4 ноября, суббота
Адам и Иисус
Библейские тексты для исследования:
Рим. 5.
Памятный стих
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1, 2).
Павел ясно показал, что оправдание, или примирение с Богом, приходит только через веру в Иисуса Христа, ибо только Его праведность дает нам право предстоять пред нашим Господом. Основываясь на этой великой истине, Павел продолжает размышлять на эту тему. Показывая, что спасение дается по вере, а не по делам для всех, включая праведника Авраама, Павел делает шаг назад, чтобы посмотреть на большую картину — на то, что вызвало грех, страдания и смерть, и на то, каким образом решение было найдено во Христе и что Он сделал для человеческого рода.
Через падение одного человека, Адама, все человечество столкнулось с осуждением, отчуждением и смертью; через победу одного человека, Иисуса, людям было даровано новое положение перед Богом. По вере в Иисуса все их грехи и наказание за них могут быть сняты и навсегда прощены.
Павел противопоставляет Адама и Иисуса, показывая, как Христос пришел, чтобы исправить то, что сделал Адам, и давая понять, что жертвы грехопадения Адама могут быть спасены Иисусом, Спасителем. Основой всего этого являются Крест Христа и Его заместительная смерть, которые дают возможность каждому человеку, еврею или язычнику, быть спасенным. Своей Кровью Иисус принес оправдание всем, кто принимает Его.
Несомненно, эту тему стоит разъяснить подробнее, поскольку на ней зиждется наша надежда.
5 ноября, воскресенье
Оправданные верой
Прочитайте Рим. 5:1–5. Обобщите в нескольких предложениях слова Павла. Какие уроки для себя вы можете извлечь?
Деепричастие совершенного вида «оправдавшись» указывает на завершенное действие. Мы были провозглашены праведными или нас посчитали праведными — не благодаря делам закона, но благодаря тому, что мы приняли Иисуса Христа. Совершенная жизнь, которую Иисус прожил на этой земле, и Его совершенное соблюдение закона вменяются нам.
В то же время все наши грехи были возложены на Иисуса. Благодаря этому мы можем быть избавлены от того наказания, которое мы заслуживаем. Это наказание постигло Христа, а не нас.
Греческое слово, переведенное как «хвалимся» в Рим. 5:3, встречается также в Рим. 5:2, что связывает эти два текста. Оправданные люди могут радоваться в скорби, потому что их вера сосредоточена на Иисусе Христе. У них есть уверенность в том, что Бог все обратит во благо. Они считают честью пострадать ради Христа (см. 1 Петр. 4:13).
Заметьте также развитие мысли в Рим. 5:3–5.
1. Терпение. Греческое слово hupomone означает «стойкость» и «выносливость». Это та выносливость, что в скорби развивается у человека, который сохраняет веру и надежду во Христе даже среди испытаний и невыносимых страданий.
- Опытность. Греческое слово dokime дословно означает «проверенное качество»; в данном случае — «характер» или, более точно, «проверенный характер». Тот, кто терпеливо переносит испытания, вырабатывает в себе «зрелый характер» (ИПБ).
- Надежда. Терпение и зрелый характер, в свою очередь, взращивают надежду в Иисусе и обещание спасения в Нем. До тех пор, пока мы с верой, покаянием и послушанием полагаемся на Иисуса, нам есть на что надеяться.
На что вы надеетесь больше всего в жизни? Как эта надежда может быть исполнена в Иисусе? Если она не может быть реализована в Нем, то стоит ли за нее держаться?
6 ноября, понедельник
Когда мы были еще грешниками
Прочитайте Рим. 5:6–8. Что этот отрывок говорит нам о характере Бога и почему эти слова вселяют в нас надежду?
Когда Адам и Ева постыдно и непростительно преступили Божественное повеление, Бог сделал первые шаги на пути к примирению. С тех пор Бог взял на Себя инициативу, предложил путь спасения и приглашает людей принять его. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал. 4:4).
В Рим. 5:9 говорится, что мы можем избежать гнева Божьего благодаря Иисусу. Что это значит?
Накануне исхода из Египта кровь на косяках дверей израильтян защитила еврейских первенцев от гнева, постигшего египетских первенцев. Подобно этому, Кровь Иисуса Христа гарантирует, что тот, кто был оправдан и сохраняет этот статус, будет защищен, когда гнев Божий окончательно уничтожит грех в конце истории мира.
