27 сентября, суббота
Формула успеха
Библейские стихи для исследования
Основной отрывок: И.Нав.1.
Дополнительные стихи: Втор.18:15–22; Пс.1:1–3; Ефес.6:10–18; Евр.6:17-18.
Памятный стих
«Только будь тверд и очень мужествен и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (И.Нав.1:7).
Бенджамин Цандер, руководитель Бостонского филармонического оркестра, прослушивал своих музыкантов и делал разбор их выступления. Он наблюдал за волнением студентов-музыкантов, когда дело доходило до оценки. Для того чтобы успокоить студентов и раскрыть их потенциал в полной мере, уже в первый день занятий он объявил, что каждый получит зачет. Не зачет был целью, которую нужно достичь и которой нужно соответствовать. Это была возможность, которую можно и нужно было использовать. Единственное требование к студентам — они должны были написать письмо в первые две недели занятий, датируя его концом семестра. В письме они должны были объяснить, почему заслуживают зачет.
Книга Иисуса Навина — это книга о новых возможностях. Моисей, который был вождем Израиля на протяжении сорока лет, остался в доброй памяти народа как великий лидер. Исход из Египта и странствия по пустыне завершились, оставив там трагические следы мятежа и упрямства. Новое поколение было готово повиноваться Богу и войти в Землю обетованную как в то место, где можно спокойно жить, а не лезть из кожи вон, чтобы соответствовать Его ожиданиям. Приглашаю вас погрузиться в исследование того, как Бог открыл новую главу в жизни Израиля и как Он может сделать это в нашей жизни.
28 сентября, воскресенье
Новый Моисей
Прочитайте Втор.18:15–22 и И.Нав.1:1–9. Почему так важно, что книга Иисуса Навина начинается с повторения обетования, данного после смерти Моисея?
Моисей умер. Бог назначил его преемника, Иисуса Навина, новым вождем Израиля. Между Моисеем и Иисусом есть много общего. В частности, оба получили от Бога задание — ввести народ в землю, обещанную его отцам. Господь сказал Иисусу Навину: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею» (И.Нав.1:3). Иисус Навин продолжит дело Моисея, завершив его миссию. Он стал новым Моисеем.
Прочитайте Исх.33:11; Числ.14:6,30,38; 27:18; 32:12; Втор.1:38; 31:23; 34:9. Перечислите качества Иисуса Навина, которые можно увидеть в данных стихах.
На данном этапе обетование о том, что Бог «воздвигнет» пророка, подобного Моисею (Втор.18:15), является скорее возможностью, чем свершившейся реальностью. Вступительные слова книги Иисуса Навина напоминают читателю об этом обетовании и в то же время выражают ожидание его исполнения.
Хотя Моисей умер, он все еще в центре внимания первой главы. Его имя упоминается десять раз, тогда как имя Иисуса Навина — всего четыре. Моисей назван «рабом Господним», а Иисус Навин — «служителем Моисея» (Евр.э́вед— раб, трудящийся там, куда поставил его хозяин; Евр.меша-ре́т — служитель в знач. «руководитель, поставленный Богом» (пРим.ред.). (И.Нав.1:1). Иисусу Навину потребуется целая жизнь верного служения и послушания, чтобы о нем сказали как о «рабе Господнем» (И.Нав.24:29).
Несмотря на то, что первая глава книги Иисуса Навина повествует о смене вождя Израиля, главным действующим лицом остается Сам Господь — Его слова открывают книгу, и Его руководство определяет ее содержание. Нет сомнений в том, Кто истинный руководитель Израиля.
На протяжении многих веков Бог призывал тех или иных людей вести за собой Его народ. Почему важно помнить, кто остается истинным и невидимым руководителем церкви?
29 сентября, понедельник
Перейди! Возьми! Раздели! Служи!
Прочитайте И.Нав.1. Какие четыре важные темы поднимаются в этой главе?
Первая глава книги Иисуса Навина — это введение ко всей книге. Она состоит из четырех речей, которые соответствуют четырем основным разделам книги:
1) Переход (И.Нав.1:2–9).
2) Завоевание (И.Нав.1:10, 11).
3) Раздел земли (И.Нав.1:12–15).
4) Служение в послушании закону (И.Нав.1:16–18).
Книгу Иисуса Навина можно представить как последовательность Божественных поручений. В каждом из них Бог поручает Иисусу Навину конкретную задачу, связанную с завоеванием Ханаана. После успешного выполнения этих задач они находят подтверждение в тексте книги.
В конце концов, обетования Божьи о завоевании земли будут исполнены. С этого момента израильтяне будут нести ответственность за сохранность земли. Они смогут это сделать только благодаря истинной вере и послушанию.
