6 января, суббота
«Вижу, хочу, беру»
Библейские тексты для исследования:
2 Кор. 8:1-7; Мф. 13:3-7, 22; Быт. 3:1-6; Ис. 56:11; Мф.26:14-16; 2 Пет. 1:5-9.
Памятный стих
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф. 13:22).
Любовь к деньгам и материальным благам может настигнуть нас с разных сторон. Эллен Уайт описывает уловки, которые использует дьявол, чтобы заманить нас в силки материализма. «Идите и одурманьте сознание людей житейскими заботами. Представьте перед ними мирские блага в самом привлекательном свете, чтобы они расточили свои сокровища здесь, на Земле, и сосредоточили все внимание на будничных проблемах. Мы должны сделать все возможное, чтобы удержать тех, кто трудится в деле Божьем, от использования имеющихся у них средств против нас. Деньги должны принадлежать нам. Чем больше средств будет в их распоряжении, тем больше вреда причинят они нам, лишая нас власти над людьми. Постарайтесь, чтобы они больше заботились о деньгах, чем о созидании Божьего Царства и распространении истины, которая ненавистна нам; и тогда мы не будем опасаться их влияния, ибо знаем, что никакой алчный, эгоистичный человек не устоит перед нашей силой и в конце концов будет утерян для вечности» (Советы по управлению ресурсами, с. 154, 155).
К сожалению, эти уловки оказываются довольно действенными. Давайте посмотрим на эти опасности и прислушаемся к советам Слова Божьего, помогающим их избежать.
7 января, воскресенье
Евангелие процветания
Один популярный телевизионный проповедник говорил: «Бог хочет благословить вас, и доказательством Его благословения является изобилие материальных ценностей, которыми вы владеете. Другими словами, если вы верны, Бог сделает вас богатыми».
Эта идея в различных вариантах называется «евангелием процветания». Его смысл таков: следуйте за Богом, а Он сделает вас богатыми и даст мирские блага. Это не что иное, как ложное богословское оправдание материализма: «Хотите богатеть и при этом чувствовать себя хорошо? Тогда у нас есть для вас “благая весть”!».
Однако неправильно связывать Евангелие с гарантированным благосостоянием. Такое убеждение вступает в противоречие со Священным Писанием и отражает эгоистичное богословие, которое является не чем иным, как полуправдой, изложенной псевдобиблейским языком. В основе этой лжи, как и любого другого греха, лежат эгоизм и самоугождение.
Так называемое евангелие процветания учит, что, отдавая Богу, мы получаем взамен гарантию материального благосостояния. Но это представляет Бога коммерсантом, а наши отношения с Ним – деловой сделкой. Мы жертвуем не потому, что это правильно, а потому, что рассчитываем получить нечто взамен. Вот что такое «евангелие процветания»!
Прочитайте 2 Кор. 8:1-7. О чем идет речь в отрывке?
Какие принципы, изложенные в текстах, противоречат идее «евангелия процветания»? Что имеет в виду Павел, говоря о «сей добродетели» (2 Кор. 8:7)?
Коринфские христиане, находясь в «глубокой нищете» (2 Кор. 8:2), тем не менее проявляли невиданную щедрость, отдавая больше, чем могли себе позволить. Тексты, подобные этим, а также многие другие помогают опровергнуть ложное учение «евангелия процветания», утверждающее, что, живя с Богом, вы забудете о бедности.
Можете ли вы привести примеры верных Богу, но небогатых людей, а также неверных Богу, но материально процветающих? Почему богатство нельзя рассматривать как показатель Божьих благословений?
8 января, понедельник
Размытое духовное зрение
Все люди, даже не признающие Библию, понимают очевидную истину: заботы этой жизни и ее богатства являются временными. Ничто здесь не вечно и не надежно. Как сказал Павел: «…мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18). Если христиане фокусируются на заботах этого мира, а не на небесных реалиях, значит они страдают духовной близорукостью. На этом ложном пути мало что может ослепить их так сильно, как обманчивость богатства. Хелен Келлер, которая была слепой, сказала: «Самый жалкий человек в мире – это тот, кто имеет зрение, но не имеет видения». Библия наполнена примерами тех, кто мог видеть, но был на самом деле духовно слепым. «Некоторые любят сей мир настолько, что это поглощает их любовь к истине. Поскольку их сокровища здесь увеличиваются, их интерес к небесному сокровищу уменьшается.
Чем большими сокровищами мира эти люди обладают, тем сильнее прижимают их к груди, как если бы желанное сокровище могло быть у них отнято. Чем они богаче, тем меньше склонны отдавать другим, поскольку чем больше имеют, тем беднее себя чувствуют. Такова обманчивая природа богатства! Эти люди не увидят и не почувствуют потребности в Боге» (Э. Уайт. Духовные дары, т. 2, с. 267).
Духовная близорукость ставит под угрозу вечное спасение. Недостаточно иметь Иисуса в поле зрения, мы должны сосредоточить на Нем все свое внимание.
