Субботняя школа Адвентистов Седьмого дня
Адвентисты.ру
Вход

Вход

Забыли пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Битрикс24
Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.

Восстановить пароль

Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкцию по восстановлению


Вход

Регистрация

На указанный электронный адрес будет отправлено письмо для подтверждения регистрации

— поля, обязательные для заполнения
Новости Субботняя школа Ежедневные чтения Видео Периодика Аудио Церковь Форум
  1. Субботняя школа АСД
  2. Взрослая субботняя школа
Книга Иова. IV квартал 2016

PDF PDF (для учителей) Миссионерские вести MP3 EPUB FB2 MOBI

Урок 10. 26 ноября—02 декабря.
«Гнев Елиуя»

http://adventistfiles.net/documents/ss/2016/4/adult/mp3/ss_2016_04_010.mp3
Суббота — Гнев Елиуя Воскресенье — Жалкие утешители Понедельник — Появление Елиуя Вторник — Елиуй защищает Бога Среда — Иррациональность зла Четверг — Испытание веры Пятница — Для дальнейшего изучения Миссионерская история Комментарий для учителей

26 ноября, суббота
Гнев Елиуя

Гнев Елиуя

Библейские тексты для исследования:

Иов. 13:28; 28:28; 32:1–5; 34:10–15; Иез. 28:12–17; Иов. 1; 2:1–10.

Памятный стих:

«Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9).

Продолжается словесный спор между Иовом и тремя мужами. Многие слова оппонентов Иова убедительны, прекрасны, глубоки и истинны. Люди часто цитируют не только Иова, но и Елифаза, Вилдада и Софара. Как уже неоднократно отмечалось, им действительно было что сказать. К сожалению, для своих правильных слов они выбрали неправильное место и время, их пламенные речи не соответствовали обстоятельствам. В Притч. 25:11–13 изложена важная истина, которую нам следует усвоить:

«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.

Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.

Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду». К сожалению, не такие слова услышал Иов от своих друзей. В действительности, ситуация только усугубилась, и этому поспособствовало появление в истории нового персонажа.

27 ноября, воскресенье
Жалкие утешители

Жалкие утешители

Даже после убедительного выражения Иовом своей веры (см. Иов. 13:15, 16) словесный спор продолжается. На протяжении нескольких глав участники разговора обсуждают целый ряд глубоких и важных вопросов: о Боге, грехе, смерти, справедливости, зле, мудрости и краткости человеческой жизни.

Какие истины выражены в следующих стихах?

Иов. 13:28

Иов. 15:14–16

Иов. 19:25–27

Иов. 28:28

Спор продолжается на протяжении нескольких глав, и все стороны твердо стоят на своем. Елифаз, Вилдад и Софар приводят свои доводы в пользу мысли, что люди получают в жизни то, что заслужили. Следовательно, постигшие Иова бедствия являются справедливым наказанием за грехи. Иов продолжает сетовать на постигшую его жестокую участь, будучи убежден, что не заслужил таких страданий. Каждый из «утешителей» обвиняет Иова в произнесении пустых и суетных слов. В том же самом Иов обвиняет своих друзей.

В конце концов, ни один из них, включая Иова, не понял всего того, что происходило. Были ли они способны это понять? Как и все люди, они исходили из собственных ограниченных взглядов. Если мы могли бы извлечь лишь один урок из книги Иова (тот, что уже сейчас очевиден, особенно после произнесения этими мужами своих речей), он сводился бы к тому, что мы, люди, нуждаемся в смирении, когда осмеливаемся говорить о Боге и Его делах. Мы можем знать определенную истину, возможно, даже многие истины, но иногда, как в случае с этими тремя мужами, мы плохо понимаем, как применить эти истины наилучшим образом.

Посмотрите вокруг на мир природы. Каким образом он показывает нам ограниченность наших познавательных способностей?

28 ноября, понедельник
Появление Елиуя

Появление Елиуя

В главах 26–31 Иов произносит свою последнюю речь, обращенную к трем мужам. Прибегая к помощи красноречия, он в довольно эмоциональной манере повторяет озвученную ранее мысль: «Я не заслужил того, что со мной происходит. Точка!».

Иов символизирует собой человечество в том смысле, что многие люди переживают незаслуженные страдания. И самый сложный в таких ситуациях вопрос — почему? В некоторых случаях относительно легко назвать причину страданий: люди сами навлекли на себя беды. Но во многих случаях, как, например, с Иовом, это далеко не так, и поэтому вопрос о страданиях остается.

В 31-й главе Иов рассказывает о той жизни, которую он вел. И ни один его поступок не оправдывает того, что с ним происходит. Последний стих главы гласит: «Слова Иова кончились» (Иов. 31:40).

Прочитайте Иов. 32:1–5. Что здесь происходит и в чем Елиуй обвиняет Иова и других мужей?

Здесь Елиуй впервые упоминается в книге Иова. Он, очевидно, слышал какую-то часть долгой дискуссии, хотя не сказано, когда именно он появился на сцене. Должно быть, он пришел позже, так как его имя не упоминается вместе с именами трех других мужей, пришедших навестить Иова.

Мы знаем, что он не был удовлетворен прозвучавшими ответами. В действительности, в пяти стихах четыре раза отмечается, что его «гнев» воспылал из-за того, что он слышал. На протяжении следующих шести глав этот человек, Елиуй, излагает собственное понимание вопросов, поднятых в связи со страданиями Иова.

В Иов. 32:2 говорится, что Елиуй разгневался на Иова, потому что тот «оправдывал себя больше, нежели Бога». Эти слова ошибочно трактуют позицию Иова. Что это должно сказать нам о том, с какой осторожностью следует интерпретировать чужие слова? Как мы можем истолковывать слова других людей таким образом, чтобы попытаться оправдать их, а не осудить?

29 ноября, вторник
Елиуй защищает Бога

Елиуй защищает Бога

На протяжении веков об Елиуе и его речи было написано множество комментариев. В них она рассматривается как знаменующая переломный момент в разговоре. Однако на самом деле довольно сложно увидеть какие-либо новаторские элементы в речи Елиуя, способные изменить направление и динамику разговора. Напротив, создается ощущение, что он в значительной степени приводит те же аргументы, что и трое других мужей, пытаясь защитить Бога от обвинений в несправедливом отношении к Иову.

