31 августа, суббота
Жить согласно Евангелию
Библейские тексты для исследования
Рим. 8:20–23; Ин. 3:16, 17; Мф. 9:36; Еф. 2:8–10; 1 Ин. 3:16, 17; Откр. 14:6, 7.
Памятный стих
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8–10).
Говоря о Божьих повелениях, требованиях или указаниях, мы рискуем допустить мысль, что можно тем или иным образом поспособствовать нашему спасению и обрести благосклонность Бога. Но Священное Писание неоднократно указывает на то, что мы как грешники спасаемся исключительно по Божьей благодати через Иисуса Христа и Его заместительную смерть за нас на кресте. Разве мы можем что-либо к этому добавить? Эллен Уайт писала: «Если вы припомните все, что есть в человеке хорошего, святого, благородного и любезного, а затем предложите все это ангелам Божьим в качестве заслуги, играющей важную роль в деле спасения человеческой души, такое предложение будет воспринято как измена» (Вера и дела, с. 24).
Следовательно, наши дела милосердия и сострадания для нуждающихся не должны рассматриваться как способ исполнить закон. Напротив, по мере возрастания в нас чувства признательности за спасение будет расти и наше понимание тесной связи между Божьей любовью и Его заботой о бедных и угнетенных. Познавая Его любовь, мы будем делиться ею с другими. Удивительная Божья любовь объяла каждого из нас, и Господь призывает нас также проявлять эту любовь друг к другу.
1 сентября, воскресенье
«Ибо так возлюбил Бог…»
В Ин. 3:16 говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир…». В греческом тексте использовано слово космос, которое означает «мир как созданное, организованное бытие» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 929). В этом стихе речь идет о спасении человечества, но план спасения также имеет последствия для всего мироздания.
Прочитайте Рим. 8:20–23. На какие цели плана спасения указывает этот отрывок?
С одной стороны, спасение касается каждого из нас и проявляется в наших личных отношениях с Господом. Но оправдание — это не просто прощение наших грехов. В идеале Господь посредством Иисуса Христа и силы Святого Духа создает Божью семью, которая дорожит своим прощением и свидетельствует миру о спасении добрыми делами.
Прочитайте Ин. 3:16, 17. Каким образом стих 17 открывает более глубокое значение предыдущего текста?
Божья любовь к людям безгранична. Нам радостно осознавать, что Он любит тех, кого любим мы. Он также любит тех, кому мы пытаемся донести весть Евангелия, и осознание этой истины мотивирует нас на миссионерскую работу. Но Он также любит и тех, кто нам неприятен или даже вызывает в нас страх. Бог любит всех людей, даже тех, кто нам не особо нравится.
Творение также свидетельствует о безграничной любви Господа. Священное Писание последовательно указывает на окружающий нас мир как на свидетельство Божьей благости: «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Сама жизнь — это Божий дар, и независимо от своего отношения к Богу каждый человек получает этот подарок.
Как изменится наше отношение к другим людям и их жизненным обстоятельствам, если мы признаем, что они также являются Божьим творением и Господь их любит?
2 сентября, понедельник
Сострадание и покаяние
Истории, в которых тесно переплетены темы спасения и великой борьбы, призывают нас осознать основополагающую истину для понимания нашего мира и нас самих: наш мир и все в нем находится под властью греха. Он не был создан таким изначально, и хотя мы по-прежнему носим образ нашего Создателя, тем не менее мы являемся частью падшего мира. В нашей повседневной жизни грех имеет ту же природу, что и зло, которое вызывает боль, угнетение и эксплуатацию во всем мире.
Поэтому вполне естественно, что мы, живые существа, испытываем боль, стеснения, скорбь и остро чувствуем трагедию мира и окружающих нас людей. Плач в Псалтири, скорбь Иеремии и других пророков, слезы и сострадание Иисуса Христа показывают уместность подобной реакции на все то зло, которое происходит в мире.
Прочитайте Мф. 9:36; 14:14; Лк. 19:41, 42 и Ин. 11:35. Какие события вызывали сострадание Христа? Что может смягчить наши сердца в этом мире боли и страданий?