Некоторые люди выступают против идеи, что любящий Бог может гневаться. Но именно Его любовь и является причиной, по которой этот гнев существует! Разве может Бог, Который любит мир, не гневаться на грех? Будь Он равнодушен к нам, Он не смог бы заботиться о том, что здесь происходит. Посмотрите на мир вокруг — и увидите, что грех сделал с Его творением. Как может Бог не гневаться на такое зло и разрушения?
Какие у нас есть причины для радости? Рим. 5:10, 11.
Некоторые комментаторы усматривают в Рим. 5:10 указание на жизнь, которую прожил Христос на этой земле, взращивая совершенный характер. Теперь этот характер Он предлагает вменить нам. Этот вывод относительно результата совершенной жизни Христа справедлив, но Павел, по всей видимости, подчеркивает другой факт: хотя Христос умер, Он воскрес и отныне всегда жив (см. Евр. 7:25). И мы спасаемся благодаря тому, что Он жив. Если бы Он оставался в могиле, наши надежды погибли бы с Ним. Рим. 5:11 дает нам еще один повод для радости в Господе благодаря тому, что совершил для нас Иисус.
7 ноября, вторник
Смерть по причине греха
Смерть является нашим злейшим врагом. Когда Бог создавал человеческую семью, Он хотел, чтобы ее члены жили вечно. За редким исключением люди не хотят умирать, а те, кто сводит счеты с жизнью, решаются на этот шаг, пережив сильнейшую душевную боль и страдания. Смерть противоестественна нашей природе, поскольку с самого начала мы были созданы, чтобы жить вечно.
Прочитайте Рим. 5:12. О чем пишет здесь Павел? Что это объясняет?
Комментаторы обсуждают этот отрывок Писания чаще, чем остальные. Возможно, причина кроется в их попытках «вложить в приведенный текст смысл, отличный от того, который имел в виду Павел» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 529).
В частности, они спорят над вопросом, как грех Адама перешел к его потомкам. Потомки Адама наследуют вину Адама или они виновны в собственных грехах перед Богом? Некоторые пытаются найти в этом стихе ответ на этот вопрос, но Павел говорит не об этом. Он еще раз подчеркивает то, о чем сказал ранее: «Потому что все согрешили» (Рим. 3:23). Мы должны признать, что мы грешники, потому что только в этом случае мы можем осознать нашу нужду в Спасителе. Здесь Павел побуждает читателей осознать, насколько ужасен грех и какие несчастья он принес в этот мир через Адама. Затем Павел показывает, что Бог предлагает нам в Иисусе единственное средство спасения от трагедии, обрушившейся на наш мир вместе с грехом Адама.
Тем не менее этот текст говорит только о проблеме смерти в Адаме, а не о решении жизни во Христе. Один из самых славных аспектов Евангелия состоит в том, что смерть была поглощена жизнью. Иисус переступил через порог смерти и разорвал ее узы. Он говорит: «И живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Так как у Иисуса есть ключи, враг больше не смеет держать своих жертв в могиле.
Ощутили ли вы в своей жизни трагическую реальность смерти? Почему перед лицом такого безжалостного врага мы должны иметь надежду на нечто большее, чем мы сами или то, что предлагает этот мир?
8 ноября, среда
От Адама до Моисея
Прочитайте Рим. 5:13, 14. Что Павел говорит здесь о законе?
О чем говорит здесь Павел? Фраза «до закона» соответствует утверждению «от Адама до Моисея». Апостол говорит о временном периоде между Творением и Синаем, до официального введения правил и законов израильской системы, куда входили, конечно, и Десять заповедей.
Выражение «до закона» означает «до момента, когда требования Божьи были прописаны в различных законах, данных Израилю на Синае». Грех существовал до Синая. Разве нет? Разве ложь, убийство, прелюбодеяние и идолопоклонство не были грехами до этого момента? Конечно же были!
До Синая человечество действительно имело лишь ограниченное представление о Боге. Но они, очевидно, знали достаточно, чтобы нести ответственность. Бог справедлив и никого не будет наказывать несправедливо. Жившие в досинайскую эпоху люди умерли, на что указывает здесь Павел. Смерть перешла во всех. И хотя они не преступили ясно выраженного повеления, они так или иначе согрешили. Им было дано откровение Бога в природе, но они не вняли ему и потому стали виновны. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).