Прочитайте Иов. 34:10–15. Какие истины озвучивает здесь Елиуй? Как они соотносятся с тем, о чем говорилось раньше? Почему его правильные по сути слова были неуместны в данной ситуации?

Возможно, в случае с Елиуем и тремя другими друзьями мы имеем дело с опасением того, что Бог не таков, каким они его себе представляют. Они хотят верить в благость, справедливость и могущество Бога; и поэтому Елиуй озвучивает истины о доброте, справедливости и силе Божьей.

«Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов. 34:21, 22).

«Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца; Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются» (Иов. 36:5–7).

«Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов. 37:23, 24).

Если все это правда, то единственным логическим объяснением страданий Иова представляется вывод: Иов заслужил их. Разве может быть иначе? Другими словами, Елиуй пытался защитить собственное представление о Боге, став свидетелем ужасных бедствий, постигших такого хорошего человека, как Иов.

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда у вас возникали опасения за свою веру? Как вы отреагировали на собственный страх? Оглядываясь назад, подумайте, что бы вы сделали по-другому?

30 ноября, среда
Иррациональность зла

Иррациональность зла

Все четверо мужей, верующих в справедливого Бога, столкнулись с дилеммой: как объяснить ситуацию Иова рациональным и логическим способом, который бы согласовывался с их пониманием Божьего характера. К сожалению, в своем стремлении осмыслить зло вообще или, по крайней мере, то зло, что постигло Иова, они в конечном итоге занимают в корне неверную позицию.

Эллен Уайт предлагает содержательный комментарий в этой связи. «Невозможно логически обосновать происхождение и существование греха... Грех — незваный гость, появление которого ничем нельзя объяснить. Это непостижимая тайна; оправдывать грех — значит защищать его. И если бы удалось найти причину существования греха или оправдать его появление, тогда он перестал бы быть грехом» (Великая борьба, с. 492, 493).

Хотя она использует слово «грех», предположим, что мы поменяли это слово на близкое по смыслу: «зло». Тогда цитата будет звучать так: «Невозможно логически обосновать происхождение и существование зла... Зло — незваный гость, появление которого ничем нельзя объяснить. Это непостижимая тайна; оправдывать зло — значит защищать его. И если бы удалось найти причину существования зла или оправдать его появление, тогда оно перестало бы быть злом».

Когда случается трагедия, люди часто говорят или думают: «Я не могу этого понять!» или: «Это бессмысленно!». Именно такой была реакция Иова.

Существует объективная причина, по которой Иов и его друзья не могли понять этого: зло само по себе лишено всякого смысла. Если бы мы могли понять его, если бы оно имело смысл, если бы оно вписывалось в какую-то логическую и рациональную схему, оно уже не было бы злом и бедствием, поскольку служило бы конкретной цели.

Прочитайте стихи о падении сатаны и происхождении зла. Имеет ли его падение какой-то смысл? (Иез. 28:12–17).

Мы видим совершенное существо, созданное совершенным Богом в идеальной среде. Он занимает высокое положение, преисполнен мудрости и красоты, украшен драгоценными камнями. Этот «помазанный херувим» был на «святой горе Божьей». Получив такие высокие привилегии, это существо погубило само себя и позволило злу овладеть собой. Нет ничего более иррационального и нелогичного, чем поразившее дьявола зло!

Приведите из собственного опыта примеры, свидетельствующие об иррациональности и необъяснимости зла!

1 декабря, четверг
Испытание веры

Испытание веры

Безусловно, главные герои в книге Иова как простые смертные, видящие «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13:12), действовали, исходя из своего ограниченного понимания физического мира и еще более скудного понимания духовного мира. Примечательно также то, что во всех этих спорах о зле, которое постигло Иова, ни один из мужей, включая его самого, не обсуждал роль дьявола — прямую и непосредственную причину всех бед Иова. Несмотря на их собственную уверенность в своей правоте, особенно Елиуя (см. Иов. 36:1–4), все их попытки рационально объяснить страдания Иова потерпели неудачу. И, конечно, Иов знал, что их попытки не увенчались успехом.

Даже с нашим пониманием вселенской подоплеки истории насколько хорошо мы способны рационально осмыслить и объяснить зло, постигшее Иова? Перечитайте Иов. 1; 2:1–10. Хотя в этих стихах многое нам открывается, какие вопросы остаются?

Благодаря начальным главам книги Иова мы видим то, чего ни один из ее персонажей не мог видеть. Тем не менее сложные для понимания вопросы остаются. Как мы уже отметили, не злые дела Иова навлекли на него бедствия, а его благочестие, на которое Бог обратил внимание дьявола. Получается, что благочестие и желание быть верным Богу привели к тому, что с ним произошло. Как нам это понять? И даже если бы Иов узнал, что происходит, не закричал ли бы он: «Пожалуйста, Боже, используй кого-то другого! Возврати мне моих детей, мое здоровье, мое имущество!». Иов не вызывался быть подопытным кроликом. И кто согласился бы на эту роль? Возникает вопрос: насколько справедливо это было по отношению к Иову и его семье? Между тем даже с учетом одержанной Богом победы в споре с дьяволом мы знаем, что сатана не признал поражения (см. Откр. 12:12). Какова тогда была цель? Какой бы славной ни была конечная судьба Иова, стоила ли она смерти стольких людей и всех тех страданий, через которые прошел Иов? Если у нас есть эти вопросы при всей нашей осведомленности, представьте себе все те вопросы, которые были у Иова!

И все же здесь кроется один из самых важных уроков, которые мы можем извлечь из книги Иова: жить по вере, а не видением; доверять Богу и оставаться верными Ему даже тогда, когда, подобно Иову, мы не можем рационально объяснить происходящее. В жизни нет места вере, когда абсолютно все поддается рациональному объяснению. Мы живем по вере, когда, следуя примеру Иова, мы верим и подчиняемся Богу, пусть даже не понимая того, что происходит вокруг нас.

В чем вы должны доверять Богу, даже если чего-то не понимаете? Как можно укреплять это доверие, даже если у нас нет ответов на многие вопросы?

