26 июня, суббота
Жизнь в «обществе 24/7»
Библейские тексты для исследования
Быт. 2:1–3; Иер. 45:1–5; Исх. 20:11; 2 Цар. 7:12; Мк. 6:30–32; Быт. 4:1–17.
Памятный стих
«Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс. 83:3).
До начала субботы оставалось всего два часа. Мэри вздохнула, окинув взглядом свою небольшую квартиру. По всей гостиной были разбросаны детские игрушки, на кухне царил беспорядок, младшая дочь Сара лежала в постели с температурой. А поскольку Мэри согласилась завтра встречать людей у входа в церковь, то утром им нужно будет выйти на полчаса раньше, чем обычно. «Если бы мне можно было хоть завтра немного побыть в тишине», — с тоской подумала женщина.
В это же время на другом конце города Джош, муж Мэри, стоял в очереди к кассе, чтобы заплатить за продукты, которые он купил для всей семьи на неделю. Очереди ко всем кассам были такими длинными, а его очередь продвигалась так медленно, как будто все жители города решили сделать покупки именно в этот момент. «Мне нужен отдых. Я так больше не могу, — говорил себе Джош. — Должно же быть что-то еще в этой жизни».
Пробки в часы пик, работа, разговоры по телефону, переписки в социальных сетях и мессенджерах, покупки в магазинах, учеба в школе и многое другое — вот из чего складывается наша жизнь. Пользуемся ли мы городским транспортом, ездим ли на скутере, возим ли свою семью на автомобиле, — наше беспрерывное взаимодействие с окружающим миром, словно барабанная дробь, грозит заглушить в нашей жизни самое важное.
Как же нам обрести покой среди шума и суеты?
Для дополнительного чтения: Избранные цитаты Эллен Уайт
Небо проявляет огромный интерес к этой пылинке во Вселенной… И все же мы занимаемся разнообразными делами, смешиваемся с толпой на оживленных перекрестках, заходим в магазины и гуляем по улицам. С утра до вечера люди поступают так, словно дела, спорт и удовольствия являются смыслом нашей жизни, словно только этот мир достоин их внимания. Очень немногие размышляют о невидимом! {СДБ 37.2}
Все небо глубоко заинтересовано в людях, которые, однако, так поглощены своими заботами, что не помышляют о невидимом… Иногда небесные существа приоткрывают завесу, скрывающую невидимый мир, чтобы отвлечь наши мысли от суеты и спешки, и заставить нас задуматься о том, что есть свидетели всему, что мы говорим и делаем, занимаемся ли мы своими делами или думаем, что вокруг никого нет… {СДБ 37.3}
«Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Псалтирь 83:3). {ВНО 368.1}
Когда народ Божий обратит свои взоры от мирского к небесному, он станет народом особенным, ибо увидит милость, благость и сострадание, которые Бог явил детям земли. Любовь Господа вызовет в них ответный отклик, и они смогут своей жизнью показать окружающим, что они во власти Духа Божьего и что все их помыслы сосредоточены на небесном, а не земном. {ВНО 368.2}
Нам надо полнее оценить смысл слов: «В тени ее люблю я сидеть» (Песнь Песней 2:3). Эти слова рисуют в нашем воображении не суетливое движение, но безмятежное спокойствие. Есть много христиан постоянно встревоженных и подавленных; есть также много настолько занятых своими делами, что они не могут найти времени спокойно поразмышлять о Божьих обетованиях, но ведут себя так, будто не в состоянии позволить себе наслаждаться миром и спокойствием. К таковым обращено приглашение Христа: «Придите ко Мне… и Я успокою вас» (Матфея 11:28). {7СЦ 69.2}
Давайте свернем с пыльных, оживленных магистралей жизни и отдохнем в тени Христовой любви. Именно здесь мы сможем почерпнуть силу для борьбы. Именно здесь мы узнаем, как облегчить свой тяжкий труд и перестать беспокоиться, как говорить и петь во славу Бога. Пусть все труждающиеся и обремененные научатся у Христа спокойному доверию. Если они хотят обрести Его мир и покой, то должны сесть в Его тени. {7СЦ 69.3}
27 июня, воскресенье
«Труждающиеся и обремененные»
Прочитайте Быт. 2:1–3. Почему Бог создал день отдыха прежде, чем кто-либо устал?
Еще до того, как человечество добровольно погрузилось в жизнь, наполненную суетой и стрессом, Бог установил памятник во времени, чтобы мы не забывали останавливаться в постоянном, утомительном забеге каждого нового дня. Суббота — день остановки и неторопливого наслаждения жизнью; время «быть», а «не делать»; праздничный день особенной радости и благодарности за щедрые дары Создателя: растения, воздух, животных, воду, людей; но более всего — это день радостного общения с Творцом всех этих благ.
