22 ноября, суббота
Наследники обетований, узники надежды
Библейские стихи для исследования
Основной отрывок: И.Нав.13:1–7.
Дополнительные стихи: Быт.3:17–24; Втор.6:3; Лев.25:1–5,8–13; Иез.37:14,25; Зах.9:2; Евр.12:28.
Памятный стих
«Возвращайтесь на твердыню, вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне» (Зах.9:2).
В И.Нав.13–21 содержатся длинные списки географических названий, которые были ориентирами на границах территорий земли, выделенных коленам Израилевым. Для современного читателя эти списки могут показаться неактуальными, но они основаны на богословском понимании Земли обетованной, которое важно для нас сегодня. С помощью этих конкретных списков Бог хотел научить израильтян, что земля была не чем-то эфемерным. Она была обещана им очень ощутимым, измеримым образом. Но они должны были сделать это обетование реальностью, действуя в соответствии с ним.
Другими словами, Бог действительно собирался дать им землю в наследие — это был обещанный дар их отцам: «Вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их» (Втор.1:8). Однако им тоже нужно было выполнить свою часть.
В этом уроке мы рассмотрим некоторые богословские концепции, связанные с Землей обетованной, и их духовный смысл.
23 ноября, воскресенье
Едем и Ханаан
Прочитайте Быт.2:15 и Быт.3:17–24. Каковы были последствия грехопадения, если говорить о месте проживания первой человеческой четы?
Бог создал Адама и Еву и поместил их в идеальную среду, полную изобилия и красоты. Первая человеческая чета встретила своего Творца в прекрасном жилом пространстве, которое могло удовлетворить все их физические нужды. В дополнение к устному слову Божьему Едемский сад служил учебным центром, где Адам и Ева получали глубокое представление о характере Бога и жизни, которую Он предназначил для них. Поэтому, когда они разорвали доверительные отношения со своим Творцом, их связь с Едемским садом также изменилась, и в знак разрыва отношений они были вынуждены покинуть сад. Адам и Ева потеряли данную им Богом территорию, и Едемский сад стал для них символом изобильной жизни. Мы вновь обратимся к этой теме, когда будем говорить о Земле обетованной.
Как патриархи получили обетование о земле? (См. Быт.13:14-15; Быт.26:3,24; Быт.28:13.) Что, по вашему мнению, значит для нас, адвентистов, жить как наследники обетований (Евр.6:11–15)?
Когда Авраам вошел в землю, показанную ему Богом, то по вере эта земля стала Землей обетованной для него и его потомков. Она оставалась таковой в течение четырехсот лет. Патриархи не владели этой землей в полном смысле слова, чтобы передать ее своим детям. Она принадлежала Богу, как некогда Едемский сад. Адам и Ева не сделали ничего, что давало бы им право на жизнь в Едемском саду. Также и Израиль не внес никакого вклада в то, чтобы заслужить эту землю. Это был дар Божий, основанный на Его инициативе. У Израиля не было законных прав на эту землю (Втор.9:4–6), он мог владеть ею только по Божьей милости.
Патриархи были наследниками обетований, пока они не исполнились. Мы, последователи Христа, унаследовали еще более великие обетования (Евр.8:6), которые исполнятся, если мы будем «подражать тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6:12).
24 ноября, понедельник
Земля как дар
Прочитайте Исх.3:8; Лев.25:23; Числ.13:2-3; Втор.4:1,25-26; Пс.23:1. Согласно этим отрывкам, кто был правообладателем Земли обетованной? Каким правом на землю обладали израильтяне?
Земля — это основа, придающая народу самобытность. Она определяет место жительства, род занятий и образ жизни. Рабы, лишенные корней, не принадлежали ни одной стране; их трудом пользовались другие. Владение землей означало свободу. Самобытность избранного народа была тесно связана с его проживанием на этой земле.
Между Богом, Израилем и землей существовали особые отношения. Бог даровал землю Израилю, а не предоставлял ее как неотъемлемое право. Народ мог владеть землей только в рамках завета с Яхве и при соблюдении его условий. Иными словами, земля и ее благословения зависели от Божьего благословения.
Однако земля также помогала Израилю лучше понять Бога. Жизнь на этой земле напоминала о верном, исполняющем обетования и заслуживающем доверия Боге. Без инициативы Бога ни земля, ни Израиль не существовали бы. В Египте урожай зависел от Нила и ирригационной системы, а в Ханаане — от дождя, которым управлял только Бог. Таким образом, Земля обетованная напоминала об их зависимости от Бога.
