15 ноября, суббота
Герои веры: Иисус Навин и Халев
Библейские стихи для исследования
Основной отрывок: И.Нав.14:6–14; 19:49–51.
Дополнительные стихи: Числ.13:6, 30–32; Лук.18:1–5; 2Кор.3:18; Рим.12:1-2; Евр.13:7.
Памятный стих
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).
Родители замечают, что дети учатся, наблюдая за ними. Многие ли из нас не переживали, видя, как наши дети копируют наши плохие, а нехорошие черты? Независимо от возраста, нам проще поступать неправильно, чем правильно. Это часть человеческой природы: «Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15). Кто из нас не ощущал это на себе?
С самого начала жизни мы учимся, наблюдая за окружающими. Мы осваиваем базовые навыки, такие как ходьба, речь и выражение эмоций, копируя поведение тех, кто рядом с нами.
Даже во взрослом возрасте мы нуждаемся в образцах для подражания. Даже если они не идеальны, мы можем восхищаться их духовными качествами и стремиться подражать им.
В этом уроке мы подробно рассмотрим примеры двух выдающихся личностей из Ветхого Завета — Халева и Иисуса Навина. Что сделало их особенными в своем поколении и позволило сыграть ключевую роль в жизни Божьего народа в один из самых значимых периодов истории Израиля?
16 ноября, воскресенье
Верность
Прочитайте Числ.13:7,31-32. Кем был Халев? Каково было его место среди народа израильского?
Имя Халев происходит от древнееврейского слова ке́леб («собака»), которое встречается в Ветхом Завете всегда в отрицательном контексте. Однако слово келеб используется во в небиблейских письмах и гимнах, чтобы выразить мужество, упорство и верность слуги своему хозяину. В этом отношении Халев соответствовал своему имени, показывая на протяжении всей своей жизни непоколебимую преданность своему Господу.
Что говорит о Халеве тот факт, что он был готов высказать свое мнение, хотя большинство соглядатаев придерживались совершенно иного мнения, а народ израильский угрожал ему смертью? См. Числ.14:6–10,21–25; 26:65; 32:12.
Давайте вспомним этих значимых израильских вождей, современников Иисуса Навина и Халева: Саммуа, Сафат, Игал, Фалтий, Гаддиил, Гаддий, Аммиил, Сефур, Нахбий и Геуил. Знакомы ли вам эти имена? Вероятно, нет.
Почему? Потому что это имена остальных десяти соглядатаев, посланных Моисеем, чтобы высмотреть землю ханаанскую. Они забыты, потому что не были достойны того, чтобы о них помнили. Отчет, который они принесли, показывал, что Землю обетованную невозможно завоевать. Они посчитали себя саранчой по сравнению с исполинами, населявшими некоторые районы земли. Их сердца растаяли от страха перед «неприступными» стенами укрепленных городов в Ханаане.
Халев, старший из двух соглядатаев, доложивших о положительных результатах, взял на себя инициативу и предложил другой вариант — проявить веру. Он был готов отстаивать то, что, по его мнению, было правильным, несмотря на противодействие, даже перед лицом возможной смерти: «И сказало все общество: побить их камнями!» (Числ.14:10).
Что вы делаете, когда большинство людей вокруг вас придерживаются иного мнения, которое противоречит вашим глубочайшим убеждениям?
17 ноября, понедельник
«Дай мне сию гору»
Прочитайте И.Нав.14:6–14; Числ.14:24; Втор.1:36. Выпишите качества Иисуса Навина и Халева, которые раскрываются в этих отрывках:
Халев никогда не забывал об обетовании, данном ему Господом через Моисея, — что он войдет в землю, на которую ступали его ноги (Числ.14:24). Сорок лет спустя он упоминает о своем собственном отчете о земле — это то, «что было у меня на сердце» (И.Нав.14:7). Его отчет был основан на его убежденности в том, что под Божьим руководством и с Божьей помощью Израиль сможет завоевать эту землю.
В отличие от отчета других десяти соглядатаев, которые вселяли страх в израильтян, Халев проявил искреннее доверие и преданность обетованию Господа. Еврейская фраза, которая буквально означает: «Я в полноте (следовал) за Господом» (И.Нав.14:8), вероятно, является краткой формой более длинной идиомы: «Мое сердце в полноте следовало за Господом» или «Я наполнил свое сердце, чтобы ходить позади/вслед за Господом». В отличие от других, которые ходили вслед чужих богов и не следовали за Господом полностью, сердце Халева было всецело предано Богу.