Приглашение на этот праздник не было однократным, его срок не истек с момента изгнания людей из Едема. И чтобы оно выдержало испытание временем, Бог с самого начала вплел день субботнего покоя особой нитью в ткань времени. Поэтому приглашение сделать каждый седьмой день праздником Творения, свободным от дел и забот, звучит снова и снова.
Казалось бы, благодаря современным изобретениям, значительно облегчающим наш труд, мы должны гораздо меньше уставать физически, чем люди, жившие двести лет назад. Но это не так. Даже в те моменты, когда мы не на работе, у нас продолжается бурная деятельность. Нам всегда кажется, что мы не успеваем. Независимо от того, сколько дел нам удается выполнить, всегда еще больше остается впереди.
Исследования показывают, что люди стали меньше спать. Чтобы сохранять трудоспособность, многие попадают в кофеиновую зависимость. Хотя телефоны, компьютеры и интернет работают все быстрее и быстрее, нам все равно не хватает времени.
Почему нам так важно иметь время для отдыха? Что об этом говорят приведенные стихи? См. Мк. 6:31; Пс. 4:9; Исх. 23:12; Втор. 5:14; Мф. 11:28.
Господь, создавший нас, знал, что нам будет необходим физический отдых. Он подарил нам ночь и субботу, чтобы дать возможность восстановить силы. Признание Иисуса Творцом нашей жизни также включает серьезное отношение к нашей обязанности выделять время для отдыха. Заповедь о субботе — это не совет. Это повеление!
Подумайте о своей вечной спешке. Что вы можете сделать для того, чтобы полнее насладиться — как физически, так и духовно — тем отдыхом, который предусмотрел для нас Бог?
Для дополнительного чтения: Избранные цитаты Эллен Уайт
Благословляя седьмой день, Бог тем самым установил в Едеме памятник Своей творческой работе. Суббота была дана Адаму — отцу и представителю всей человеческой семьи. Соблюдением субботы потомки Адама должны были выражать свою благодарность и признательность Богу как своему Творцу и истинному Повелителю за то, что Он создал их, подданных Своего царства. Так было увековечено это установление и передано всему человечеству, предельно ясное и предназначенное для всех народов. {ПП 48.1}
Бог видел, что и в раю суббота была необходима для человека. Ему нужен был один день из семи, в который бы покоился от всех своих работ и трудов, свободно размышляя о делах Господа, о Его силе и благости. Человек нуждался в субботе как в дне, который напоминал бы ему о Боге, пробуждая чувство признательности за все благодеяния, ниспосылаемые Творцом. {ПП 48.2}
Каждую минуту жизни Его рука хранит нас, Его сила хранит нас Он дает необходимую нам пищу. Он посылает нам мирный, освежающий сон, каждую неделю дает субботний день, чтобы мы могли отдохнуть от повседневных житейских забот и поклоняться Ему в Его доме. Он дает нам Свое Слово как путеводный свет стезе нашей. Мы находим мудрые советы на священных страницах, и чем чаще мы возносим наши сердца пред Ним в вере и покаянии, тем обильнее Он одаряет нас благословениями Своей благодати. Но самым великим даром является Сын Божий, через Которого изливаются все благословения в этой и будущей жизни. {СУ 18.1}
Потеря самообладания иногда бывает вызвана переутомлением. Но Господь никогда не побуждает нас спешить и излишне суетиться. Многие сами возлагают на себя непосильные ноши, которые наш милосердный Небесный Отец никогда не поручал им нести. Бог желает нас научить тому, что если мы возлагаем на себя излишние заботы, которые утомляют сердце, разум, вызывают раздражение, беспокойство, заставляют резко выражаться, то Его Имя не прославляется. Мы должны выполнять только ту ответственность, которую Господь возлагает на нас, доверяясь Ему и сохраняя в наших сердцах чистоту, благость, милосердие. {МЖС 81.6}
Каждый день несет с собой обязанности и ответственность, но работу завтрашнего дня не следует втискивать в день сегодняшний. Бог милостив, полон сострадания, разумен в Своих требованиях. Он не просит нас идти таким путем, который приведет к утрате физического здоровья или ослабит наши умственные силы. Он не понуждает нас работать с чрезмерным напряжением до изнеможения и нервного истощения. {СЕ 244.4}
28 июня, понедельник
Физическое и эмоциональное истощение
Недостаток сна и истощение из-за физического перенапряжения — реальные проблемы. Но более серьезные проблемы возникают тогда, когда мы истощаемся эмоционально. А если к эмоциональным переживаниям добавить недосыпание, это может привести к полному отчаянию и серьезным последствиям. Варух, писец Иеремии, наверное, часто испытывал подобное в последние тревожные годы Иерусалима до его разрушения и опустошения вавилонянами.