Даже если земля была даром от Яхве, Бог оставался ее истинным владельцем (Пс.23:1). Он имел право передать землю Израилю или забрать ее. Поскольку Бог является владельцем земли, израильтяне, а вместе с ними и все люди, являются странниками и арендаторами на Его земле.
В свете 1Петр.2:11 и Евр.11:9–13 что лично для вас значит жить как странник и пришелец, с нетерпением ожидающий города, художник и строитель которого Сам Бог?
25 ноября, вторник
Трудности, связанные с землей
Прочитайте И.Нав.13:1–7. Несмотря на то, что земля ханаанская была даром Божьим, каковы были некоторые трудности, связанные с обладанием ею?
На протяжении веков израильтяне жили в рабстве, и их военные навыки были недостаточны для завоевания земли. Даже египтяне, обладавшие обученными и хорошо вооруженными войсками, не смогли удержать ее навсегда. Города Ханаана были неприступны, и египтянам не удалось их покорить. Теперь же народу, некогда бывшему рабами, предстояло завоевать землю, которую не смогли захватить их бывшие хозяева. Это могло произойти только по благодати Божьей, а не благодаря их собственным усилиям.
В главах 13 и 21 книги Иисуса Навина рассказывается о разделе земли между коленами Израиля.
Распределение указывает не только на то, что уже выделено, но и на то, что еще предстоит завоевать. Израильтяне могли жить на земле, которую Бог дал им в наследие, будучи ее полноправными арендаторами. Однако инициатива Бога требовала отклика от людей. В первой половине книги описывается, как Бог даровал им землю, изгнал хананеев, а во второй — как Израиль завоевал и заселил эту землю.
Эта сложность завоевания показывает, как осуществляется наше спасение. Подобно Израилю, мы не можем заслужить свое спасение (Ефес.2:8-9). Спасение — это дар, как и земля, была даром Божьим евреям на основании их завета с Ним. Владение землей не зависело от их заслуг (см. Втор.9:5). Но для того чтобы израильтяне могли воспользоваться этим даром, они должны были принять на себя ответственность за жизнь на этой земле, как и мы должны пройти процесс освящения, с любовью исполняя требования, предъявляемые к гражданам Божьего Царства. Хотя это не одно и то же, параллель между даром земли израильтянам и спасением христиан достаточно близка. Нам был дан замечательный дар, но мы можем потерять его, если не будем осторожны.
Как современные христиане преодолевают испытания, схожие с теми, что пришлось испытать при завоевании Земли обетованной? См. Филип.2:12; Евр.12:28.
26 ноября, среда
Юбилейный год
Земля была настолько важной для существования Израиля как Божьего народа, что ее нельзя было отдать целиком одной группе людей. Поэтому землю разделили между коленами, родами и семьями (Числ.34:13–18). Это делалось, чтобы избежать монополии власти в руках нескольких могущественных кланов.
Прочитайте Лев.25:1–5,8–13. В чем заключалась цель субботнего года и юбилейного года?
В отличие от Египта, где люди потеряли свою землю и стали рабами фараона, Бог хотел, чтобы израильтяне никогда не оставались без земли. Никто, кроме рода и семьи, которым она была изначально выделена, не мог владеть конкретной землей. Фактически, согласно Божьему замыслу, землю невозможно было продать; ее можно было только сдать в аренду в соответствии с ее стоимостью, установленной количеством лет, оставшихся до следующего юбилейного года. Поэтому родственники человека, который был вынужден «продать» свою родовую землю, были обязаны выкупить ее до юбилея (Лев.25:25).
Распределение земли показывает, что было на сердце у Бога. Он хочет, чтобы мы были щедры к тем, у кого меньше возможностей, и каждый седьмой год позволяли им пользоваться своими землями. В год субботнего покоя принцип соблюдения субботы применялся шире. Это признание ценности труда и уважения к тем, кто сталкивается с трудностями. Законы о владении землей давали каждому израильтянину возможность освободиться от перешедших по наследству или созданных им самим гнетущих обстоятельств и начать жизнь заново.
По сути, это и есть главная цель Евангелия: стереть различие между богатыми и бедными, работодателями и наемными работниками, привилегированными и обездоленными, поставив всех нас в равное положение, признав нашу полную нужду в Божьей благодати.
