15 октября, суббота
Бог и человеческие страдания
Библейские тексты для исследования:
Рим. 1:18–20; Иов. 12:7–10; Откр. 4:11; Кол. 1:16, 17; Мф. 6:34; Иов. 10:8–12
Памятный стих:
«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34).
В отличие от других книг Библии книга Иова не имеет при- вязки к израильской земле и израильскому народу. Начиная с книги Бытие, где Аврааму дается обещание, что Господь произведет от него великий народ (см. Быт. 12:2), и заканчи- вая книгой Откровение, которая описывает «святой город», Иерусалим (см. Откр. 22:19), тема Израиля и его отношений завета с Богом так или иначе, прямо или косвенно помогает формировать каждую книгу.
В книге Иова ничего такого нет, нет даже упоминания о знаковом событии древней истории Израиля — исходе. Это объясняется прежде всего тем, что Моисей написал книгу Иова в Мадиаме наряду с книгой Бытие (см. также Библей- ский комментарий АСД, т. 3, с. 1140); исход не упоминается, поскольку он еще не произошел.
Но, возможно, есть еще одна причина, куда более важная. Одна из главных тем книги Иова — тема человеческих страда- ний — носит универсальный характер. Она не ограничивается каким-либо одним народом или эпохой. Еврею и язычнику, всем нам в той или иной степени знакомы беды Иова и ощу- щение боли от жизни в греховном мире. Какими бы исключи- тельными ни были его переживания, Иов представляет собой всех нас в наших страданиях.
16 октября, воскресенье
Бог в природе
Прочитайте Рим. 1:18–20. О чем говорит здесь Павел?
Какие сильные слова! Существование Бога в достаточной степени раскрывается через «созданное Им» (ИПБ), то есть через сотворенный мир. Поэтому у людей не будет возмож- ности оправдать собственное неверие. Павел говорит, что посредством наблюдения за творением можно многое узнать о существовании Бога и Его характере. Это является основа- нием для справедливого разбирательства в день суда.
Несомненно, природный мир сообщает нам многое о су- ществовании Бога. Современная наука открыла нам такие подробности о чудесах творения, которые наши предки, жив- шие всего 300 лет назад, и тем более 3000 лет назад, не могли себе даже представить. Ирония заключается вследующем: чем большую сложность наука обнаруживает в жизни, тем труднее ей заявлять, что она появилась в результате случая. Телефон «Айфон», который выглядит продуманным, име- ет продуманный функционал, демонстрирует определенный дизайнерский и технический замысел, является, несомненно, чьим-то изобретением. Но человек — существо с куда более сложным и продуманным устройством — является, как нас уверяют, всего лишь продуктом чистой случайности. К сожа- лению, многие люди верят подобным ложным заявлениям.
Прочитайте Иов. 12:7–10. Как эти слова подтверждают мысль, изложенную в Рим. 1:18–20?
Здесь также говорится о том, что существование Бога про- является в сотворенном мире. Хотя в своем падшем состоянии природа не раскрывает полностью характера Бога, она, без- 4 условно, открывает Его творческую силу и доброту.
Что в природе конкретно свидетельствует нам о силе и бла- гости Бога? Как выможете научиться черпать поддержку из этих свидетельств?
17 октября, понедельник
Все имеет причину
Существует много хороших и весомых аргументов в поль- зу существования Бога. Помимо свидетельства сотворенного мира существует еще так называемый «космологический ар- гумент». Он сводится к тому, что всякая материальная вещь во Вселенной имеет свою причину вне себя. Всякая вещь была создана вещью, созданной ранее. Эта цепочка продолжается до тех пор, пока мы не упираемся в нематериальную причину Вселенной, не имеющую начала. Этой причиной является веч- ный Бог, изображенный в Писании!
Что следующие тексты говорят о Первопричине всего?
Откр. 4:11
Кол. 1:16, 17
Ин. 1:1–3
Эти тексты учат о вечно существующем Боге — самом ло- гичном объяснении Творения. Некоторые мыслители, ка- тегорически настроенные против идеи существования Бога, придумали альтернативное объяснение. Нам говорят, что не всемогущий и вечный Бог создал Вселенную, а «ничто» со- творило все. Даже такой известный ученый, как Стивен Хо- кинг, которого называют современным Исааком Ньютоном, утверждает, что «ничто» создало нашу Вселенную.
