4 сентября, суббота
Стремление к большему
Библейские тексты для исследования
1 Кор. 10:1–11; Лев. 4:32–35; Ин. 1:29; Евр. 4:1–11; Пс. 94:8–11.
Памятный стих
«А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6).
В Музее современного искусства (Нью-Йорк, США) находится самая большая в мире архитектурная модель города, на которой изображены все здания Нью-Йорка. В масштабе 1:1200 (где 2,5 сантиметра соответствуют 33 метрам) она покрывает почти 870 квадратных метров. Более трех лет над ней работала команда мастеров из ста человек. Первоначально она была завершена к 1964 году, затем обновлена к 1990-м годам, поэтому не отражает городской пейзаж 2021 года. Это удивительно сложная и подробная копия оригинала.
Но копия все равно остается копией, миниатюрным отражением чего-то более грандиозного и величественного, гораздо более сложного, чем сама модель.
Любая модель — не оригинал, она лишь копия оригинала. Модель помогает нам понять суть оригинала, но никогда не сможет его заменить. Скорее, она нужна для того, чтобы помочь людям лучше воспринять все то, что представляет собой оригинал.
Священное Писание содержит в себе много миниатюрных моделей, указывающих на большее — на небесные реалии. Послание к евреям, четвертая глава, помогает нам открыть одну из этих реалий, поскольку она связана с библейским вопросом о покое.
5 сентября, воскресенье
Крестившиеся в Моисея
Прочитайте 1 Кор. 10:1–11. О чем хотел сообщить Павел своим читателям в Коринфе, когда он ссылался на «образы»?
В 1 Кор. 10:6 используется греческое слово тю́пос (а также его аналогичная форма в 1 Кор. 10:11), которое в большинстве английских переводов переведено как «пример» (в русском Синодальном переводе — «образ», «образец», в ИПБ — «пример». — Прим. пер.). Слово «тип» произошло от этого греческого существительного. Тип (или пример) — не оригинал, это копия или отображение его. Это модель чего-то другого.
В Послании к евреям 8:5 хорошо показано соотношение модели и оригинала: священники ветхозаветного храмового служения «служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: „смотри“, сказано, „сделай все по образу, показанному тебе на горе“».
В этом стихе подчеркивается прямая связь между небесной и земной реальностями и цитируется Исх. 25:40, где Бог повелел Моисею построить святилище в пустыне «по тому образцу» (евр. тавни́т — план, образец, чертеж), который он видел на горе. Дело в том, что земное святилище со всеми его ритуалами и процедурами было «примером», символом, моделью того, что происходит на небесах, где Иисус как наш Первосвященник совершает служение в небесном святилище.
Учитывая это, мы можем лучше понять, о чем Павел говорит в 1 Кор. 10. В этих стихах апостол пересматривает некоторые ключевые события, произошедшие с народом Божьим в пустыне на пути в обетованную Землю. «Наши отцы» относятся к их предкам-евреям, которые покинули Египет, были под облаком, прошли через море, и, таким образом, все крестились в новую жизнь, свободную от рабства.
Павел рассматривает эти важные этапы путешествия по пустыне как прообраз или пример личного крещения. Следуя логике Павла, упоминание «духовной пищи» должно относиться к манне (сравните с Исх. 16:31–35). Израиль пил из камня, который Павел называет Христом (см. 1 Кор. 10:4). Подумайте об Иисусе, например, как о «хлебе жизни» (см. Ин. 6:48) и как о «воде живой» (см. Ин. 4:10), и все эти метафоры обретают истинный смысл. Таким образом, мы видим здесь использование Павлом истории Ветхого Завета в качестве примера для раскрытия духовных истин, которые могут быть применены к отдельным христианам сегодня.
Вспомните опыт израильтян в книге Исход. Какие духовные уроки мы можем извлечь из их «примеров», как хороших, так и плохих, которые они нам оставили?
6 сентября, понедельник
Обряды и жертвоприношения
Ветхозаветная система обрядов и жертвоприношений, подробно раскрытая в книге Левит, содержит больше примеров того, что мы рассмотрели вчера, — символы Ветхого Завета, указывающие на истины Нового Завета. Хотя современные читатели Библии часто пренебрегают изучением ритуальной системы Израиля, она содержат много важных духовных истин.
Прочтите указания относительно приношения жертвы за грех для обычного израильтянина в Лев. 4:32–35. Чему мы можем научиться из этого обряда, даже если у нас нет святилища или храма с жертвенником, где мы могли бы приносить жертвы за наши грехи? Свяжите этот ритуал с Ин. 1:29 и 1 Петр. 1:18–21.
