3 апреля, суббота
История завета
Библейские тексты для исследования
Быт 9:15; Ис. 54:9; Быт. 12:1–3, Гал. 3:6–9, 29; Исх. 6:1–8; Иер. 31:33, 34.
Памятный стих
«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5).
Ключевые вопросы:
Что означает слово «завет»? Из чего состоит завет? Какой завет Бог заключил с Ноем? Какая надежда была заключена в завете с Авраамом? Какую роль в завете играют вера и дела со стороны человека? Завет — это просто договор или у него есть аспекты взаимоотношений? В чем суть нового завета?
На прошлой неделе мы исследовали тему падения человечества из-за греха наших прародителей. Материал этой недели — краткое изложение тем всего квартала. Мы рассмотрим самые ранние заветы, которые Бог заключил с избранным Им людьми. Эти заветы, каждый по своему, были проявлениями истинного завета, — того, что был утвержден на Голгофе Кровью Иисуса, и того, в который мы, христиане, вступаем с нашим Господом.
Мы начнем с завета, который заключил Бог с Ноем, чтобы спасти его и его семью от вод потопа. Далее мы перейдем к завету с Авраамом, столь насыщенному обетованиями для всех нас; затем — к завету на Синае и к важности того, что там было провозглашено; и, наконец, мы взглянем на новый завет — завет, на который указывали все другие заветы.
4 апреля, воскресенье
Основы завета
«И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя» (Быт. 17:2).
«Еврейское слово бери́т, переведенное как „завет“, встречается в Ветхом Завете около 287 раз. Оно также может переводиться как „завещание“ или „последняя воля“. Его этимология неясна, но оно стало означать „то, что связывает воедино две стороны“. Оно использовалось для описания отношений между человеком и человеком, а также между человеком и Богом. Оно широко использовалось в случаях договоров среди людей и имело религиозный смысл, когда завет заключался между Богом и человеком» (J. Thompson, «Covenant (OT)», The International Standard Bible Encyclopedia, vol. 1, p. 790).
Подобно брачному контракту, в библейском завете описаны стороны, заключащие завет, и их взаимоотношения. Библейский завет обладает определенной структурой:
Бог подтвердил обетования завета клятвой (см. Гал. 3:16; Евр. 6:13, 17).
Условием завета было послушание Божьей воле, выраженной в Десяти заповедях (см. Втор. 4:13).
Формальная сторона, с помощью которой в конечном счете исполняется Божье обязательство завета — деяния Христа и замысел спасения (см. Ис. 42:1, 6).
Взгляните на три элемента, перечисленных выше (Божья клятва, наше послушание и замысел спасения). Как, по вашему мнению, они действуют в вашей жизни с Господом? В нескольких предложениях опишите, как они проявляются в вашей жизни сейчас.
В Ветхом Завете система жертвоприношений раскрывала замысел спасения. Посредством ее символов патриархи и Израиль учились проявлять веру в грядущего Искупителя. Посредством ее обрядов кающийся грешник мог найти прощение и освободиться от вины. Благословения завета могли быть таким образом сохранены, и духовный рост, восстановление образа Божьего, вследствие этого мог продолжаться, даже когда человеку не удавалось выполнить свои обязательства по договору.
Хотя существуют заветы, заключаемые между людьми, основное употребление слова берит в еврейской Библии касается взаимоотношений между Богом и человечеством. Если принять во внимание, Кто Бог и кто мы по сравнению с Ним, то какой вид отношений будет отображен в таком завете?
5 апреля, понедельник
Завет с Ноем
«Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:18).
В приведенном выше стихе слово «завет» появляется в Библии впервые. В каком контексте? Бог только что рассказал Ною о Своем решении уничтожить землю из-за массового и продолжающегося распространения греха. Несмотря на то, что мир будет уничтожен в водах потопа, Бог не оставляет то, что Он создал. Он продолжает предлагать вступить в отношения завета, впервые приведенные в действие после грехопадения. Божественное «Я» — основание безопасности Ноя. Как Бог, хранящий завет, Господь обещал защитить членов семьи Ноя, которые проявили готовность пребывать в близких отношениях с Ним и повиноваться Ему.