Прочитайте Иер. 45:1–5. Что можно сказать об эмоциональном здоровье Варуха? Какой диагноз вы бы ему поставили?
Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы Бог адресовал Свое сообщение лично вам? А Варух получил весть от Самого Бога, прямо из Его тронного зала (см. Иер. 45:2). Это произошло «в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского», приблизительно в 605 или 604 году до н. э. В Иер. 45:3 хорошо передано общее состояние человека, когда его силы исчерпаны.
Из всего того, что мы знаем из Священного Писания об этом периоде, ясно, что жалобы Варуха не были безосновательным сетованием. У него были веские причины испытывать разочарование и эмоциональную усталость. Обстановка в стране была напряженной, и впереди были более трудные времена.
Как Бог ответил Варуху на его боль и страдания? Прочитайте Иер. 45:4, 5.
Божий ответ Варуху на его боль напоминает нам о том, что Бог испытывал более сильные переживания, чем Варух. Он созидал Иерусалим, но был вынужден допустить его разрушение; Он заботился об Израиле, как о винограднике (см. Ис. 5:1–7), но теперь Он должен был вырвать его с корнем и изгнать. Бог не желал зла Своему народу. Но все это произошло из-за восстания израильтян против Него.
А для Варуха была надежда. Бог сохранил жизнь писцу в самых критических условиях: во время уничтожения, изгнания и потерь.
Прочитайте снова слова Бога, адресованные Варуху. Можем ли мы это послание применить к себе? Говорится ли в нем о том, что Бог будет с нами и за нас, независимо от ситуации, в которой мы находимся?
Для дополнительного чтения: Избранные цитаты Эллен Уайт
Cлугам Христовым не дано права относиться к своему здоровью безразлично. Никто не должен работать до изнеможения, поскольку таким образом он отсекает себе путь к полезной работе в будущем. Не пытайтесь в один день сделать работу, которая заняла бы два дня. В конечном счете окажется, что тем, кто работал внимательно и осмысленно, удалось добиться того же результата, как и людям, которые настолько растратили свои физические и умственные силы, что не имеют никаких запасов, из которых они могли бы почерпнуть в случае нужды. {СЕ 244.1}
Божья работа ведется по всему миру; она требует от нас всех имеющихся способностей и сил... После того, как Его слуги наилучшим образом исполнили свой долг, они могут сказать: «Жатва воистину велика и работников немного, но Бог „знает состав наш, помнит, что мы — персть“» (Псалтирь 102:14). {СЕ 244.2}
Господь трояким образом открывает нам Свою волю, чтобы направлять нас и чтобы мы могли направлять ближних. Как мы можем отличать Его голос от голоса чужака? Как нам отличить Его голос от голоса лжепастыря? Бог открывает нам Свою волю в Своем Слове, Священном Писании. Его голос можно также распознать в делах Провидения; но он будет узнан нами только в том случае, если мы не разлучаемся с Ним и не начинаем ходить собственными путями, по своей воле и исполнять желания неосвященного сердца. В этом случае чувства наши придут в такое замешательство, что мы не различим вечных истин и примем хорошо замаскированный голос сатаны за голос Бога. {5СЦ 512.1}
Еще один способ, с помощью которого Бог обращается к нам, это призывы Его Святого Духа, впечатления, которые Его Дух производит на наше сердце и которые затем отражаются в нашем характере. Если ты в чем-то сомневаешься, то в первую очередь обратись к Священному Писанию. Если ты воистину начал жить по вере, значит, отдал себя Господу, чтобы полностью принадлежать Ему, и Он взял тебя в Свои руки, чтобы сформировать и образовать тебя по воле Своей, дабы ты был сосудом в чести. {5СЦ 512.2}
Пусть все, подвергающиеся угнетению или несправедливому притеснению, взывают к Богу. Отвратитесь от тех, чьи сердца в своей твердости подобны стали, и откройте ваши просьбы Создателю. Никто из тех, кто приходит к Нему с раскаявшимся сердцем, не будет отвергнут. Ни одна из искренних молитв не останется безответной. Среди гимнов небесного хора, звучащих во славу Его, Бог слышит мольбы самых слабых человеческих существ. Мы втайне изливаем желания наших сердец, мы тихо шепчем слова молитвы, находясь в пути, но наши слова достигают престола Властелина вселенной. Они, может быть, не слышны ни одному человеческому уху, но они не могут пропасть в тишине или в суете мирских дел. Ничто не может заглушить желания души. Они возносятся над грохотом улиц, над водоворотом толпы, достигая небесных чертогов. Ведь мы обращаемся к Богу, и поэтому наша молитва непременно доходит до Него. {НУХ 174.1}
29 июня, вторник
Отдых в Ветхом Завете
Нам всем нужен отдых, поэтому это та тема, которая затрагивается во многих книгах Библии. Хотя Бог создал нас для деятельности, наша деятельность должна чередоваться с отдыхом.