Бог поручает народу «перейти», «взять» и «разделить». Народ послушно исполняет поручения, тем самым показывая, что хочет Ему служить.
Книга Иисуса Навина состоит из четырех разделов, каждый из которых характеризуется определенным еврейским глаголом:
1) «перейти» (И.Нав.1:1–5:12);
2) «взять» (И.Нав.5:13–12:24);
3) «разделить» (И.Нав.13:1–21:45);
4) «служить» (И.Нав.22:1–24:33).
Бог ожидает от Своего народа верного отклика на Свои поручения. Мы призваны делать то, что можем, — принять то, что Он сделал для нас, и повиноваться тому, что Он повелевает нам делать. Так было всегда, это актуально и сегодня. Например, описание Божьего народа последнего времени в Откр.14:12 передает ту же идею — веру в то, что Бог сделал для нас; веру, которая ведет к послушанию.
Подумайте о наиболее ценных для вас обетованиях Божьего Слова. Что вам нужно сделать со своей стороны, чтобы они исполнились?
30 сентября, вторник
Наследники обетований
В И.Нав.1:2, 3 Господь говорит Иисусу Навину, что Он дает Своему народу землю. С другой стороны, Он сказал, что уже дал ее (В еврейском тексте в ст. 2 и 3 есть разница между двумя формами глагола, которая не видна в русских переводах: даю и дал (ср. И.Нав.1:13). — ПРим.ред.). Что это означает?
Земля была даром от Господа, Который был ее настоящим Владельцем. В И.Нав.1:2-3 используются две разные формы глагола «давать», отражающие два важных аспекта наследования земли. Первая форма выражает процесс отдачи земли. Только территории за Иорданом были заняты Израилем. Большая часть Земли обетованной еще не была захвачена.
В И.Нав.1:3 глагол используется в форме перфекта, создавая впечатление, что земля уже была им дана. Когда Бог является субъектом таких действий, эта форма называется «пророческим перфектом». Это потому, что Его обещания в Слове считаются неоспоримой реальностью, которую можно считать уже свершившейся.
Местоимения «вы» и «ваши» в третьем стихе — это множественное число; таким образом, обетование дано не только Иисусу Навину, но и всему Израилю. Ссылка на обетование, данное Моисею, указывает на непрерывность Божьего замысла.
Кроме того, в первой главе неоднократно повторяется слово коль («все», «всякий»). Повтор этого слова подчеркивает всеобщность и единство, что имеет решающее значение для достижения цели, поставленной перед Иисусом Навином. Для того чтобы завоевать Землю обетованную, нужно идеальное согласие между Богом, Иисусом Навином и всем Израилем.
Прочитайте И.Нав.1:4–6 и Евр.6:17-18. В тот момент Земля обетованная была именно обетованием, но Бог называет ее наследием. Что значит, по вашему мнению, быть наследниками Божьих обетований?
В Божьих обетованиях нет ничего магического. Сами по себе они не гарантируют исполнения. Для того чтобы обетования сбылись, нужно присутствие Бога, Который обещает: «Я буду с вами». Присутствие Господа было решающим для выживания Израиля. Без Него он был бы обычным народом без особой миссии или своей самобытности (Исх.33:12–16). Для достижения успеха Иисусу Навину нужно было только присутствие Господа.
Сегодня ничего не изменилось, и именно поэтому у нас есть обещание Иисуса в Матф.28:20.
1 октября, среда
«Будь тверд»
Прочитайте И.Нав.1:7–9. Почему Господу нужно было несколько раз подчеркивать Иисусу Навину, что он должен быть твердым и мужественным (Друг. пер.: «сильным и смелым»; или: «непреклонным и бесстрашным» (пРим.ред.)?
Перед Иисусом Навином стояла задача, казавшаяся невыполнимой. Стены ханаанских городов были неприступны, а их жители умели защищаться. Израильтяне же, простые кочевники, не имели даже самых простых военных орудий, чтобы штурмовать укрепления. История показывает, что даже Египет, мощная держава того времени, не смог надолго закрепиться в Ханаане.
Однако призыв быть твердыми и мужественными касался не только военной стратегии. Эти качества были нужны, чтобы оставаться верными Торе и ее требованиям, определявшим завет Израиля с Яхве.
Прочитайте Ефес.6:10–18. Хотя сегодня от нас не требуется участия в военных действиях, как мы можем применить слова ободрения, данные Иисусу Навину, в нашей повседневной духовной борьбе?