Обряд — наилучший способ передачи важных ценностей и информации, который нужно понимать в контексте. Чтобы он оказал нужное влияние на человека, для его совершения обычно требуется определенное время, конкретное место и заранее установленная последовательность действий. Когда мы читаем библейские предписания о жертвоприношениях в Ветхом Завете, то обнаруживаем, что Бог дал очень конкретные подробности того, что именно можно было принести в жертву, когда и где именно и что за чем следует совершать.
Средоточием многих ритуалов, конечно же, было пролитие крови и окропление кровью. Это вызывает не лучшие чувства, но так и должно было быть, ведь мы все имеем дело с самой ужасной проблемой во Вселенной — с грехом.
Какую роль играла кровь и почему ею нужно было помазать рога жертвенника? Хотя большинство обрядов, совершаемых во святилище, представлены в виде указаний на то, как их следует совершить, в них не всегда содержатся подробное описание и объяснение всех деталей. Возможно, это связано с тем, что люди понимали их значение (см. Лев. 17:11 — значение крови).
Однако пример, взятый из Лев. 4:32–35, содержит важное объяснение: «И так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему» (Лев. 4:35). Таким образом, кровь имела решающее значение во всем процессе искупления — это единственное средство, благодаря которому мы, грешники, можем примириться со святым Богом. Таким образом, то, что мы видим в этих жертвах, — это пример, прообраз смерти Христа и его служения ради нас.
Подумайте о том, каким ужасным должен быть грех, что для его искупления потребовалась жертва Сына Божьего. Чему это должно научить нас и почему мы должны полагаться только на благодать, а не на дела? В конце концов, разве мы можем что-то добавить к тому, что Христос уже сделал для нас?
7 сентября, вторник
«Символ» покоя
Помимо примеров, которые мы уже рассмотрели, идея типов и символов может применяться и по отношению к библейскому понятию покоя. Чтобы убедиться в этом, мы обратимся к Посланию к евреям в Новом Завете.
Прочитайте Евр. 4:1–11. На что указывает оставшееся в силе обещание войти в Божий покой? Как опыт Израиля во время исхода и странствий по пустыне позволяет понять идею вхождения «в покой Его»?
В этом отрывке затрагивается очень важная тема о стойкости и верности. Хотя речь идет о седьмом дне, субботе, основное внимание в этих стихах (и тех, что были раньше, см. Евр. 3:7–19) направлено на самом деле на призыв к народу Божьему сохранить веру, то есть оставаться верным Господу и Евангелию.
Уроки, полученные от Божьего водительства в прошлом, необходимо серьезно усвоить, «чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:11). Обратите внимание на такую вероятность! Израиль как раз услышал Евангелие, но слово не принесло им пользы. Вместо того чтобы укрепить свою веру доверием и послушанием, они выбрали восстание (сравните с Евр. 3:7–15) и, следовательно, никогда не испытали того покоя, которого Бог желал для них.
В Евр. 4:3 указана тесная связь между верой и покоем. Мы сможем войти в Его покой только в том случае, если верим и доверяем Ему — Тому, Кто обещал даровать покой и Кто сможет выполнить это обещание, и это, конечно же, наш Господь Иисус Христос.
Прочитайте Евр. 4:3 снова. В чем заключалась основная проблема упомянутых здесь людей? Какой урок можем извлечь для себя мы, которым «была возвещена Благая Весть, как и тем, которые вышли из Египта» (Евр. 4:2; ИПБ)?
Раннехристианская община приняла верой предшествующее откровение Бога (то, что мы называем «Ветхим Заветом»), что Иисус Христос был Агнцем Божьим, жертвой за их грехи. А верой в эту Жертву они могли получить спасение в Иисусе и тот покой, который нам сейчас предлагается в Нем.
Как понимание того, что значит быть спасенными кровью Иисуса, может помочь нам войти в тот покой, который мы можем обрести в Нем, зная, что мы спасены по благодати, а не по делам?
8 сентября, среда
Не ожесточайте сердец ваших
Прочитайте Евр. 4:4–7 и Пс. 94:8–11. Какое предостережение здесь дается и что оно говорит нам сегодня?
В Послании к евреям 4:3–7 есть ссылка на сотворение мира и на псалом 94:11 в контексте рассказа о неверности израильтян и, следовательно, их неспособности войти в покой, которого Бог желал для них.
По сути, Пс. 94:8–11 связывает поведение Израиля в пустыне с Божьим покоем и включает в себя Божественную клятву, что неверный Израиль не войдет в Его покой, который сначала относился к Земле обетованной.
Конечно, Израиль все же вошел в Землю обетованную. Новое поколение перешло границу и с Божьей помощью захватило все города и укрепления той земли и поселилось там.