2 декабря, пятница
Для дальнейшего изучения

Для дальнейшего изучения

В обсуждении вопроса веры и разума писатель Джон Хедли Брук ссылается на немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804) и его попытки определить пределы человеческого знания, особенно когда дело касается действий Бога. Для Канта «вопрос обоснования человеком путей Бога был вопросом веры, а не знания. В качестве примера правильной позиции пред лицом несчастья Кант приводил Иова, который, лишившись всего, сохранил чистую совесть. Подчиняясь Божественному решению, он был прав, противостоя совету друзей, которые пытались найти логичное объяснение его несчастью. Сила позиции Иова состояла в полученном им знании: Бог преследует определенную цель, осыпая его несчастьями» (Science and Religion, New York: Cambridge University Press, 2006, p. 207, 208).

Друзья Иова, включая Елиуя, думали, что способны объяснить произошедшее с Иовом простой причинно-следственной связью. Причиной был грех Иова, а результатом стали его страдания. Какой еще вывод может быть более ясным, убедительным с богословской точки зрения и рациональным? Тем не менее их рассуждения были ошибочны. Бог и созданная Им действительность не всегда соответствуют нашему пониманию того, как действует Бог и как устроен мир.

Вопросы для обсуждения:

  • Как мы увидели, в продолжительной дискуссии о страданиях Иова дьявол ни разу не упоминается. Почему? Что это говорит нам о том, насколько эти люди были ограничены в своем понимании, несмотря на имевшееся у них знание истины? Что их невежество говорит о нашем собственном невежестве, несмотря на знание истины, которым мы обладаем?

  • «Когда мы берем в свои руки дело, которое нам необходимо совершить, и в надежде на успех полагаемся на собственную мудрость, то взваливаем на себя бремя, которое Бог не возлагал на нас, и пытаемся нести его без Его помощи... Но если мы искренне верим, что Господь нас любит и желает нам только добра, мы перестанем беспокоиться о будущем. Мы вполне доверимся Богу, как ребенок доверяется своим любящим родителям, и тогда наши беды и мучения исчезнут, ибо наша воля растворится в воле Божьей» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 100, 101). Как мы можем научиться такому доверию? Какие решения мы принимаем сейчас: те, что укрепляют нашу веру, или те, что ее ослабляют?


Миссионерская история

ВЫПОЛНЯЯ БОЖЬЕ ДЕЛО ЧАСТЬ 1

Эта история не обо мне. Она о том, как Господь действует через меня и что Он может осуществить через любого, кто желает позволить Богу использовать себя.

Я всегда любил бизнес. В 21 год я основал свою первую компанию, продавая компьютеры школам. С самого начала Бог был моим партнером и обильно благословлял меня.

Позже я купил франшизу на программное обеспечение. За пять лет компания увеличилась с одного человека до пятидесяти и заработала много денег. Я многое вкладывал в служение, но чувствовал пустоту. Спустя некоторое время я осознал, что, хотя поддерживал церковь финансово, я не был вовлечен лично в служение. Мы с женой пришли к выводу, что нам необходимо быть частью Божьей вести к людям.

Наши деловые круги продолжали расширяться, но я чувствовал, что Бог призывает меня продать самую крупную компанию. Я отдал продажу в руки Божьи, и компанию быстро купили за сумму бо льшую, чем я ожидал.

Я знал, что Богу не нужны мои деньги, но начал понимать, что Господь хочет, чтобы я посвятил Ему свое время. Служение — это не то, что мы делаем что-то по субботам. Это то, что мы делаем все время. Я хотел быть лично вовлеченным в служение. Поэтому я спрашивал Бога, что Он хочет, чтобы я сделал для Него.

Однажды, беседуя со своим коллегой — христианским бизнесменом, членом Ассоциации предпринимателей-адвентистов, я поделился с ним своим желанием быть лично вовлеченным в миссионерское служение, в какой-то евангельский проект. Меня особо не интересовало место реализации проекта, я просто хотел быть руками Божьими. Я спросил его, нет ли у него какихлибо идей по этому поводу. Он ответил, что подумает над этим.

Сразу же после этого у него зазвонил телефон, и он, извинившись, вышел, чтобы ответить на звонок. Когда он вернулся, то сообщил, что звонил руководитель церкви, который рассказал ему о миссионерском проекте в стране, закрытой для евангелизма.

Как только он сказал об этом проекте, я понял, что это Бог отвечает на мою молитву! Проект был в стране, с которой я был знаком. Я знал язык и культуру людей той страны, и как бизнесмен я мог бы помочь руководителям церкви его осуществить. И я знал, что мог бы туда поехать, в то место, куда многие другие не имели возможности попасть.


Комментарий для учителей

Основные стихи: Иов. 32:1–5; Иез. 28:12–17.

Задачи учителя:

  • Помочь понять: речь Елиуя с ее многообещающим началом и разочаровывающим концом.
  • Помочь ощутить: прискорбность происхождения зла и невозможность должным образом объяснить его.
  • Побудить: рассматривать ключевые жизненные вопросы с чувством глубокого смирения, особенно когда мы разъясняем их другим людям.

План урока:

  1. Присущая молодости несдержанность.
    • A Какие обнадеживающие моменты были в начале речи Елиуя, которая в конечном итоге была испорчена нетерпеливостью и гневом?
    • B Каким образом заключительные слова Елиуя соотносятся с ответами относительно страданий Иова, предложенными тремя другими его друзьями?
  2. Непостижимая тайна.
    • A Какое объяснение мы можем дать тому, что Люцифер, самое совершенное из когда-либо созданных существ, отвернулся от Творца?
    • B Если не существует внятного объяснения этому поступку, почему тогда мы пытаемся вновь и вновь понять непостижимые страдания в нашей жизни и жизни других людей?
  3. Проявляя смирение.
    • A Что является противоположностью смирению? Как это качество проявляется в великой борьбе?
    • B Какую роль играет наше смирение в том, как мы реагируем на страдания и преследование за веру?