Ветхий Завет содержит несколько слов, обозначающих отдых. Для описания Божьего покоя в седьмой день в Быт. 2:2, 3 употребляется глагол шава́т (прекращать работу, отдыхать). От этого глагола происходит существительное шабба́т — суббота. Тот же глагол используется в книге Исход 5:5 в такой глагольной форме, которую можно перевести как «позволить кому-то отдыхать», «удерживать, отвлекать от трудов». Разгневанный фараон обвинял Моисея в том, что он отвлекал народ от работы.
Когда Бог в четвертой заповеди ссылался на то, что Он Сам почил в седьмой день, субботу, там используется глагол нуа́х (см. Исх. 20:11; Втор. 5:14). Этот же глагол переводится как «был бы покоен» в книге Иова 3:13. Дух Илии «опочил» на Елисее в 4 Цар. 2:15, или, более образно, «останавливался», подразумевая ковчег завета в книге Числа 10:36.
Другой важный глагол шака́т — «успокоиться, дать облегчение, быть тихим» — упоминается в книге Иисуса Навина 11:23, где говорится о том, что земля успокоилась от войны после того, как Иисус Навин завоевал ее. Этот термин часто можно встретить в значении «мир» в книгах Иисуса Навина и Судей.
Глагол рага́ также употребляется в значении «покоиться». Предостерегая израильтян от непослушания, Бог говорит им, что они не найдут покоя в изгнании (см. Втор. 28:65). Этот же глагол употребляется в Иер. 50:34, описывая, как действует Бог, даруя покой.
Прочитайте Втор. 31:16 и 2 Цар. 7:12. О каком покое здесь идет речь?
В обоих стихах используется идиоматическое выражение с глаголом шака́б, который буквально означает «лечь», в данном случае «лечь к отцам», т. е. «упокоиться». В Своем завете с Давидом Бог дает будущему царю Израиля обещание: «Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его» (2 Цар. 7:12).
Длинный список (хотя здесь не полный) различных еврейских глаголов, обозначающих покой, дает нам понять, что богословское понятие покоя связано не с одним или двумя конкретными словами. Мы отдыхаем индивидуально и коллективно. Отдых влияет на наше физическое и эмоциональное состояние, на наши взаимоотношения с окружающими и не ограничивается субботой.
Cмерть — это наш враг. Однажды наступит время, когда смерти больше не будет (см. Откр. 21:4). Как бы мы ни скорбели и ни тосковали по умершим, почему мы можем утешать себя тем, что они покоятся, отдыхают?
