10 апреля, суббота
«В роды навсегда»
Библейские тексты для исследования
Быт. 3:6; Быт. 6:5, 11; Быт. 6:18; Быт. 9:12–17; Ис. 4:3, Откр. 12:17.
Памятный стих
«Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8).
Ключевые вопросы:
Что сделал грех с Божьим творением? Какими качествами обладал Ной? Какие аспекты были включены в завет с Ноем? Каким образом Божья благодать открывается в завете с Ноем до потопа? Что завет, который Бог заключил с человечеством после потопа, говорит нам о Его всеобъемлющей любви к нам?
Бактерии — живые организмы, которые настолько малы, что их можно увидеть только под микроскопом. Одна обыкновенная шаровидная бактерия (кокк) не больше, чем карандашная точка, даже после увеличения в 1000 раз (ее средний диаметр от 0,5 до 1,25 микрометра). При благоприятных условиях для роста — достаточном количестве тепла, влаги и пищи — бактерии умножаются чрезвычайно быстрыми темпами. Например, некоторые бактерии размножаются простым делением: зрелая клетка просто делится на две дочерние клетки. При том что деление происходит ежечасно, одна бактерия может произвести более 16 000 000 новых бактерий за 24 часа. По истечении 48 часов появятся сотни миллиардов бактерий.
Этот микроскопический феномен в мире природы иллюстрирует стремительный рост зла после грехопадения. Одаренный гигантским интеллектом, крепким здоровьем и долголетием, человеческий род оставил Бога и променял свои возможности на погоню за пороками во всех их формах. В то время как бактерии могут быть уничтожены солнечным светом, химическими веществами или высокими температурами, Бог решил сдержать это безудержное восстание вселенским потопом.
11 апреля, воскресенье
Принцип греха
Бог оценил Свое творение такими словами: «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Но когда в мир вошел грех, все изменилось. Больше не было «хорошо весьма». Божье совершенное творение было искажено грехом и всеми его страшными последствиями. Восстание достигло ужасных масштабов ко дням Ноя. Зло поглотило человеческий род. Хотя Библия подробно не сообщает об этом (см. Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 90–92), но очевидно, что преступления и восстание были такими, что их не смог вынести даже любящий, терпеливый и прощающий Бог.
Как все так быстро стало настолько плохим? Ответ найти не так уж сложно. Сколько людей сегодня, зная о своих грехах, не спрашивают: как все так быстро стало плохим?
Прочитайте представленные ниже тексты. Выпишите главное. Обратите внимание на стремительное развитие греха:
1. Быт. 3:6
2. Быт. 3:11–13
3. Быт. 4:5
4. Быт. 4:8
5. Быт. 4:19
6. Быт. 4:23
7. Быт. 6:2
8. Быт. 6:5, 11
События, описанные в Быт. 6:5, 11, не возникли на пустом месте, им что-то предшествовало. Грех прогрессирует. Он не похож на порез или рану с неким встроенным, природным процессом, приводящим к исцелению. Напротив, грех, если его не остановить, умножается до тех пор, пока не приводит к краху и смерти. Необязательно пытаться представить жизнь до потопа, чтобы увидеть природу греха в действии. Его губительное проявление наблюдается вокруг нас и сегодня.
Неудивительно, что Бог ненавидит грех и что рано или поздно грех будет искоренен. Справедливый, любящий Бог не может поступить с ним по-другому.
Бог желает уничтожить грех, но в то же время Он желает спасти грешников — в этом Благая весть, в этом смысл завета.
12 апреля, понедельник
Праведник Ной
Среди всех описаний о зле допотопного мира описание Ноя резко выделяется на общем фоне. Прочитайте приведенный выше текст и обратите внимание на три качества, которые называет Библия. Что, по вашему мнению, означает каждое из них:
1. Он был «праведным».
2. Он был «непорочным».
3. Он «ходил пред Богом».
Без всякого сомнения, Ной находился в спасительных отношениях с Господом. Он был тем, с кем Бог мог сотрудничать, тем, кто слушал Его, повиновался Ему и полагался на Него. Вот почему Господь смог использовать Ноя для исполнения Своих намерений, и вот почему Петр в Новом Завете назвал его «проповедником правды» (2 Петр. 2:5).
Прочитайте Быт. 6:8. Как этот текст помогает нам понять взаимоотношения между Ноем и Господом?