Нам также необходимо помнить, что грех и зло происходят не просто «где-то там», будучи результатом чужой испорченности: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). В понимании библейских пророков грех являлся трагедией не потому, что кто-то нарушил «правила», а потому, что грех разрушил отношения между Богом и Его народом, и к тому же наш грех вредит другим людям. Зло всегда остается злом, какие бы формы и масштабы оно ни принимало.
Эгоизм, жадность, подлость, предрассудки, невежество и беспечность лежат в основе всего зла, несправедливости, нищеты и угнетения в мире. Исповедуя свою греховность, мы делаем первый шаг к тому, чтобы решить проблему этого зла и позволить Богу обрести Его законное место в наших сердцах: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Проанализируйте свою жизнь. Какие у вас есть слабые места, доказывающие, что грех не обошел вас стороной? Где искать единственный правильный ответ и куда мы должны постоянно обращать наш взор?
3 сентября, вторник
Благодать и добрые дела
Кратко изложите своими словами основной смысл Еф. 2:8–10. Что в этих стихах говорится о взаимосвязи между благодатью и добрыми делами?
Священное Писание говорит нам, что мы были созданы, чтобы поклоняться Богу и служить другим людям. Мы можем только представлять в уме, каким было бы это служение в безгрешной среде.
А пока мы знаем, каково жить в пораженном грехом падшем мире. К счастью для нас, Божья благодать, выраженная в жертве Иисуса Христа за грехи мира, открывает путь к прощению и исцелению. Именно благодаря ей наша жизнь меняется и становится более насыщенной. Кроме того, мы становимся Божьим инструментом, посредством которого Он желает поддержать и утешить других людей (см. Еф. 2:10). «Получающие призваны делиться с окружающими. Отовсюду слышны крики о помощи. Бог призывает людей радостно служить своим ближним» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 103).
Помните, что мы совершаем добрые дела не с целью обрести спасение или находиться рядом с Богом. Все это мы обретаем через веру в Иисуса Христа. Мы признаем себя грешниками и жертвами греха, которых, тем не менее, любящий Господь искупил Своей драгоценной кровью. Пока мы продолжаем бороться с эгоизмом и алчностью, самоотверженная и смиренная Божья благодать предлагает новую жизнь и преобразующую любовь.
Взирая на крест, мы видим великую и совершенную жертву Иисуса за нас и понимаем, что нам нечего добавить к тому, что нам предложено во Христе. Но это не означает, что теперь мы можем расслабиться и бездействовать. Напротив, преисполненные благодарности к нашему Господу, мы должны ответить Ему нашим служением. И что может быть лучше, чем ответная любовь, проявленная к другим людям?
Прочитайте 1 Ин. 3:16, 17. Каким должен быть наш отклик на искупительную жертву Христа, согласно данным текстам?
4 сентября, среда
Человеческий род
Своим служением и учением Иисус призывал принимать всех людей, невзирая ни на что. Каждого, кто в искреннем стремлении сердца желал видеть Иисуса, будь то женщины с плохой репутацией, сборщики налогов, прокаженные, самаряне, римские сотники, религиозные вожди или дети, Он принимал с теплотой и заботой. Поскольку перед ранней церковью стояла задача преобразования общества, она предлагала людям дар спасения.
По мере того как первые верующие постепенно осознавали всеобъемлющий характер Евангелия, они не просто добавляли добрые дела в свою веру для убедительности. Эти дела были обусловлены их пониманием Евангелия, открытого в жизни, служении и смерти Иисуса Христа. Решая вопросы, которые встали сначала перед руководителями, такими как Павел и Петр (см. Деян. 10:9–20), а затем перед всей церковью на Иерусалимском соборе (см. Деян. 15), они начали осознавать, насколько кардинально Благая весть меняет их понимание всеобъемлющей Божьей любви и того, как ее следует воплощать в жизнь последователям Христа.
Что говорится в нижеприведенных текстах о человеческом роде? Какое влияние это должно оказывать на наше отношение к другим?