Для дополнительного чтения: Избранные цитаты Эллен Уайт
Во все века избранные Богом свидетели подвергались поношению и гонению за истину. Иосифа злословили и гнали за то, что он сохранял честность и порядочность. Давида, избранного вестника Божьего, враги преследовали, как дикого зверя на охоте. Даниил был брошен в львиный ров за то, что остался верным Господу. Иов лишился всего имущества и был поражен таким тяжелым телесным недугом, что стал вызывать отвращение у родственников и друзей; но, несмотря на это, он не изменил своим принципам. Иеремия не мог не повторять слова, которые Бог вложил в его уста; и свидетельство пророка привело в такое бешенство царя и князей, что они бросили его в грязную яму. Стефана побили камнями за то, что он проповедовал Христа, и притом распятого. Павла заключили в темницу, били палками, забрасывали камнями и, наконец, предали смерти за то, что он непрестанно возвещал язычникам о Боге. А Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». {ДА 575.1}
Эти примеры человеческой стойкости говорят о верности обетований Божьих — о Его неизменном присутствии и подкрепляющей благодати. Они свидетельствуют о том, что сила веры может противостоять силам мира. Она позволяет полагаться на Бога в самый мрачный час; при самых тяжелых испытаниях, когда на нас налетает буря, вера помогает человеку почувствовать, что событиями управляет Небесный Отец. Только очами веры можно заглянуть за завесу времени и в полной мере осознать непреходящую ценность вечных сокровищ. {ДА 575.2}
Жизнь Адама после грехопадения была исполнена скорби, унижения и непрерывного раскаяния. Когда он учил своих детей и внуков страху Господнему, они часто горько укоряли его в его собственном грехе, который принес так много бед всем потомкам. После того, как они вместе с Евой вынуждены были покинуть свою прекрасную родину — Едемский сад, мысль о том, что его ожидает смерть, всякий раз приводила Адама в ужас. Смерть в его глазах была ужасным бедствием. Впервые ему довелось соприкоснуться с реальностью человеческой смерти, когда его родной сын Каин убил своего брата Авеля. Охваченный самыми горькими угрызениями совести за свое преступление, лишившись Авеля и видя в лице Каина убийцу, зная при этом, что Бог проклял его, Адам тяжело страдал. Однако больше всего он укорял самого себя за свое первое великое преступление. Адам молил Бога во имя обетованной великой Жертвы простить его. Он глубоко чувствовал гнев Божий за свое преступление, совершенное в раю. Ему пришлось стать очевидцем всеобщей испорченности, которая в конце концов побудила Бога уничтожить обитателей земли потопом. Смертный приговор, который вынес ему Создатель и который поначалу представлялся ему столь ужасным, после нескольких сот прожитых лет выглядел теперь со стороны Бога справедливым и милостивым, поскольку лишь смерть могла положить конец несчастной жизни человека. {ИС 55.1}
30 июня, среда
Отдых в Новом Завете
В Новом Завете часто встречается глагол анапа́уо — «отдохнуть, успокоить, обновить». Он употребляется в одном из самых известных изречений Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Это слово означает и физический отдых (cм. Мф. 26:45). В своих заключительных пожеланиях коринфянам Павел выражает радость по поводу прибытия друзей, которые успокоили его дух (см. 1 Кор. 16:18).
Другой глагол, обозначающий отдых, — хэсюха́дзо. Он описывает покой учеников в субботу, когда Иисус находился в могиле (см. Лк. 23:56). Он также используется для описания тихой, спокойной жизни (см. 1 Фес. 4:11) и может указывать на то, что кто-то не имеет возражений и поэтому сохраняет спокойствие (см. Деян. 11:18).
В Послании к евреям для описания отдыха творения Божьего в седьмой день используется греческий глагол катапа́уо — «отдыхать, почивать» (см. Евр. 4:4), который вторит Септуагинте, греческому переводу Ветхого Завета (см. Быт. 2:2). Примечательно, что из четырех случаев употребления в Новом Завете этот глагол трижды употребляется в Послании к евреям, 4-й главе.
Прочитайте Мк. 6:30–32. Почему Иисус велел Своим ученикам пойти в пустынное место и отдохнуть, учитывая те многочисленные возможности для миссии, которые у них были на тот момент? Посмотрите на более широкий контекст Мк. 6, когда будете размышлять над этим вопросом.
Фраза «Пойдите вы одни… и отдохните немного» (Мк. 6:31) выражена в повелительной форме. Она звучит не как просьба или предложение, а как приказ или команда. Иисус заботился о Своих учениках, об их физическом и эмоциональном здоровье. Ведь они только вернулись с миссионерских путешествий, куда Иисус посылал их по два человека (см. Мк. 6:7). Евангелие от Марка 6:30 описывает их радостное возвращение. Ученики хотели поделиться с Иисусом своими победами и поражениями; и все же Христос останавливает их и повелевает им отдохнуть. Марк объясняет это тем, что «много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк. 6:31). Огромная нагрузка и слишком большая занятость в Божьем деле — это тоже реальная проблема для последователей Христа. Он напоминает нам, что мы должны беречь свое здоровье и эмоциональное благополучие, планируя время для отдыха.
Как можно помочь пастору, служителю поместной церкви или кому-то из ваших знакомых, у которого может начаться «выгорание» из-за выполнения непосильного количества Божьей работы? Как вы можете выразить свою признательность и помочь этому человеку найти время для отдыха?