Вывод: Появление Елиуя на сцене воспринимается как глоток свежего воздуха. Он молод и сердит, нетерпеливо ждет своей очереди, чтобы высказаться. Однако ему недостает смирения, и в конце дня его слова ничем не отличаются от речей других друзей Иова. Зло остается непостижимым, и только смиренная вера может вселить в нас надежду.

УЧЕБНЫЙ ЦИКЛ


Шаг 1 — Мотивируйте!

ОТРЫВОК ИЗ ПИСАНИЯ: Иов. 28:28; 32:1–5.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ДУХОВНОГО РОСТА:: Речь Елиуя поначалу обещает быть другой, но, подобно другим друзьям, он также попадает в ловушку богословской идеи воздаяния. Его слова злы и обидны, пронизаны духовной гордыней, что, безусловно, играет на руку Божьему врагу. Падение сатаны было обусловлено недостатком смирения и чувством превосходства. Только смиренный подход к вопросу страданий может помочь найти честные ответы, основанные на Господнем страхе.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Если мы посмотрим на наши общины по всему миру, то ощутим действие конфликта поколений. Исследования показали, что церковь в Северной Америке непривлекательна для так называемого поколения Миллениум — людей, родившихся в 80-е годы прошлого века и встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте. В других странах в церкви присутствует множество молодых людей, однако немногие из них участвуют в руководстве церковью, которое остается за пожилыми и опытными людьми. Обсудите с членами вашего класса характер взаимоотношений между различными возрастными группами в вашей местной церкви.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ: Наконец-то появляется перспективный молодой человек! Наконец кто-то расставит все по своим местам и начнет бороться с религиозной элитой! Именно такое ощущение создается, когда из ниоткуда появляется Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и с гневом начинает говорить.

Гнев часто является мотивирующей силой у молодежи; гнев относительно устоявшихся мнений о войне, расовой сегрегации, об экономике, социальной несправедливости и т. п. Именно это чувство лежало в основе протестных движений по всему миру, которые в основном возглавляло молодое поколение. Многие из этих движений принесли позитивные перемены в обществе. У Елиуя не было политических планов, он поднимал богословский вопрос. Его гнев соседствовал с нетерпеливостью (см. Иов. 32:4, 5). Появление этого персонажа, безусловно, наделало много шума.

Как вы относитесь к энергии молодежи, которая присутствует в вашей церкви? Что молодежь может сделать такого, что не под силу старшим членам церкви? Какую роль здесь играет гнев?

Шаг 2 — Исследуйте!

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Эллен Уайт приводит несколько высказываний об «армии молодежи» в нашей Церкви. Следующая цитата подводит итог всем этим высказываниям: «Имея такую хорошо обученную армию работников, как наша молодежь, можно представить, как скоро весть о распятом, воскресшем и скоро грядущем Спасителе может быть донесена всему миру!» (Эллен Уайт. Воспитание, с. 271; ср. Христианское служение, с. 30). Было бы интересно наблюдать деятельность этой «армии молодежи» в вашей церкви! Насколько видимы ее действия и в каком направлении движется эта армия в вашей общине? Прочитайте в классе другие цитаты из книги «Христианское служение».

БИБЛЕЙСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Весть Елиуя занимает шесть глав в книге Иова (главы 32–37). Это самая продолжительная речь во всей книге. Она следует после завершения слов Иова (Иов. 31:40) и написанного в прозе вступления к словам самого Елиуя, где четырежды сообщается о том, что «воспылал гнев его» (Иов. 32:1–5). Это вступление требует пояснения: Елиуй рассматривает заявление Иова о невиновности как попытку надменного самооправдания. Он также разгневан на трех других друзей Иова, которые не смогли доказать его вину. Его речь обусловлена гневом, который является плохой отправной точкой для любого спора, даже если этот гнев и представлен как святой и праведный.

I РЕЧЬ ЕЛИУЯ. (ПРОЧИТАЙТЕ В КЛАССЕ ИОВ. 32-37).

Появление Елиуя характеризуется упоминанием об известном предке, который, вероятно, роднит его с Авраамом (Вуз был племянником Авраама, см. Быт. 22:21) и даже делает прародителем Давида (Арам был предком Давида, см. Руф. 4:19). Елиуй является евреем в отличие от трех других друзей Иова, едомлян.

Елиуй начинает свою речь, заявляя, что обладает прямым вдохновением от Бога (см. Иов. 32:6–10), которое в конце концов побуждает его возражать старшим и, вероятно, более мудрым людям (см. Иов. 32:11–22).

В главе 33 Елиуй подводит итог предыдущим речам Иова и обещает ему восстановление, если Иов послушает то, что он скажет. В этот момент напряжение достигает максимума, и читатель ожидает, что вот-вот придет ответ на все страдания Иова. Однако глава 34 разочаровывает читателя, поскольку предложенное Елиуем решение равнозначно предложениям трех других друзей, что видно при внимательном рассмотрении. Бог вознаграждает каждого в соответствии с его поступками (см. Иов. 34:10–15). Теология воздаяния снова заявляет о себе! И, что еще хуже, Елиуй добавляет отступление к числу грехов, вменяемых Иову в вину (см. Иов. 34:36, 37).

В главах 35 и 36 Бог описывается в мрачных тонах как далекое существо, не проявляющее интереса к жизни отдельной личности. Примечательно, что Елиуй использует образ бури в своей речи (см. Иов. 37), заявляя, что говорит от имени Бога. Позднее он будет вынужден признать свою ошибку, когда Сам Яхве заговорит из бури (см. Иов. 38:1). Речь Елиуя можно охарактеризовать как многословную, но совершенно пустую, поскольку она не отвечает на поставленные вопросы и несет лишь разочарование.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Можно ли оправдать гневную реакцию Елиуя? Аргументируйте свой ответ!