Слово «благодать» встречается впервые в Священном Писании здесь и, очевидно, имеет то же значение, что и в Новом Завете, где описывается милостивая, незаслуженная благосклонность Бога, проявленная к недостойным грешникам. Таким образом, мы должны понимать, что каким бы «непорочным» и «праведным» ни был Ной, он оставался грешником, который нуждался в незаслуженной благосклонности своего Бога. В этом смысле Ной ничем не отличается от любого из нас, кто искренне стремится следовать за Господом.
Понимая, что Ной нуждался в Божьей благодати, как и все мы, взгляните на свою собственную жизнь и задайте себе этот вопрос: можно ли сказать обо мне, что я, подобно Ною, «праведен», «непорочен» и что я «хожу пред Богом»? Запишите причины той или иной оценки и поделитесь этим с классом.
13 апреля, вторник
Завет с Ноем
«Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:18).
В этом стихе изложены основы библейского завета, который Бог заключает с человечеством, — Бог и человечество вступают в соглашение. Очень просто.
Тем не менее существует больше деталей, чем кажется на первый взгляд.
Во-первых, есть элемент послушания со стороны человека. Бог говорит Ною, что он и его семья должны войти в ковчег. Во-вторых, у них есть свои обязательства, и, если они этого не сделают, завет будет нарушен. В-третьих, если завет будет нарушен, то они терпят крах, поскольку они «получатели» в завете. Если бы Ной сказал Богу «нет» и не захотел соблюдать завет или сказал «да», но потом передумал, какими были бы результаты для него и его семьи?
Бог говорит: этот завет — «Мой завет». Как это раскрывает природу завета? Как изменилось бы наше понимание завета, если бы Господь назвал его «нашим заветом»?
Несмотря на уникальный контекст данного завета, мы видим здесь неотъемлемый его элемент: отношения на уровне «Бог — человек». Установив «Свой завет» с Ноем, Бог вновь являет Свою благодать. Он показывает, что готов сделать первый шаг, чтобы спасти людей от последствий их грехов. Поэтому этот завет не должен рассматриваться как союз равных, в котором каждый участник зависит от другого. Более того, можно сказать, что Бог «извлекает выгоду» из завета, но только в смысле, радикально отличающемся от того, в котором это делают люди. Его «выгода» в следующем: тем, кого Он любит, будет дана вечная жизнь, а это немалое удовлетворение для Господа (см. Ис. 53:11). Но нельзя сказать, что Он извлекает выгоду таким же образом, как ее извлекаем мы как принимающая сторона того же завета.
Поразмышляйте над следующим примером: человек упал за борт судна во время шторма. Некто на палубе говорит, что бросит спасательный круг, чтобы спасти его. Но тот, кто в воде, должен согласиться со своим обязательством по «договору», то есть ухватиться и держаться за спасательный круг. Во многих отношениях в этом и заключается смысл завета между Богом и человечеством.
Как этот пример помогает вам понять идею благодати, которая существует в завете? Как она помогает вам понять, на чем и сегодня должны основываться ваши отношения с Богом?
14 апреля, среда
Знамение радуги
«И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:12, 13).
Немного есть таких красивых природных явлений, как радуга. Кто не помнит то восхищение, когда в детстве впервые увидел, как эти великолепные снопы света изогнулись на небосводе, словно некий сказочный портал в небеса (или, может быть, просто пояс клоуна)? Даже теперь, когда мы стали взрослыми, иногда перехватывает дыхание от вида этих необычно ярких цветных полос в облаках. Неудивительно, что сегодня радугу часто используют в качестве символа: от политических организаций до культов, рок-групп и туристических агентств (поищите слово «радуга» в интернете и сами убедитесь). Очевидно, что эти разноцветные полосы все еще затрагивают струны наших сердец и умов. Разумеется, Бог этого и хотел.
Почему, по словам Господа, именно радуга стала символом завета? См. Быт 9:12–17.
Господь сказал, что Он использует радугу как знамение Своего завета (см. Быт. 9:15). Как интересно, что Он использовал здесь слово «завет», потому что в данном случае завет отличается от того, как он используется в других местах. В отличие от завета с Авраамом или Синайского завета, нет никаких конкретных обязательств, выраженных для стороны тех, кто получит выгоду от завета (даже для Ноя). Божьи слова здесь обращены ко всем людям, ко «всякой душе живой во всякой плоти» (Быт. 9:15) «в роды навсегда» (Быт. 9:12). Слова Бога универсальны, всеобъемлющи, независимо от того, хочет ли кто-нибудь повиноваться Господу или нет. В данном смысле понятие завета не используется так, как оно используется в других местах Библии, когда речь идет об отношениях между Богом и людьми.
