7 августа, суббота
Покой, отношения и исцеление
Библейские тексты для исследования
Быт. 42:7–20; Мф. 25:41–46; Быт. 42:21–24; 45:1–15; Лк. 23:34; Быт. 50:15–21.
Памятный стих
«Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45:5).
Одного мужчину обвинили в изнасиловании женщины. Она указала именно на него из всех задержанных для опознания в полиции. Хотя все доказательства были косвенными, женщина была непреклонна в том, что виноватым был Джонни.
Итак, Джонни попал в тюрьму за преступление, которого не совершал. Через четырнадцать лет его освободили, доказав невиновность. Узнав об этом, Джоанна осознала свою ужасную ошибку.
Она хотела встретиться с Джонни после того, как его выпустили. Чего можно было ожидать от страдающего долгие годы мужчины при встрече с женщиной, разрушившей его жизнь?
Она была в комнате, ожидая его прихода. Когда он зашел и они посмотрели друг другу в глаза, Джоанна разрыдалась.
«Джонни просто наклонился и взял меня за руки. Он посмотрел на меня и сказал: „Я прощаю тебя“. Я не могла в это поверить. Передо мной был тот самый человек, которого я ненавидела и которому желала лишь смерти. Но он говорил мне, сделавшей ему столько зла, что прощает меня! Только тогда я начала понимать, что такое благодать. И только тогда началось мое исцеление и я обрела настоящий покой».
На этой неделе речь пойдет о прощении и о том, что оно может сделать для беспокойных людских сердец.
8 августа, воскресенье
Встреча с прошлым
Наконец дела у Иосифа наладились. Он не только выходит из тюрьмы, но и становится премьер-министром Египта после истолкования снов фараона (см. Быт. 41). Он женат, и у него двое детей (см. Быт. 41:50–52). Хранилища Египта наполнены, и уже начался предсказанный им голод. И вот однажды братья Иосифа приходят в Египет.
Прочитайте о первой встрече Иосифа с его братьями в Быт. 42:7–20. Зачем он поступает именно так? Чего Иосиф пытался добиться во время первой встречи?
У Иосифа была власть, и он мог отомстить своим братьям, не оправдывая свое справедливое возмездие. Но вместо мести Иосиф беспокоится о членах своей семьи, оставшихся дома. Он беспокоится о своем отце. Был ли он еще жив или его неблагополучная семья осталась уже без патриарха? А что с его братом Вениамином? Не оказался ли Вениамин, радость и отрада своего отца, в таком же положении, в каком был Иосиф когда-то? Неужели братья перенесли свою опасную ревность на Вениамина? Теперь у Иосифа есть возможность позаботиться об этих уязвимых людях в своей семье, и он это делает.
Применяя библейские принципы в наших отношениях, нам нельзя проявлять насилие, но и мириться с ним не следует. Все мы драгоценны в Божьих глазах. Иисус заплатил на кресте высшую цену за каждого из нас.
Почему Иисус принимает жестокое обращение или пренебрежение к другим так близко к сердцу? Прочитайте Мф. 25:41–46.
Все мы куплены кровью Иисуса, и по закону все мы принадлежим Ему. Всякий, оскорбляющий кого-либо и поступающий жестоко с кем-либо, посягает на собственность Иисуса.
Ни сексуальное насилие, ни эмоциональное или физическое насилие никогда не должны быть частью семейных отношений. Это такая проблема, которая не решается лишь внутри семьи. Она требует посторонней помощи и вмешательства. Если вы или кто-либо из членов вашей семьи подвергается насилию, обратитесь за помощью к надежному специалисту.
Какие библейские принципы нужно применять к любым сложным семейным отношениям?
9 августа, понедельник
Создание условий
Иосиф уже простил своих братьев. Нам точно не известно, когда он их простил, но, очевидно, задолго до того, как они пришли в Египет. Иосиф, вероятно, никогда бы не преуспел в Египте, если бы не простил, потому что, скорее всего, гнев и горечь сожгли бы его душу и полностью бы разрушили его отношения с Господом.
Несколько исследований, посвященных жертвам трагедии, случившейся по вине других, выявили факт, что для тех, кто перенес самые ужасные страдания, прощение играло ключевую роль в исцелении и возвращении к нормальной жизни. Без прощения мы остаемся жертвами. Прощение связано с нами в большей степени, чем с человеком или людьми, причинившими нам зло.
Хотя Иосиф уже простил своих братьев, он не хочет допустить, чтобы те семейные отношения, которые он оставил у сухого колодца в Дофане, длились. Он должен убедиться, изменились ли его братья.
