезной решимости и стойкости. Мы не можем сотрудничать с двумя воюющими между собой правителями. Нам необходимо знать истину, выбрать справедливого любящего Царя Небесного, согласовать нашу жизнь с Его принципами и полностью посвятить себя делу Его Царства. Святой Дух наполнит нас силой для борьбы и преодоления суровых жизненных испытаний.

Темы урока:

Урок этой недели сосредоточен на трех основных темах:

  1. Роль истины в преодолении испытаний.
  2. Роль свободы воли в преодолении жизненных испытаний.
  3. Роль решительности и стойкости в преодолении трудностей.

Часть II: Комментарий

Августин и Пелагий о свободе и силе воли

Многим христианам трудно понять, как наша свобода воли связана с происхождением зла и страданий, а также со спасением. Некоторые попадают в одну из двух крайностей, о чем свидетельствуют ожесточенные дискуссии V века между британским монахом Пелагием, проживающим в Риме (355–420 гг.), и Августином (354–430 гг.), епископом Гиппона в Северной Африке. Они обсуждали вопрос о свободе воли и о спасении. Прибыв в Рим и увидев духовную и нравственную распущенность христиан в столице Западной Римской империи, Пелагий пришел к выводу, что проблема коренится в учении Августина о первородном грехе и благодати.

Пелагий решил противостоять епископу Гиппона (современный северо-восточный Алжир). Августин учил, что Бог есть любовь, а суть любви — это свобода (поскольку без свободы нет любви). Кроме того, Августин утверждал, что Бог создал идеальную Вселенную. Он также создал людей по Своему образу и подобию, что означает: люди были созданы совершенными, добрыми, любящими и свободными. По словам Августина, когда Адам и Ева злоупотребили своей свободой и согрешили, они дали начало первородному греху. Как следствие, наши прародители были преисполнены чувством вины, их природа превратилась из совершенной в грешную, и они потеряли свою свободу. Адам и Ева все еще могли воспринимать благое и совершенное, но уже не могли быть частью этого.

Августин предположил, что грех — это больше, чем личное дело или ошибка; это состояние существования человека отдельно от Бога и наперекор Ему. Первородный грех включал вину и склонность ко злу. По мнению Августина, после падения все люди стали грешны, поэтому мы рождаемся с чувством вины Адама и с грешной природой, порабощающей нашу волю и жизнь. Таким образом, Августин верил, что мы не можем быть спасенными, просто делая добро, ибо наше естество грешное. Мы не можем спастись, просто получив инструкцию, поддержку или следуя примеру, поскольку не можем избавиться от вины Адама. Не имеем мы также силы преодолеть наше греховное состояние и творить добро, как утверждает далее Августин. По его мнению, единственный способ спастись — умереть в греховной природе и воскреснуть в другой природе. Но, по словам Августина, мы не можем сделать это своими силами. Единственный путь спасения — Божья благодать. Августин объясняет: по Своей благодати Бог осуществляет Свою суверенную волю и Сам решает спасти нас. Он снимает с нас Адамову и нашу вину посредством Его благодати и таинства крещения, покоряет нашу грешную природу через пребывание Святого Духа, Который возрождает в нас новую духовную природу и дает нам силу жить праведной жизнью. По этой причине Августин ввел концепцию Божественного предопределения: поскольку после грехопадения мы порабощены грехом, то не можем покаяться самостоятельно; таким образом, Бог предопределил некоторых из нас ко спасению, а остальных — к погибели.

Пелагий считал, что позиция Августина привела к духовной лени, поскольку христиане теперь будут винить в своем нравственном упадке первородный грех и избегать личной ответственности за грех и зло. Поэтому Пелагий предложил другую теорию. Как и Августин, Пелагий верил, что Бог создал совершенную Вселенную и людей как свободных существ. Зло возникло из-за свободного выбора Адама, возможности согрешить. Однако Пелагий отверг идею Августина о том, что люди наследуют греховную природу и вину от Адама. Согласно Пелагию, грех Адама касался только его, а не его потомков. Таким образом, рассудил Пелагий, невинность и свободная воля потомков Адама были полностью сохранены, поэтому каждый младенец рождается с идеальной природой и абсолютно действующей свободной волей.