«По причине закона гравитации Вселенная может и будет создавать себя из ничего» (Стивен Хокинг и Леонард Млоди- нов, Высший замысел, с. 180).
Хотя Хокинг объясняет свою идею сложным математиче- ским языком, следует задаться вопросом: спустя четыреста лет после начала научной революции один из виднейших в мире ученых доказывает, что Вселенная и все в ней возникли из ни- чего? Заблуждение остается заблуждением, даже если оно вы- сказано великим ученым.
В этой связи прочитайте 1 Кор. 3:19. Почему христианам сле- дует всегда помнить эту важную истину?
18 октября, вторник
Самая ранняя книга
Несмотря на громкие заявления атеистов, у верующих в Бога есть много веских причин для этого. Тем не менее су- ществует одна извечная проблема, которую многие использо- вали на протяжении веков, чтобы оправдать свое неверие. Это проблема человеческого страдания и зла. Как могут сосуще- ствовать всеблагой, вселюбящий и всемогущий Бог и зло? Для многих этот вопрос продолжает оставаться камнем преткно- вения. Даже верующие люди, на опыте познавшие Бога и Его любовь, время от времени задаются этим вопросом!
Примечательно, что Эллен Уайт учит тому же, что и еврей- ская традиция: Моисей написал книгу Иова в Мадиаме. «Дол- гие годы уединения впустыне непрошли напрасно. Вэтот период Моисей не только подготовился к предстоящей боль- шой работе, но и по вдохновению Святого Духа написал кни- ги Бытие и Иова, которые народ Божий будет читать с глубо- чайшим интересом до конца времени» (Комментарии Эллен Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1140).
Одна из двух первых книг Библии, книга Иова, рассматри- вает универсальную проблему человеческого горя и страда- ний. Другими словами, Бог знал, что человечество столкнет- ся с этой проблемой, и в самом начале в Своем Слове через Моисея передал историю Иова. Бог сразу дал нам знать, что мы не оставлены одни в нашей боли и страданиях, но что Он 4 рядом, Он все знает, и у нас есть надежда, что в конце концов Он все уладит.
Что следующие тексты говорят нам о реальности зла? Мф. 6:34; Ин. 16:33; Дан. 12:1; Мф. 24:7.
По логике Священного Писания проблема существования зла не ставит под сомнение бытие Бога. Библия говорит как ореальности всеведущего, всемогущего, вселюбящего Бога, так и о реальности зла, человеческих страданий и горя. Зло не является оправданием для неверия в Бога. Даже при по- верхностном чтении книги Иова видно, что, находясь в пол- ном отчаянии, Иов ни на минуту не сомневается в существова- нии Бога. Он вполне резонно спрашивает, почему его постигли бедствия?
Для человека естественно задавать вопросы опричинах зла, которое он наблюдает. Как мы можем научиться верить в Божью благость, несмотря на это зло?
19 октября, среда
Дилемма
Прочитайте следующие стихи из книги Иова. Какой вопрос не дает покоя Иову? О чем он не спрашивает? Иов. 6:4–8; Иов. 9:1–12.
Как уже отмечалось ранее, в книге Иова ни разу не встает вопрос о существовании Бога. Звучит другой вопрос: почему беды обрушились на Иова? Учитывая его веру в Бога и по- стигшую его участь, можно сказать, что это был справедли- вый вопрос.
Если бы похожие несчастья обрушились на атеиста, ответ на вопрос, почему это случилось, был бы для него относи- тельно простым ипонятным. Мыживем вбессмысленном и бесцельном мире, которому до нас нет дела. Таким образом, находясь среди суровых, холодных и безразличных природ- ных сил, мы иногда становимся жертвами бедствий, которые не служат никакой цели. Почему так происходит? Если сама жизнь неслужит никакой цели, тоииспытания, сопровож- дающие эту жизнь, должны быть так же бессмысленны.
