11 ноября, суббота
Миссия, обращенная к ближнему
Библейские тексты для исследования
Лк. 10:25–37; 2 Тим. 3:16; Иак. 2:17–22;Мф. 22:37–40; Гал. 5:14; Мих. 6:6–8.
Памятный стих
«Он сказал в ответ: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя“» (Лк. 10:27).
Нам всем знаком стих: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10:27). Однако наша любовь к Богу может стать поверхностной, если мы говорим, что любим Бога, но не повинуемся Ему. Мы думаем, что любим Бога, но как эта любовь проявляется в нашей повседневной жизни? Любовь к Богу требует полного посвящения сердца, души, тела и разума — и это должно происходить ежедневно. Каждый может сказать, что любит Бога, но все же настоящая любовь требует осознанных усилий.
Однако, хотя любовь к Богу необходима, Бог также желает, чтобы мы любили других людей, поскольку наша любовь по отношению к ним является отражением нашей любви к Богу, что должно проявляться конкретным образом. В 1 Ин. 4:20 сказано: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Павел также говорит, что «весь закон в одном слове заключается: „люби ближнего твоего, как самого себя“» (Гал. 5:14).
На этой неделе урок практический, мы будем учиться применять в своей жизни то, что узнали.
12 ноября, воскресенье
Вопрос вопросов
Кто мы? Как мы здесь очутились? Что происходит, когда мы умираем? Какая судьба нас ждет? Во многих смыслах это самые важные вопросы, которыми могут задаваться люди (в отличие от других живых существ). И в Евангелии от Луки к Иисусу приходит некто с действительно самым важным из всех вопросов.
Прочитайте Лк. 10:25. С какой целью законник обратился с вопросом к Иисусу?
Каким бы серьезным ни был этот вопрос сам по себе, Библия ясно указывает, что законник пришел, чтобы искушать, то есть испытать Иисуса. Мы знаем, что порою люди задают вопросы, не интересуясь ответом, но и таким людям нужно донести Весть. Именно так и поступил Иисус с законником, хотя и знал, зачем был задан вопрос. Но этот вопрос Иисус использовал, чтобы побудить их подумать. Даже зная, зачем пришел законник, Иисус не отвернулся от него и не отнесся к нему неуважительно.
Нет важнее вопроса: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» За любым религиозным обрядом, совершаемым верующим человеком, стоит этот жизненно важный вопрос. Разве есть что-то более важное для тех, о жизни которых сказано, что она «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14)? Ибо что остается взамен вечной жизни, если не вечная смерть?
Как Сам Иисус определил цель Своего пришествия на землю? (Ин. 10:10)
Несмотря на неискренние побуждения, законник задал важный вопрос. Иисус же использовал эту возможность для проповеди истины, чтобы коснуться сердец слушающих.
Как мы можем быть столь же внимательными к использованию любых возможностей, чтобы свидетельствовать даже, кажется, в неподходящих обстоятельствах?
13 ноября, понедельник
Метод Иисуса и ответ на вопрос
Библия говорит нам, что законник пришел испытать Иисуса, но Иисус знал, каковы были его намерения. Действительно, Бог знает желания нашего сердца лучше, чем мы сами. А мы, конечно же, не всегда знаем сердца или побуждения тех, кто подходит к нам с вопросами.
Порою люди других религиозных убеждений спрашивают нас о вере. Например, наши друзья-мусульмане задают вопросы о Божественности Иисуса, такие как: «Где Библия говорит, что Он — Бог?» или «Почему вы говорите, что Бог один, а верите в Его триединство?». Хотя эти вопросы могут звучать провокационно, но задающие их люди могут искренне нуждаться в Иисусе, испытывая глубокую жажду и опустошенность. Мы не знаем их сердец, и нам не нужно их знать. Нам следует служить ближним наилучшим образом, вне зависимости от их истинных намерений.
Прочитайте ответ Иисуса законнику (Лк. 10:26), а затем стихи Деян. 17:11; и 2 Тим. 3:16. Что должно быть основой нашего каждого ответа людям, которые интересуются религиозными вопросами?
Почему, на ваш взгляд, гораздо лучше предложить человеку прочитать высказывание из Библии или самому ее процитировать, чем просто высказать свое мнение по заданному вопросу?