Кроме того, Пелагий заявлял: все люди грешат не потому, что рождены с чувством вины и грешной природой Адама, а потому, что все мы рождаемся и живем в испорченной социальной среде, следуя своей воле и выбирая грех. Согласно Пелагию, человек грешен не из-за унаследованной от Адама вины, а из-за собственного выбора. Поэтому, как утверждал Пелагий, Бог возлагает на нас ответственность за наши грехи, ибо мы по-настоящему свободны. Господь призывает нас вести праведную жизнь, поскольку знает, что мы способны на это. Иисус прожил идеальную жизнь и показал нам, что это возможно. Да, мы живем по милости Божьей, но, по мнению Пелагия, Божественная благодать состояла в том, что Господь создал нас со свободной волей, дал нам Закон, уставы и пример Иисуса, дабы мы жили совершенной жизнью. Кроме того, Бог дарует нам прощение в Иисусе в случае, если мы падаем, выбирая грех, а также посылает нам руководство Святого Духа в нашем духовном путешествии.

Каждый из двух оппонентов, безусловно, был искренним, высказав свои соображения. Однако каждый из них впадает в крайность. Августин впадает в крайность идеи Божьего предопределения и сакраментализма. Пелагий впадает в крайность поверхностного отношения ко греху и спасения своими делами. Но правда содержится в Библии! Библия представляет Бога, сущность Которого — любовь (Ин. 3:16; 1 Ин. 4:8, 16). Он создал Адама и Еву невинными (Быт. 1:31; 2:25; Еккл. 7:29) и со свободой выбора (Быт. 2:15–17). Однако наши прародители выбрали грех (Быт. 3:6).

В Библии ясно сказано, что грех — это не просто прошлое деяние (грехопадение) Адама и Евы. Повествование о грехопадении в книге Бытие сообщает о незамедлительных глубоких изменениях в их природе, взаимоотношениях, окружающей среде, образе жизни и в потомках (Быт. 3:7–24; 4:1–16). Апостол Павел подчеркивает, что с Адамом грех и смерть вторглись в мир (Рим. 5:12–14). Грех принес человечеству страдания, смерть и осуждение (Рим. 5:16–18). Из-за проступка Адама все люди «сделались... грешными» (Рим. 5:19). По этой причине все люди рождаются во грехе, никто не рождается праведником (Рим. 3:9–18, 23; Пс. 13:1–3; 50:7). Таким образом, Библия отвергает пелагианство и представляет грех как нечто большее, чем отдельный проступок человека. Грех представлен как внешняя, так и внутренняя сила, которая порабощает и уничтожает все человечество во всех его аспектах. Столкнувшись с этим мрачным прогнозом, Павел в отчаянии воскликнул: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Самостоятельно, своими силами человечество не может решить проблему греха и зла. Единственная надежда для грешного человечества содержится в жертвенном и преобразующем служении Иисуса Христа (Рим. 3:24, 25; 5:6–19; 7:25), в возрождающем и посредническом служении Святого Духа, Который дает нам новое сердце (Иез. 36:26, 27; Ин. 3:5–8; Рим. 8:3–6, 9–17).

Кроме того, Библия не содержит концепции предопределения и сакраментализма. Библейское учение о спасении основано на жертве Христа (Быт. 3:8, 15; Исх. 20:2; Рим. 5:6–8). Однако Бог не предопределяет одних людей ко спасению, а других к погибели. Господь всегда давал людям личную свободу выбора (Нав. 24:15) и возлагает ответственность на отдельных людей и целые народы за их принятие или отвержение Его спасения (см., например, Быт. 4:4–12; 15:16). Золотой стих Евангелия гласит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В Библии говорится, что Бог призывает всех людей ко спасению (Иез. 33; Ин. 1:12, 13; 1 Тим. 2:4; 2 Петр. 3:9; 1 Ин. 2:2; Откр. 22:17). И как только люди откликаются на Божье приглашение, они начинают сотрудничать с Ним в Его деле спасения погибающих (2 Петр. 1:10; Иак. 4:8; Откр. 3:20). Писание также подчеркивает, что Бог дарует Свою благодать всем через Иисуса Христа (Деян. 4:12; Евр. 5:9; 7:24, 25; 9; 10).

Большинство христиан отвергли идеи Пелагия и приняли теорию Августина о том, что все люди рождаются с греховной природой и грех является непреодолимым для людей. Католики включили в свое богословие учение Августина о том, что все люди унаследовали вину Адама и нуждаются в таинствах, но отвергли его взгляды на предопределение. В отличие от них, протестантизм обоснованно отверг идею Августина о том, что мы наследуем вину Адама и благодать Бога достигается через таинства, однако часть протестантов приняла концепцию Августина о предопределении. В результате эпохи Просвещения современное постмодернистское общество склонно отвергать идеи Августина и принимать теорию Пелагия. Чтобы охватить проповедью людей в этом обществе, мы должны излагать библейское учение о свободе воли и нашей ответственности, о силе греха и нашей единственной надежде на спасение в Иисусе Христе. Приведенный выше исторический пример помогает нам понять, насколько знание истины необходимо для понимания страданий и испытаний в нашей жизни. Но это также помогает нам понять природу человека и силу свободы воли. Такое понимание побуждает нас всегда искать и принимать от Господа помощь, руководство и силу для преодоления наших суровых испытаний.