Для дополнительного чтения: Избранные цитаты Эллен Уайт
Полные сострадания слова Христа так же актуальны для Его соработников сегодня, как в свое время для Его учеников: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного». Он говорит это тем, кто устал и изнурен. Даже удовлетворяя духовные нужды людей, неразумно постоянно напряженно трудиться, находясь в возбужденном состоянии, потому что в таком случае зачастую страдает личное благочестие, забота о котором пренебрегается. Нельзя перенапрягать умственные, душевные и телесные силы. От учеников Христа требуется самоотречение и жертвенность, но следует также соблюдать осторожность, чтобы из-за чрезмерного усердия сатана не воспользовался человеческими слабостями и не нанес урон делу Божьему. {ЖВ 362.1}
С точки зрения раввинов, смысл религии заключен в непрерывной деятельности. Свое превосходство они доказывали формальным благочестием. Превозносясь в своем самодовольстве, они отделяли себя от Бога. Эта же опасность существует и сегодня. Когда люди добиваются успеха в какой-либо области работы для Бога, возникает соблазн полагаться на человеческие силы и возможности. Тогда человек начинает меньше молиться и меньше верить. Подобно ученикам, мы подвергаемся опасности пренебречь нашей зависимостью от Бога и искать спасения в своей деятельности. Мы должны постоянно взирать на Иисуса, сознавая, что все совершается по Его воле. Хотя нам надлежит ревностно трудиться для спасения заблудших, необходимо также уделять время размышлениям, молитве, изучению Слова Божьего. {ЖВ 362.2}
Tе, которые научатся от Иисуса Его кротости и смирению — найдут покой в опыте практического применения Его уроков. Этот покой заключается не в праздности, эгоистичном отдыхе и искании удовольствий. Те, которые неохотно отдаются Господу для верного, искреннего, любящего служения, не найдут духовного покоя в этой жизни или в жизни грядущей. Только после серьёзного труда приходит мир и радость во Святом Духе, счастье на земле и слава в будущем. {7БК 928.7}
Вы обретете мир, постоянный мир, наполняющий душу, ибо покой сей — в полной покорности Иисусу Христу. Послушание Божьей воле приносит покой. Ученик, смиренно и кротко ступающий по следам Спасителя, обретает покой, которого мир не в состоянии ни дать, ни отнять. „Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он“ (Исаии 26:3). {НВП 98.5}
Жизнь во Христе есть жизнь покоя. Христианин может не испытывать восторженных чувств, но он всегда будет иметь внутреннюю уверенность и спокойствие. Вы полагаетесь не на себя, а на Христа. Ваша немощь соединяется с Его силой, ваше неведение с Его премудростью, ваше бессилие — с Его всемогуществом. Вам не следует смотреть на себя и заострять внимание на своей личности. Взирайте на Христа! {ПХ 70.2}
1 июля, четверг
Изгнанник, не нашедший покоя
Прочитайте Быт. 4:1–12. Что сделало Каина «изгнанником и скитальцем на земле»? См. Быт. 4:12.
В библейском отрывке не говорится прямо, почему «призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт. 4:4, 5). Но мы знаем почему. «Каин пришел пред лицо Божье с сердцем, переполненным ропотом и неверием в обетованную жертву и необходимость ее принесения. Его дар не выражал никакого раскаяния в грехах. Подобно многим нашим современникам, он считал признаком слабости точное выполнение Божественных предписаний и не смог всецело доверить свое спасение искуплению, которое совершит обетованный Спаситель. Он решил действовать самостоятельно и прийти пред лицо Божье со своими собственными заслугами» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 72).
Когда Господь сказал, что Каин будет «изгнанником и скитальцем» на земле, это не означало, что Бог сделал его таким. Это произошло в результате его непослушания и греховных действий. Не находя покоя в Боге, Каин обнаружил, что он не может найти его любым другим способом, разве что это будет не настоящий покой.
Еврейское слово, переведенное как «призрел» (Быт. 4:4), может еще быть истолковано как «внимательно изучил, тщательно взвесил». Объектом Божьего внимательного и тщательного рассмотрения было не столько само приношение, сколько отношение приносящего. Непринятие приношения плодов Каина не было произвольной реакцией Бога. Скорее, оно означает процесс тщательного рассмотрения и взвешивания характера, отношения и мотивации того, кто приносит жертву. Это хорошая иллюстрация следственного суда.
Прочитайте Быт. 4:13–17 и опишите реакцию Каина на Божье решение.
Когда мы пытаемся убежать от Божьего присутствия, мы становимся беспокойными. Мы пытаемся удовлетворить потребность в Божественной благодати покупками, отношениями с другими людьми или бурной деятельностью. Каин начал создавать династию, строить город. Эти великие достижения свидетельствуют о его решимости и энергии. Но если эта династия безбожная и город мятежный, они в конечном счете ни к чему не приведут.