Мал. 2:10
Деян. 17:26
Рим. 3:23
Гал. 3:28
Гал. 3:28 — это богословский вывод, подытоживающий притчу Иисуса о добром самарянине. Вместо того чтобы спорить о том, кому мы обязаны служить, просто идите и служите. Также будьте готовы к тому, что вам самим могут послужить те, от кого вы этого совсем не ждали. Идея всемирной человеческой семьи реализуется теми, кого объединяют Евангелие и спасительная Божья любовь, призывающие нас к единству в Нем: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).
5 сентября, четверг
Вечное Евангелие
Евангельский призыв, обращенный ко «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6), звучит на протяжении всей истории христианства. Однако в книге Откровение мы видим новое провозглашение этой благой вести об Иисусе Христе в конце времени.
Прочитайте Откр. 14:6, 7. Как общее понимание Евангелия, кратко изложенное в Ин. 3:16, находит свое отражение в провозглашаемой ангелом вести?
В Откр. 14:7 перечисляются три ключевых элемента, составляющие реакцию Бога на всемирное зло, бедность и угнетение на протяжении всей библейской истории.
Суд. Требование суда с целью восстановления справедливости исходит от всех угнетенных людей на протяжении истории. К счастью, Священное Писание открывает нам истину о том, что наш Бог всегда слышит зов тех, кто терпит бедствие. Эту мысль часто выражают псалмопевцы, к которым относятся несправедливо. Поэтому весть о Божьем суде приносит им утешение.
Поклонение. В писаниях еврейских пророков поклонение и добрые дела часто взаимосвязаны. Это особенно хорошо видно в тех случаях, когда пророки сравнивали поклонение людей, считавших себя частью Божьего народа, с их проступками и злодеяниями. Например, в Ис. 58 Бог открыто заявил, что истинное поклонение — это проявление доброты и заботы о бедных и нуждающихся (см. Ис. 58:6, 7).
Творение. В основе Божьего призыва к справедливости лежит мысль о том, что все человечество — это одна семья. Мы все созданы по Его образу, и Он любит каждого из нас. Мы все одинаково ценны в Его глазах, и поэтому нельзя никого эксплуатировать или угнетать ради несправедливой наживы или собственной выгоды. Вполне очевидно, что это провозглашение Евангелия последнего времени — широкомасштабный призыв принять спасение, искупление и восстановление, которые Бог хочет даровать падшему человечеству. Следовательно, даже во время суровых гонений, когда встанет вопрос об истинном и ложном поклонении (см. Откр. 14:8–12), у Бога будет народ, который станет отстаивать то, что правильно, а именно Божьи заповеди и веру в Иисуса Христа.
Каким образом мы можем служить нуждающимся и в то же время делиться с ними надеждой и предостережением, данными нам в Трехангельской вести?
6 сентября, пятница
Для дальнейшего исследования
Прочитайте главу «С нами Бог» в книге Э. Уайт «Желание веков» (с. 19–26); главу «Спасены, чтобы служить» в книге «Служение исцеления» (с. 95–107).
«Бог считает Своим виноградником всю землю. И хотя теперь она оказалась в руках узурпатора, она все равно принадлежит Богу. Она принадлежит Ему не только по праву сотворения, но и по праву искупления. Христос пожертвовал Собою ради мира. „Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного“ (Ин. 3:16). Благодаря этому одному дару было дано людям и все остальное. Весь мир ежедневно получает благословения от Бога. Каждая капля дождя, каждый луч солнца, пролитые на неблагодарное человечество, каждый листок, цветок и плод свидетельствуют о долготерпении Божьем и Его великой любви» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 301, 302).
«Во Христе нет ни еврея, ни грека, ни раба, ни свободного. Все стали близки Его драгоценной Кровью (см. Гал. 3:28; Еф. 2:13)…
Каковы бы ни были различия в религиозных верованиях, зов всякого страдающего человека должен быть услышан и получить отклик…
Вокруг нас — бедные, уставшие души, нуждающиеся в сочувственном слове и поддержке делом. Вдовы, которые нуждаются во внимании и помощи, сироты, заботу о которых Христос вверил Своим последователям, — слишком часто люди проходят мимо них. Они могут казаться порой непривлекательными, но они тоже собственность Бога. Они также искуплены дорогой ценой и столь же ценны в Его глазах, как и мы. Они — члены великой семьи Бога, и христиане, будучи Его управителями, ответственны за них» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 386, 387).