Часть III: Практическое применение

1. Духовная дисциплина и дешевая благодать

Августин и Лютер учили, что спасение достигается через Божественное предопределение как торжество великой Божьей благодати. Однако эта концепция привела некоторых христиан к мысли: если мы необратимо избраны и спасены Богом, значит, мы не участвуем и не можем вносить свой вклад в процесс спасения. Эта так называемая дешевая благодать приводит к отсутствию духовной дисциплины у многих христиан. Если Бог необратимо избрал меня для спасения, зачем молиться? Зачем читать Библию? Зачем быть бдительным? Зачем участвовать в жизни церкви? Зачем проповедовать другим о Христе? Великие исторические движения возрождения в протестантизме, такие как пиетизм, основанный Филиппом Шпенером в конце XVII века, а также несколько движений Великого пробуждения в XVIII и XIX веках в Северной Америке, откликнулись на эту угрозу, противодействуя ей с помощью духовной дисциплины внутри семей и общин. Рассмотрите свою духовную жизнь, жизнь вашей семьи и вашей общины. Что вы можете сказать о состоянии духовной дисциплины в этих сферах? Что можете сделать, чтобы изменить и улучшить духовную дисциплину (см. Кол. 1:28, 29; 1 Кор. 9:23–27)? Разработайте соответствующий план действий в вашей личной жизни и, если это необходимо и возможно, в вашей семье и общине.

2. Решительная приверженность

Некоторые верующие считают, что христианство означает отсутствие страданий и бед. Другие верующие соглашаются с тем, что небольшие проблемы могут возникать и у христиан. Но сколько христиан решительно преданы Богу, Его призыву следовать за Христом, Его Царству и Его миссии в великой борьбе между Богом и сатаной, добром и злом? В контексте усиливающихся преследований против современных христиан в различных частях мира многие верующие чувствуют необходимость в лучшей, решительной готовности пройти через суровые испытания. Подумайте о вашей преданности Богу и Его Царству. Что вы считаете решительной приверженностью Господу? В какой степени вы готовы служить Богу так, как Он попросит вас?

Синодальный ИПБ

Послание в Колоссы 1:29

29 Для того и тружусь, и борюсь я, движимый силой Христовой, что могущественно действует во мне.

Послание к Колоссянам 1:29

29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Синодальный ИПБ

Иоанн 16:5-15

5 Но теперь ухожу Я к Тому, Кто Меня посылал, и ни один из вас не спрашивает Меня: „Куда Ты идешь?“6 И оттого, что сказал Я вам это, не радостью, а печалью наполнились ваши сердца.7 Но поверьте: для вас же лучше, что Я ухожу. Если Я не уйду, не придет Утешитель к вам, а если уйду, то пошлю Его к вам.8 Когда же придет Утешитель, людям мира сего Он покажет, как неверно думают они о грехе, и о праведности, и о Божьем суде.9 Покажет Он им, что их грех — нежелание верить в Меня;10 что в том праведностьявит себя, что Я к Отцу ухожу, и больше не увидите Меня;11 даст людям знать Он и о суде, ибо князь мира сего уже осужден.12 Еще о многом мог бы сказать Я вам, но сейчас это слишком тяжкое бремя для вас.13 Когда же придет Дух Истины, поведет Он вас к полной истине. Ведь не от Себя будет говорить, а только то, что услышит, скажет, и о грядущем Он вам возвестит.14 Он возвеличит Меня, возвещая вам о том, что возьмет у Меня.15 Всё, что есть у Отца, Мое. Вот почему Я сказал: „Дух откроет вам то, что возьмет у Меня“.

Послание в Колоссы 1:28-29

28 Его и проповедуем мы, всей мудростью вразумляя и уча всякого человека, дабы каждого представить Богу совершенным во Христе.29 Для того и тружусь, и борюсь я, движимый силой Христовой, что могущественно действует во мне.

I Послание Петра 1:13

13 Так что пусть не блуждают мысли ваши, вы, как люди рассудительные, возложите все свои надежды на благословения, ниспосылаемые вам в откровении Иисуса Христа.

Матфей 5:29

29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну.

