18 сентября, суббота
Окончательный покой
Библейские тексты для исследования
Откр. 1:9–19; Мф. 24:4–8, 23–31; Откр. 14:6–12; Евр. 11:13–16; Флп. 4:4–6.
Памятный стих
«Но, как написано: „не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его“» (1 Кор. 2:9).
Вы когда-нибудь чувствовали, что находитесь в центре великой борьбы между добром и злом? Многие даже светские люди ощутили ее реальность. Неудивительно, ведь это правда — все мы вовлечены в великую борьбу между Христом и сатаной.
Эта борьба проходит на двух уровнях — личном и вселенском. Великая борьба между Христом и сатаной происходит во вселенском масштабе, потому что она началась именно там, на небесах (см. Откр. 12:7). Поэтому в суматохе событий мы не должны упускать из виду всеобъемлющий масштаб Божьего замысла по спасению этого мира. Войны, политические волнения и стихийные бедствия могут вызывать у нас беспокойство и страх, но Божье пророческое руководство может помочь нам не забыть о том, куда мы идем и как нам туда добраться.
Великая борьба особенно ожесточенно происходит на личном уровне. Каждый из нас в повседневной жизни сталкивается с проблемами, которые оказывают влияние на нашу веру. Если нам не суждено будет дожить до Второго пришествия Иисуса, мы тоже столкнемся со смертью. На этой неделе будем размышлять о том, как мы можем обрести покой в Иисусе вопреки волнениям в мире и неопределенности нашего будущего в ближайшее время, ведь в долгосрочной перспективе все выглядит определенно и обнадеживающе!
19 сентября, воскресенье
Видение конца
Самый пожилой из выживших учеников, который действительно был с Иисусом, сидел на скалистом острове-тюрьме вдали от всего, что было ему близко и дорого. О чем думал Иоанн, когда он оказался в этом мрачном месте? Возможно, о том, почему он сюда попал. Ведь он же видел, как Иисус возносился, видел двух ангелов, стоящих там и говорящих: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
Прошло много лет, а Иисус еще не вернулся. Другие апостолы, присутствовавшие в тот день, уже умерли, большинство из которых приняли мученическую смерть за свое свидетельство об Иисусе. Молодая церковь пережила смену поколений и теперь столкнулась с ужасными гонениями со стороны государства и еретическими движениями среди своих единоверцев. Иоанн, должно быть, чувствовал себя одиноким, усталым и теряющим надежду. Но внезапно ему было дано видение.
Представьте себе, какое утешение получил Иоанн в этом видении. Прочитайте Откр. 1:9–19.
Иисус сказал Своим последователям: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) — слова, которые, несомненно, должны были поддерживать Иоанна, одинокого изгнанника. Это видение — «откровение» Иисуса — стало для него великим утешением, ведь, Иисус, «Альфа и Омега, Начало и Конец», особым образом явился апостолу.
Дальше последовало видение будущего этого мира. Перед ним открылась потрясающая панорама того, что мы называем сейчас историей христианской церкви, но для апостола это была панорама ее будущего. И все же среди грядущих испытаний и невзгод Иоанну было показано, чем все это закончится. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).
Это великое апокалиптическое видение, которое Иоанн записал в книге Откровение, помогло ему с уверенностью покоиться в Божьей заботе и в Божьих обетованиях.
Жизнь сейчас может быть сложной и временами даже ужасной. Как понимание того, что Бог знает будущее и что в конечном счете все будет хорошо, дает нам утешение сегодня?
20 сентября, понедельник
Обратный отсчет
На Елеонской горе Иисус в общих чертах обрисовал историю будущего, отвечая на вопросы учеников: «Когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). В Своей проповеди Он провел непрерывную историческую линию от дней Его жизни до Его Второго пришествия и далее.
Иисус не хотел, чтобы Его народ находился в неведении относительно будущего, поэтому Он дает пророчество последнего времени, чтобы те, кто живет в конце времен, могли подготовиться к этим событиям. Иисус желает, чтобы мы могли уверенно покоиться в Его любви даже тогда, когда все вокруг нас рушится.
Адвентистской церкви хорошо известны слова из книги пророка Даниила о времени скорби, «какого не бывало с тех пор, как существуют люди» (Дан. 12:1). Иисус хочет, чтобы мы были готовы к этому времени, предшествующему Его Второму пришествию.