II. НИКАКОГО ЗДРАВОГО СМЫСЛА. (ПРОЧИТАЙТЕ В КЛАССЕ ИЕЗ. 28:12-17).

Глава 28 книги Иезекииля наряду с главой 14 книги Исаии часто используется в процессе изучения вопроса происхождения зла, а также падения сатаны. В данном контексте мы уже изучали эти тексты ранее. Однако существует еще один аспект в этой эпической плачевной песне. Вначале она описывает царя Тира (финикийского города, который был известен своей безжалостной торговлей рабами в Средиземноморье). Но потом описание земного царя сменяется описанием небесного существа, Люцифера, самого совершенного из Божьих созданий. Текст однозначно говорит о невероятной красоте «помазанного херувима», обитающего на святой горе Божьей. Далее мы наблюдаем резкий контраст, поскольку нам сообщается о самом ужасном падении, которое только может пережить сотворенное существо. Пребывание Люцифера в присутствии Божьем сменяется глубоким моральным разложением. После этого сатану ждет тысячелетнее заключение на земле и окончательное уничтожение (см. Откр. 20 и 21).

Вы скажете, что в отступничестве Люцифера нет никакого смысла, и будете правы! Грех и страдания не имеют никакого логического объяснения; они бессмысленны. Мы можем попытаться дать им объяснение, но, поступая так, мы будем фактически оправдывать и защищать грех. Поэтому попытки трех друзей, а также Елиуя объяснить страдания Иова обречены на провал. В конечном итоге Бог заявляет, что они согрешили своими устами. Возможно, и нам не следует пытаться объяснять то, что не имеет смысла.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Почему попытка объяснить логически грех и страдания приводит нас к совершению греха?

III. СМИРЕНИЕ И ИСТИНА.. (ПРОЧИТАЙТЕ В КЛАССЕ ПС. 44:5 И ИАК. 4:6).

Прекрасный псалом о Царе перечисляет желаемые характеристики коронованного Царя: «истина», «кротость» и «правда» (Пс. 44:5). Стремление обрести истину должно сопровождаться смирением. Только скромный найдет истину, потому что он готов к исправлению. Елиуй проявляет совершенно противоположное качество — высокомерие и гордость. Именно это мешает ему (и трем другим друзьям Иова) приблизиться к истине. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Гордость приводит нас к состоянию падшего херувима.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Можно ли заявлять, что мы как адвентисты седьмого дня обладаем истиной, и в то же время оставаться скромными? Поясните свой ответ.

Шаг 3 — Применяйте!

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Хотя продолжительная речь Елиуя поначалу выглядит многообещающей, в конечном итоге она разочаровывает. Нам нужно найти практические методы, позволяющие избежать ловушки, в которую попал Елиуй, иначе мы не сдвинемся с места.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

1. Как мы можем отличить праведный гнев от самоправедного?

  1. Как мы можем избежать ловушки, в которую попал Елиуй, который всего-навсего изложил другими словами аргументы трех друзей Иова, добавив к ним самоправедный гнев?

Шаг 4 — Творческое задание

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Радикальность взглядов молодого Елиуя была кажущейся, а его продолжительная речь не оправдала возложенных на нее надежд.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитайте Мф. 23:27, 28 и обсудите в классе прочитанные стихи.

Синодальный ИПБ

Притчи 25:11-13

11 Слово, вовремя сказанное, — что золотые яблоки в серебряной оправе.12 Золотая серьга, украшенье из чистого золота — мудрый обличитель для чуткого уха.13 Что прохлада от снега в страду — надежный вестник для тех, кто его отправил; он ободрит душу своего господина.

Притчи 25:11-13

11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах--слово, сказанное прилично.12 Золотая серьга и украшение из чистого золота--мудрый обличитель для внимательного уха.13 Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.
Синодальный ИПБ

Исайя 55:9

9 Как небо высоко над землей, так пути Мои выше ваших путей, и мысли Мои — ваших мыслей.

Исаия 55:9

9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Синодальный ИПБ

Иов 13:28

28 А я, словно сгнивший лоскут, истлеваю, как одежда, изъеденная молью.

Иов 28:28

28 И сказал человеку: „Благоговение пред Владыкой — вот мудрость, сторониться зла — в этом разум!“»

Иов 32:1-5

1 И перестали те трое отвечать Иову, потому что он считал себя правым.2 И тогда разгневался Элигу, сын Барахэля, бузитянин из рода Рам. Разгневался он на Иова за то, что тот считал себя более правым, чем Бог.3 И на трех его друзей разгневался тоже за то, что они не смогли ответить Иову и доказать его виновность.4 Элигу из учтивости молчал, пока Иов говорил, поскольку все они были намного старше его.5 Но когда увидел Элигу, что нет ответа в устах этих троих, он разгневался.

Иов 34:10-15

10 Потому послушайте меня те, у кого есть разум! Нет в Боге никакого зла, нет во Всесильном и несправедливости!11 Он воздает человеку по его делам, по поступкам отплачивает ему!12 Воистину, Бог не совершает зла, Всесильный не извращает правосудия!13 Кто вверил Ему землю? Кто поставил Его над всем миром?14 И если решит Он возвратить Себе дух Свой, дыхание Свое отнять,15 в тот же миг погибнет всё живое, и человек во прах вернется.

Иезекииль 28:12-17

12 «Смертный! Оплачь царя тирского и возвести ему слова Владыки Господа: „Ты был образцом совершенства и мудрости, был исполнен безупречной красоты.13 Ты пребывал в Эдеме, Божьем саду. Драгоценные камни, украшавшие твои одежды: рубин, топаз, бриллиант, хризолит, оникс и яшма, сапфир, бирюза и изумруд — всё в искусно выделанных золотых оправах — приготовлены были для тебя в день сотворения твоего.14 Ты был помазан в херувимы-хранители — вот к чему Я предназначил тебя. Ты обитал на святой Божьей горе и ходил среди огненных камней.15 Ты был непорочен в поступках своих со дня своего сотворения, пока не открылось в тебе зло.16 Велика была твоя торговля, и оттого преисполнился ты изнутри беззаконием и впал в грех. Потому Я низринул тебя, как оскверненного, с горы Божьей, изгнал тебя, херувим-хранитель, прочь от огненных камней.17 Возгордилось сердце твое из-за твоей красоты, тщеславие извратило твой разум, потому Я низверг тебя на землю, выставил на позор перед царями.