Бытие 32

1 А когда Иаков с семьей продолжил свой путь, навстречу ему вышли ангелы Божьи.2 Увидев их, Иаков воскликнул: «Это, верно, стан Божий!» — и назвал это место Маханаим.3 Оттуда он послал вестников к брату своему Исаву, в землю Сеир, в страну Эдом,4 с поручением: «Так скажите господину моему Исаву: „Вот что говорит раб твой Иаков: „До сего времени я жил на чужбине у Лавана5 и обрел там крупный рогатый скот, вьючных животных и овец, рабов и рабынь. И ныне посылаю вестников, чтобы сказать тебе об этом, господин мой, и снискать твое расположение““».6 Вестники возвратились к Иакову и доложили: «Мы ходили к брату твоему Исаву, и он уже идет тебе навстречу и с ним — четыреста человек».7 Охваченный ужасом, полный недобрых предчувствий, Иаков разделил своих людей, а также овец, коров и быков и верблюдов на два стана.8 «Если Исав нападет на один стан, — думал Иаков, — и всех в нем перебьет, то всё же те, кто в другом стане, смогут спастись бегством».9 «Боже, — молился Иаков, — Боже отцов моих, Авраама и Исаака, Господи, это Ты сказал мне: „Возвратись в землю свою, к родным своим, а Я позабочусь о благополучии твоем!“10 Недостоин я той любви неизменной, с которой Ты всегда относился ко мне, рабу Своему. Уходя из дома, я с одним посохом в руке перешел через Иордан, а теперь — у меня два стана!11 Молю, спаси меня от брата моего, от Исава! Боюсь я его: придет он и убьет нас, не пощадит ни женщин, ни детей.12 Ты ведь Сам обещал: „Я позабочусь о благополучии твоем, и потомков у тебя будет много — несчетно, как песку морского“».13 Проведя там ночь, Иаков отобрал из всего, что у него было, в дар брату своему Исаву14 двести коз и двадцать козлов, двести овец и двадцать баранов,15 тридцать верблюдиц дойных с верблюжатами, сорок коров и десять быков, двадцать ослиц и десять ослов.16 Разделив на стада, он передал этих животных своим слугам-погонщикам, приказав им: «Идите впереди меня и держитесь на расстоянии один от другого».17 Слуге, шедшему с первым стадом, Иаков сказал: «Когда брат мой Исав встретит тебя и спросит: „Чей ты? Куда ты идешь и чей скот гонишь?“ —18 отвечай ему: „Скот этот раба твоего Иакова, он посылает его в дар господину своему Исаву, а сам Иаков идет за нами следом“».19 Такой же наказ дал он второму, и третьему, и всем остальным гнавшим скот, требуя, чтобы каждый при встрече с Исавом сказал то же самое.20 При этом они должны были обязательно добавить: «Раб твой Иаков идет за нами следом», ибо он думал: «Послав свой дар заранее, я умилостивлю его, а потом, когда мы уже встретимся лицом к лицу, быть может, он по-доброму отнесется ко мне».21 Итак, посланные с даром для Исава пошли вперед, а сам Иаков ту ночь провел в стане.22 Той же ночью он встал и, подняв обеих жен своих, обеих наложниц и одиннадцать сыновей, вброд перешел поток Яввок.23 После того как он перевел их через поток и с ними отправил всё, что у него было,24 Иаков остался один. И вдруг появился Некто и боролся с ним до самой зари,25 пока не стало очевидным: Иакова не победить. Тогда Боровшийся с Иаковом с силой коснулся его бедра — оно тут же вывихнулось.26 И сказал Он Иакову: «Не удерживай Меня — Я ухожу. Заря уже занялась». «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня», — вырвалось у Иакова.27 И Тот спросил его: «Как зовут тебя?» Он ответил: «Иаков».28 «Отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль, — сказал Боровшийся с ним, — ибо ты боролся с Богом и с людьми — и побеждал».29 Тогда Иаков попросил: «Назови же и Ты мне имя Свое». Но Тот лишь сказал: «Зачем ты спрашиваешь об имени Моем?» И там, расставаясь с Иаковом, Он благословил его.30 Поэтому Иаков назвал то место Пени-Эль, воскликнув: «Я видел Бога лицом к лицу и остался жив!»31 Уже взошло солнце, когда Иаков, с трудом передвигаясь из-за боли в бедре, покинул Пени-Эль.32 (Вот почему все потомки Израиля и поныне не едят того, что они называют поврежденной жилой, что над тазобедренным суставом, ибо по ней ударил Тот, Кто боролся с Иаковом.)