Тоже самое выражение повторяется дважды позже, подчеркивая верность Халева (И.Нав.14:9,14). Его собственная характеристика согласуется с тем, что Сам Господь назвал «иным духом» (Числ.14:24), который отличал Халева от остальных десяти соглядатаев. Даже в возрасте восьмидесяти пяти лет он продолжал оставаться примером того, чего может достичь Господь с помощью людей, чьи сердца полностью посвящены Ему и Его делу.
Халев понимал, что территория, которая в конечном счете будет принадлежать каждому колену, прямо связана с тем, в какой степени они осмеливаются претендовать на обетования Господа и на то, на какую территорию земли они готовы ступить с верой. Божьи обетования не исполнятся сами по себе в том смысле, что они не сбываются независимо от нашей воли. Скорее, они требуют веры, сопровождаемой решительными действиями. Еврейское слово улай («может быть»; И.Нав.14:12) выражает страх и сомнение, но обычно оно означает надежду и ожидание того, что произойдет что-то положительное (Быт.16:2; Числ.22:6,11; 23:3).
Какие компромиссы, даже незначительные, мешают нам следовать за Господом?
18 ноября, вторник
Сила примера
Прочитайте И.Нав.15:16–19; Суд.1:13; 3:7–11. Что эта история говорит вам о силе примера? Как пример Халева повлиял на младшие поколения, в частности на Гофониила и Ахсу?
В этом отрывке Халев предлагает свою дочь Ахсу в жены тому, кто завоюет Кириаф-Сефер. Гофониил захватывает город и получает руку Ахсы. Эта история важна, потому что она снова показывает мужество, веру и готовность Халева принимать вызовы.
Новое поколение израильтян следует примеру Халева и Иисуса Навина. Когда старшее поколение завершает свое служение, появляется молодежь, готовая противостоять трудностям и продолжать выполнять Божий замысел.
В манере, которая не отличается от просьбы Халева к Иисусу Навину — «дай мне сию гору», Ахса, воодушевленная мужем, проявляет ту же веру и решимость, что и ее отец. Благодаря своей решимости и смелости Ахса продолжает линию примера Халева по исполнению обетования овладеть землей.
Земля, обещанная Яхве Израилю, требует веры и мужества. Решимость Ахсы напоминает о настойчивости женщин в Евангелиях, которые не отступали перед трудностями и не сдавались, пока не получили благословения Иисуса для себя и своих близких.
Как в вашей общине и в вашей семье происходит передача факела веры младшему поколению?
Передача факела веры новому поколению важна для выполнения миссии, вверенной нам Богом. Подумайте о сложностях, с которыми мы сталкиваемся, передавая веру, и о возможностях, которые открываются перед молодыми людьми, когда они берут на себя ответственность в Божьем деле. Что мы можем сделать, чтобы помочь молодежи стать благочестивыми вождями? Насколько важен наш пример в этом процессе?
19 ноября, среда
Смиренный герой
Длинный перечень названий мест, служивших ориентирами на границах территорий колен Израилевых, завершается рассказом о распределении земли между двумя героями — Халевом и Иисусом Навином, из первой группы разведчиков. Халев получил свое наследство первым, а Иисус Навин — последним. До этого момента Иисус Навин распределял землю между коленами Израиля, теперь же настал черед народа Израиля отдать ему его долю.
Прочитайте И.Нав.19:49–51. Каков смысл того, что великий вождь Израиля, разделивший землю, получает свое наследие последним?
Город, который получает Иисус Навин, называется Фамнаф-Сараи, и это название состоит из двух слов. Первое слово, Фамнаф, происходит от глагола мана, означающего «считать» или «приписывать». Это слово указывает на определенную часть или территорию. Второе слово, Сараи, вероятно, происходит от древнееврейского глагола серах, означающего «избыток» или «остаток» (ср. с Исх.26:12). Таким образом, название города Иисуса Навина можно интерпретировать как «оставшаяся часть» или «оставшаяся территория».
Название города, который Иисус Навин выбрал из того, что осталось, свидетельствует о благородном характере второго руководителя Израиля. Прежде всего, он подождал, пока все получат свою долю. Затем он выбрал не одну из густонаселенных территорий земли и не один из самых впечатляющих городов в качестве своего наследия. Вместо этого он выбрал скромный город или его руины, чтобы восстановить их с помощью тяжелого труда (сравните с И.Нав.19:50).
Более того, Фамнаф-Сараи находился недалеко от Силома, рядом со святилищем. Это показывает, что для Иисуса Навина были важны духовные ценности. После того как израильтяне вошли в Землю обетованную и получили свои наделы, он мог бы потребовать более значительное наследство. Но Иисус Навин предпочел простую жизнь, сосредоточившись на главном. Это напоминает молитву Давида: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс.26:4).