С какой целью Бог открыл Себя более полно в законе? См. Рим. 5:20, 21.
Данные на Синае наставления включали в себя нравственный закон, хотя он существовал и до этого. Однако впервые, согласно Библии, этот закон был записан и провозглашен всем.
Когда израильтяне начали оценивать себя, соответствуют ли они Божественным требованиям, то обнаружили, что далеки от совершенства. Другими словами, «умножилось преступление». Они вдруг осознали всю меру своих согрешений. Целью такого откровения было помочь им увидеть свою нужду в Спасителе и побудить их принять благодать, которую так свободно предлагал Бог. Как подчеркивалось ранее, истинная вера времени Ветхого Завета не была законнической.
Как законы вашей собственной страны раскрывают вам человеческое представление о добре и зле? Если это могут сделать человеческие законы, что можно сказать о вечном Божьем законе?
9 ноября, четверг
Иисус, второй Адам
«Посему как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:18, 19). Какое противопоставление мы находим здесь? Какая надежда нам предлагается во Христе?
Как люди мы ничего другого не унаследовали от Адама, кроме смертного приговора. Однако пришел Христос и прошел там, где пал Адам, перенеся все испытания ради людей. Он искупил постыдную ошибку и грехопадение Адама, и, таким образом, как наш Заместитель Он поставил нас в более выгодное положение перед Богом. Следовательно, Иисус — «Второй Адам».
«Второй Адам был свободен в моральном выборе и ответственен за Свое поведение. Испытывая на Себе коварное и обманчивое влияние, Он находился в менее благоприятном положении, чем первый Адам. Находясь среди грешников, Он, тем не менее, сопротивлялся каждому искушению и хранил Себя в непорочности. Он всегда был безгрешен» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1074. Комментарии Э. Уайт).
Как противопоставляются действия Адама и Христа в Рим. 5:15–19?
Посмотрите на противоположные понятия: смерть — жизнь; непослушание — послушание; осуждение — оправдание; грех — праведность. Иисус пришел и аннулировал все, что сделал Адам!
Примечательно, что слово «дар» встречается в Рим. 5:15–17 пять раз. Пять раз! Суть проста: Павел подчеркивает, что оправдание нельзя заработать; оно дается безвозмездно. Это то, чего мы недостойны, то, что мы не можем заслужить. Как и с подарком, нужно просто протянуть руку и принять его, и в таком случае мы претендуем на этот дар на основании веры.
Назовите лучший подарок, который вы когда-либо получали. Почему он был для вас таким особенным? Как тот факт, что это подарок, а не заработанная вещь, побуждает вас гораздо больше его ценить? Превосходит ли этот подарок то, что мы имеем в Иисусе?
10 ноября, пятница
Для дальнейшего изучения
Прочитайте из книги Эллен Уайт «Служение исцеления» главу «Помощь в ежедневной жизни», с. 470–472; из книги «Избранные вести», т. 1, главу «Христос — средоточие вести», с. 383, 384; из книги «Патриархи и пророки» — главу «Искушение и падение», с. 60–62; из «Энциклопедии АСД» — главу «Оправдание», с. 712–714.
«Многие обманываются относительно состояния своего сердца. Они не осознают, что сердце человеческое лукаво более всего и крайне испорчено. Люди укутываются в собственную праведность и довольствуются тем, что достигли человеческих критериев нравственности» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 320).
«Крайне необходимо, чтобы Христос был проповедан как единственная надежда и спасение. Когда доктрина об оправдании верой была представлена на собрании в Риме, для многих она стала как вода для мучимого жаждой путника. Мысль о том, что праведность Христа вменяется нам не потому, что у нас есть какие-то заслуги, но как безвозмездный дар от Бога, похоже, многого стоит» (там же, с. 360).
