27 июля, суббота
Глас пророков
Библейские тексты для исследования
1 Цар. 8:10–18; Ам. 5:10–15; Мих. 6:8; Быт. 19:1–13; Иез. 16:49; Ис. 1:15–23.
Памятный стих
«О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).
Ветхозаветные пророки относятся к числу наиболее интересных библейских персонажей. Их пронзительные голоса, суровые послания, скорбь, гнев и возмущение указывали на их глубокое беспокойство за судьбу народа.
Будучи посланы главным образом к Израилю и Иуде, пророки призывали избранный народ вновь обратиться к Богу. Народ и его вожди слишком легко поддавались пагубному влиянию окружающих народов, погрязших в идолопоклонстве. И неблагодарная задача пророков состояла в том, чтобы побудить людей к покаянию. Иногда им приходилось напоминать народу о Божьей любви и о том, что Он совершил для них. Если же люди продолжали уходить от Бога, то пророки предупреждали о последствиях такого шага.
Изучая этот урок, мы увидим, что в перечне грехов и злодеяний, от которых пророки предостерегали правителей и народ, одним из самых больших зол было угнетение бедных, нуждающихся и беспомощных. Безусловно, идолопоклонство и следование ложным религиозным обычаям — это очень плохо, но притеснение бедных и слабых достойно не меньшего осуждения.
28 июля, воскресенье
Повторяющийся призыв к справедливости
Невзирая на предусмотренный для Израиля подробный Божий план, израильтяне редко жили согласно своему призванию. Всего через несколько поколений после того, как народ обосновался на обетованной земле, евреи просили пророка и судью Самуила назначить им царя, чтобы он правил их народом, «как у прочих народов» (1 Цар. 8:5).
Прочитайте 1 Цар. 8:10–18. О чем предупредил Самуил народ, просивший себе царя?
Самуил связал эту просьбу с желанием уподобиться другим народам. И хотя Самуил пытался давать советы первому царю, исполнение его пророчества не заставило себя ждать. Даже при расцвете Израильского царства во время правления Давида и Соломона этим царям не удалось избежать искушений, коррупции и превышения властных полномочий.
В период правления царей в Израиле и Иудее Бог посылал пророков, чтобы те могли провозгласить Его волю и напомнить израильским вождям и народу о возложенной на них Богом ответственности за забытых членов общества.
В пророческих вестях мы видим неоднократно повторяющийся призыв к праведной жизни и справедливому общественному устройству. Противостоя неверности Израиля и его вождей, пророки неизменно выступали в защиту безгласных, особенно тех, на ком болезненно сказывалось нежелание Израиля следовать Божьей воле.
Размышляя о сильном душевном переживании ветхозаветных пророков, Абрахам Джошуа Хешель сопоставляет наше самодовольство с их настойчивыми призывами к справедливости: «То, что приводило в ужас пророков в те времена, сегодня происходит ежедневно во всем мире… Их нетерпимость к любой несправедливости может быть расценена нами как истерика. Мы сами постоянно являемся свидетелями несправедливости, лицемерия, лжи, насилия, страданий, но все это редко вызывает в нас возмущение или чрезмерное волнение. А для пророков даже самая незначительная несправедливость принимает мировые масштабы» (The Prophets, pp. 3, 4).
Пророки помогают нам понять, что наполняет сердце и разум Бога. Выступая от Его имени, они могут помочь нам увидеть несправедливость и страдания нашего мира Божьими глазами, полными слез. Но это жгучее переживание является также призывом к действию, к сотрудничеству с Богом с целью облегчить и устранить угнетение и скорбь окружающих нас людей.
В каких случаях мы порой стремимся уподобиться «прочим народам»? Как это может навредить нам и другим людям?
29 июля, понедельник
Амос
«Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: „иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю“» (Ам. 7:14, 15).
Амос открыто признает отсутствие профессиональных способностей для того, чтобы быть пророком. Однако, провозглашая Божью весть израильскому народу, он демонстрирует очевидный дар привлекать внимание своих слушателей к тому, что он желает им сказать.