Вопросы для обсуждения
1. Как в стремлении творить добро избежать мысли о том, что это каким-то образом делает нас лучше и наделяет заслугами перед Богом?
2. Является ли ваша церковь общиной, где «нет различия» между людьми и все едины во Христе? Как этого можно достичь?
3. Как добиться правильного баланса в том, чтобы делать добро и помогать нуждающимся и одновременно делиться с ними истинами Евангелия? Как мы можем научиться совмещать эти аспекты? Почему это так важно?
Вывод: Божья любовь, выраженная в плане спасения и воплощенная в жизни и жертве Христа, предлагает нам прощение, жизнь и надежду. Как получившие эту благодать мы стремимся поделиться ею с другими не для того, чтобы заработать спасение. Мы делаем это потому, что были для этого созданы. Таким образом, Евангелие преобразует отношения и побуждает нас служить тем, кто нуждается в этом больше всего.
Миссионерская история
Счастье, обретенное через жертву
Эндрю Макчесни, Адвентистская миссия
Майя подошла к Валентине после богослужения.
— Валя, пожалуйста, возьми это, — сказала она, протягивая ей полбуханки белого хлеба.
Сорокалетняя Валентина жадно посмотрела на хлеб. Она не ела ни крошки хлеба более шести месяцев. Невозможно было найти хлеб на полках магазинов в Сухуми — столице отделившейся от Грузии Абхазии. Это был 1993 год, и многомесячный вооруженный конфликт между грузинскими и абхазскими силами привел к серьезной нехватке продовольствия.
— Возьми, пожалуйста, — повторила Майя, протягивая хлеб. — Это тебе от меня.
Валентина медленно покачала головой.
— Я не могу взять это у вас, — возразила она. — Вы нуждаетесь в хлебе так же сильно, как и мы.
Майя расплакалась.
— Пожалуйста, возьми, — продолжала настаивать она. — Вы шли так далеко, чтобы помочь нам. Это от всего сердца, а ты отказываешься принять.
— Хорошо, — Валентина наконец смягчилась. — Но давай разделим хлеб пополам. Я возьму половину, и ты столько же. Женщины прошли на кухню и разрезали буханку пополам. В этой церкви около сорока человек регулярно собирались, чтобы молиться и читать Библию под руководством мужа Валентины Павла Дмитриенко, пастора адвентистской общины. Богослужение закончилось, все разошлись. Валентина и Павел тоже отправились домой, им надо было пешком пройти пятнадцать километров.
Валентина улыбалась, когда думала о хлебе в своей сумке. Она уже предвкушала, какое наслаждение испытает тем же вечером во время ужина.
— Я разогрею ячменный суп, и мы поедим его с настоящим хлебом, — улыбаясь, сказала она мужу.
Павел улыбнулся в ответ. Он тоже хотел поесть хлеба.
Пройдя половину пути, супруги встретили на мосту пожилую худую женщину, одежда на ней была очень грязной. Женщина с надеждой взглянула на Валентину.
— Доченька, — произнесла она дрожащим голосом, — у тебя случайно нет кусочка хлеба?
Валентина не раздумывая достала хлеб из сумки и протянула его женщине.
— Да, бабушка, у меня есть, — сказала она. — Пожалуйста, возьмите.
Пожилая женщина заплакала, принимая хлеб из ее рук.
— Спасибо, — благодарила она, и слезы текли по ее грязным морщинистым щекам. — Я три дня ничего не ела. Вы спасли меня от смерти.
Валентина и Павел продолжили путь домой. Их лица светились от радости. Они были счастливы, что смогли пожертвовать свой драгоценный хлеб бедной женщине.
«Мы отдали этой бабушке то, что очень хотелось нам самим, и спасли ей жизнь, — рассказывает 65-летняя Валентина в интервью, уже находясь в своем доме в Белгороде, Россия. — Это была настоящая жертва, и она сделала нас такими счастливыми, какими мы не были никогда прежде».