Каким будет Его пришествие? Как мы можем избежать заблуждения в этом вопросе? Прочитайте Мф. 24:4–8, 23–31.
Пришествие Иисуса будет буквальным событием в конце времен. Оно будет самым грандиозным, учитывая то, какое место занимает тема о Его возвращении в пророчествах и даже в проповедях Самого Иисуса.
Однажды, когда произошло судьбоносное для всего мира событие, к нему были готовы только восемь человек. Иисус сравнивает внезапность Второго пришествия с потопом (см. Мф. 24:37–39). Но хотя никто не знает день или час Второго пришествия (см. Мф. 24:36), Бог дал нам обратный отсчет времени в пророчестве, чтобы мы могли наблюдать за происходящим в мире вокруг нас.
Какова наша роль в этой пророческой драме? См. Мф. 24:9–14.
Нельзя забывать, что в этом вселенском конфликте мы должны быть больше, чем просто наблюдатели. Мы призваны быть активными участниками в распространении Евангелия по всему миру, а это значит, что мы тоже столкнемся с гонениями.
Что значит «претерпевший до конца»? Как мы это делаем? Какой выбор нам нужно делать каждый день, чтобы не быть в числе отступников, которые уже есть и которые еще будут?
21 сентября, вторник
Ценные указания
Пророческая картина истории не позволяет нам просто сидеть сложа руки и ничего не делать по мере развития событий последнего времени. Наше отношение может быть таким: «Ну, эти события произойдут, как и предсказано, поэтому я буду просто плыть в потоке. Разве я могу внести хоть какой-то значимый вклад в этот неизбежный процесс?»
У христианина не должно быть такого отношения. В Откр. 14 говорится, что в этот исторический момент мы должны рассказать другим о Божьем суде и помочь им подготовиться ко Второму пришествию Иисуса.
Прочитайте Откр. 14:6–12. О чем этот отрывок? Что мы должны возвещать миру? Почему эта весть так важна?
Как адвентисты седьмого дня мы верим, что истина для настоящего времени (см. 2 Петр. 1:12) содержится в этих стихах Откровения, которые мы называем Трехангельская весть. Именно из Откр. 14:6–12 мы узнаем, о чем нам следует возвещать в заключительный период земной истории.
Заметьте, что весть начинается с «вечного Евангелия» — чудесной вести о смерти и воскресении Христа, на которой основывается наша единственная надежда на спасение. В ней также говорится о том, что «наступил час суда Его» (Откр. 14:7), — важный факт, указывающий на конец времени. Затем следует призыв поклониться «Сотворившему небо и землю», который не похож на грозное предупреждение тем, кто остается в Вавилоне и поклоняется «зверю и образу его». И, наконец, в ней содержится описание Божьих людей, живущих в последнее время: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).
Прочитайте Откр. 14:11. Что здесь говорится об отсутствии покоя у тех, кто поклоняется зверю и образу его?
Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его? Хотя существуют различные трактовки смысла этой фразы, все согласятся с тем, что эти люди не ощущают покоя, предлагаемого Богом Своим верным детям.
Как вы думаете, почему первая часть Трехангельской вести — это «вечное Евангелие»? Почему мы никогда не должны упускать эту истину из виду, но указывать на нее при возвещении Трехангельской вести миру? Как понимание Евангелия влияет на обретение покоя?
22 сентября, среда
Упокоиться с миром
Христиане уже множество столетий ожидают возвращения Христа. Действительно, данное событие — это вершина не только всех наших надежд, но и надежд всех верных Богу на протяжении всей земной истории.
Прочитайте Евр. 11:13–16. Какое будущее обещано здесь не только людям пожилого возраста, но и всем остальным?
Во многих отношениях эти стихи не имели бы смысла, если бы распространенное и популярное понимание смерти было правдой. О чем говорится в этом отрывке? О людях, которые «не получили обещанного»? Они мертвы и, предположительно, сейчас на небесах с Иисусом наслаждаются своей великой наградой? Когда, например, умер известный баптистский проповедник Билли Грэм, мы часто слышали о том, что он сейчас на небесах с Иисусом.