Даже если мы страдаем от последствий наших грехов, что мы обычно и делаем, как мы можем научиться принимать прощение, предложенное нам посредством Креста?
Для дополнительного чтения: Избранные цитаты Эллен Уайт
Сыновья Адама, Каин и Авель, были ознакомили с планом спасения человеческого рода. От них требовалось лишь смиренное послушание Божьей воле, что свидетельствовало бы об их почтительном отношении к Творцу, а также об их вере и зависимости от обещанного Искупителя. Эта их зависимость проявлялась в том, что они убивали первенцев из стада и торжественно приносили их вместе с кровью во всесожжение Богу. Постоянные жертвоприношения должны были напоминать людям об их грехе и о грядущем Искупителе, Который станет великой Жертвой для спасения человека. {ИС 52.2}
Каин не было искреннего намерения строго следовать Божьим повелениям, и поэтому он не попытался найти агнца, чтобы вместе с первыми плодами земли принести его в жертву Богу. Он просто взял плоды от земли и принес их в жертву, чем нарушил Божьи повеления... Авель советовал своему брату не приходить пред лицо Божье без жертвенной крови, но Каин, будучи старшим братом, не прислушался к тому, что говорил ему младший. Он с пренебрежением отнесся к его совету и, сомневаясь и ропща по поводу необходимости приносить церемониальные жертвы, возложил свои дары на жертвенник. Но Бог не принял их. {ИС 52.3}
Когда Каин увидел, что его жертва отвергнута, он разгневался на Бога и Авеля; разгневался на Бога за то, что вместо жертвы, установленной Господом, не принята жертва, предложенная человеком, разгневался на брата, который повиновался Богу, вместо того чтобы поддержать восстание против Него... «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» Через Божественного вестника Господь послал ему предостережение: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». Теперь на Каине лежала ответственность правильного выбора. Если он доверится заслугам обетованного Спасителя и будет послушен Божьим требованиям, тогда обретет Его милость. Но если он будет продолжать упорствовать в своем неверии и беззаконии, тогда нет оснований жаловаться на то, что Господь отвергнет его. {ПП 73.3}
Каин ненавидел и убил своего брата не потому, что Авель сделал что-нибудь дурное, но потому, что «дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Иоанна 3:12). Так и во все времена беззаконники ненавидели тех, кто был лучше их. Жизнь Авеля, исполненная послушания и непоколебимой веры, была для Каина вечным упреком... Чем ярче сияет небесный свет, отраженный в верных рабах Божьих, тем отчетливей раскрываются грехи беззаконников и тем решительней они пытаются уничтожить нарушителей своего покоя. {ПП 74.2}
Причиной всякого беспокойства является себялюбие. Когда мы рождены свыше, мы будем мыслить так же, как и Иисус, Который смирил Себя, чтобы спасти нас. Тогда мы не станем искать себе более почетного места. Мы пожелаем сидеть у ног Иисуса и учиться у Него. Мы поймем: значимость наших трудов — не в шуме, не в показной активности и рвении, значимость наших трудов вообще не зависит от наших сил. Ценность наших дел обусловлена тем, насколько мы восприняли Святой Дух. Упование на Господа освящает разум и помогает терпеливо сносить все. {ЖВ 330.4}
2 июля, пятница
Для дальнейшего исследования
«С точки зрения раввинов, смысл религии заключен в непрерывной деятельности. Свое превосходство они доказывали формальным благочестием. Превозносясь в своем самодовольстве, они отделяли себя от Бога. Эта же опасность существует и сегодня. Когда люди добиваются успеха в какой-либо области работы для Бога, возникает соблазн полагаться на человеческие планы и методы. Тогда человек начинает меньше молиться, меньше верить. Подобно ученикам, мы подвергаемся опасности пренебречь нашей зависимостью от Бога и искать спасения в своей деятельности. Мы должны постоянно взирать на Иисуса, сознавая, что все совершается по Его воле. Хотя нам надлежит ревностно трудиться для спасения заблудших, необходимо также уделять время размышлениям, молитве, изучению Слова Божьего. Только труды, сопровождающиеся усиленной молитвой и освященные заслугами Христа, в конце концов принесут пользу» (Э. Уайт. Желание веков, с. 362).
Вопросы для обсуждения
1. Постоянное стремление быть на высоте, соответствовать нереалистичным идеалам общества, которые Бог не устанавливал, может истощить людей физически, эмоционально и духовно. Как ваша церковь может стать гостеприимным местом для изможденных, уставших людей, жаждущих покоя?