Сегодня, исполняя миссию, возложенную на них Христом, христиане сталкиваются с теми же трудностями, что и Иисус Навин. Им приходится сражаться с собственными грехами, противостоять воинству нечестия, начальствам, властям и мироправителям тьмы века сего. Как и Иисус Навин, они могут полагаться на обещание Христа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:20). Подобно тому, как присутствия Господа оказалось достаточно для того, чтобы избавить Иисуса Навина от страха, так и сегодня Его присутствие может помочь нам избавиться от сомнений и тревог.
Наша задача — узнать Господа настолько хорошо, чтобы доверять Ему и Его обещаниям. Именно поэтому так важно выстраивать личные отношения с Ним.
Важнейший вопрос, который стоит перед нами сегодня, не отличается от того, с которым столкнулся Иисус Навин. Как мы можем оставаться верными тому, что говорится в Слове Божьем, даже когда это непопулярно или неудобно?
2 октября, четверг
Процветающие и успешные
Прочитайте И.Нав.1:7–9 вместе с Быт.24:40, Ис.53:10 и Пс.1:1–3. Господь обещает Иисусу Навину, что он будет «успешным на путях». Что на основании этих стихов означает быть успешным? Что лично для вас значит быть успешным?
Еврейское слово цалах («процветать»; в И.Нав.1:8 «будешь успешным») подразумевает успешное выполнение того, что было запланировано, или состояние благоприятных обстоятельств.
Слово сакаль («быть мудрым»; в И.Нав.1:8 «будешь поступать благоразумно») можно также перевести как «процветать» или «быть успешным», но оно может означать «быть благоразумным» или «поступать мудро». Это слово часто встречается в книгах Иова, Притчей и Псалтири, где понятие успеха тесно связано с мудрыми действиями, страхом Божьим и послушанием Его Слову.
Согласно такому пониманию, успех не обязательно определяется как материальное процветание, хотя и не исключает его. Успех следует рассматривать как состояние гармонии с духовными ценностями и принципами, которые лежат в основе сотворенного Богом мира и выражены в Его законе.
Прочитайте еще раз И.Нав.1:8. Согласно этому стиху, какова главная цель изучения Библии? Почему это нужно делать каждый день?
Действительно, вера в Божьи обетования, особенно в обетование спасения только верой, и послушание Его закону не противоречат друг другу. Они представляют собой две стороны одной медали.
Вера в искупительную жертву Иисуса и послушание Божьему закону не должны противопоставляться. Это создает ложное и опасное противоречие. На самом деле закон и благодать всегда идут рука об руку. Поверхностное понимание закона может привести к мысли, что закон и благодать несовместимы.
Авторы Ветхого Завета высоко ценили закон, считая его источником радости (Пс.1:2; Пс.118:70,77,174). Правильное понимание и применение закона помогает глубже осознать свою греховность (Рим.7:7) и необходимость в праведности Христовой (Гал.3:24).
Как ваш опыт показывает вам, что, несмотря на старательное соблюдение Божьего закона, вы нуждаетесь в праведности Христовой?
3 октября, пятница
Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Эллен Уайт «Патриархи и пророки» главу «Переход через Иордан» (с. 481,482), в книге «История спасения» — главу «Израиль входит в Обетованную землю» (с. 175).
«Обетования и предостережения Иисуса относятся также и ко мне. Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына, чтобы я, веруя в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Опыт, о котором говорит Слово Божье, должен стать моим опытом… Когда принципы истины принимаются и усваиваются верой, они становятся частью нашего существа и движущей силой жизни. Слово Божье, принятое в сердце, формирует мировоззрение человека и развивает его характер» (Уайт Э. Желание веков. с. 390, 391).
«Нет темы, о которой следует говорить постоянно и более серьезно, дабы она более прочно укоренилась в разуме людей, чем истина о том, что падший человек ничего не может заслужить своими самыми добрыми делами. Спасение дается только через веру в Иисуса Христа» (Уайт Э. Вера и дела. с. 19).
Вопросы для обсуждения:
Какими бы ни были условия жизни и опыт Иисуса Навина, можем ли мы извлечь духовные уроки из его жизни, которые применимы к нашей собственной? Но почему так важно учитывать контекст, когда мы пытаемся провести параллели?
Обсудите, как Божьи обетования и наше послушание Ему взаимосвязаны и дополняют друг друга. Что произойдет, если мы будем уделять слишком много внимания одной стороне в ущерб другой? Что происходит, если закон вытесняет благодать, или, наоборот, если благодать затмевает закон?
Как бы вы определили успех с библейской точки зрения, исходя из этого урока? Какое место в христианском понимании успеха занимает материальное благополучие?
Представьте, что мог чувствовать Иисус Навин, следуя за Моисеем. Какое обещание, данное ему Богом, безусловно, придавало ему сил для выполнения его непростых задач (см. И.Нав.1:5)?