Был ли завет с Ноем односторонним? Помните, что идея завета предполагает по меньшей мере две стороны. Были ли у Ноя свои обязательства по договору, которые нужно было выполнять? Какие обязательства это накладывает на нас?
Бог говорит Ною, что скоро случится потоп и мир будет уничтожен. Но в то же время Бог заключает с ним договор, в котором обещает спасти Ноя и его семью. Ставки были довольно высоки: если Бог не выполнит Свои обязательства по обетованию, то, что бы ни делал Ной, он будет истреблен вместе с остальным миром.
Бог сказал, что Он «поставит» с Ноем «завет». Слово «поставит» подразумевает намерение соблюдать завет и несет в себе значение обязательства. Предположим, Господь сказал Ною так: «Смотри, миру скоро придет конец. Возможно, Я спасу тебя, а может быть, нет. А пока делай то и то, а далее посмотрим, что произойдет, но Я не даю никаких гарантий». Как мы видим, подобные заявления не сопровождаются обещаниями и гарантиями, которые являются неотъемлемой частью понятия «завет».
Некоторые люди преуменьшают масштаб потопа, утверждая, что он был не всемирным, а локальным. Если это так, то каждый раз, когда происходит еще одно локальное наводнение (а они происходят постоянно), Божье обетование завета, записанное в Быт. 9:15 (см. также Ис. 54:9), нарушается. Напротив, тот факт, что за всю историю человечества больше не было еще одного всемирного потопа, доказывает действенность Божьего обетования завета. Что это говорит нам о том, как мы можем доверять Его обетованиям?
6 апреля, вторник
Завет Аврама
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3).
Прочитайте Быт. 12:1–3. Перечислите обетования, которые Бог дал Авраму.
Обратите внимание, что, давая эти обетования, Бог говорит Авраму, что в нем «благословятся… все племена земные» (Быт. 12:3). Что это означает? Как все племена земные были благословлены в Авраме? См. Гал. 3:6–9. Каким образом мы можем увидеть в этом обетовании обетование о Мессии? См. Гал. 3:29.
Бог пообещал Авраму войти с ним в тесные и длительные отношения еще до того, как Он использует какой-либо язык, говорящий о заключении завета. Прямые упоминания о завете, который заключит Бог, появляются позже (см. Быт. 15:4–21; Быт. 17:1–14). На данный момент Бог предлагает Божественно-человеческие взаимоотношения, имеющие важнейшее значение. Повторяемое «Я [укажу... произведу... благословлю...]» в Быт. 12:1–3 свидетельствует о глубине и величии Божьего предложения и обетования.
Вдобавок к этому Аврам получает единственное повеление, которое было для него испытанием, — «пойди». Он повиновался верой (см. Евр. 11:8), но не для того, чтобы получить обещанные благословения. Его послушание было ответом его веры на отношения любви, которые Бог желал установить с ним. Другими словами, Аврам уже верил в Бога, уже полагался на Бога, уже доверял Божьим обетованиям. Он должен был уже верить, в противном случае он никогда бы не покинул свою семью и землю предков и не отправился бы в неизведанные и опасные места. Его послушание явило его веру людям и ангелам.
Уже тогда Аврам показал взаимосвязь между верой и делами. Мы спасаемся верой, результатом которой становятся дела. Сначала обетование — затем дела. Послушание — это не средство получения благословения и сохранения отношений, послушание — это ответ веры на то, что Бог уже совершил. Такая вера иллюстрирует принцип в 1 Ин. 4:19: «Будем любить Его [Бога], потому что Он прежде возлюбил нас».
Прочитайте Быт. 15:6. Как этот стих раскрывает основу всех обетований завета? Почему это благословение наиболее ценное из всех?
7 апреля, среда
Завет с Моисеем
Прочитайте Исх. 6:1–8 и ответьте на следующие вопросы:
1. О каком завете говорил Бог? См. Быт. 12:1–3.
2. Каким образом исход должен был стать исполнением с Его стороны обетований завета?
3. Какую параллель вы можете найти между тем, что Бог обещал здесь народу, и тем, что Он обещал Ною до потопа?
После исхода Господь заключил завет с сынами Израиля на Синае. Этот завет был дал в контексте искупления из рабства (см. Исх. 20:2) и содержал Божьи установления относительно жертвоприношений для искупления и прощения греха. Поэтому, как и все Божьи заветы, это был завет благодати, распространявшейся на Его народ.