От Иоанна святое благовествование 16:5-15

5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:9 о грехе, что не веруют в Меня;10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;11 о суде же, что князь мира сего осужден.12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

Послание к Колоссянам 1:28-29

28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Первое послание Петра 1:13

13 Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

От Матфея святое благовествование 5:29

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Бытие 32

1 А Иаков пошел путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии.2 Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим.3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими.6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.8 И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись.9 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!10 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.11 Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми.12 Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества.13 И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, [и послал] в подарок Исаву, брату своему:14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов,15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов.16 И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада.17 И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это стадо [идет] пред тобою?18 то скажи: раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами [идет].19 То же [что первому] приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его;20 и скажите: вот, и раб твой Иаков [идет] за нами. Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня.21 И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел чрез Иавок вброд;23 и, взяв их, перевел чрез поток, и перевел все, что у него было.24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.
Синодальный ИПБ

Иоанн 16:5-15

5 Но теперь ухожу Я к Тому, Кто Меня посылал, и ни один из вас не спрашивает Меня: „Куда Ты идешь?“6 И оттого, что сказал Я вам это, не радостью, а печалью наполнились ваши сердца.7 Но поверьте: для вас же лучше, что Я ухожу. Если Я не уйду, не придет Утешитель к вам, а если уйду, то пошлю Его к вам.8 Когда же придет Утешитель, людям мира сего Он покажет, как неверно думают они о грехе, и о праведности, и о Божьем суде.9 Покажет Он им, что их грех — нежелание верить в Меня;10 что в том праведностьявит себя, что Я к Отцу ухожу, и больше не увидите Меня;11 даст людям знать Он и о суде, ибо князь мира сего уже осужден.12 Еще о многом мог бы сказать Я вам, но сейчас это слишком тяжкое бремя для вас.13 Когда же придет Дух Истины, поведет Он вас к полной истине. Ведь не от Себя будет говорить, а только то, что услышит, скажет, и о грядущем Он вам возвестит.14 Он возвеличит Меня, возвещая вам о том, что возьмет у Меня.15 Всё, что есть у Отца, Мое. Вот почему Я сказал: „Дух откроет вам то, что возьмет у Меня“.

От Иоанна святое благовествование 16:5-15

5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:9 о грехе, что не веруют в Меня;10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;11 о суде же, что князь мира сего осужден.12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
Синодальный ИПБ

Второзаконие 4:4

4 А вы, сохранившие верность Господу, Богу вашему, живы и поныне.

Лука 13:24

24 «Сделайте всё возможное, чтобы войти вам узкой дверью, ибо, говорю вам, многие будут пытаться войти, но не смогут.

I Послание в Коринф 9:25

25 Всякий состязающийся обязывает себя к строгому воздержанию. Но делают они это, чтобы получить в награду венок земной и тленный, мы же хотим стяжать себе венец неувядаемый.

Послание к евреям 12:4

4 В своей борьбе со грехом вы еще не до крови ему противостояли

Второзаконие 4:4

4 а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне.

От Луки святое благовествование 13:24

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

Первое послание к Коринфянам 9:25

25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.

Послание к Евреям 12:4

4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
Синодальный ИПБ

Послание в Колоссы 1:28-29

28 Его и проповедуем мы, всей мудростью вразумляя и уча всякого человека, дабы каждого представить Богу совершенным во Христе.29 Для того и тружусь, и борюсь я, движимый силой Христовой, что могущественно действует во мне.

Послание к Колоссянам 1:28-29

28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Синодальный ИПБ

I Послание Петра 1:13

13 Так что пусть не блуждают мысли ваши, вы, как люди рассудительные, возложите все свои надежды на благословения, ниспосылаемые вам в откровении Иисуса Христа.

Первое послание Петра 1:13

13 Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
Синодальный ИПБ

Бытие 3:6

6 Женщина увидела, что плоды этого дерева хороши, кажутся вкусными, радуют взор и вожделенны они, потому что мудростью и знанием наделяют отведавшего их; сорвала она несколько плодов с него, сама ела и мужу своему их дала, и он ел вместе с ней.

II Царств 11:2-4

2 Однажды под вечер Давид, поднявшись с постели, прогуливался по крыше царского дворца. И с крыши он увидел омывавшуюся во дворе женщину, она была очень красива.3 Давид послал разузнать о ней, и ему доложили, что это Вирсавия, дочь Элиама, жена Урии-хетта.4 Давид отправил за ней гонцов, и ее привели к нему. Он спал с ней (к тому времени у нее уже прошли дни очищения), и она вернулась домой.