Что услышал Иосиф? Прочитайте Быт. 42:21–24. Что он узнал о своих братьях?
Их общение происходило через переводчика, поэтому братья Иосифа не знали, что он их понимает. Иосиф слышит исповедь своих братьев. Раньше братья думали, что, избавившись от Иосифа, они освободятся от его доносов на них своему отцу. Они полагали, что им уже не придется терпеть его басни о снах или наблюдать, как он упивается ролью любимца их отца. Но, вместо того чтобы обрести покой, все эти годы их мучают угрызения совести. Их поступок привел к беспокойству и парализующему страху перед Божьим возмездием. Иосифу стало жалко своих братьев. Он плачет, видя то, как они страдают.
Иосиф знает, что голод продлится еще несколько лет, поэтому он настаивает, чтобы они привели с собой Вениамина в следующий раз, когда прибудут за хлебом (см. Быт. 42:20). Он также держит в заложниках Симеона (см. Быт. 42:24).
Увидев, что Вениамин жив-здоров, он устраивает пир, на котором явно выказывает особое расположение к Вениамину (см. Быт. 43:34), чтобы выяснить, сохранилась ли у них все та же старая зависть. Братья не проявляют никаких признаков ревности, но Иосиф знает, насколько они хитры. Ведь они когда-то обманули целый город (см. Быт. 34:13), и он уверен, что братья солгали своему отцу о том, что случилось с его любимым сыном (см. Быт. 37:31–34). Поэтому Иосиф думает, как устроить им еще одну серьезную проверку (см. Быт. 44).
Прочитайте Быт. 45:1–15. Что этот отрывок говорит нам о чувствах Иосифа к своим братьям и о его прощении? Какие уроки мы должны извлечь для себя из этой истории?
10 августа, вторник
Простить и забыть?
Прощение определяется как готовность отказаться от своего права на обиду, осуждение и месть по отношению к преступнику или группе людей, поступающих несправедливо. Доктор Мэрилин Армор, семейный терапевт, которая работала с пережившими Холокост с целью выяснить, что эти выжившие сделали для осмысления всего произошедшего с ними, пишет: «Сама идея прощения — это сознательный акт жертвы. Это не так просто».
Прощение не означает, что не будет никаких последствий. Прощение не означает, что обидчику позволено оскорблять дальше. Напротив, прощение означает, что мы рассказываем Богу о нашей обиде и желании отомстить и отдаем эту ситуацию в руки Божьи. В противном случае гнев, горечь, негодование и ненависть только еще больше навредят нам.
Что мы обретаем, прощая других? Поразмышляйте над Мф. 18:21–35.
Несомненно, чтобы научиться прощать, необходимо понять, что мы были прощены во Христе. Мы все согрешили не только против других людей, но и против Бога.
Всякий грех — это грех против нашего Господа и Создателя; и все же в Иисусе мы можем просить о полном прощении всех наших грехов не потому, что мы этого заслуживаем, нет, но только благодаря Божьей милости к нам. Как только мы сможем постичь эту драгоценную истину, как только сможем сделать это прощение нашим собственным, как только сможем испытать на себе истинность Божьего прощения, мы сможем прощать других. Мы прощаем не потому, что другие этого заслуживают, но потому, что мы сами получили прощение от Бога, в котором нуждались. Кроме того, как часто мы сами заслуживаем прощения?
Итак, Иосиф дал второй шанс, чтобы улучшить семейные отношения. Здесь нет обид, нет возврата к тому, что произошло в прошлом.
Почти невозможно начать все заново в семье, если каждый из нас учится, как причинить друг другу как можно больше вреда. Но Иосиф поступает не так. Кажется, он хочет оставить прошлое позади, принимая братьев с любовью и желая продолжить отношения с ними. Если бы Иосиф не был намерен поступить именно так, то у этой истории был бы другой конец, не такой счастливый.
«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим. 4:7, 8). О чем пишет Павел и как это чудесное обетование должно повлиять на наше отношение к тем, кто причинил нам боль?
11 августа, среда
Практика прощения
Чтобы простить, мы должны признать, что нам больно. Возможно, это трудно сделать, потому что иногда мы склонны пренебрегать своими чувствами, а не использовать их для возрастания. Признавать «нехристианские» чувства недовольства и даже злости перед Богом — это нормально. Мы видим, как они часто выражаются в книге Псалтирь. Мы можем свободно рассказать Богу о том, что нам не нравится, или о том, как с нами обошлись и что это нас огорчает или злит.
В истории Иосифа мы видим, как он плачет, когда снова видит своих братьев и переживает определенные чувства из своего прошлого.