В то время как многим такой ответ покажется неудовлетво- рительным и безысходным, он, безусловно, имеет смысл, если исходить из предпосылки, что нет никакого Бога. Но люди, подобные Иову, встречаются с совершенно иной дилеммой.
Прочитайте Иов. 10:8–12. Как эти тексты помогают нам по- нять те мучительные вопросы, над которыми бьется Иов?
Вопрос, который мучит Иова, продолжает терзать боль- шинство верующих вБога: «Если добрый илюбящий Бог существует, почему люди страдают? Почему даже „хорошие“ люди, такие как Иов, терпят бедствия и несчастья, от которых нет никакой видимой пользы?». Если бы Вселенная существо- вала без Бога, подобные невзгоды воспринимались бы как неотъемлемая часть материального мира, в котором челове- ческие существа — это лишь случайные побочные продукты взаимодействия атомов и молекул. У Иова, как и у нас, было совершенно иное представление о мире. Отсюда и дилемма!
20 октября, четверг
Теодицея, или оправдание Бога
Прочитайте Рим. 3:1–4. Хотя данные слова звучат в контек- сте темы нарушения людьми завета с Богом, о какой более значимой проблеме говорит здесь Павел? Что Павел говорит о Боге?
Словами Пс. 50:6 Павел обращается к Господу: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь» (Рим. 3:4; ИПБ). Тема оправдания Самого Бога поднимается в разных местах Пи- сания. Богословы называют ее теодицеей, и речь идет о пони- мании благости Бога пред лицом зла. Этот извечный вопрос мырассматриваем напротяжении всей этой недели. Вдей- ствительности, вся великая борьба сама по себе является тео- дицеей. Людям, ангелам и всей Вселенной будет явлена бла- гость Бога, несмотря на то зло, которое царит в мире.
«Все вопросы истины и заблуждения, бывшие предметом долгих споров, теперь становятся ясными. Взору всех сотво- ренных разумных существ открываются последствия восста- ния, результаты отвержения Божественных предписаний. Вся Вселенная видит, кчему приводит правление сатаны и к чему — правление Божье. Сатана осужден своими же дела- ми. Божья мудрость, Его справедливость и доброта полностью реабилитированы. Все понимают, что во всех Своих действи- ях в этом великом противоборстве двух сил Бог преследовал цель вечного блага для Своего народа, а также и для всех со- творенных Им миров» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 670, 671).
Какбы нибыло трудно для нас сегодня осознавать это вмире греха истраданий (для Иова это было куда более трудной задачей), когда все закончится, мы сможем увидеть благость, справедливость, любовь и святость Бога в Его об- ращении с человечеством, сатаной и грехом. Это не означает, что все происходящее в мире заслуживает нашего одобрения.
Это лишь означает, что Бог в сложившихся обстоятельствах действует наилучшим образом. Когда ужасный эксперимент с грехом закончится, мы сможем воскликнуть: «Велики и чуд- ны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и ис- тинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).
Почему так важно восхвалять Бога, в том числе и в условиях испытаний, которые кажутся невыносимыми?
21 октября, пятница
Для дальнейшего изучения
Христианский писатель и апологет Клайв Льюис написал книгу, в которой рассказывает о смерти жены и своих попыт- ках примириться с этой смертью. В ней он написал: «Я не ду- маю, что существует опасность утратить веру в Бога. Истинная опасность состоит ввозможности поверить вто, что Он— плохой. Я боюсь не того, что я прихожу к выводу: „Оказыва- ется, Бога нет!“, но: „Так вот какой Он, оказывается, и нечего себя обманывать“» («Боль утраты», с. 6, 7).
Это тот же самый вопрос, над которым бился Иов. Как мы увидели, он никогда не сомневался в существовании Бога; его мучил вопрос о Божьем характере. Иов добросовестно служил Господу. Иов был «хорошим» человеком. Поэтому он знал, что не заслужил всего того, что происходило с ним. Таким образом, онзадавался темже вопросом, что имно- гие люди, верующие в Бога и терпящие бедствия: «Каков Бог на самом деле?». Великая борьба ведется вокруг этого вопро- са. Обсуждается не столько существование Бога, сколько Его характер. И хотя исход великой борьбы обусловлен многими факторами, нет никаких сомнений, что смерть Иисуса на кре- сте, где Сын Божий отдал «Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2), лучше всего показала Вселенной истинный характер нашего Творца. Крест показы- вает нам, что Богу можно доверять.