В каком смысле этот завет также открывает Божью благодать?
Хотя завет, упоминаемый здесь, не содержит конкретных обязательств с нашей стороны (разумеется, Божье обязательство — никогда больше не уничтожать мир потопом), как наше знание о том, что символизирует радуга, влияет на нашу жизнь и послушание Господу? Одним словом, есть ли какие-то подразумеваемые обязательства с нашей стороны, когда мы смотрим на небо и видим радугу? Подумайте в целом обо всем контексте, в котором появилась радуга, и об уроках, которые мы можем извлечь из этого повествования.
15 апреля, четверг
«Остался только Ной»
«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, — остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (Быт. 7:23).
В этом тексте содержится первое упоминание понятия «остаток» в Библии. Слово, переведенное как «остался», происходит от другого слова, формы которого много раз используются в Ветхом Завете там, где выражается идея остатка. Например, в следующих местах, где это слово выделено курсивом:
- «Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением» (Быт. 45:7).
- «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме» (Ис. 4:3).
- «И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, _какой останется_» (Ис. 11:11).
Как вы понимаете концепцию Остатка в Быт. 7:23 и приведенных выше текстах? При каких внешних условиях возникает Остаток? Как завет вписывается в идею Остатка?
Во время потопа Творец мира стал Судьей мира. Приближающийся суд над миром поднял вопрос, будет ли уничтожено все живое на земле, включая человека? Если нет, кто будет среди выживших? Кто будет Остатком?
В данном случае это были Ной и его семья. И все же спасение Ноя было связано с Божьим заветом с ним (см. Быт. 6:18) — заветом, Автором и Исполнителем которого был милостивый и преисполненный благодати Бог. Они выжили только благодаря тому, что Бог сделал для них. Какими бы ни были обязательства Ноя в завете и независимо от того, насколько добросовестно он их выполнял, его единственная надежда была в Божьей милости.
Основываясь на нашем понимании событий последних дней, которое включает то время, когда у Бога будет Остаток (см. Откр. 12:17), какие параллели мы можем увидеть в истории Ноя, которые помогут нам подготовиться к тому, чтобы стать частью Остатка? В каких случаях наши решения, которые мы принимаем ежедневно, могут повлиять на то, где мы в конечном счете окажемся в то время?
16 апреля, пятница
Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главы «Потоп» (с. 90–104) и «После потопа» (с. 105–110).
«Радуга, физическое явление природы, была подходящим символом Божьего обещания никогда вновь не разрушать землю потопом. Поскольку климатические условия на земле после потопа стали совершенно иными, а дожди в большинстве частей света заменили прежнюю благодатную росу для орошения почвы, необходимо было нечто, дабы умерить опасения людей всякий раз, когда начинал идти дождь. Духовный разум видит в природных явлениях откровения Бога о Себе (см. Рим. 1:20). Таким образом, радуга — это свидетельство для верующего, что дождь принесет благословение, а не всеобщее разрушение» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 265).
Вопросы для обсуждения:
1. «Страна разрослась, расплодились люди. Как дикий бык, ревут земли». Энлиль слышит людской гомон, богам великим молвит слово: «Шум человека меня донимает, спать невозможно в таком гаме!» (См. Миф об Атрахасисе). Сравните эту причину потопа с причиной, приведенной в Библии.
2. Ной сделал больше, чем просто предостерег свое поколение о приближающемся Божьем суде. Цель его предостережения состояла в том, чтобы помочь людям осознать их потребность в спасении. Почему истины спасения непопулярны? Перечислите и обсудите причины, которые препятствуют людям принять Божий замысел для их спасения. См. Ин. 3:19; Ин. 7:47, 48; Ин. 12:42, 43; Иак. 4:4.
Вывод: Заветы, которые мы изучали на этой неделе, показывают, что милосердный Бог не безразличен к человечеству, — Он желает вступить в спасительные отношения с ним. Бог вновь подтвердил Свой завет с Ноем, и именно верность Ноя Богу защитила его от господствующего вероотступничества и в конечном счете спасла его и его семью от опустошительного потопа.
«Этот знак [радуга] в облаках должен укрепить у всех веру и упрочить их уверенность в Боге, ибо это знамение Божественной милости и доброты к человеку; и хотя Бог вынужден был уничтожить землю потопом, Его милость по-прежнему объемлет ее» (Э. Уайт. История спасения, с. 71).
Миссионерская история
Мы подготавливаем данный урок
Попробуйте позже