Однако они не вошли в покой Божий. Многие так и не ощутили на себе реальность спасения в Иисусе, потому что их неверие проявилось в вопиющем непослушании. Хотя покой был связан с этой землей, он не ограничивался только местом проживания людей.
Послание к евреям 4:6 утверждает, что те, кто слышал о Божьем обещании истинного покоя, не вошли в него из-за непослушания. Какая связь между непослушанием и отказом от Божьего покоя?
Слово «сегодня» выражает неотложность. «Сегодня» означает, что больше нет времени для колебаний и сомнений. «Сегодня» требует ответа прямо сейчас.
Павел в своем послании отмечает греческое слово сэ́мэрон (сегодня, ныне) и подчеркивает его важность в контексте отдыха. Псалом 94:7, 8 — это предупреждение и призыв к народу Божьему не повторять ошибок своих предков и войти в настоящий покой, который можно найти только в спасении, предлагаемом нам Богом.
Что означает этот стих для нас, живущих в нынешнее время: «Сегодня, если услышите Его голос: „Не ожесточайте ваших сердец...“» (англ. перевод)? Что такого важного в этих словах? Хотя книга Псалтирь была написана тысячи лет тому назад, тем не менее почему псалмы так же важны для нас сегодня, как и для тех, кто слышал их в древние времена?
9 сентября, четверг
Покорение небесного города
Развитие ключевых идей в Послании к евреям, глава 4, становится особенно очевидным при чтении Евр. 4:8–11. Иисус Навин не мог даровать покой Израилю. Следовательно, поскольку Бог — не лжец, для народа Божьего должен быть еще один «покой». Божий народ не состоит исключительно из верующих евреев. Сюда входят все те, кто уверовал в Иисуса, своего личного Спасителя.
Прочитайте Гал. 3:26–29 и обратите внимание на описание народа Божьего после крестной смерти и воскресения Христа. Что значит нет ни еврея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины в контексте, что пишет Павел?
Иногда одни ссылались на четвертую главу Послания к евреям, чтобы подчеркнуть необходимость соблюдения седьмого дня, субботы, в то время как другие опирались на нее, чтобы оспорить законность субботнего покоя в свете того факта, что существует еще один покой, который наступит в вечности. Ни одно из этих толкований не отражает должным образом этот библейский отрывок. Эта глава указывает на то, что внимание особому Божьему покою уделяется еще от создания мира и что празднование субботы позволяет еженедельно вкусить лишь частичку вечного покоя. Действительно, иудеи воспринимали субботу как малую предвестницу олам хаба («грядущего мира»).
Субботство, остающееся для народа Божьего, — это отражение Божьего покоя в первую субботу в истории земли. Это означает, что мы можем прекратить наши собственные дела и доверить Ему исполнение Своего обещания спасти нас.
Вопреки доказательствам некоторых исследователей Библии контекст главы не поддерживает мысль о том, что заповедь о субботе уже была исполнена в оставшейся части спасения, которое принес Христос, и что христианам уже не нужно повиноваться ей. Окончательный покой, обещанный нам через то, что Христос сделал для нас, не заменяет седьмой день — субботу, напротив, он повышает ее значимость.
Мир высоко ценит предприимчивых людей, добившихся успехов своими собственными силами и усердным трудом. Покой в Иисусе и вера в то, что Его благодати достаточно, чтобы спасти и преобразовать нас, воистину бросает вызов ценностям господствующей культуры.
Как вы можете помочь другим обрести покой в Иисусе, если они думают, что их грехи слишком тяжки, что их сердца невозможно изменить и их положение безвыходно? Какой библейский стих вы бы посоветовали им прочитать?
10 сентября, пятница
Для дальнейшего исследования
«Мы не всегда охотно приходим к Иисусу со своими испытаниями и затруднениями. Иногда мы изливаем свои беды в уши человеческие, рассказываем о своих несчастьях тем, кто не может нам помочь, и не поверяем все Иисусу, Который способен превратить скорбный путь в путь радости и мира. Самоотречение, самопожертвование воздают славу и победу кресту. Как драгоценны обетования Бога! Мы должны изучать Его Слово, если хотим познать Его волю. Богодухновенные слова, если их тщательно исследовать и исполнять на деле, выведут нас на ровную дорогу, на которой мы не преткнемся. О, если бы все, служители и народ, несли свои бремена и трудности к Иисусу, Который ожидает, чтобы принять их и дать им мир и покой! Он никогда не покинет тех, кто уповает на Него» (Э. Уайт. Знамения времени, 17 марта 1887 г., с. 161).