Иногда мы хотим получить ответы, но не стремимся приложить усилия, чтобы их найти. Иисус сказал: «В законе что́ написано? ка́к читаешь?» (Лк. 10:26). Иисус указал на очень важную сторону ученичества. Вместо того чтобы слушать, что нам говорят другие, нам нужно самим читать Слово Божье. Там есть ответы, и Дух Святой работает над нашими сердцами, чтобы указать нам, как поступать.
Бог дал нам Свое Слово. В нем мы можем найти всю истину, необходимую для того, чтобы знать, как жить, как относиться к людям и как «наследовать жизнь вечную». Конечно, в поисках истины учителя и служители играют важную роль, но, в конце концов, мы должны лично обращаться к Библии. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Этот стих не просто поэзия, это истина, указывающая нам на Слово Божье и его важность для верующих.
Иисус, Слово Божье, пришедшее во плоти, всегда указывал людям на написанное Слово. Что это должно говорить нам о важности Библии и о том, почему нам нужно отвергнуть любые философские или богословские соображения, которые преуменьшают наше доверие Библии?
14 ноября, вторник
Наследовать вечную жизнь
Прочитайте Лк. 10:27, 28. Каким был ответ законника на его собственный вопрос?
Законник задал вопрос, и сам же дал на него ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).
Каким был ответ Иисуса? Он сказал: «Правильно ты отвечал». Иисус предложил ему явить это делом: «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28).
Для большинства верующих рассказать о своей вере не составляет труда. А вот поступать в соответствии со своей верой порой сложнее. Многие знающие погибнут из-за того, что не повиновались тому, о чем знали. Вот насколько серьезен этот вопрос. Недостаточно знать о том, что нужно любить Бога и ближних. Это нужно практиковать!
Что для вас лично означает любить Бога и любить ближних?
Прочитайте Иак. 2:17–22. Как практически вы можете проявить любовь к своим ближним?
Если мы любим Бога, мы будем читать Его Слово, будем молиться, будем соблюдать Его заповеди и будем слушаться Его гласа «всем сердцем». Если я говорю, что люблю ближних, но не забочусь об их благе, то что доброго в моей вере? Христианство — это не учение, а образ жизни.
«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2:15, 16).
Насколько вы следуете словам Павла: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2:4)? Как, по Божьей милости, вы можете научиться больше заботиться о других?
15 ноября, среда
Любить других, как самих себя
Прочитайте Мф. 22:37–40. Как вы считаете, почему Иисус обобщил весь Закон в этих двух заповедях? Разве в Законе Божьем не десять заповедей?
Согласно Мф. 22:37–40, Иисус ясно сказал, что каждодневное проявление истиной веры зиждется на этих двух заповедях. А в Лк. 10:27, 28 ясно сказано, что если человек поступает согласно этим двум заповедям, то он обретет вечную жизнь.
«Любовь — это основополагающий принцип Божьего правления на небесах и на земле, и она должна стать фундаментом характера христианина. Только она может укрепить и сделать его непоколебимым. Только она дает возможность христианину выстоять перед любыми испытаниями и искушениями» (Уайт Э. Наглядные уроки Христа. С. 49).
Прочитайте Гал. 5:14; Мих. 6:6–8; 1 Ин. 4:20, 21. Как эти стихи подтверждают то, что сказал Иисус?
По словам Павла, «весь закон в одном слове заключается: „люби ближнего твоего, как самого себя“» (Гал. 5:14). По мнению Павла, любовь к Богу видна на практике только тогда, когда эта любовь проявляется в нашем отношении к людям. Несмотря на то, что он утверждал, что «праведный верою жив будет» (Рим. 1:17), все же жизнь по вере — это не то, что скрыто, неизвестно или невидимо для людей. Павел, Михей и Иоанн ясно дают понять, что практические дела показывают реальность веры, о которой мы заявляем.
В 1 Кор. 13 Павел весьма убедительно заявил, что если человек говорит, что имеет великие знания или совершает великие дела или у него есть полнота веры или он даже готов пожертвовать жизнью, но не имеет любви, то этот человек становится «медью звенящей или кимвалом звучащим» (1 Кор. 13:1).
Еще раз прочитайте цитату Эллен Уайт, приведенную выше. Обратите внимание, что, только имея любовь, люди смогут остаться непоколебимыми и выстоять перед искушениями. Как эта идея показывает, что повеление любить не является спасением делами, но, напротив, выражением нашей веры в Иисуса?
16 ноября, четверг
«Кто мой ближний?»
