24 сентября, суббота
Конец
Библейские тексты для исследования:
Иов. 42:10–17; Быт. 4:8; Мф. 14:10; 1 Кор. 4:5; Дан. 2:44; Иов. 14:14, 15.
Памятный стих:
«Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
На занятиях по письму студентам объясняют, насколько важна хорошая концовка их работ. В художественной лите- ратуре, где вся история вымышлена, автор должен подвести к удовлетворительному завершению. Но и в научной литера- туре хорошая концовка также важна.
А как насчет реальности? Как насчет самой жизни, про- живаемой ненастраницах книги ине всценарии фильма, а в плоти и крови? Как насчет наших собственных историй? Какой финал они имеют? Сходятся ли все сюжетные линии в конце так же красиво, как в хорошем произведении?
Видимо, это не тот случай, правда? О каком хорошем кон- це может идти речь, если наши истории всегда заканчиваются смертью? В этом смысле у нас нет действительно счастливых финалов, ведь нельзя же смерть назвать счастьем?!
Этоже справедливо ивотношении истории Иова. Хотя еефинал часто преподносится как счастливый, покрайней мере на фоне перенесенных Иовом страданий, в действитель- ности не такой уж он и счастливый, потому что эта история тоже заканчивается смертью.
Приступая на этой неделе к изучению книги Иова, мы на- чнем с ее конца, потому что там поднимается вопрос и о на- шей окончательной участи, не только земной, но и вечной.
25 сентября, воскресенье
Долго и счастливо?
Часто детские рассказы заканчиваются словами: «Ижили они долго и счастливо». В некоторых языках это выражение стало устойчивым. Какой бы ни была трагедия — о похищен- ной принцессе, страшном волке или злом царе, главный герой и, возможно, его новая жена в конце концов празднуют победу.
Именно так заканчивается книга Иова, покрайней мере на первый взгляд. После всех испытаний и бедствий, выпавших на его долю, Иов доживает свои дни относительно хорошо.
Прочитайте Иов. 42:10–17, заключительные стихи всей кни- ги. Что они сообщают нам о том, как закончилась жизнь Иова?
Если бы вы попросили знакомых назвать библейскую кни- гу, в которой для главного героя все заканчивалось бы хоро- шо, книгу из серии «жили они долго и счастливо», многие бы назвали книгу Иова.
В конце концов, посмотрите на все, что имеет Иов по окон- чании истории. Родные идрузья, которых небыло рядом во время испытаний (за исключением Елифаза, Вилдада, Со- фара, Елиуя и жены Иова), пришли и утешают его. Они щед- ры на подарки. В итоге Иов получил вдвое больше, чем у него было прежде, по крайней мере, в том, что касается матери- альных благ (ср. Иов. 42:12 и Иов. 1:3). У него десять детей, семь сыновей и три дочери, вместо семи сыновей и трех до- черей, которые умерли (Иов. 1:2, 18, 19). «Не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова» (Иов. 42:15). Заметьте, о его первых дочерях так не сказано! И этот человек, который был уверен в своей скорой смерти, прожил еще 140 лет! «И умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов. 42:17). Еврейская фраза «насыщенный днями» (иногда переводимая как «насыщенный годами») используется для описания последних дней Авраама (см. Быт. 25:8), Исаака (см. Быт. 35:29) и Давида (см. 1 Пар. 29:28). Она передает идею, что кто-то встречает свою смерть в относительно хоро- ших условиях и с ощущением счастья.
Все мы любим истории со счастливым концом, не так ли? Какие истории со счастливым концом вы знаете? Какие уроки мы можем из них извлечь?
26 сентября, понедельник
Несчастливые концовки
Книга Иова завершается тем, что все заканчивается хоро- шо для Иова, который умер «в старости, насыщенный дня- ми». Как все мы прекрасно знаем, далеко не у всех людей жиз- ненный путь заканчивается столь благополучно. Даже те, кто был верен, честен и добродетелен, не всегда заканчивали свои жизни так, как Иов.
Как сложились судьбы следующих библейских персонажей?