Иов 1

1 Жил некогда человек в земле Уц, звали его Иов. Был он непорочен и честен, пред Богом он благоговел и избегал зла.2 Было у него семеро сыновей и три дочери.3 И добра у него было много: семь тысяч коз и овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар воловьих упряжек, пятьсот ослиц и очень много слуг. И был этот человек самым великим среди всех сынов Востока.4 Собирались сыновья его и поочередно устраивали пиры в доме одного из них и посылали за тремя своими сестрами есть и пить вместе с ними.5 А когда череда дней пиршеств завершалась, Иов посылал за детьми, совершал обряд очищения и, поднявшись на заре, приносил жертвы всесожжения за каждого из них, рассуждая при этом так: «Вдруг согрешили мои дети, злословили Бога в сердце своем…» Так поступал Иов всякий раз после их пиров.6 Однажды собрались сыны Божьи, чтобы предстать пред Господом. Вместе с ними пришел и Противник.7 Спросил Господь Противника: «Откуда ты пришел?» Тот ответил Господу: «Ходил я по земле и всю ее обошел».8 И сказал Господь Противнику: «А ты приметил слугу Моего Иова? Нет больше на земле такого человека: непорочен он и честен, предо Мной благоговеет и избегает зла!»9 И ответил Противник Господу: «Разве даром Иов благоговеет пред Тобой?10 Не Ты ли оградил его со всех сторон — и дом его, и всё, чем он владеет? Всякое дело, за какое он ни возьмется, Ты благословил, и стада его заполонили землю…11 Но лишь протяни Свою руку, коснись всего, что у него есть, и тогда он открыто проклянет Тебя».12 И сказал Господь Противнику: «Вот всё, что у него есть, — в твоей власти, лишь его самого не касайся!» Тогда пошел Противник прочь с глаз Господних.13 И вот однажды, когда сыновья и дочери Иова ели и пили вино в доме старшего из братьев,14 приходит к Иову вестник с такими словами: «Волы твои были на пашне, а ослицы паслись неподалеку,15 как вдруг напали сабеяне, угнали скот, а слуг твоих изрубили мечами. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».16 Не успел он закончить свою речь, как приходит другой вестник и говорит: «Огонь Божий пал с небес и сжег дотла овец, коз и слуг. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».17 Не успел он закончить свою речь, как приходит еще один вестник и говорит: «Напали халдеи тремя отрядами, захватили верблюдов и угнали их, а слуг изрубили мечами. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».18 Не успел он закончить свою речь, как приходит другой вестник и говорит: «Сыновья твои и дочери ели и пили вино в доме старшего из братьев.19 И вдруг налетел из пустыни сильный ветер, повредил основания дома — рухнул он на всех, и они погибли. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».20 И встал Иов, разодрал одежды свои, обрил голову, пал ниц на землю21 и сказал: «Нагим я вышел из утробы матери, нагим и возвращусь туда. Господь дал, Господь взял. Да будет имя Господне благословенно!»22 При всем при этом не согрешил Иов и не возложил вину на Бога.

Иов 2

1 Однажды вновь собрались сыны Божьи, чтобы предстать пред Господом. Вместе с ними пришел и Противник, чтобы также пред Господом предстать.2 Спросил Господь Противника: «Откуда ты пришел?» Тот ответил Господу: «Ходил я по земле и всю ее обошел».3 И сказал Господь Противнику: «Ты приметил слугу Моего Иова? Нет больше на земле такого человека: непорочен он и честен, предо Мной благоговеет и избегает зла. Он по-прежнему тверд в своей непорочности, хотя ты убеждал Меня разорить его беспричинно».4 И возразил Противник Господу: «Каждый шкуру свою спасает! Всё, что ни есть у него, отдаст человек за свою жизнь.5 Но лишь протяни Свою руку, коснись костей его и плоти его, и тогда он открыто проклянет Тебя».6 И сказал Господь Противнику: «Вот он весь — в твоей власти, только жизнь ему сохрани».7 Пошел Противник прочь с глаз Господних. И поразил он Иова лютыми язвами с ног до головы.8 Взял Иов глиняный черепок, чтобы счищать гной, и сел среди пепла.9 И сказала ему жена: «Ты всё еще тверд в непорочности своей? Уж лучше прокляни Бога — и умри!»10 Но Иов ответил ей: «Ты говоришь, как одна из безумных! Добро мы приемлем от Бога, а зла принимать не будем?» И при всем при этом не согрешил Иов в слове.11 Услышали трое друзей Иова обо всех этих несчастьях, что на него обрушились, и пришли они, каждый из своей земли: Элифаз — из Темана, Билдад — из Шуаха и Цофар — из Наамы. Собрались вместе и решили пойти к Иову, чтобы утешать и жалеть его.12 И когда они увидели его издали, то не узнали… Закричали они, зарыдали в голос, разодрали свои одежды и стали подбрасывать к небу прах у себя над головой.13 И сидели они с Иовом на земле семь дней и семь ночей, и никто из них не сказал ему ни слова, ибо видели, сколь велико его страдание.

Иов 13:28

28 А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.

Иов 28:28

28 и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла--разум.

Иов 32:1-5

32 Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих,2 тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога,3 а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.4 Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его.5 Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его.

Иов 34:10-15

10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие,11 ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.12 Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда.13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, --15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.

Иезекииль 28:12-17

12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.

Иов 1

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.2 И родились у него семь сыновей и три дочери.3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни.6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, --благословит ли он Тебя?12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.14 И [вот], приходит вестник к Иову и говорит:15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

Иов 2

2 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, --благословит ли он Тебя?6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. (1)10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
Синодальный ИПБ

Иов 28:28

28 И сказал человеку: „Благоговение пред Владыкой — вот мудрость, сторониться зла — в этом разум!“»

Иов 28:28

28 и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла--разум.
Синодальный ИПБ

Иов 19:25-27

25 Но я знаю — Искупитель мой жив! И в конце Он встанет над прахом!26 Даже тогда, когда кожа моя распадется, я во плоти моей увижу Бога!27 Сам увижу, своими глазами, я, а не кто-то другой! Как же томится в груди мое сердце!

Иов 19:25-27

25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,26 и я во плоти моей узрю Бога.27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!
Синодальный ИПБ

Иов 15:14-16

14 Что есть человек? Разве может он быть чист? Рожденный женщиной, разве может он быть праведен?15 Бог и святым Своим не доверяет, даже небеса перед взором Его не чисты!16 Тем более человек — порочный и растленный, что злодейство пьет, словно воду!