Амос начинает с хорошо знакомой риторики, перечисляя соседние государства — Сирию, Филистию, Финикию, Едом, Аммон и Моав, а также подробно описывая преступления, бесчинства и злодеяния их жителей, за которые Бог их накажет (см. Ам. 1:3–2:3). Несложно представить, как израильтяне радовались Божьему приговору для своих врагов, ведь они сами стали жертвами многих преступлений этих народов.
Затем Амос перемещается ближе к дому, объявляя Божий суд над иудейским народом — южным соседом Израиля. Амос указывает на отвержение ими Бога, неповиновение Его заповедям и неизбежное наказание (см. Ам. 2:4, 5). Мы вновь можем представить, как люди в Северном царстве радуются этой вести, поскольку Амос указывает на проступок ближайших соседей.
Но затем Амос переключается на своих слушателей. В остальных главах книги пророк указывает на злые поступки и идолопоклонство израильтян, их несправедливость и упрямое неповиновение Богу.
Прочитайте Ам. 3:9–11; 4:1, 2; 5:10–15 и 8:4–6. От каких грехов пророк предостерегает людей?
Хотя в своей речи Амос далек от дипломатичности, а его предупреждения — это скорее приговор, все же его послание приправлено уговорами обратиться к своему Богу. А это означает восстановить справедливость и заботу о бедных в их среде: «Пусть, как вода, течет суд, и правда как сильный поток!» (Ам. 5:24). Последние несколько стихов пророчества Амоса указывают на будущее восстановление Божьего народа (см. Ам. 9:11–15): «В момент их самого глубочайшего падения и величайшей нужды Бог посылал им весть о прощении и надежде» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 283).
Бывают ли случаи, когда мы должны быть готовы говорить решительно и сурово, чтобы исправить ошибку? Как понять, когда такой язык уместен, а когда — нет?
30 июля, вторник
Михей
«О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Каким образом вы можете воплотить эти слова в жизнь?
Стих Мих. 6:8, пожалуй, — один из самых известных в Священном Писании. Мы любим его цитировать или писать в качестве духовного наставления на поздравительных открытках наряду с другими стихами. Но действительно ли мы знаем контекст и понимаем глубокое содержание этого стиха?
Прочитайте отрывки Мих. 2:8–11 и 3:8–12. Какие поступки людей осуждал Михей?
Во время правления иудейского царя Ахаза Божий народ достиг дна в своем историческом и духовном падении. Идолопоклонство и его различные порочные практики возрастали. В то же время, как отмечали другие пророки того времени, богатые продолжали эксплуатировать и грабить бедных.
Пророк Михей гневно осуждает то беззаконие, которое совершает народ. В первых трех главах его книги выражаются скорбь и гнев Бога на то зло, которое совершил Его народ, а также описывается великое разорение, которое постигнет их.
Но Бог не отказался от Своего народа. Даже пронзительные голоса и суровые послания пророков свидетельствовали о неизменной заинтересованности Бога в Своем народе. Он посылал им предупреждения, потому что любил и заботился о них. Господь желал даровать им прощение и восстановление, Его гнев не мог длиться вечно (см. Мих. 7:18–20).
Именно в таком контексте прозвучал этот известный призыв — действовать справедливо, любить дела милосердия, смиренномудренно ходить перед Богом. Звучит довольно просто, но воплотить эти принципы в жизнь гораздо сложнее, ведь, поступая так, можно стать «белой вороной» в обществе. В нашем мире, где другие наживают себе целые состояния ценой несправедливости, насмехаются над милосердием и подавляют своей гордостью, желание действовать справедливо, любить дела милосердия и ходить в смирении потребует от вас мужества и упорства. Тем не менее, принимая решение соблюдать эти принципы, мы не одиноки на своем пути, ведь с нами Бог.
Какая связь между этими тремя принципами: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом?
31 июля, среда
Иезекииль
Если спросить группу христиан о «грехах Содома», скорее всего, многие пустились бы в описание различных грехов сексуального характера и других проявлений безнравственности. Ведь в Быт. 19:1–13 изображено больное и извращенное общество, которое уже давно пора было уничтожить.
Однако интересно отметить, что ответ на этот вопрос не ограничивается перечислением вышеупомянутых грехов. Рассмотрим определение Иезекииля: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иез. 16:49). Господь, разумеется, не закрывал глаза на остальные грехи жителей этого города, но основное внимание здесь обращено на экономическую несправедливость и отсутствие заботы о нуждающихся.