2. Бывает ли такое, что мы слишком заняты, чтобы делать добрые дела, служа Господу? Поразмышляйте над историей Иисуса и Его учеников (см. Мк. 6:30–32) и обсудите в вашей группе, как ее применить в своей жизни.
3. В 1899 году был побит рекорд скорости. Кто-то проехал на автомобиле со скоростью более 60 км/ч и выжил, чтобы рассказать об этом! Сегодня машины ездят намного быстрее. И скорость процессоров у наших телефонов намного быстрее, чем у самых лучших компьютеров предыдущего поколения. Путешествие по воздуху сейчас быстрее, чем когда-либо, и скорость будет только увеличиваться. Почти все сегодня мы делаем быстрее, чем век тому назад. Но почему мы все равно постоянно спешим и не позволяем себе достаточно отдохнуть? Что это говорит нам о человеческой природе, а также о том, почему Бог заповедал нам отдыхать в одной из Своих заповедей?
4. Поразмышляйте о том, что субботний покой был установлен еще в Едеме, до грехопадения. Что этот факт говорит нам о необходимости отдыха даже в безгрешном, совершенном мире?
Для дополнительного чтения: Избранные цитаты Эллен Уайт
Моя жизнь сегодня, «Отдых,» p. 133
Путь ко Христу, «Возрастание во Христе,» p. 72
Миссионерская история
Шлепанцы и испытания шестилетнего Даная
Эндрю Макчесни
Для шестилетнего Даная все выглядело странным, когда он приехал в США со своими отцом, матерью и шестью старшими братьями и сестрами. В городе, который стал их новым домом, улицы были заполнены машинами. Данай никогда не видел такого количества автомобилей, находясь в лагере беженцев в Таиланде, где он жил со своей семьей из-за того, что в родной Мьянме их притесняли. Раньше семья Даная проживала в бамбуковом доме без кондиционера и водопровода, а мальчик мылся в реке. Теперь же в доме были все удобства. Данай благодарил Бога за новый дом.
В школу Данай пришел в шлепанцах. Увидев это, учитель тут же отправил его домой. Работник школы, который подвез мальчика до дома, рассказал его матери, где найти обувной магазин. Но егородители незналианглийский и не умели водить автомобиль, поэтому они попросили одного из родственников отвести Даная в обувной магазин и купить ему первую пару обуви. На следующий день Данай вернулся в школу уже в новой обуви. Его первый год в школе был невероятно сложным. Некоторые дети недоброжелательно относились к беженцам, а один из его братьев стал частым участником драк.
Так случилось, что один адвентист седьмого дня подружился с этой семьей и помог перевести Даная во второй класс церковной школы. Стипендиальный фонд с пожертвований Тринадцатой субботы помог оплатить его обучение. Данай был счастлив учиться в церковной школе с добрыми и приветливыми одноклассниками. Дома он слышал о Боге от родителей-христиан, теперь же мог самостоятельно читать Библию в школе. Он хотел знать больше и, когда подрос, присоединился к группе по изучению Библии.
Когда Данаю было двенадцать лет, его вера подверглась испытанию. Однажды, работая в саду, его отец потерял сознание. Никто не знал, как вызвать скорую помощь, так что родные погрузили отца в машину и срочно доставили в больницу. Данай сильно переживал. Всю ночь он не находил себе покоя. Он молился так горячо, как никогда раньше. «Господи, пожалуйста, помоги моему папе выздороветь, — просил он. — Если он поправится, я приму крещение и посвящу свою жизнь Тебе».
Три дня спустя он увидел своего отца в больнице. Некогда сильный мужчина был теперь болезненно бледным и ослабевшим. Доктор сказал, что мужчина перенес инсульт. Данай продолжал молиться. Прошло несколько недель, отец медленно восстанавливался. Когда его выписали из больницы, Данай сдержал обещание, которое дал Богу. Он принял крещение.
Пять лет спустя его отец умер от рака, но семнадцатилетний Данай был рад, что отдал свое сердце Иисусу. «После крещения я стал больше времени уделять чтению Библии, молитве и общению с Богом, — рассказывает Данай. — Чем больше я это делал, тем счастливее себя чувствовал. Бог всегда рядом, и я благодарен Ему за это».
Пожертвования Тринадцатой субботы 2011 года помогли таким детям беженцев, как Данай, получить образование в адвентистских школах Северо-Американского дивизиона. Часть пожертвований этого квартала вновь поможет детям беженцев получить адвентистское образование на территории Северной Америки. Благодарим вас за щедрые пожертвования.