«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9).
Вступление
Пс. 138
Когда кажется, что Бог далеко, угадайте, в ком причина? Помню, как разговаривал с одним своим другом, который переживал разрыв отношений с женой. «Почему я? Почему сейчас? И как получилось, что я не замечал, что происходит?» — каждую ночь спрашивал себя этот человек, пытаясь заснуть в великолепной квартире, рассчитанной сначала на двух человек, а позже — на семью. Я, как мог, пытался разговаривать с этим человеком. Но ничего не получалось. Не видя других вариантов, я процитировал ему несколько библейских стихов, а в ответ услышал только угрюмое: «Я не верю в Бога. Я — атеист. Даже если бы Бог существовал, Он этого не допустил бы».
Этот случай мне открыл, насколько опустошенной может быть жизнь без Бога. И тогда я начал размышлять над словами 138-го псалма, в котором так чудесно рассказывается о том, как Господь искал нас, что Он знает нас. Он знает, когда мы садимся и встаем, Он изначально видит наши мысли и наблюдает за нами, когда мы идем или спим. Ему известны все наши пути. Мы еще не начали говорить, а Он уже знает, что мы скажем.
Однако наша вера в Бога не может сделать нас неуязвимыми для боли и искушений грешного мира. Вспомните время, когда вам казалось из-за того, через что вам пришлось проходить, что всему пришел конец. Насколько далеко от Бога вы отошли в тот момент? Разве это не лицемерие — прославлять Бога и любить Его, когда все хорошо, но стоит только прийти беде, переживать, что все вокруг вас оставили?
Бог больше заинтересован в том, чтобы изменить вашу судьбу, а не сиюминутную ситуацию. Да, порой приходится идти долиной смертной тени. Иосиф был продан в рабство ради того, чтобы спустя годы спасти целый народ. Давиду пришлось пережить предательство Саула, чтобы называться мужем по сердцу Божьему. И в то же время Бог был с каждым из них. И с вами Он всегда. Вопрос в том, с чем вам приходится бороться, когда возникает такое чувство обреченности? Помните, что Бог не просто желает помочь вам справиться с ситуацией. Он хочет, чтобы это способствовало вашему духовному росту. И самое главное, когда вы чувствуете себя опустошенным и подавленным, помните, если кажется, что Бог далеко, на самом деле это вы отдалились от Него.
С. К. Джейфет, Кампала, Уганда
Слово
Ис. 58:1–12; Мф. 9:35; Лк. 4:16–18
Революционное служение начинается (Ис. 61:1, 2; Мф. 9:35‒38; Лк. 4:16–18; Ин. 10:10)
Иисус провозглашал Евангелие Царства Божьего, проповедуя, уча и исцеляя (см. Мф. 9:35). Делая добро и освобождая тех, кто был во власти дьявола (см. Деян. 10:38), Он исполнял произнесенное в Ис. 61:1, 2 пророчество о провозглашении Благой вести нищим через помазание Духом Святым. Эта Благая весть была явлена в Его жизни и служении людям. Вне всякого сомнения, Иисус показал, что пришел не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы послужить Самому (см. Мф. 20:28). Неся весть Евангелия, Он положил начало так называемому революционному служению. Служение Иисуса принесло людям надежду и освобождение от зла, и многие обрели жизнь с избытком (см. Ин. 10:10). С Его служения сострадания началась проповедь Царства Божьего, и сегодня все еще требуются работники, чтобы собирать урожай с полей (см. Мф. 9:35–38).