Возможно ли, что в Божьих глазах эти грехи были столь же ужасными, как блудодеяние?
Предупреждая о грядущем разрушении, ранние пророчества Иезекииля созвучны пророчествам его предшественников — Амоса, Михея и Исаии. Однако после сообщения о том, что Иерусалим будет захвачен вавилонянами, а его жителей возьмут в плен, Иезекииль переходит к Божьим обетованиям о восстановлении израильского народа.
Прочитайте Иез. 34:2–4, 7–16. Сравните Божью оценку коррумпированных правителей Израиля с Его пасторской заботой. Как их обращение с самыми слабыми «овцами» контрастирует с Его методами?
Несмотря на то, что по степени беззакония израильский народ можно было сравнить с Содомом, Господь по-прежнему взывал к людям в надежде обратить их от всякого нечестия. Согласно обновленному Божьему плану, израильтяне должны были вернуться в свою землю, Иерусалим и храм должны были быть восстановлены. Установленные Богом праздники должны были снова отмечаться, а земля — быть разделенной поровну между людьми как их наследие (см. Иез. 47:13–48:29). Очевидно, Бог с возвращением Своего народа из вавилонского плена желал возобновить действие первоначального плана, данного Моисею и израильскому народу после их выхода из Египта. Он предусматривал заботу о самых слабых членах общества и чужестранцах.
Насколько для вас важен тот факт, что наш Бог всегда предлагает второй шанс, давая его даже Своему заблуждающемуся народу?
1 августа, четверг
Исаия
Прочитайте Ис. 1:15–23; 3:13–15 и 5:7, 8. Какова реакция пророка на явления, которые он наблюдал в окружающем его обществе?
Вступительная проповедь Исаии (первые пять глав) содержит резкую критику образа жизни Божьего народа, предупреждение о надвигающемся суде за то, что люди отвергли Господа и продолжают грешить. В его словах также сквозит надежда на то, что они вновь обратятся к Богу и изменят свою жизнь к лучшему. Но, пожалуй, самая сильная эмоция, пронизывающая его слова, — это скорбь. Осознавая, Кто есть Бог и что Он готов сделать для Своего народа, пророк оплакивает то, что было потеряно, бесчисленное количество пострадавших людей, и сокрушается о грядущем Божьем суде, который постигнет этот народ за все содеянные беззакония.
Исаия придерживается подобной модели на протяжении всего своего пророческого служения. Он призывает людей вспомнить, что совершил для них Господь. Пророк также предлагает им надежду, приоткрывая завесу того, что Бог желает совершить для них в будущем. Таким образом, теперь люди должны взыскать Господа, поскольку для возобновления отношений с Богом им следует раскаяться в своих проступках и изменить свое отношение к другим людям.
В главах 58 и 59 Исаия вновь акцентирует внимание на вопросе справедливости. Он описывает общество, в котором «и суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади и честность не может войти» (Ис. 59:14). Однако он утверждает, что Бог знает об этом и спасет Свой народ — «придет Искупитель» (Ис. 59:20).
На протяжении всей книги Исаии особое внимание уделяется провозглашению пришествия грядущего Мессии, Который в конечном итоге восстановит Царство Божье на земле и принесет справедливость, милосердие, исцеление и восстановление.
Прочитайте Ис. 9:6, 7; 11:1–5; 42:1–7 и 53:4–6. Как эти пророчества согласуются с вашим пониманием жизни, служения и смерти Иисуса Христа? Каким образом эти пророчества открывают цель Его пришествия в этот мир?
2 августа, пятница
Для дальнейшего исследования
Прочитайте главы «Ассирийское пленение» (с. 279–292) и «Призвание Исаии» (с. 303–310) в книге Э. Уайт «Пророки и цари».
«Против господствующего беззакония, вопиющей несправедливости, чрезмерной роскоши и расточительности, безнравственных празднеств и пьянства, вопиющей распущенности и разврата возвышали свои голоса пророки, но напрасны были все их протесты и обличения» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 282).