Этот завет во многом повторил основные элементы завета с Авраамом:
Особое отношение Бога к Его народу (ср. Быт. 17:7, 8 с Исх. 19:5, 6).
Они станут великим народом (ср. Быт. 12:2 с Исх. 19:6).
Необходимость послушания (ср. Быт. 17:9–14; Быт. 22:16–18 с Исх. 19:5).
«Обратите внимание на порядок событий, изложенных здесь: Господь сначала спасает Израиль, а затем дает ему Свой закон для соблюдения. Тот же самый порядок виден и в Евангелии. Христос сначала спасает нас от греха (см. Ин. 1:29; 1 Кор. 15:3; Гал. 1:4), а затем живет в нас, чтобы мы соблюдали Его закон (см. Гал. 2:20; Рим. 4:25; 8:1–3; 1 Петр. 2:24)» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 602).
Прочитайте Исх. 6:7. Каким образом израильтяне становятся Его народом, а Он — их Богом? Обратите внимание на глаголы в этом стихе. Израильтяне будут чем-то для Бога, а Бог будет чем-то для них. Бог не только желает относиться к ним особым образом; Он также желает, чтобы они относились к Нему особым образом. Разве Господь не ищет такого же рода отношений с нами сегодня? Отражает ли первая часть стиха Исх. 6:7 ваши отношения с Господом или вы тот, чье имя просто записано в церковном списке? Если ваш ответ на первую часть вопроса «да», укажите причины этого.
8 апреля, четверг
Новый завет
В этих отрывках впервые в Ветхом Завете упоминается «новый завет». Этот завет представлен в контексте возвращения Израиля из плена и рассказывает о благословениях, которые они получат от Бога.
Опять же, как и во всех остальных заветах, Бог — Тот, Кто предлагает вступить в завет, и именно Бог — Тот, Кто исполнит его по Своей благодати.
Обратите также внимание на используемый здесь язык. Бог назвал Себя мужем для них (см. Иер. 3:14: сочетался с ними); Он сказал, что запишет Свой закон в их сердцах; и, используя язык завета Авраама, Он говорит, что будет их Богом, а они будут Его народом. Следовательно, как и прежде, завет — это не просто некое юридическое соглашение, как в современных судах, но подразумевает нечто большее.
Прочитайте Иер. 31:33. Сравните этот стих с Исх. 6:7, в котором подробно описана часть завета, заключенного с Израилем. Опять же, какой ключевой элемент содержится здесь? Чего ожидает Бог от Своего народа?
Прочитайте Иер. 31:34. Сравните то, о чем там говорится, с Ин. 17:3. Какое дело совершает Господь, благодаря которому будет создана основа для этих отношений?
Новый завет в Иер. 31:31–34, как и в более ранних заветах, включает и благодать, и послушание. Бог простит грехи, вступит в отношения, и Он же ниспошлет Свою благодать в жизнь Своего народа. И в итоге люди будут повиноваться Ему, но не по привычке, формально, а исключительно потому, что они знают Его, потому, что любят Его и потому, что желают служить Ему. Все это отражает суть отношений завета, к которым стремится Господь.
Как вы понимаете идею закона, записанного в наших сердцах? Означает ли это, что закон становится субъективным и личным, чем-то, что следует толковать и применять в соответствии с нашими личными предпочтениями? Или это означает нечто другое? Если да, то что?
9 апреля, пятница
Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Авраам в Ханаане» (с. 132–138); в книге «Пророки и цари» — главу «Пророки Божьи, подкреплявшие их» (с. 569–571).
«Иго, которое делает нас служителями Бога, — это Его закон. Великий закон любви, открытый в Едеме, провозглашенный с Синая и запечатленный в сердцах новым заветом, отдает нас на волю Божью. Если бы мы были оставлены во власти своих наклонностей и своей воли, то попали бы в стан сатаны и приобрели его качества. Поэтому Бог подчиняет нас Своей воле — святой, возвышенной и благородной. Он хочет, чтобы мы терпеливо и мудро несли свое служение. Христос Сам, находясь в человеческой плоти, взял на Себя это иго служения. Он сказал: „Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце“ (Пс. 39:9), „ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца“ (Ин. 6:38). Любовь к Богу, стремление прославить Его и любовь к падшему человечеству побудили Иисуса прийти на землю, чтобы страдать и умереть. Это было движущей силой Его жизни. Он призывает нас принять этот принцип» (Э. Уайт. Желание веков, с. 329, 330).