Что молитва Иисуса на кресте говорит нам о времени для прощения? Прочитайте Лк. 23:34.
Иисус не ждал, когда мы попросим у Него прощения первыми. Нам не нужно ожидать, пока наш обидчик извинится перед нами. Мы можем прощать других, не заставляя их принимать наше прощение.
Как стихи из Лк. 6:28 и Мф. 5:44 учат нас относиться к тем, кто нас обидел?
Прощение, как и любовь, начинается с выбора, а не с чувства. Мы можем сделать выбор простить, даже если наши эмоции против такого решения. Господь знает, что нашими собственными силами этот выбор невозможен, но Богу «всё возможно» (Мк. 10:27). Вот почему Он предлагает нам молиться за тех, кто причинил нам боль. Даже когда человек уже ушел из жизни, мы все еще можем молиться о способности простить его.
Бесспорно, прощать не всегда легко. Боль и ущерб, нанесенный нам, может быть разрушительным, оставляя нас страдающими, искалеченными и сломленными. Исцеление придет, если мы позволим, но взращивание в себе горечи, гнева и негодования сделает исцеление намного труднее или невозможным вообще.
Крест — лучший пример того, чего стоило Самому Богу простить нас. Если Господь претерпел это ради нас, прекрасно зная, что очень многие все же отвергнут Его, тогда мы тоже, безусловно, сможем научиться прощать.
Кого вам нужно простить — пусть даже не ради того человека, но ради вас самих?
12 августа, четверг
Обретение покоя после прощения
Семья Иосифа наконец прибывает в Египет. В этой семье больше нет темных тайн. Его братья, скорее всего, признались, что продали Иосифа, когда объясняли своему отцу, что сын, которого он считал убитым, теперь премьер-министр Египта.
Восстановить отношения не всегда возможно и не всегда целесообразно. Но это не означает, что нам не надо прощать. Возможно, мы не сможем обниматься и плакать с нашим обидчиком, но мы можем выразить свое прощение устно или написав письмо. А потом сделать все от нас зависящее, чтобы избавиться от боли. Возможно, кое-какая боль останется навсегда, но, по крайней мере, мы можем следовать по пути исцеления.
Прочитайте Быт. 50:15–21. О чем беспокоятся братья Иосифа и почему? Что этот страх говорит о них самих?
Братья Иосифа прожили в Египте семнадцать лет (см. Быт. 47:28), но, когда Иаков умер, они боялись, что Иосиф отомстит им. Они снова осознали то, насколько жестоко обошлись со своим братом. Иосиф опять заверяет их в своем прощении, теперь уже после смерти их отца. Вероятно, после этого напоминания стало хорошо не только братьям, но и Иосифу.
Если рана глубокая, нам, возможно, придется прощать много раз. Когда на ум приходят воспоминания о плохом, нам нужно немедленно обратиться к Богу в молитве и сделать выбор снова простить.
Прочитайте Быт. 50:20. Как этот стих помогает хотя бы частично понять желание Иосифа простить своим братьям грех, содеянный ими против него?
Иосиф твердо верил, что его жизнь была частью великого Божьего плана по спасению мира от голода, а затем он должен был помочь своей семье исполнить Божье обещание стать великой нацией. Понимание того, что Бог обернул все злые намерения его братьев ко благу всей семьи, помогло Иосифу простить их.
У истории Иосифа был счастливый конец. А если конец какой-то другой истории не такой счастливый? Что тогда? Или можно утверждать, что все равно будет счастливый конец (когда-нибудь), когда будет уничтожен грех и окончится великая борьба? Как эта надежда может помочь нам правильно видеть те истории, которые весьма далеки от идеала?
13 августа, пятница
Для дальнейшего исследования
«Подобно тому как Иосифа продали язычникам его же братья, так и Христос был предан в руки Своих злейших врагов одним из Своих учеников. Иосифа ложно обвинили и бросили в темницу, потому что он остался непорочным, и Христа презрели и отвергли, потому что Он был праведен и Его жизнь, исполненная самоотречения, обличала грех; и хотя Он ни в чем не был виновен, но из-за лжесвидетелей Его осудили. Терпение и кротость Иосифа, когда с ним поступали несправедливо и жестоко, его великодушное прощение и благородное отношение к своим бессердечным братьям символизируют Спасителя, Который безропотно сносил злобу и ругательства беззаконников и Который простил не только Своих убийц, но и всех, кто приходит к Нему, исповедует свои грехи и ищет Его прощения» (Э. Уайт. Патриархи и пророки. с. 239, 240).