«”Подобно преступлению Адама, который есть образ будущего”, потому что Адам является также образом Христа. Но, спрашивается, каким образом? Ответ заключается в том, что как Адам стал причиной смерти рожденных от него — несмотря на то, что они не ели от древа познания, смерть была навлечена [на них], так и Христос обрел праведность для тех, кто принадлежит Ему — несмотря на то, что мы не обладаем никакой праведностью, и Он даровал ее нам посредством Своего креста. Таким образом, подобие преступления Адама существует в нас, мы умираем, поскольку мы согрешили так же, как и он. И подобие оправдания Христова существует в нас, мы живем так, будто мы произвели ту же праведность, что и Он» (Мартин Лютер. Лекции по «Посланию к Римлянам», с. 337).
Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете следующую цитату Эллен Уайт? «Необходимо куда более внимательно исследовать Слово Божье, и как никогда прежде в нашей работе мы должны обращать особое внимание на книгу пророка Даниила и книгу Откровение. Нам, может быть, придется мягче выступать по некоторым вопросам, относящимся к власти Рима и папству, и большее внимание людей обращать на то, что написано пророками и апостолами, вдохновляемыми Духом Божьим» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 577).
Подумайте о реальности смерти, о том, что она делает не только с жизнью, но и с самим смыслом жизни. Многие писатели и философы сетовали на полную бессмысленность жизни, которая заканчивается вечной смертью. Что мы, христиане, можем возразить на это? Почему надежда, которую мы имеем в Иисусе, — единственный ответ на эту бессмысленность?
Так же, как падение Адама дало всем нам в наследство падшую природу, победа Иисуса предлагает обетование вечной жизни для всех, кто принимает его верой, без каких-либо исключений. Что удерживает людей от того, чтобы протянуть руку и принять это обетование? Как мы можем помочь тем, кто стремится лучше понять этот дар Христа и то, что Он сделал для них?
Миссионерская история
Из мафии в Божьи вестники. Часть 2
Каждую неделю Игорь брал с собой в церковь оружие, надежно держа его у себя на коленях. Один из членов церкви как-то сказал ему, что оружие в церковь лучше не приносить. «Положись на Бога, а не на оружие», — посоветовал он.
На следующей неделе Игорь решил оставить оружие дома, но, чувствуя страх, понял, что ему сложно отказаться от привычного атрибута безопасности. Когда он возвращался домой, то заметил темный силуэт, следующий за ним. Решив не поддаваться страху, Игорь обернулся и увидел всего лишь мужчину, несшего мешок картошки.
Вера Игоря крепла, и он начал рассказывать другим об открывшейся ему истине. Жена и сестра Игоря начали ходить в адвентистскую церковь и через год тоже приняли крещение. Его племянница и племянник также стали посещать церковь, как и многие другие, с кем он делился своей верой.
Однажды Игорь разговаривал с другом о библейских истинах, но тому было неинтересно. Однако мужчина, стоявший неподалеку, прислушался к разговору и захотел больше узнать об этом.
Мужчину звали Василием, он жил очень трудной жизнью. Он также был связан с мафией, и это даже было заметно внешне. На его голове и лице были рубцы и безобразные шрамы.
Василий был связан с большими деньгами. Он работал в компании, заключающей контракты на сотни миллионов рублей. В прошлом телохранитель, Василий разговаривал с руководством компании на их языке. У него было дорогостоящее оборудование, позволявшее ему подслушивать разговоры в закрытых помещениях. Люди, которые хотели разрушить эту компанию, знали, что Василий был ключевой фигурой в заключении крупных сделок, и, поскольку он был препятствием на пути к их цели, они дважды пытались его убить.
Первый раз это произошло, когда он пошел со своей дочерью на рынок за продуктами. Несмотря на жестокое нападение, он выжил. Во время второй попытки в Василия неоднократно стреляли, но каким-то чудом ему удалось подняться и добежать до своей квартиры. Войдя внутрь, он рухнул на пол. Опасаясь близкой смерти, он умолял мать простить его, но она заверила его, что он будет жить. С обновленной надеждой Василий начал сражаться за свою жизнь и вызвал полицию. Его сразу отвезли в больницу, где он по-
лучил необходимое лечение, и вскоре его выписали.
Однажды Василий встретил верующего человека, который спросил его: «Хочешь ли ты убить тех, кто сделал такое с тобой?» «Конечно!» — без сомнений ответил Василий.
«Не делай этого, — сказал собеседник. — Прости их. Если ты их убьешь, ты никогда не сможешь жить в мире с собой. Прости их».
Продолжение следует.