К сожалению, Израиль не последовал Божьим указаниям, и спустя столетия его изгнали с земли (2Пар.36:20, 21).
Как принципы израильского распределения земли и соблюдение субботы напоминают нам о равенстве возможностей перед Богом? Как соблюдение субботы помогает противостоять угнетению и потребительству, которые разрушают многие сообщества?
27 ноября, четверг
Восстановление на земле
Прочитайте Иер.24:6; Иер.31:16; Иез.11:17; Иез.28:25; Иез.37:14,25. Каким было обетование Божье относительно возвращения Израиля в Землю обетованную и как оно исполнилось?
Во время вавилонского пленения израильтяне осознали, что отсутствие корней— это не только утрата, но и возможность. Их отношения с Богом не зависели от земли, хотя и были связаны с ней. Когда они покаялись и обратились к Господу, Он вернул их домой, подтверждая, что их Бог остается с ними, даже если они вдали от земли.
Однако обетование о вечном владении землей для Израиля было условным (Втор.28:63-64; И.Нав.23:13,15; 3Цар.9:7; 4Цар.17:23; Иер.12:10). Таким же было и обещание вернуть Израиль на землю после изгнания и даровать ему процветание. Ветхозаветные пророки предсказывали восстановление, которое принесет будущий царь из рода Давидова (Ис.9:6-7; Зах.9:9,16). Это обетование исполнилось в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, Который исполнил все обещания, данные древнему Израилю. В Новом Завете нет прямых упоминаний Земли обетованной, но говорится, что Божьи обетования исполнились в Иисусе Христе и через Него (2Кор.1:20; Рим.15:8). В свете Христа Земля обетованная приобретает новый смысл и становится символом духовных благословений, которые Бог обещает Своему верному народу здесь и сейчас (Ефес.2:6) и в будущем.
Окончательное исполнение Божественного обетования о покое, изобилии и благополучии на Земле обетованной произойдет на новой земле, освобожденной от греха и его последствий. В этом смысле наша надежда как христиан основана на обетовании Христа, что Он вернется и после Тысячелетнего царствования на небесах установит Свое вечное Царство на обновленной земле. Это станет окончательным исполнением всех обетований о земле.
Прочитайте Иоан.14:1–3; Тит.2:13 и Откр.21:1–3. Какая окончательная надежда для нас содержится в этих стихах и почему смерть Иисуса становится залогом исполнения этой надежды?
28 ноября, пятница
Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Эллен Уайт «Великая борьба» главу «Конец борьбы» (с. 672–678).
«Мы будем спасены навечно, когда войдем в город воротами. Тогда мы сможем возрадоваться, что спасены, спасены навечно. Но до тех пор нам нужно прислушаться к наставлению апостола и „бояться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из нас опоздавшим“ [Евр.4:1]. Знание Ханаана, пение гимнов Ханаана, радость от перспективы войти в Ханаан не привели сынов Израиля в виноградники и масличные рощи Земли обетованной. Они могли по-настоящему овладеть ею только через выполнение условий, проявление живой веры в Бога, присвоение себе Его обетований» (Уайт Э. Наставник молодежи, 17 февраля 1898 г.).
«В Библии наследие спасенных названо „отечеством“ (см. Евр.11:14–16). Там небесный Пастырь водит Своих овец к источникам живой воды. Там дерево жизни ежемесячно приносит свои плоды, и листья его служат благу народов. Там текут вечные потоки, чистые, как кристалл, и растущие около них деревья бросают свою тень на тропинки, приготовленные для искупленных Господа. Там просторные долины мягко переходят в прекрасные холмы и горы Божьи вздымают свои величественные вершины. И там в мирных долинах, на берегах живых потоков народ Божий — эти усталые скитальцы и путники — наконец обретут свою родину» (Великая борьба. с. 675).
Вопросы для обсуждения:
Поразмышляйте о Земле обетованной как о символе жизни с избытком, которую Христос пообещал Своим последователям в Иоан.10:10. Как преимущества проживания в земле изобилия отображают благословения спасения?
Какова взаимосвязь между гражданством страны и определенным образом жизни? Как одно влияет на другое? Каковы некоторые из последствий гражданства в Царстве Божьем?
Мы часто разочаровываемся в обещаниях людей и порой в своих собственных. Почему же мы можем доверять обещаниям Бога?
Как мы можем реально и практически уже сейчас сделать обетование о новой земле частью нашего будущего?