Какие уроки можно извлечь из поступков Иисуса Навина? Как их применить в жизни сегодня?
20 ноября, четверг
Преобразованные созерцанием
Размышление над жизненным примером великих героев веры необходимо для нашего духовного роста. В то же время нашим высшим примером является Иисус Христос, Его жизнь и учение. Как сосредоточенность на жизни Иисуса меняет нас? См. Евр.12:1-2; 2Кор.3:18.
Марко Якобони, нейробиолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, исследовал функцию зеркальных нейронов. Эти небольшие клеточные цепи активируются как тогда, когда мы выполняем определенное действие — например, смеемся или обнимаем кого-то, — так и тогда, когда мы наблюдаем, как кто-то другой выполняет это действие. Активность этих нейронов уменьшает различие между видением и действием.
Эллен Уайт говорит о важности созерцания характера Иисуса: «Взирая на Иисуса, мы обретаем более яркое и определенное понимание Бога, и созерцание Его изменяет нас. Естественной нашей потребностью теперь становятся доброта, любовь к нашим ближним. В нас развиваются черты личности, созвучные характеру Божества. Возрастая в Его подобие, мы развиваем свою способность познавать Бога. Наши взаимоотношения с небесным миром становятся все более и более глубокими, плодотворными, и наша сила воспринимать богатства познания и бездну мудрости постоянно увеличивается» (Наглядные уроки Христа. с.355).
Прочитайте Рим.12:1-2. Какие два процесса действуют в нас противоположно? Как мы можем быть уверены, что следуем верному пути?
В начале Рим.12 апостол Павел говорит о двух противоположных силах, которые влияют на нашу жизнь. С одной стороны, мир вокруг нас, со всем его многообразием, стремится вписать нас в свои рамки, изменяя нас извне.
Для того чтобы противостоять этому влиянию, Святой Дух преобразует нас изнутри. Но для того, чтобы это произошло, нам нужно посвятить себя Богу и обратиться к Нему с просьбой продолжить начатое в нас доброе дело (см. Филип.1:6). Так мы шаг за шагом учимся осознанно «поступать по Духу» (см. Гал.5:16).
21 ноября, пятница
Для дальнейшего исследования
«Вера Халева теперь оставалась такой же, какой была много лет назад, когда его свидетельство так сильно противоречило ложным показаниям остальных соглядатаев. Он верил Божественному обетованию, что Господь даст Своему народу в наследие Ханаан, и в этом он полностью следовал указанию Господа. Он переносил со своим народом трудности скитаний по пустыне, разделяя таким образом все разочарования и бремя вины, однако не жаловался, но превозносил милосердие Божье, благодаря которому он остался жив, тогда как братья его умерли в пустыне. Среди лишений, опасностей и язв, постигавших народ во время скитаний в пустыне и на протяжении всех лет войны в Ханаане, Господь хранил его, и теперь, будучи уже старше восьмидесяти лет, он чувствовал себя превосходно. Он просил для себя не завоеванной части земли вообще, но именно того места, которое все другие соглядатаи считали невозможным завоевать. С помощью Бога он надеялся взять эту крепость из рук тех самых исполинов, сила которых некогда поколебала веру Израиля. Это желание родилось у Халева не под влиянием жажды чести и славы. Доблестный старый воин решил оставить своему народу пример, который бы прославил Бога и побудил все колена к полному завоеванию земли, которую их отцы считали непобедимой» (Уайт Э. Патриархи и пророки. с. 512, 513).
«Именно вера в Бога дала Халеву мужество, уберегла его от страха перед людьми и позволила ему смело и непоколебимо стоять на защите того, что правильно. Опираясь на ту же самую силу, на могущественного Вождя небесных воинств, каждый истинный воин Креста может получить силу и мужество, чтобы преодолеть препятствия, которые кажутся непреодолимыми» (Уайт Э. Адвент Ревью энд Саббат Геральд, 30 мая 1912 г.).
Вопросы для обсуждения:
Как давление со стороны общества влияет на нашу способность говорить? Почему так важно иметь мужество, чтобы высказаться, когда другие молчат? Какую роль играет мужество в нашей вере? Как избежать грубости, защищая свои убеждения?
Расскажите в классе о тех примерах веры, которые вы видели в вашей общине или в обществе, и о том, как они повлияли на вас и ваш характер. Какие качества этих людей вы хотели бы перенять?
Подумайте, как СМИ влияют на нашу жизнь. Как использовать их потенциал во благо и избежать негативных последствий?
Подумайте о смирении Иисуса Навина как вождя, который стремился жить рядом со святилищем. Как его пример отзывается в вашем сердце?