Вопросы для обсуждения:
Остановимся на вопросе страдания для тех, кто не верит вБога. Как мыувидели, имненужно бороться стемиже вопросами, что и верующим в Бога, когда случаются тра- гедии. С другой стороны, есть ли у них надежда когда-либо получить ответ или найти решение? Только представьте себе, каково это — пройти через все тяготы этого мира, а за- тем полагать, что все это заканчивается могилой и больше ничего нет. Неудивительно, что многие неверующие раз- очаровываются в жизни. В секулярной литературе то и дело звучат протесты против абсурдности человеческого бытия. Как мы можем даже на фоне земных скорбей черпать на- дежду из нашей веры, несмотря на вопросы, которые оста- ются нерешенными?
Почему так важно для нас сегодня полагаться на Крест — самое великое откровение Божьей любви и характера Бога, данное нам? Когда мы поглощены горем, трагедией, необъяснимым злом, что Крест говорит нам о характере Бога? Если мы постоянно взираем на Крест, какую надеж- ду мы можем иметь на окончательный исход того, с чем мы сталкиваемся в настоящее время?
Миссионерская история
ПУСТОТА СЕРДЦА ЧАСТЬ 2
После нескольких недель обмана Елена осознала, что говорит неправду ради того, чтобы поклонять- ся Богу, и что это неприемлемо для Него. Она решила быть честной.
Но отец уже догадывался, куда ходит его дочь. Он видел ее входящей в дом вдовы и затем покидавшей его полчаса спустя. Он пошел к соседке и спросил, где Елена. Вдова ответила, что она ушла и вернется через полчаса. Но в тот вечер слова проповедующего о стра- даниях Иисуса за все человечество настолько глубоко затронули Елену, что она никак не могла заставить себя уйти раньше.
По дороге домой девушка думала: «Если Господь настолько пострадал за меня, может, я тоже должна пострадать ради Него? Я буду верной и буду взирать на Иисуса, и Он поможет мне». Она даже не подозрева- ла, насколько скоро начнутся ее страдания.
Елена вернулась в дом к вдове, переполненная радо- стью от того, что она узнала. Но женщина предупреди- ла ее: «Будь осторожна, твой отец очень зол».
Отец ждал ее дома. Он кричал на нее, требуя объяс- нений.
«Я была в церкви, — сказала она. — Мне там очень нравится».
«Ты больше не пойдешь в эту церковь! — закри- чал он. — Ты больше никогда не будешь иметь дело с адвентистами!» Он пошел к дочери в комнату, собрал все религиозные книги и порвал их. Затем он собрал их в кучу и сжег во дворе.
Отец испробовал все способы, которые знал, чтобы убедить дочь прекратить эту бессмыслицу. Но Елена видела, что Божий путь лучший, и отказывалась сой- ти с него. Когда она сказала об этом отцу, он закричал:
«Я скорее убью тебя, чем буду жить с дочерью, которая не слушается меня! Ты больше мне не дочь!»
«Хорошо, — сказала она. — Если ты больше не по- зволяешь мне быть твоей дочерью, тогда я буду доче- рью Божьей!»
Однажды в субботу Елена проснулась и обнаружи- ла, что все еще спят. Она решила пойти в церковь, не- смотря на угрозы отца побить ее. Пока она собиралась, отец заметил ее.
\— Куда ты идешь? — спросил он.
\— В адвентистскую церковь, — ответила она.
\— Хорошо, — сказал он спокойно. — Но долго не задерживайся!
Когда девушка вернулась домой, отец спросил ее:
\— Кто разрешил тебе идти в церковь?
\—Ты! — ответила Елена.
\— Когда? — спросил он изумленно.
\— Сегодня утром. Ты разве не помнишь? Напряжение между Еленой и отцом росло, ей было тяжело находиться дома. Но больше идти было некуда.
Продолжение следует.