Авель (Быт. 4:8)
Урия (2 Цар. 11:17)
Илий (1 Цар. 4:18)
Царь Иосия (2 Пар. 35:22–24.)
Иоанн Креститель (Мф. 14:10)
Стефан (Деян. 7:59, 60)
Как мы видим, в Библии много рассказов с несчастливым концом. И это потому, что сама жизнь полна историй, которые плохо закончились. Кто-то принимает мученическую 1 смерть за доброе дело, кто-то умирает от ужасной болезни, а кто-то проводит остаток дней в боли и страданиях. Немногие проходят через свои испытания так же триумфально, как Иов. Редко у кого из людей судьба складывается так же хо- рошо, как у него. Нам не нужна Библия, чтобы знать этот пе- чальный факт. Какие истории с несчастливым концом знаете вы? Чему они вас научили?
27 сентября, вторник
Частичное восстановление
Да, история Иова закончилась напозитивной ноте вот- личие от историй других библейских персонажей и обычных людей. Исследователи Библии иногда говорят о «восстанов- лении» Иова. И в самом деле, многое из того, чего он лишил- ся, было ему возвращено.
Однако ради справедливости необходимо признать, что наэтом история Иова незаканчивается. Безусловно, жиз- ненные обстоятельства Иова изменились влучшую сторо- ну, но все же в конечном итоге он умер, как и его дети, внуки и правнуки. И нет сомнений, что его потомки также столкну- лись с жизненными испытаниями, которые являются неотъ- емлемой частью жизни в падшем мире.
Насколько нам известно, Иов никогда не узнал о причинах всех тех бедствий, что выпали на его долю. Да, он приобрел новых детей, но разве скорбь о тех, кого он потерял, не давала знать о себе? Как насчет шрамов, которые, несомненно, трево- жили его всю оставшуюся жизнь? Для Иова все закончилось хорошо, нонеидеально. Слишком много потерянных воз- можностей, слишком много безответных вопросов!
Библия говорит, что Господь «возвратил потерю Иова» (Иов. 42:10), и с этим не поспоришь. Но многое все же оста- лось незавершенным, неотвеченным и невыполненным.
В этом нет ничего удивительного, не так ли? Ведь в ныне- шнем мире, независимо от того, хорош или плох наш «конец», некоторые дела остаются незавершенными, вопросы — неот- веченными, а планы — невыполненными.
Вот почему финал Иова в определенном смысле можно рас- сматривать как своего рода символ подлинного завершения всех человеческих скорбей и страданий. Он предвещает надежду насчастливый исход иобетование полного иокончательного восстановления, которые мы имеем благодаря Евангелию Иису- са Христа. В сравнении с ним восстановление Иова блекнет.
Прочитайте 1 Кор. 4:5. Что этот текст говорит нам о том, как в настоящее время, в этой жизни, некоторые вопросы все же останутся без ответа, а многое —невыполненным и незавер- шенным? Какая нам дана надежда вместо этого?
28 сентября, среда
Последнее царство
Помимо всего прочего Библия — книга об истории. Но это не просто историческая книга. Она рассказывает о событиях прошлого так, чтобы мы могли извлечь из них духовные уро- ки. На примере прошлого она учит тому, как нам следует жить здесь и сейчас (см. 1 Кор. 10:11).
Но Библия рассказывает не только о прошлом. Она расска- зывает также и о будущем. Она повествует нам не только о тех событиях, которые произошли, но и о событиях, которые про- изойдут. Она указывает нам на будущее, вплоть до конца време- ни. Учение о событиях последнего времени и конце света имеет богословский термин «эсхатология» — от греческого слова эсха- тос, «последний». Иногда этот же термин используется приме- нительно к учению о смерти, суде, небесах и аде. Он также связан с вселяющим надежду обетованием новой жизни в новом мире.
И Библия действительно сообщает нам много информации о конце времени. Да, книга Иова заканчивается упоминанием о его смерти, и если человек прочтет только эту библейскую книгу, то он может подумать, что жизнь Иова закончилась 1 смертью, как и все наши жизни. Надеяться не на что, поскольку для этого нет видимых оснований.