Послание в Галатию 2:11-12

11 Но когда Петр пришел в Антиохию, я открыто выступил против него, говоря, что он сам навлек на себя осуждение.12 Потому что, пока не пришли люди от Иакова, он ел вместе с христианами из язычников. А когда эти люди пришли, Петр стал сторониться язычников и есть от них отдельно, опасаясь иудеев.

Бытие 3:6

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Вторая книга Царств 11:2-4

2 Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.3 И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.4 Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.

Послание к Галатам 2:11-12

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
Синодальный ИПБ

Иеремия 17:9

9 Коварно сердце человека, крайне испорчено оно. Кто может постичь его?

Книга пророка Иеремии 17:9

9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
Синодальный ИПБ

Матфей 5:29-30

29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну.30 И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.

От Матфея святое благовествование 5:29-30

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Синодальный ИПБ

Матфей 5:29

29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну.

От Матфея святое благовествование 5:29

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Синодальный ИПБ

Бытие 32:26

26 И сказал Он Иакову: «Не удерживай Меня — Я ухожу. Заря уже занялась». «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня», — вырвалось у Иакова.

Бытие 32:26

26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
Синодальный ИПБ

Бытие 28

1 Исаак позвал к себе Иакова, благословил его и дал ему такой наказ: «Ханаанеянку в жены не бери,2 а отправляйся поскорее в Паддан-Арам, в дом Бетуэля, к отцу твоей матери; там и возьми себе жену из дочерей Лавана, брата ее.3 Бог Всесильный да благословит тебя! Да сделает Он тебя плодовитым и потомство твое многочисленным, дабы ты стал отцом множества народов!4 Да дарует Он тебе и потомству твоему с тобою благословение, которое Он дал Аврааму, чтобы ты овладел землею, на которой живешь человеком пришлым, овладел той землею, которую Бог обещал дать Аврааму!»5 Так Исаак отправил Иакова в Паддан-Арам, и тот пошел туда, чтобы жить у Лавана, сына Бетуэля-арамея, брата Ревекки, матери Иакова и Исава.6 Исав узнал, что Исаак благословил Иакова и послал его в Паддан-Арам, чтобы тот нашел там себе жену, и что, благословляя, отец обязал Иакова не брать в жены ханаанеянку.7 Узнал он и то, что Иаков послушался родителей и пошел в Паддан-Арам.8 Видя, что невестки из ханаанеянок не угодны его отцу Исааку,9 Исав пошел к своему дяде Измаилу, сыну Авраама, и (хотя у Исава уже были жены) взял себе еще одну жену Махалат, дочь Измаила, сестру Невайота.10 Иаков покинул Беэр-Шеву и направился в Харан.11 Дошел он до некоего места и, так как солнце уже зашло, остался там на ночь под открытым небом. Нашел он на том месте камень, положил его себе в изголовье и лег спать.12 И увидел Иаков во сне лестницу, основание которой покоилось на земле, а верхние ступени достигали неба. Ангелы Божии поднимались и спускались по этой лестнице.13 Господь стоял перед ним и говорил ему: «Я Господь, Бог Авраама, праотца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дарую тебе и потомкам твоим.14 Они неисчислимы будут, словно песок на земле. Распространятся поселения их на запад и на восток, на север и на юг. Благословением для всех народов земли будешь ты и потомки твои.15 Знай же, Я — с тобою и буду всюду хранить тебя, куда бы ты ни пошел, и верну тебя в эту страну. Я не оставлю тебя, не исполнив того, что обещал тебе».16 Пробудившись ото сна, Иаков сказал: «Поистине Господь пребывает на этом месте, а я и не знал!»17 Охваченный страхом, он воскликнул: «Какой трепет во мне вызывает святое место сие! Это не что иное, как дом Божий, это врата небес!»18 Встав рано утром, Иаков взял камень, который клал себе в изголовье, поставил его памятником и возлил на него елей.19 Он назвал то место Бет-Эль. (Прежнее название расположенного вблизи города было Луз.)20 И дал Иаков такой обет: «Если Бог будет со мной, оградит меня от бед в пути и дарует мне хлеб и одежду,21 если благополучно вернусь я в отчий дом, то будет Господь моим Богом, как никогда прежде,22 а на этом месте, где камень сей я памятником поставил, будет дом Божий; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я обязательно буду отдавать Тебе десятую часть».