Когда Иисус похвалил законника за верный ответ и сказал: «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28), — Он затронул самую сущность человека. Законнику было легко давать правильные ответы, но верно поступать было трудно. Так было две тысячи лет назад, так и сегодня — говорить проще, чем делать. Законник хотел уловить Иисуса и выказать свои знания. Он задал последний вопрос: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29).
Прочитайте Лк. 10:30–37. Как бы вы обобщили то, что сказал здесь Иисус?
Как вы считаете, какой вывод сделал бы сегодня Иисус, рассказываю эту притчу вашей общине? А лично вам?
Есть ли вокруг нас люди, которые испытали на себе несправедливое отношение? Сделали ли мы все, что могли, чтобы помочь им?
Верно, что порой пасторы, пресвитеры и члены церкви не помогают тем, кто нуждается в помощи. Порой люди другой веры могут быть добрее к окружающим нас, нежели мы сами. Мы можем рассуждать о доброте, а другие могут восполнять нужды людей, которые не восполняем мы. Если наша вера что-то значит, нам следует прийти на помощь нуждающимся.
Иисус закончил притчу о добром самарянине вопросом: «Кто из этих троих был ближним человеку, оказавшемуся в нужде?»
«Так на вопрос: „Кто мой ближний?“ был дан ответ на все времена. Христос показал, что наш ближний — не только тот, кто принадлежит к нашей церкви или исповедует нашу веру. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний — это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, которые принадлежат Богу» (Уайт Э. Желание веков. С. 503).
Задание: начните ежедневно молиться о ваших ближних (о ком-либо, кто отличается от вас, или о ком-либо, кто лично вам не нравится).
Что делать: в контексте пройденного урока подумайте о том, кто ваш ближний. Изучите ваш молитвенный список людей, которым вы хотели бы преподавать библейские уроки и которых хотели привести к Иисусу и в церковь. Попробуйте определить их нужды (эмоциональные, физические, социальные) и подумайте, как лично вы поможете послужить им на следующей неделе.
17 ноября, пятница
Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Эллен Уайт «Желание веков» главу «Милосердный самарянин» (с. 497–505). Сегодня в мире много голодных, нуждающихся и терпящих несправедливость. Вы можете принять посильное участие в помощи им, каким бы «малым» ни казался ваш вклад. Мы не решим всех проблем этого мира до возвращения Иисуса. Мы к этому и не призваны. Но до этого момента каждый из нас может совершать простые дела для помощи ближним: накормить тех, кому не хватает продуктов, поддержать брата или сестру, переживающих трудный период жизни и т. д.
«Чистое и непорочное благочестие перед Отцом Небесным определяется в следующих словах: „Призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира“ (Иак. 1:27). Добрые дела — это и есть тот плод, которого Христос ожидает от нас: добрые слова, благотворительные дела и нежная забота о бедных, нуждающихся и страждущих. Когда сердце сочувствует другим сердцам, страдающим от разочарования и горя, когда рука протягивается к нуждающимся, чтобы помочь им, когда нагих одевают, странника приглашают пройти в дом и дают ему место в своем сердце, тогда ангелы приближаются к такому человеку и Небо откликается в ответном порыве. Каждый справедливый, милосердный и щедрый поступок отзывается на небе нежной мелодией. Отец Небесный взирает со Своего престола на тех, кто поступает милостиво, и причисляет их к самому ценному Своему достоянию. „И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день“ (Мал. 3:17). Каждый милостивый поступок в отношении нуждающихся и страдальцев рассматривается так, словно он сделан для Иисуса. Когда вы помогаете бедным, сочувствуете страждущим и угнетенным, становитесь другом для сироты, вы тем самым устанавливаете более тесные взаимоотношения с Иисусом» (Уайт Э. Свидетельства для Церкви. Т. 2. С. 25).
Вопросы для обсуждения
Как мы можем быть уверены, что понимаем, что повеление возлюбить Бога и ближних не есть спасение делами? Когда мы размышляем, кто такой Иисус и что Он сделал для нас на кресте (см. Флп. 2:5–8), почему идея о том, что мы можем что-то сделать, чтобы приобрести или заслужить спасение, предстает великим заблуждением? Как мы можем научиться различать стремление заработать спасение, что является фатальной ошибкой, от проявления в нашей жизни спасения, которое мы уже имеем во Христе?
Как мы можем научиться распознавать некоторые присущие нам предубеждения по отношению к тем, кто отличается от нас?
Какие еще библейские отрывки, кроме изученных на этой неделе, поддерживают идею о необходимости проявления доброты к людям вне зависимости от того, кто они?