«Социальное положение народа было особенно безрадостным. В стремлении обогатиться люди приобретали дома за домами и поля за полями… Понятие справедливости было извращено, и к бедным не испытывали никакого сострадания… Даже вожди народа, которым надлежало защищать беззащитных, оставались безучастными к воплям бедных и нуждающихся, вдов и сирот…
Поэтому неудивительно, что Исаия, призванный Богом в последние годы царствования Озии передать иудейскому народу Божью весть предостережения и обличения, уклонился от возлагаемой на него ответственности. Он прекрасно понимал, что встретит упорное сопротивление» (там же, с. 306, 307).
«Эти простые и ясные слова пророков… нам надо воспринять как голос Божий, обращенный к каждой душе. Мы не должны упускать случая сделать доброе дело, проявить чуткую предусмотрительность и христианское участие к тем, кто страдает и скорбит» (там же, с. 327).
Вопросы для обсуждения
1. Мы часто думаем, что главная задача пророчества — предсказание будущего. Как понимание того, что ветхозаветные пророки были больше сосредоточены на том, что происходило в их обществе, меняет ваше восприятие роли пророка?
2. Жизнь и вести пророков свидетельствуют о том, насколько бывает трудно и опасно отстаивать истину. Какое объяснение вы можете дать словам и действиям пророков?
3. При чтении пророческих книг может показаться, что Божий гнев чередуется с Его глубокой заботой о Своем народе. Как вы совмещаете эти два аспекта Божьего характера?
Вывод: Ветхозаветные пророки были пылкими защитниками Божьей воли в отношении народа. Отражая заботу Самого Господа, они направляли свой пыл на восстановление справедливости для бедных и угнетенных. Призыв пророков обратиться к Богу подразумевал также стремление положить конец несправедливости. Именно это обещал сделать Бог, чтобы обеспечить лучшее будущее для Своего народа.
Миссионерская история
Месть и прощение
Эндрю Макчесни, Адвентистская миссия
Длинный клинок мачете грозно сверкнул, когда 21-летний Уайлдер, пылая гневом, взмахнул им над головой. Он целился в шею своего отчима. В этот момент его отчим, Альберто Руи Куарежма, поднял руку, и лезвие глубоко врезалось ему в предплечье.
Следующие 24 дня Альберто провел в больнице в Сан-Томе, столице островного государства Сан-Томе и Принсипи у побережья западной Африки. Он перенес операцию, и врачи вставили в его руку металлическую пластину. Охваченный злобой, он обдумывал план мести. Ему тоже хотелось взять мачете и так же вонзить его в руку Уайлдеру.
Юношу не арестовали, поскольку его родной отец воспользовался своими значимыми связями. Уайлдер набросился тогда на своего отчима после ссоры.
Лежа на больничной койке, Альберто заметил, что к ним в палату каждый день приходила женщина, Мария Рита, навестить своего брата, пострадавшего в результате аварии, когда он ехал на мотоцикле. Альберто восхищался ее добротой, ее заботой по отношению к брату и однажды решился на признание:
— Я полюбил тебя.
— Нет, — резко ответила на это Мария Рита. — Я не хочу замуж. От мужчин одни беды.
Ее реакция удивила Альберто, но он понял, что она страдает от прошлых отношений. В свои 44 года Альберто успел пожить с тремя гражданскими женами, и как раз сын последней пытался убить его.
Мария Рита не хотела обсуждать вопрос брака. Она сменила тему и заговорила о Боге.
— Бог есть любовь, Он может изменить твою жизнь и сделать тебя другим человеком, — сказала она. — Бог поможет тебе забыть произошедшее и простить того парня.
После выписки из больницы Альберто иногда встречал Марию Риту на улице. Однажды она пригласила его посетить 40-дневную программу возрождения, которая проводилась в ее адвентистской церкви. Альберто был впечатлен услышанным и пять месяцев спустя принял крещение. Позже он сделал предложение Марии Рите стать его женой, и она согласилась.
Сегодня Альберто 50 лет, он работает бригадиром на цементном складе. Также он является казначеем, старшим дьяконом и учителем субботней школы в своей церкви. Альберто молится о возможности поделиться с Уайлдером своим личным опытом — как Бог изменил его жизнь. Иногда они встречаются на улице и обмениваются приветствиями.
Он смеется, когда ему напоминают, что этот юноша пытался убить его во время их последней встречи. «Я не волнуюсь об этом, потому что Бог со мной», — говорит Альберто.