Прочитайте Мф. 13:3-7, 22. О какой опасности предупреждает нас Иисус? Почему так легко попасть в эту ловушку, независимо от нашего благосостояния?
Во-первых, Иисус предостерегает нас от чрезмерного внимания к «заботам века сего» (Мф. 13:22). Христос знает, что у всех нас есть заботы, в том числе и финансовые. Бедные беспокоятся о том, чего им не хватает, а богатые о том, что еще могут приобрести. Нужно быть уверенными, что мы не позволяем таким заботам «заглушить слово» (Мф. 13:22) в нашей жизни.
Во-вторых, Иисус предупреждает нас об «обольщении богатством» (Мф. 13:22; ИПБ). Хотя само по себе богатство не является злом, оно обладает способностью обманывать, что может привести нас к гибели.
Каким образом вы можете заметить в своей жизни «обольщение богатством»? Как можно защититься от этого обмана?
9 января, вторник
Шаги корысти
Как и все грехи, алчность рождается в сердце. Она берет свое начало внутри нас, а затем выходит наружу. Именно так произошло в Едеме.
Прочитайте Быт. 3:1-6. Что сделал сатана, дабы соблазнить Еву? Как он использует те же принципы, чтобы обмануть нас? «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).
Можно считать, что произошедшая в Едеме история послужила для рекламной индустрии примером того, как нужно продавать свою продукцию. Дьявол представил плод запретного дерева таким образом, чтобы у Евы возникло желание иметь больше и жажда того, в чем она фактически не нуждалась. Просто блестяще! Ее падение – это демонстрация трех шагов, которые совершает каждый из нас, поддавшись алчности: «вижу, хочу, беру».
Жадность, несомненно, может быть тихим грехом. Подобно похоти, она таится внутри. Но когда жадность наконец приносит плоды, она становится разрушительной. Жадность портит отношения, ранит наших близких, а нас атакует чувством вины.
Позвольте алчности проявиться, и она победит любой принцип. Царь Ахав увидел виноградник Навуфея, возжелал его и пребывал в огорчении, пока его жена, царица Иезавель, не убила Навуфея (см. 3 Цар. 21).
Ахан не мог устоять, когда увидел одежду и золото, он возжелал их и взял себе (Нав. 7:20-22). В конце концов, алчность – это еще одна форма эгоизма. «Если эгоизм является преобладающей формой греха, то алчность можно рассматривать как преобладающую форму эгоизма. Насколько точно говорит об этом апостол Павел, описывая «времена тяжкие» (2 Тим. 3:1) отступничества в конце времени! Он представляет эгоизм как плодовитый корень всех преобладающих тогда зол, а жадность – как его первый плод. “Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы” (2 Тим. 3:2)» (John Harris, Mammon, p. 52).
Почему так важно распознать в себе даже малейшую алчность?
10 января, среда
Жадность, смотрящая на свою дорогу
Прочитайте Ис. 56:11. О каком грехе предупреждает текст?
Нам, падшим существам, быть жадными так же легко, как и дышать. Однако трудно представить себе черту человеческого характера, столь противоположную характеру Христа, как жадность. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).
Только Господь знает весь ущерб, причиненный жадностью на протяжении истории. Жадность привела к кровопролитным войнам. Она заставляла людей совершать преступления, которые уничтожали их самих и их семьи.
Этот порок похож на вирус, который крепко держит своего хозяина и последовательно уничтожает все добродетели.
Жадность – это болезнь, которая желает, берет и обладает.
Прочитайте Мф. 26:14-16. Что мы узнаем о пагубном влиянии жадности из этой печальной истории?
Обратите внимание на слова Иуды: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф. 26:15). Печально, что люди позволяют жадности затмить все остальное. Иуде была оказана великая честь. Он жил рядом с воплощенным Богом, был свидетелем Его чудес, слышал Его слова жизни. Но посмотрите, к чему привели его жадность и корыстолюбие! «С какой любовью Спаситель обращался с тем, кто должен был предать Его! Иисус подробно объяснял принципы благотворительности, которые подрывали алчность в самой ее основе. Спаситель показывал Иуде отвратительную сущность жадности, и Иуда понимал, что речь идет о его характере и о его грехе. Но Иуда не желал признать это и изжить свой грех» (Э. Уайт. Желание веков, с. 295).
Все мы в той или иной степени проявляем жадность. Как можно с Божьей помощью искоренить этот недостаток характера?
11 января, четверг
Самоконтроль
Прочитайте приведенные тексты. Каким образом богатые и бедные люди могут защитить себя от опасностей, которые представляют для христианина жадность, своекорыстие и любовь к деньгам и вещам?
Деян. 24:24-26
Гал. 5:22-25
2 Пет. 1:5-9
Эти тексты изобилуют Божественными предписаниями относительно того, как мы должны жить. Но во всех них присутствует идея самоконтроля. Контролировать себя особенно трудно, когда речь идет об алчности, корыстолюбии и желании владеть вещами. Но, только с Божьей помощью контролируя сначала наши мысли, а затем и действия, мы можем быть защищены от опасностей, о которых говорили.