Однако Библия учит нас тому, что в конце времени будет уста- новлено Царство Божье, которое в отличие от земных царств бу- дет существовать вечно и станет обителью искупленных.
Прочитайте Дан. 2:44; 7:18. На какую надежду, связанную с концом времени, указывают эти стихи?
«Великий план искупления увенчается полным возвращени- ем земле Божественного благоволения. Все, что было потеряно из-за греховной жизни, будет восстановлено. Не только человек, но и земля будет искуплена, чтобы стать вечной обителью по- слушных. В течение шести тысяч лет сатана боролся за облада- ние землей. Теперь осуществится первоначальное намерение Бо- жье, которое Он имел при ее творении. „Потом примут царство святые Всевышнего ибудут владеть царством вовек ивовеки веков (Дан. 7:18)“» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 342).
Книга Иова заканчивается сообщением о его смерти. Хо- рошей новостью для нас, как и для Иова, является то, что ко- нец этой книги — это не конец истории Иова. И так же наша смерть — это не конец нашей истории.
29 сентября, четверг
Воскресение и жизнь
Прочитайте Иов. 14:14, 15. Какой вопрос задает Иов и как он сам отвечает на него?
В книге Иова среди прочих рассматривается вопрос смерти. И это закономерно. Любая книга о человеческих страданиях, безусловно, должна рассматривать также и смерть как причи- ну большинства наших терзаний. Иов спрашивает, оживет ли умерший человек, и затем говорит, что ожидает смены себе вбудущем. Еврейское слово, переведенное глаголом «ожи- дать», также подразумевает надежду. Но важно не просто че- го-то ждать, а надеяться на это.
Иов надеялся, что ему придет «смена». Это слово происхо- дит от еврейского термина, передающего идею «обновления» или «замещения». Часто под ним подразумевается перемена одежды. Хотя само слово имеет широкое значение, в данном контексте речь идет об «обновлении» после смерти. Следова- тельно, Иов надеется, что смерть однажды сменится жизнью, иименно вэтом будет заключаться благоволение, которое Бог явит творению Своих рук (см. Иов. 14:15).
Конечно, наша великая надежда, великое обетование, что сосмертью все незакончится, берет основание изжизни, смерти и служения Иисуса. «Новый Завет учит, что Христос победил смерть, злейшего врага человечества, и что Бог вос- кресит мертвых для окончательного суда. Но эта доктрина становится центральной в библейском вероучении после вос- кресения Христа, так как получает свое подтверждение в тор- жестве Христа над смертью» (John E. Hartley, The Book of Job, NICOT, Accordance electronic ed., p. 237).
«Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Какие слова Иисуса в этом стихе дают нам надежду и уверенность в благополучном «финале»? Каким знанием мы обладаем в отличие от Иова?
30 сентября, пятница
Для дальнейшего изучения
Несмотря на все ужасающие бедствия, выпавшие на долю Иова, он остался верным Богу. Ему также было возвращено многое из того, что он потерял. Тем не менее в этой истории далеко не на все вопросы даются ответы. Книга Иова — всего лишь одна из книг Библии, и было бы неправильно строить богословие только на ней. Остальная часть Писания проясня- ет многие сложные вопросы, поднятые в книге Иова.
Новый Завет в особенности проливает свет на многое изтого, что немогло быть полностью объяснено вветхо- заветные времена. Это хорошо видно на примере служения в святилище. Независимо от того, насколько хорошо благо- честивый израильтянин понимал значение смерти животных и всего жертвенного служения, смысл этой системы оконча- тельно прояснился только с приходом Иисуса и Его смертью на кресте. Послание к евреям во многом помогает уяснить ис- тинный смысл всего служения.