Иов 15:14-16

14 Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?15 Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его:16 тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.
Синодальный ИПБ

Иов 13:28

28 А я, словно сгнивший лоскут, истлеваю, как одежда, изъеденная молью.

Иов 13:28

28 А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.
Синодальный ИПБ

Иов 13:15-16

15 Пусть убивает Он меня, иной надежды нет, всё равно я буду отстаивать перед Ним правоту свою!16 И будет это спасением моим: не осмелится безбожник пред очами Его явиться!

Иов 13:15-16

15 Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!16 И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!
Синодальный ИПБ

Иов 32:2

2 И тогда разгневался Элигу, сын Барахэля, бузитянин из рода Рам. Разгневался он на Иова за то, что тот считал себя более правым, чем Бог.

Иов 32:2

2 тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога,
Синодальный ИПБ

Иов 32:1-5

1 И перестали те трое отвечать Иову, потому что он считал себя правым.2 И тогда разгневался Элигу, сын Барахэля, бузитянин из рода Рам. Разгневался он на Иова за то, что тот считал себя более правым, чем Бог.3 И на трех его друзей разгневался тоже за то, что они не смогли ответить Иову и доказать его виновность.4 Элигу из учтивости молчал, пока Иов говорил, поскольку все они были намного старше его.5 Но когда увидел Элигу, что нет ответа в устах этих троих, он разгневался.

Иов 32:1-5

32 Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих,2 тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога,3 а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.4 Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его.5 Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его.
Синодальный ИПБ

Иов 31:40

40 тогда пусть терновник растет там вместо пшеницы, сорняки — вместо ячменя». Завершились на этом речи Иова.

Иов 31:40

40 то пусть вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь. Слова Иова кончились.
Синодальный ИПБ

Иов 37:23-24

23 Всесильный! Неприступен Он и недосягаем! Велик Он силой, правосудием и полнотой праведности! Он никого не угнетает!24 Потому трепещут пред ним люди, и ко всякому считающему себя мудрым Он не благоволит».

Иов 37:23-24

23 Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он [никого] не угнетает.24 Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!
Синодальный ИПБ

Иов 36:5-7

5 Всесилен Бог! Не отвергнет Всесильный того, кто сердцем чист.6 Не позволит Он жить нечестивцу и творит беднякам правый суд.7 От праведников Он не отвернется, с царями на престол их посадит и возвысит их навеки.

Иов 36:5-7

5 Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;6 Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным;7 Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.
Синодальный ИПБ

Иов 34:21-22

21 Ибо очи Его — над всеми путями людскими, каждый шаг их Он видит.22 Нет такой тьмы, такого мрака, где злодеи могли бы скрыться.

Иов 34:21-22

21 Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его.22 Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие.
Синодальный ИПБ

Иов 34:10-15

10 Потому послушайте меня те, у кого есть разум! Нет в Боге никакого зла, нет во Всесильном и несправедливости!11 Он воздает человеку по его делам, по поступкам отплачивает ему!12 Воистину, Бог не совершает зла, Всесильный не извращает правосудия!13 Кто вверил Ему землю? Кто поставил Его над всем миром?14 И если решит Он возвратить Себе дух Свой, дыхание Свое отнять,15 в тот же миг погибнет всё живое, и человек во прах вернется.

Иов 34:10-15

10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие,11 ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.12 Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда.13 Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, --15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.
Синодальный ИПБ

Иезекииль 28:12-17

12 «Смертный! Оплачь царя тирского и возвести ему слова Владыки Господа: „Ты был образцом совершенства и мудрости, был исполнен безупречной красоты.13 Ты пребывал в Эдеме, Божьем саду. Драгоценные камни, украшавшие твои одежды: рубин, топаз, бриллиант, хризолит, оникс и яшма, сапфир, бирюза и изумруд — всё в искусно выделанных золотых оправах — приготовлены были для тебя в день сотворения твоего.14 Ты был помазан в херувимы-хранители — вот к чему Я предназначил тебя. Ты обитал на святой Божьей горе и ходил среди огненных камней.15 Ты был непорочен в поступках своих со дня своего сотворения, пока не открылось в тебе зло.16 Велика была твоя торговля, и оттого преисполнился ты изнутри беззаконием и впал в грех. Потому Я низринул тебя, как оскверненного, с горы Божьей, изгнал тебя, херувим-хранитель, прочь от огненных камней.17 Возгордилось сердце твое из-за твоей красоты, тщеславие извратило твой разум, потому Я низверг тебя на землю, выставил на позор перед царями.

Иезекииль 28:12-17

12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
Синодальный ИПБ

Откровение 12:12

12 Ликуйте же, небеса и все на них живущие! Но горе тебе, земля, и тебе, море, потому что сошел к вам дьявол, в великой ярости сошел он, ибо знает, что мало уже осталось у него времени».