Бытие 28

1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских;2 встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов,4 и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!5 И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.6 Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских;7 и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.8 И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;9 и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,11 и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.19 И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.20 И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —22 то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
Синодальный ИПБ

Бытие 27

1 Прошли годы, Исаак состарился и стал так слаб глазами, что почти ничего видел. Однажды позвал он к себе старшего сына своего Исава и сказал ему: «Сын мой!» «Да, отец!» — отозвался тот.2 «Видишь, стар я уже, — проговорил Исаак, — и в любой день могу умереть.3 Возьми-ка ты свое оружие, лук свой да стрелы, пойди в поле и добудь для меня дичи.4 Приготовь кушанье, любимое мною, и принеси мне поесть, чтобы я мог от всей души тебя благословить, пока я жив».5 Ревекка подслушала разговор Исаака с его сыном Исавом. И как только тот ушел в поле за дичью для отца,6 она сказала своему сыну Иакову: «Я услышала, что твой отец говорил брату твоему Исаву:7 „Принеси дичи и приготовь мне ее повкуснее, чтобы я поел и, пока жив, благословил тебя пред Господом“.8 Послушай же меня, сын мой, и сделай то, что я скажу тебе.9 Иди в стадо и выбери мне там двух козлят получше. Я приготовлю для отца твоего кушанье, как он любит,10 а ты отнесешь ему, чтобы он поел и благословил тебя, пока еще жив».11 «Но ведь Исав, брат мой, весь покрыт волосами, а у меня кожа гладкая, — возразил Иаков Ревекке, матери своей, —12 может случиться, отец ощупает меня, и я окажусь в глазах его обманщиком и навлеку на себя проклятие, а не благословение».13 Но мать его продолжала настаивать: «Пусть то проклятие на меня падет, сын мой, ты только слушайся меня! Иди и принеси мне козлят!»14 Иаков исполнил просьбу матери: принес ей козлят, и та приготовила из них кушанье, любимое его отцом.15 Затем Ревекка взяла лучшие одежды старшего сына своего Исава, что были в доме у нее, надела их на младшего сына своего Иакова,16 а его руки и шею обернула шкурами козлят.17 Сделав всё это, она отдала в руки Иакову приготовленное ею кушанье и испеченный хлеб.18 Иаков вошел к отцу и сказал: «Отец мой!» «Да, сын мой! — откликнулся Исаак. — А ты который из моих сыновей?»19 «Я Исав, твой первенец, — ответил Иаков отцу, — я сделал всё, как ты сказал мне. Прошу, приподнимись, сядь и поешь моей дичи, чтобы мог ты благословить меня».20 «Сын мой! Как удалось тебе так быстро найти дичь?» — спросил Исаак. «Мне Господь, Бог твой, послал ее», — ответил Иаков.21 «Подойди, сын мой, — велел Исаак Иакову, — я ощупаю тебя, дабы убедиться мне: ты ли сын мой Исав или нет?»22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему; тот ощупал его и сказал: «Голос — голос Иакова, а руки — руки Исава!»23 (Исаак не узнал, что это был Иаков, так как руки его были подобны рукам Исава, брата его: волосатыми были, потому и благословил его.)24 «Так ты на самом деле сын мой Исав?» — спросил Исаак. «Да!» — молвил тот.25 «Теперь угости меня дичью твоей, сын мой, — продолжил Исаак, — и я, насытившись, благословлю тебя». Иаков подал ему, и он ел и пил вино, которое принес ему Иаков.26 После трапезы этой Исаак сказал: «Подойди, сын мой, и поцелуй меня».27 Иаков подошел и поцеловал отца, который почувствовал при этом запах его одежд. Тогда, благословляя его, Исаак сказал: «О запах сына моего, что благоухание поля, на котором благословение Господне.28 Бог да одарит тебя росою с неба, нивами тучными, изобилием хлеба и плода лозы виноградной!29 Народы пусть служат тебе, племена пусть головы перед тобой склоняют. Будь господином над братьями твоими, и сыны матери твоей пусть склоняют головы перед тобою! Прокляты да будут проклинающие тебя, благословенны — тебя благословляющие!»30 Лишь только Исаак произнес последние слова благословения над Иаковом, и едва тот успел выйти от Исаака, отца своего, как вернулся с охоты брат его Исав.31 Тот тоже приготовил вкусное кушанье и, принеся его к отцу, сказал: «Сядь на своей постели, отец мой, поешь дичи сына своего, дабы ты, как и обещал, мог дать мне свое благословение».32 «Кто ты?» — спросил его Исаак. «Я сын твой Исав, — ответил тот, — первенец твой».33 Охваченный ужасом, дрожа всем телом, Исаак сказал: «А кто же был тот, кто сходил уже на охоту и принес мне дичи? Я поел ее перед тем, как ты пришел, и благословил его — он и будет благословенным!»34 Услышав это, Исав издал вопль отчаяния и стал просить Исаака: «Отец мой! Благослови и меня!»35 «Твой брат приходил ко мне и хитростью забрал себе твое благословение», — сказал ему Исаак.36 «Не случайно его зовут Иаков! — вырвалось у Исава. — Он уже дважды подставил мне подножку: сначала присвоил себе мое право первородства, а теперь — предназначавшееся мне благословение. Но неужели, отец, ты не оставил для меня никакого благословения?»37 «Вот я поставил его господином над тобою и всех родственников его определил быть слугами ему, одарил его хлебом, плод лозы виноградной отдал ему. Что же я сделаю для тебя, сын мой?» — ответил ему Исаак.38 «Отец мой, неужели у тебя одно благословение? Благослови же, благослови и меня!» — повторил Исав и громко зарыдал.39 Тогда сказал ему Исаак, отец его: «Да, обитание твое будет там, где нет ни земли тучной, ни росы небесной.40 Ты будешь жить мечом своим и будешь брату своему служить. Но время придет, воспротивишься ты и свергнешь ярмо его с шеи своей».41 Исав затаил злобу на Иакова из-за благословения, которое дал тому отец, и решил: «Скоро наступят дни плача по отцу — ему осталось недолго, и тогда я убью Иакова, брата моего».42 Когда Ревекка узнала о злобном умысле ее старшего сына Исава, она послала за своим младшим сыном, за Иаковом, и сказала ему: «Слушай, Исав, брат твой, хочет отомстить тебе. Он собирается убить тебя.43 Поэтому, сын мой, сделай то, что я скажу тебе: беги к моему брату Лавану в Харан,44 поживи некоторое время у него, пока не утихнет ярость брата твоего,45 пока не пройдет его обида на тебя. А там он и позабудет, что ты сделал ему. Тогда я пошлю кого-нибудь за тобой, и ты вернешься. Не терять же мне в один день сразу вас обоих!»46 А Исааку Ревекка сказала: «Мне жизнь не в радость из-за этих женщин, хеттянок; если еще и Иаков возьмет себе в жены одну из них, из местных хеттянок, зачем мне и жить?»