Вопросы для обсуждения:
1. Был ли завет Бога с Ноем, Аврамом, Моисеем и нами продолжением Его завета с Адамом или это было нечто новое? Сравните Быт. 3:15; Быт. 22:18 и Гал. 3:8, 16.
2. Почему так важно наличие взаимоотношений в завете? Можно иметь на руках юридический договор, который к чему-то обязывает, но в этом не будет отношений. Такого рода соглашение не то, к чему стремится Господь. Почему?
3. В каких случаях брак становится хорошей аналогией завета? В каких случаях аналогия брака не соответствует описанию завета?
Вывод: Грех разрушил отношения, которые Творец изначально установил с человечеством через наших прародителей. Теперь Бог стремится восстановить те же самые отношения, основанные на любви, через завет. Этот завет свидетельствует как о глубоких отношениях между Богом и нами (подобных брачным узам), так и о соглашении спасти нас и привести в гармонию с Тем, Кто его заключил. Сам Бог, движимый Своей великой любовью к нам, становится причиной отношений завета. Своими обетованиями и деяниями, исполненными милосердия, Он неустанно побуждает нас вступить с Ним в союз.
Миссионерская история
Фермер открывает церкви
Эндрю Макчесни
Адвентистский пастор попросил Хуан Вэнь-Мина, простого фермера, помочь основать церковь в небольшой деревне, расположенной в 2,5 часа езды от его дома на юге Тайваня.
Вэнь-Мин был удивлен. Он не был членом церкви, но каждую субботу посещал церковь в своей деревне. Он согласился помочь. Вэнь-Мин поговорил с одним из членов церкви, у которого была родственница в другой деревне, Ба-Эао, где еще не было адвентистов. Она дала разрешение основать домашнюю церковь в своем доме.
Вэнь-Мин и пастор по очереди проповедовали в домашней церкви каждую субботу. В течение шести месяцев крестились шесть человек. Примерно через полгода после этого крестился сам Вэнь-Мин.
Руководители Тайваньской конференции были удивлены тем, как Бог благословил усилия Вэнь-Мина на юге Тайваня — в регионе, где церковь прилагает колоссальные усилия, чтобы достичь общества Евангелием. Они попросили его основать церковь еще в одной деревне — Санти. Церковь была организована и спустя шесть лет продолжала расти. Вэнь-Мина вновь попросили организовать еще одну церковь — в Сиатейе. После этого ВэньМин впервые начал сильно переживать из-за того, что у него не было богословского образования, и он начал молиться.
На первое богослужение в Сиатейе пришли всего два человека. Он призвал их открыть двери своих домов для проведения по пятницам евангельской программы для их соседей. За восемь лет церковь выросла до 74 членов. После семнадцати лет основания церквей ВэньМин сказал, что его секрет в том, чтобы следовать только методу Христа, о котором писала несет подлинный успех в проповедовании Божьей истины. Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он проявлял к ним сочувствие. Он служил их нуждам и завоевывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: „Следуй за Мною“» (Служение исцеления, с. 143).
Сегодня Вэнь-Мину уже семьдесят пять лет, но он до сих пор активно старается удовлетворить потребности людей. В Сиатей он каждую субботу привозит со своей фермы манго, арбузы и гуаву для совместной трапезы.
Молодой пастор, сменивший Вэнь-Мина в Сиатейе, удивленно спросил:
— Как вам удалось создать такую церковь? Как мне это сделать?
— Проявляй милосердие, будь терпеливым, скромным и люби других, — ответил Вэнь-Мин. — Просто будь, как Иисус.
В рамках пожертвования Тринадцатой субботы 2018 года в адвентистских церквах на Тайване было от- крыто шесть центров влияния, ориентированных на здо- ровый образ жизни. Спасибо за ваши пожертвования, ко- торые помогают распространять Евангелие.