Откровение 12:12

12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
Синодальный ИПБ

Иов 1

1 Жил некогда человек в земле Уц, звали его Иов. Был он непорочен и честен, пред Богом он благоговел и избегал зла.2 Было у него семеро сыновей и три дочери.3 И добра у него было много: семь тысяч коз и овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар воловьих упряжек, пятьсот ослиц и очень много слуг. И был этот человек самым великим среди всех сынов Востока.4 Собирались сыновья его и поочередно устраивали пиры в доме одного из них и посылали за тремя своими сестрами есть и пить вместе с ними.5 А когда череда дней пиршеств завершалась, Иов посылал за детьми, совершал обряд очищения и, поднявшись на заре, приносил жертвы всесожжения за каждого из них, рассуждая при этом так: «Вдруг согрешили мои дети, злословили Бога в сердце своем…» Так поступал Иов всякий раз после их пиров.6 Однажды собрались сыны Божьи, чтобы предстать пред Господом. Вместе с ними пришел и Противник.7 Спросил Господь Противника: «Откуда ты пришел?» Тот ответил Господу: «Ходил я по земле и всю ее обошел».8 И сказал Господь Противнику: «А ты приметил слугу Моего Иова? Нет больше на земле такого человека: непорочен он и честен, предо Мной благоговеет и избегает зла!»9 И ответил Противник Господу: «Разве даром Иов благоговеет пред Тобой?10 Не Ты ли оградил его со всех сторон — и дом его, и всё, чем он владеет? Всякое дело, за какое он ни возьмется, Ты благословил, и стада его заполонили землю…11 Но лишь протяни Свою руку, коснись всего, что у него есть, и тогда он открыто проклянет Тебя».12 И сказал Господь Противнику: «Вот всё, что у него есть, — в твоей власти, лишь его самого не касайся!» Тогда пошел Противник прочь с глаз Господних.13 И вот однажды, когда сыновья и дочери Иова ели и пили вино в доме старшего из братьев,14 приходит к Иову вестник с такими словами: «Волы твои были на пашне, а ослицы паслись неподалеку,15 как вдруг напали сабеяне, угнали скот, а слуг твоих изрубили мечами. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».16 Не успел он закончить свою речь, как приходит другой вестник и говорит: «Огонь Божий пал с небес и сжег дотла овец, коз и слуг. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».17 Не успел он закончить свою речь, как приходит еще один вестник и говорит: «Напали халдеи тремя отрядами, захватили верблюдов и угнали их, а слуг изрубили мечами. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».18 Не успел он закончить свою речь, как приходит другой вестник и говорит: «Сыновья твои и дочери ели и пили вино в доме старшего из братьев.19 И вдруг налетел из пустыни сильный ветер, повредил основания дома — рухнул он на всех, и они погибли. Только я один уцелел, чтобы поведать тебе об этом».20 И встал Иов, разодрал одежды свои, обрил голову, пал ниц на землю21 и сказал: «Нагим я вышел из утробы матери, нагим и возвращусь туда. Господь дал, Господь взял. Да будет имя Господне благословенно!»22 При всем при этом не согрешил Иов и не возложил вину на Бога.

Иов 2

1 Однажды вновь собрались сыны Божьи, чтобы предстать пред Господом. Вместе с ними пришел и Противник, чтобы также пред Господом предстать.2 Спросил Господь Противника: «Откуда ты пришел?» Тот ответил Господу: «Ходил я по земле и всю ее обошел».3 И сказал Господь Противнику: «Ты приметил слугу Моего Иова? Нет больше на земле такого человека: непорочен он и честен, предо Мной благоговеет и избегает зла. Он по-прежнему тверд в своей непорочности, хотя ты убеждал Меня разорить его беспричинно».4 И возразил Противник Господу: «Каждый шкуру свою спасает! Всё, что ни есть у него, отдаст человек за свою жизнь.5 Но лишь протяни Свою руку, коснись костей его и плоти его, и тогда он открыто проклянет Тебя».6 И сказал Господь Противнику: «Вот он весь — в твоей власти, только жизнь ему сохрани».7 Пошел Противник прочь с глаз Господних. И поразил он Иова лютыми язвами с ног до головы.8 Взял Иов глиняный черепок, чтобы счищать гной, и сел среди пепла.9 И сказала ему жена: «Ты всё еще тверд в непорочности своей? Уж лучше прокляни Бога — и умри!»10 Но Иов ответил ей: «Ты говоришь, как одна из безумных! Добро мы приемлем от Бога, а зла принимать не будем?» И при всем при этом не согрешил Иов в слове.11 Услышали трое друзей Иова обо всех этих несчастьях, что на него обрушились, и пришли они, каждый из своей земли: Элифаз — из Темана, Билдад — из Шуаха и Цофар — из Наамы. Собрались вместе и решили пойти к Иову, чтобы утешать и жалеть его.12 И когда они увидели его издали, то не узнали… Закричали они, зарыдали в голос, разодрали свои одежды и стали подбрасывать к небу прах у себя над головой.13 И сидели они с Иовом на земле семь дней и семь ночей, и никто из них не сказал ему ни слова, ибо видели, сколь велико его страдание.

Иов 1

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.2 И родились у него семь сыновей и три дочери.3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни.6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, --благословит ли он Тебя?12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.14 И [вот], приходит вестник к Иову и говорит:15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

Иов 2

2 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, --благословит ли он Тебя?6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. (1)10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
Синодальный ИПБ

Иов 36:1-4

1 И продолжал Элигу свой ответ:2 «Потерпи-ка меня еще немного, и расскажу тебе: есть еще что сказать в защиту Бога.3 Свою мысль я начну издалека, Творца своего оправдаю.4 Воистину, слова мои не лживы, исполненный всякого знания говорит с тобою.

Иов 36:1-4

36 И продолжал Елиуй и сказал:2 подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога.3 Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость,4 потому что слова мои точно не ложь: пред тобою--совершенный в познаниях.
Синодальный ИПБ

I Послание В Коринф 13:12

12 Так вот и мы ныне видим всё неясно, как в тусклом зеркале, но однажды увидим лицом к лицу. Мое знание теперь несовершенно, тогда же оно станет полным, подобно тому, как и я был познан Богом.

1-е Коринфянам 13:12

12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

Комментарии

КОММЕНТАРИЙ К СШ
Урок субботней школы № 5. «Придите ко Мне…»

МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ! 28 ИЮЛЯ САЙТ ЗАКРЫВАЕТСЯ! Заходите на сайт https://svitok.icu   Урок субботней школы № 5. «Придите ко Мне…» Второй вариант проведения у...

Подробнее ›
КОММЕНТАРИЙ К СШ
Урок 1 | Субботняя школа | III кв. 24 | Начало Евангелия Иисуса Христа

Подробнее ›
КОММЕНТАРИЙ К СШ
«Иисус в послании к Евреям» Разумеешь ли, что читаешь? Разбор субботней школы с БУЦ

Разбор урока № 7 «Иисус – якорь для души» Разбор урока № 6 «Иисус – верный Первосвященник» Разбор урока № 5 «Иисус – податель покоя» Разбор ...

Подробнее ›


Адвентисты.ру
В учении и общении

© 2019 • Старый сайт

Субботняя школа
Ежедневные чтения
Церковь
Аудио
Новости
Видео
Форум
Периодика
Пансионаты и кафе
Семейное образование
ММШ
Статьи