Бытие 27

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.2 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;6 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто же это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;40 и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран,44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?
Синодальный ИПБ

Бытие 32:24-32

24 Иаков остался один. И вдруг появился Некто и боролся с ним до самой зари,25 пока не стало очевидным: Иакова не победить. Тогда Боровшийся с Иаковом с силой коснулся его бедра — оно тут же вывихнулось.26 И сказал Он Иакову: «Не удерживай Меня — Я ухожу. Заря уже занялась». «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня», — вырвалось у Иакова.27 И Тот спросил его: «Как зовут тебя?» Он ответил: «Иаков».28 «Отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль, — сказал Боровшийся с ним, — ибо ты боролся с Богом и с людьми — и побеждал».29 Тогда Иаков попросил: «Назови же и Ты мне имя Свое». Но Тот лишь сказал: «Зачем ты спрашиваешь об имени Моем?» И там, расставаясь с Иаковом, Он благословил его.30 Поэтому Иаков назвал то место Пени-Эль, воскликнув: «Я видел Бога лицом к лицу и остался жив!»31 Уже взошло солнце, когда Иаков, с трудом передвигаясь из-за боли в бедре, покинул Пени-Эль.32 (Вот почему все потомки Израиля и поныне не едят того, что они называют поврежденной жилой, что над тазобедренным суставом, ибо по ней ударил Тот, Кто боролся с Иаковом.)

Бытие 32:24-32

24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.

Комментарии

КОММЕНТАРИЙ К СШ
Урок субботней школы № 5. «Придите ко Мне…»

МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ! 28 ИЮЛЯ САЙТ ЗАКРЫВАЕТСЯ! Заходите на сайт https://svitok.icu   Урок субботней школы № 5. «Придите ко Мне…» Второй вариант проведения у...

Подробнее ›
КОММЕНТАРИЙ К СШ
Урок 1 | Субботняя школа | III кв. 24 | Начало Евангелия Иисуса Христа

Подробнее ›
КОММЕНТАРИЙ К СШ
«Иисус в послании к Евреям» Разумеешь ли, что читаешь? Разбор субботней школы с БУЦ

Разбор урока № 7 «Иисус – якорь для души» Разбор урока № 6 «Иисус – верный Первосвященник» Разбор урока № 5 «Иисус – податель покоя» Разбор ...

Подробнее ›


Адвентисты.ру
В учении и общении

© 2019 • Старый сайт

Субботняя школа
Ежедневные чтения
Церковь
Аудио
Новости
Видео
Форум
Периодика
Пансионаты и кафе
Семейное образование
ММШ
Статьи