В этом есть ирония, потому что часто, когда кто-то умирает, мы слышим: «Да упокоится он [она] с миром». А что дальше? Покоятся ли такие люди с миром или они на небесах делают то, что им положено там делать (например, наблюдают за «весельем», происходящим здесь, внизу)?
Как Иисус описывает смерть? Прочитайте Ин. 11:11.
Фактически идея упокоения «с миром» правдива, ведь все умершие находятся в покое. «Для верующего смерть ничего не значит. Христос говорит о ней как о кратком мгновении. „Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек“, „тот не вкусит смерти вовек“. Для христианина смерть — это сон, мгновение безмолвия и тьмы. „Жизнь сокрыта со Христом в Боге“. „Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе“ (Ин. 8:51, 52; Кол. 3:4)» (Э. Уайт. Желание веков, с. 787).
Иисус сравнивает состояние человека в период между смертью и воскресением с бессознательным сном (см. Ин. 11:11, 14), но Он также подчеркивает, что и спасенные, и те, кто отверг спасение, получат свою награду после воскресения (см. Ин. 5:28, 29). Он указал, что нужно быть всегда готовым к смерти, независимо от того, когда она наступит.
Какое утешение вы получаете от знания о том, что ваши умершие близкие действительно сейчас находятся в покое?
23 сентября, четверг
Радуйтесь всегда в Господе
Одно из наиболее часто используемых приложений на наших смартфонах — это Google Maps (Карты компании Google). Большинство из нас не может вспомнить, как мы жили до того, как в наших телефонах появились карты на основе GPS (спутниковой системы навигации, которая определяет наше местоположение в географических координатах). Мы можем переживать, направляясь к месту, в котором никогда раньше не были, но с картами в наших телефонах мы можем уверенно найти свой путь в любом незнакомом городе. Может ли эта уверенность служить иллюстрацией того покоя, который Бог хочет дать, предоставив нам Свою пророческую карту?
Однако иногда мы можем ввести в приложение неправильный адрес или просто решить не следовать его указаниям, потому что уверены, что знаем путь лучше. В любом случае мы можем оказаться там, где не хотели бы.
Прочитайте Флп. 4:4–6. О чем Павел говорит нам? Как обрести настоящий покой, живя в этом непростом, наполненном напряжением и беспокойством мире?
В этом отрывке Павел не предлагает всегда радоваться всем испытаниям, с которыми вы сталкиваетесь. Вместо этого он говорит: «Всегда радуйтесь в Господе». Независимо от нашей нынешней ситуации, независимо от того, с какими испытаниями мы сталкиваемся, если мы будем размышлять о Боге, Его благости, Его любви и Его жертве на кресте за нас, мы можем радоваться в Нем и иметь мир в сердце.
Сам настрой этих стихов предполагает покой, душевный мир и непреходящую надежду на то, что существует за пределами этого мира.
Представьте, какой покой был бы в наших сердцах, если бы мы действительно могли ни о чем не волноваться. Кажется, что это не реально, ведь даже у Павла было много забот и волнений. Но, опять же, знание о том, что у любящего Бога все под контролем и Он спасет нас для Своего Царства, безусловно, поможет нам смотреть на те вещи, о которых мы беспокоимся, по-другому.
«Господь близко»? Да, Он всегда рядом с нами. И как только мы упокоимся в смертном сне, следующее, что мы увидим, — это возвращение Христа.
Несомненно, жизнь полна волнений, испытаний и борьбы. Никто из нас не избежит этого, как не избежал Павел (см. 2 Кор. 11). Тем не менее он хотел сказать нам, что даже со всем тем, что мы переносим и терпим сейчас, мы можем радоваться тому, что уже дано нам во Христе, и найти покой нашим душам.
Прочитайте Флп. 4:4–6 снова. Каким образом вы можете применить эти слова в своей жизни прямо сейчас, несмотря на испытания и невзгоды, с которыми вы сталкиваетесь?
24 сентября, пятница
Для дальнейшего изучения
«Все мы желаем иметь немедленные и непосредственные ответы на свои молитвы. Все мы подвержены искушению впадать в уныние, когда ответ задерживается или приходит в неожиданной форме. Но мудрость и благость Божьи слишком велики, чтобы отвечать на наши молитвы именно тогда и именно таким образом, как мы этого желаем. Он не просто исполняет все наши пожелания, но делает для нас больше и лучше, чем мы просим. А поскольку мы можем доверять мудрости и любви Божьей, следует не просить Его исполнить нашу волю, но стремиться уяснить намерение Всевышнего и действовать согласно ему. В Его воле должны раствориться наши желания и интересы» (Э. Уайт. Служители Евангелия, с. 219).