«Ничто не может быть оправданием злопамятности. Тот, кто не проявляет милосердия по отношению к другим, показывает тем самым, что он сам не является сопричастником всепрощающей благодати Божьей. Благодаря Божьему прощению сердце грешника ближе привлекается к великому сердцу бесконечной Любви. Поток Божественного сострадания проникает в его душу, а через него и в души других. Нежность и милосердие, которые Христос явил в Своей Собственной драгоценной жизни, украсят и тех, кто разделяет Его благодать» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 251).
Вопросы для обсуждения
1. Кто-то однажды сказал: «Непрощение — это когда человек выпивает яд и ждет, что умрет другой». Что означает это высказывание?
2. Почему Бог допустил в жизни Иосифа все те испытания до того, как он стал выдающейся личностью того времени? Что это принесло ему и его братьям?
3. Начальник дома Иосифа был посвящен в некоторые планы, касающиеся братьев Иосифа (например, Быт. 44:1–12). Как опыт прощения влияет на тех, кто просто находится в роли наблюдателя?
4. «Бог всегда ведет Свой народ единственно возможным путем — таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала и славу той цели, к которой они продвигаются как соработники у Бога» (Э. Уайт. Желание веков, с. 224, 225). Размышляя над этой цитатой, подумайте о вашей собственной жизни. Как понимание этого могло бы помочь нам выдержать и преодолеть многие испытания и трудности, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни?
Миссионерская история
Приготовься встретить Бога своего
Джессика Себухар Этуэлл
Дома, в Бангкоке, ко мне подошел мой шестилетний сын Ашер. «Мама, я хочу раздавать листовки», — сказал он.
Расспросив его, я поняла, что он хочет распространять небольшие брошюры на тайском языке под названием «Письмо любви от Иисуса». Мое сердце радостно забилось, когда я поняла, что мой маленький мальчик хотел поделиться своей любовью к Иисусу. Но пятница была не самым лучшим днем для этого. Из-за ограничений пандемии COVID-19 люди оставались по домам, мало кто выходил, к тому же я готовилась к субботе.
В субботу во время утренней молитвы я вспомнила о просьбе Ашера и почувствовала побуждение пойти с ним. Но я этого не сделала.
Вечером того же дня мы с подругой смотрели субботнее богослужение в записи. Один проповедник завершил свою проповедь призывом, цитируя Эллен Уайт: «Мы как верующие в скорое пришествие Христа должны нести такую весть: „Приготовься встретить Бога своего“ (Ам. 4:12; ИПБ)» (Служители Евангелия, с. 56). И я подумала: «Это именно то, чем я хочу поделиться с тайцами».
В воскресенье утром я открыла в телефоне приложение «Произведения Э. Уайт», чтобы прочитать утренние чтения. И знаете, что я прочла? Тот самый отрывок, в котором была цитата из Ам. 4:12: «Приготовься встретить Бога своего» (ИПБ).
За завтраком Ашер с тоской смотрел на меня. Я пообещала ему, что, несмотря ни на что, он будет раздавать брошюры. После того как он выучил отрывок из книги Амоса 4:12, мы вышли из дома.
Мы с мужем Брайаном должны были развезти малообеспеченным людям свежий хлеб из пекарни, находящейся в Центре влияния, который мы помогли создать, когда приехали в Бангкок из штата Вашингтон, США, в 2014 году. Обычно во время доставки Ашер катается на велосипеде неподалеку от здания Центра. Но в этот раз он заявил, что будет очень занят. «Я пойду раздавать брошюры», — сказал сын.
Так началась наша прогулка длиной в полтора километра. Ашер подходил ко всем, кого видел, и говорил по-тайски, вручая брошюры: «Приготовься встретить Бога своего». Несмотря на все предостережения из-за COVID-19, никто не смог отказать этому решительному мальчику.
Через два часа мы вернулись домой, наш сын был в восторге. Он раздал сто брошюр. «Я хочу делать это каждый день», — заявил он улыбаясь.
Бог искренне желает, чтобы великий город Бангкок и жители других больших городов мира были готовы к Его пришествию. Мы как верующие в скорое пришествие Христа должны нести такую весть: «Приготовься встретить Бога своего».
Этот рассказ отражает еще одну задачу Стратегического плана всемирной Церкви адвентистов седьмого дня «Вот я, пошли меня» (в ЕАД «ИДЕМ ВМЕСТЕ»): «Рост численности членов церкви благодаря личному и общественному евангелизму с целью полного вовлечения каждого члена церкви в евангельское и социальное служение». Чтобы узнать больше о Стратегическом плане, перейдите на сайт по ссылке IWillGo2020.org.