«Можете ли вы, дорогая молодежь, ожидать с радостной надеждой того времени, когда Господь, ваш праведный Судья, исповедует ваше имя пред Отцом и пред святыми ангелами? Самое лучшее приготовление, которое вы можете совершить ко Второму пришествию Христа, — покоиться с твердой верой в великое спасение, принесенное Им в Его Первое пришествие. Вы должны верить в Христа как личного Спасителя» (Э. Уайт. Наше высшее призвание, с. 368).
Вопросы для обсуждения
1. Что есть такого особенного в седьмом дне, субботе, что он служит прообразом Божьего небесного покоя для Его народа? То есть как субботний покой дает нам предвкушение вечности?
2. Искупление означает примирение и указывает путь возвращения к Богу. Прочитайте Рим. 5:11: «И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение». Что бы вы ответили, если бы кто-то спросил вас: «Что значит примириться с Богом и что это изменило в вашей жизни»?
3. Как мы можем избежать постоянного обсуждения второстепенных вопросов в нашей христианской жизни? И почему нам нужно взглянуть на всю картину в целом, как она представлена в Слове Божьем?
4. Подумайте еще раз о неверии израильтян и обо всех проступках, которые они совершили в пустыне. Хотя их проблемы отличаются от наших (мы не блуждаем по бескрайней пустыне), что у нас общего? Как в нашем христианском пути мы можем столкнуться с теми же проблемами, что и они, и как нам избежать их ошибок?
Миссионерская история
Шагая с верой
Терри Сэйли
В Ираке кто-то рассказал мужчине об Иисусе. Он полюбил Его всем сердцем и решил присоединиться к Церкви христиан адвентистов седьмого дня. Несмотря на это, его жена решила остаться верной традиционной религии.
Некоторое время спустя жизнь его семьи в Ираке стала невыносимо тяжелой. Он, опасаясь за безопасность жены и двух маленьких дочерей, вывез семью в США.
В Калифорнии, куда они приехали как беженцы, родители отправили дочерей в государственную школу. Но отец молился о том, чтобы у девочек появилась возможность учиться в адвентистской школе. У него не было достаточно денег, чтобы оплачивать обучение детей в христианской школе. Даже если бы они были, он не знал ни одного адвентиста, который мог бы подсказать, где найти такую школу.
Однажды мужчина приехал на продуктовую базу, которая снабжала продуктами нуждающиеся семьи. Ожидая своей очереди, он разговорился с волонтером, от которого узнал, что владелец и управляющий продуктовой базы адвентист, который по счастливому стечению обстоятельств также работает и в адвентистской школе.
Родители откладывали каждую копейку на то, чтобы завершить свое образование и найти работу получше, чтобы они могли содержать свою семью. Но они решили использовать все свои сбережения для оплаты обучения дочерей.
Прошло немного времени. Отец, мать и их дочери девяти и одиннадцати лет приехали в христианскую школу. С сияющими лицами, они сидели в кабинете директора в ожидании дальнейших указаний.
Директор школы и пастор церкви, которые сидели напротив, переглянулись. Потом перевели взгляд на семью. Целеустремленность и решительность на лицах тронула их сердца. Но накопленных денег было недостаточно.
— Мы очень хотим, чтобы ваши девочки здесь учились, — сказала директор. — Но, к со
жалению, ваших накоплений недостаточно для того, чтобы покрыть расходы на образование.
Директор замолчала и снова взглянула на пастора. В его глазах она увидела сострадание и, воодушевившись, продолжила:
— Мы зачислим девочек в школу. Давайте сделаем этот шаг с верой. Четверо взрослых и две девочки опустились на колени и склонили головы в молитве.
— Дорогой Господь, мы нуждаемся в Твоей помощи, — молился пастор. — Пожалуйста, помоги найти деньги на образование этих двух прелестных девочек.
Вскоре после того, как семья покинула школу, в кабинете директора раздался телефонный звонок. Он был от координатора Отдела служения беженцам и иммигрантам Северо-Американского дивизиона. Она звонила, чтобы сообщить, что у нее есть деньги для оплаты обучения детей беженцев. Как она сказала, деньги поступили с пожертвований Тринадцатой субботы 2011 года.
Директор не могла поверить своим ушам. Она тут же позвонила мужчине и сообщила, что появились деньги на обучение его дочерей.
— Я знал, что Бог ответит на наши молитвы! — воскликнул он.
Часть пожертвований Тринадцатой субботы вновь поможет беженцам на территории Северо-Американского дивизиона. Позвольте Господу использовать ваши дары, отвечая на такие молитвы, как молитва отца. Только представьте, что однажды на небе вы встретите кого-то, кто больше узнал о Боге и посвятил себя служению Ему благодаря вашим дарам.