И хотя сегодня мы имеем честь знать «настоящую истину» (2 Петр. 1:12) и обладаем большим светом, чем Иов, нам все же нужно также научиться жить снеотвеченными вопросами. Раскрытие истины происходит постепенно, инесмотря натот большой свет, который открыт нам уже сейчас, еще многому предстоит научиться. Нам сказано, что «искупленные будут пу- тешествовать от мира к миру, и большая часть их времени будет посвящена разгадке тайны искупления. На протяжении всей веч- ности эта тема будет постоянно открываться их разуму» (Ellen G. White, Advent Review and Sabbath Herald, March 9, 1886).
Вопросы для обсуждения:
Что значит понятие «прогрессирующего откровения»? Ре- бенок приступает к изучению арифметики, изучает цифры, счет. Затем онучится складывать, вычитать, умножать и делить. После этого можно переходить к более сложным дисциплинам — алгебре, геометрии и математическому анализу с его интегральными исчислениями. Как эта анало- гия помогает нам понять идею «прогрессирующего откро- вения» в богословии?
Прочитайте Иов. 42:11. Комментаторы на протяжении веков задают вопрос о том, где были родственники и дру- зья Иова в самый бедственный для него момент. Ведь они вернулись после того, как его дела наладились. Что не так в этой ситуации?
Как много несчастных судеб вы знаете? Каким образом Крест дает надежду, что это еще не конец истории?
Миссионерская история
ОБРАЩЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕННОГО. ЧАСТЬ 1
Александр Марин был хорошо известен среди со- трудников правоохранительных органов в большей части Румынии. Его имя и фото появлялись в поли- цейских участках по всей стране. Большую часть своей жизни он провел в тюрьме.
Марин не подходил под типичный образ закорене- лого преступника. Будущее хорошо образованного, владеющего языками, подающего надежды художника и дизайнера было многообещающим. Его старший брат покончил с собой в возрасте 18 лет будучи чемпионом страны по легкой атлетике. Марину тогда исполнилось 15 лет. Раздавленные горем родители направили всю свою любовь и надежды на будущее на своего младше- го сына. Но он связался с плохой компанией. Его друзья получали удовольствие, нарушая закон. «Мы знаем, что произойдет, если нас поймают» — говорил он. В кон- це концов Александра поймали и посадили в тюрьму. Тюрьма оказалась отличной школой для дальнейшей криминальной деятельности, и вскоре он был осво- божден, освоив новые способы совершения преступ- лений. Он стал участником еще более незаконных дел и в конечном итоге связался с мафией.
Александр женился на бывшей однокласснице. Де- вушка знала о его прошлом, но надеялась изменить его. Однако в планы Александра это вовсе не входи- ло. Он решил бежать в Югославию и позже отправить туда свою жену, к тому времени ожидавшую ребенка. Ему удалось безопасно пересечь границу, однако у него не было никаких средств к существованию. «Нам прихо- дилось воровать, чтобы прокормиться», — рассказывал он. За это он снова был арестован и отправлен в тюрьму. За день до его освобождения сотрудница тюрь- мы рассказала ему о том, что его собираются депортировать в Румынию. Для Александра это означало одно — смертный приговор. Она дала ему напильник, и он вместе со своими сокамерниками начал распили- вать металлическую решетку тщательно охраняемой тюрьмы. Они пели и всячески шумели, чтобы замаски- ровать звуки разрезаемой стальной решетки на окне. Окно было очень маленьким, и Александру пришлось оставить пальто и рубашку и намазаться кремом для бритья, чтобы проскользнуть через крошечное отвер- стие на свободу.
Он рассказывает, что произошло дальше: «Четве- ро из нас пытались бежать, и троим удалось оказать- ся на соседнем кукурузном поле. Была поздняя осень, и у меня не было ни рубашки, ни пальто. Я дрожал от холода. Мы слышали, как охранники с собаками ис- кали нас. Полицейские собаки нашли моего сокамерни- ка. Я понял это по раздавшимся крикам. Именно тогда я произнес первую в своей жизни молитву. „Боже, по- моги мне. Если ты позволишь мне спастись, я изменю свою жизнь“. Я верил в то, о чем говорил в молитве. Но как только мне удалось бежать, я забыл о своем обе- щании Богу».
Продолжение следует.