«Еще немного — и Иисус придет, чтобы взять Своих детей и наконец наделить их бессмертием… Могилы откроются, и спящие во прахе победоносно выйдут, восклицая: „Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?“ Наши возлюбленные, спящие в Иисусе, выйдут, облеченные в бессмертие» (Э. Уайт. Советы по управлению ресурсами, с. 350).
Вопросы для обсуждения
1. Где вы видите великую борьбу на нашей планете? А как она разворачивается в вашей личной жизни? Она происходит на самом деле, не правда ли? Она реальнее, чем многие думают, потому что многие не верят в существование дьявола. Почему осознание реальности великой борьбы так важно в понимании состояния нашего мира? Почему понимание того, чем закончится эта великая борьба, приносит утешение?
2. Пророчество может увести нас в сторону, если мы пытаемся выйти за рамки того, что ясно открыто. Как часто члены церкви попадали в беду, предсказывая события, которые не сбылись, или веря в предсказания других, которым также не суждено было сбыться? Как мы можем защитить себя от попадания в подобные ловушки?
3. Прочтите Откр. 14:9–11. Как вы понимаете слова о том, что те, кто поклоняется зверю и его образу, не имеют покоя?
4. Один из спорных вопросов, о котором дискутируют в Церкви адвентистов седьмого дня, связан с тем, какую роль мы играем или не играем в приближении времени возвращения Христа. Независимо от того, какую позицию вы занимаете, почему важно наше активное участие в распространении вести о Втором пришествии Иисуса?
Миссионерская история
Сложный первый день в школе
Эндрю Макчесни
Для Ньян Муан первый день в школе был невероятно сложным. Около месяца назад девятилетняя девочка прибыла в США из Мьянмы. Ее родители были беженцами. Она не знала английского, и у нее совсем не было друзей.
— Привет, как тебя зовут? — спросила ее одноклассница. Ньян покачала головой.
— Нет, — ответила она.
— О, — смутилась девочка. — Откуда ты? Ньян снова покачала головой.
— Нет, — сказала она. Она не пыталась быть грубой, просто ничего не понимала.
Из-за того, что она совсем не знала английского языка, она все утро просидела в классе очень тихо. Во время обеденного перерыва она прошла вместе со всеми в столовую и посмотрела на еду, которую там подавали. Сырные начос и кусочки говядины. Мини-пицца. Куриные наггетсы. Еда показалась ей странной. Она привыкла есть листья горчицы, листья сладкого картофеля, кресссалат, коричневую фасоль и красную чечевицу.
После того как Ньян попробовала новую для нее еду, она вернулась в класс и тихо просидела в нем до конца школьного дня. Дома она молилась и просила Бога о помощи: «Боже, помоги мне пережить еще один день в школе».
Четвертый класс был очень сложным, зато в пятом ей было уже намного легче. Она начала говорить по-английски, и у нее появились друзья.
— Как тебя зовут? — спросила ее незнакомая девочка.
— Мое имя Ньян, — улыбаясь, ответила она.
— Откуда ты? — спросила девочка.
— Я из Бирмы, или, по-другому, Мьянмы, — ответила Ньян.
Девочка кивнула в ответ. Она знала о такой стране. Несколько детей беженцев из Мьянмы также учились в этой школе.
— О, хорошо, — сказала она. — Хочешь поиграть?
Ньян была счастлива. Она начала вливаться в школьную жизнь. В седьмом классе она была еще более счастлива, поскольку благодаря пожертвованиям Тринадцатой субботы 2011 года появилась возможность перевестись из государственной школы в адвентистскую.
Каждый день в молитве она благодарила Бога: «Дорогой Господь, спасибо Тебе за то, что помог мне в изучении нового языка и за то, что заботишься обо мне».
Часть пожертвований Тринадцатой субботы поможет детям беженцев, таким как Ньян, учиться в адвентистской школе. В настоящее время Ньян двадцать один год, она получает образование медика-миссионера.