Мы можем осуществлять самоконтроль только в той степени, в какой вверяем себя силе Господа. Никто из нас сам по себе не может победить эти греховные черты, особенно если они уже давно культивируются и лелеются. Требуется сверхъестественное влияние Святого Духа в нашей жизни, если мы хотим одержать победу над этими сильнейшими искушениями. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10:13).
Прочитайте еще раз 2 Пет. 1:5-9. На какой путь указывает Петр? Какие шаги мы должны предпринять на этом пути? Как мы можем следовать по нему, особенно в нашей борьбе с жадностью и корыстолюбием?
12 января, пятница
Для дальнейшего изучения
Конечная цель человека – быть счастливым и удовлетворенным. Но следование культу материализма не поможет достичь этой цели. Глубоко внутри люди знают об этом, однако продолжают гнаться за ветром. Адвентисты седьмого дня, как и все остальные, испытывают соблазн жить в соответствии с материалистическим мировоззрением. Однако постоянное приобретение товаров не дает ни счастья, ни удовлетворения. Напротив, оно создает проблемы. Это видно на примере богатого молодого начальника, который отвернулся от Иисуса, не услышав и не получив того, чего хотел. «Материалистические ценности подрывают благополучие людей. Они вызывают низкую удовлетворенность жизнью, депрессии, тревоги, проблемы со здоровьем, расстройства личности, нарциссизм и антиобщественное поведение» (Tim Kasser, The High Price of Materialism, p. 22).
Другими словами, материалистично ориентированные христиане с гордостью пьют из колодца богатства, но духовно обезвоживаются. Однако мы никогда не будем жаждать, если пьем воду, дарованную Христом (см. Ин. 4:14).
Вопросы для обсуждения:
Поразмышляйте о «евангелии процветания». Какие библейские тексты могут использовать для ее подтверждения люди, которые верят в эту идею? В то же время, какие библейские примеры верных Богу людей опровергают это ложное учение?
Один человек сказал: «От своего малолетнего ребенка я узнал две важные библейские истины. Во-первых, мы рождаемся грешниками. Во-вторых, мы рождаемся жадными». Что этот факт говорит нам о необходимости Божественной благодати?
«Если мы ищем корень наших проблем, – написал некто, – нам не нужно проверять людей на употребление наркотиков. Нужно проверить их на глупость, невежество, жадность и любовь к власти». Почему жадность разрушительна не только для жадного человека, но и для окружающих? Какие вы знаете примеры того, как жадность причинила непоправимый вред?
Миссионерская история
Молитва за индийскую семью
Эндрю Макчесни, Адвентистская миссия
Арпита Бхосале, четырнадцатилетняя ученица адвентистской школы в западной Индии, потеряла отца еще до своего рождения — грузовик врезался в его повозку с быками.
Удар был такой сильный, что Роасахеб Бхосале, перелетев через повозку, упал на дорогу, где его сбил встречный автомобиль.
Жена погибшего была глухонемой. Она тяжело перенесла эту трагедию, но была вынуждена выйти на работу. Арпита родилась на месяц раньше положенного срока.
«Но в Божьих планах было использовать смерть отца, чтобы привести мою маму к Иисусу», — говорит девушка.
Первые пять месяцев своей жизни Арпита провела с мамой в больнице. Они обе были тяжело больны. Сложившаяся ситуация беспокоила Сатиша — брата матери, который ежедневно их навещал.
Однажды в субботу, когда Сатиш пришел в больницу, он увидел незнакомца, который подходил к кроватям и молился с пациентами. Сатиш из любопытства подошел к мужчине и узнал, что тот был адвентистским пастором.
«Мой дядя исповедовал индуизм, — рассказывает Арпита. — Но он был готов на все, чтобы помочь своей сестре, поэтому попросил пастора помолиться за нее».
Пастор помолился за женщину и за ребенка. Сатиш на языке жестов объяснил сестре что происходит.
С тех пор пастор регулярно навещал мать и малышку, они начали выздоравливать.
Изумленный, Сатиш стал расспрашивать пастора о его вере. После нескольких месяцев изучения Библии Сатиш и его сестра приняли Иисуса. Мать посвятила свою дочь Господу и, как только девочка научилась говорить, научила ее молиться каждый вечер.
«Каждый вечер в семь часов я складываю руки и молюсь, и неважно, где я нахожусь в этот момент, — рассказывает Арпита. — Я молюсь таким образом сколько себя помню». Девушка учится в адвентистской школе, которая благодаря пожертвованиям Тринадцатой субботы смогла построить новое здание для занятий.
Арпита Бхосале приняла крещение в тринадцать лет.
«Мое решение связано с тем, что я видела, как Иисус благословил мою семью через Церковь адвентистов седьмого дня. Я хочу следовать за Иисусом, потому что у меня перед глазами история жизни моей матери. Я видела все, что Он сделал для нее».
Арпита Бхосале, 14 лет, учится в адвентистской школе в Западной Индии.