Потребности тела (Мк. 5:22–43; 10:46–52; Ин. 5:1–9)
В Евангелии отмечено, что восполнение физических потребностей человека было важной частью служения Иисуса. Он был готов оставить на время Свои дела, чтобы вылечить слепого Вартимея (см. Мк. 10:46–52) и позволить прикоснуться к Себе женщине, страдавшей кровотечением, исцеляя ее и утверждая в вере (см. Мк. 5:25–34). Находясь в толпе, Иисус сумел заметить беспомощного расслабленного у купальни Вифезда и восстановил функционирование его конечностей (см. Ин. 5:1–9). И хотя иудеи жаловались, что Он нарушает установленные человеком правила о дне субботнем (см. Ин. 5:9–11), Иисус посмел вернуть здоровье бедному расслабленному. Когда тот памятный субботний день закончился, Иисус продолжал служить весь вечер, исцеляя и возвращая к жизни больных, собравшихся у дома, где Он жил (см. Мк. 1:32–34). Иисус также воскресил двенадцатилетнюю дочь Иаира (см. Мк. 5:35–43). Примеры того, как Иисус восполнял физические потребности людей благодаря Своему служению исцеления, действительно являются благой вестью.
Потребности души (Мк. 2:1–12)
Благодаря своей вере и усилиям друзей расслабленный смог увидеться с Иисусом лицом к лицу, попав в дом через проем в крыше. Однако кроме искалеченного тела в исцелении нуждалась и его грешная душа. Всеведущий Иисус увидел, в какой духовной помощи так отчаянно нуждался этот человек, и первое, что Он произнес, были слова прощения (см. Мк. 2:5). Зная, что книжники мысленно обвиняют Его в богохульстве, Иисус, устраняя всякие основания для сомнения, продемонстрировал Свою силу прощать грехи, полностью исцелив этого расслабленного (см. Мк. 2:6–12). Служение Иисуса включало в себя не только исцеление тела. Он также даровал прощение мятущейся, грешной душе.
Уча людей и проповедуя Евангелие, Христос восполнял духовные потребности людей, даруя им уверенность, утешение, избавление, свободу и надежду — реалии Божьего Царства благодати (см. Мф. 9:35; Лк. 4:16–18).
Удовлетворение людских нужд (Ис. 58:1–12; Деян. 9:36–42)
Первые христиане следовали примеру Христа, удовлетворяя нужды людей. В местах своего служения они продолжали миссию, которую начал Иисус. Они проповедовали и учили народ, подобно Ему, а также исцеляли тела и души (см. Деян. 3:1–9; 8:6–8). Кроме того, они восполняли потребности людей с помощью социального служения и благотворительности. Они кормили голодных, подавали воду жаждущим, привечали скитальцев, одевали нагих и посещали тех, кто был болен или находился в тюрьме. Служение Тавифы является примером того, какое влияние церковь может оказать на общество через социальное служение (см. Деян. 9:36, 39). Люди были подавлены вестью о ее смерти. Однако благодаря Петру, действовавшему под руководством Святого Духа, женщина снова стала живой и здоровой (см. Деян. 9:37–42).
Тавифа и первые верующие христиане продемонстрировали пример истинной религии, описанной в Ис. 58:1–12. Эта религия подразумевает, что верующие должны восполнять потребности окружающих людей — делить хлеб с голодными, оказывать гостеприимство бедным и нищим и одевать нагих (см. Ис. 58:6, 7). Помогая тем, кто находится рядом с нами, решать эти насущные проблемы, современные христиане могут явить на деле благую весть Царства Божьего многим испытывающим нужду людям.
Пусть подобное служение продолжается (Мф. 10:5–8; Лк. 14:34, 35; Ин. 20:21)
В своей книге «Companion to the Poor» Вив Григг пишет: «Иисус всегда обращал внимание на самую глубочайшую нужду человека. Когда кто-то страдает, Он будет рядом, врачуя его раны. Его бесконечное сострадание влечет к тому, кто нуждается в помощи». Иисус отправил Своих учеников, поручив им позаботиться о потребностях человека во всех сферах его жизни — физической, духовной и социальной (см. Мф. 10:5–8; Ин. 20:21), положив, таким образом, основание для социальной революции, которая в силах изменить мир. И поскольку именно в этом заключалась миссия Самого Иисуса, она становится миссией и тех, кто готов следовать за Ним».
Будучи солью земли (см. Мф. 5:13; Лк. 14:34, 35), христиане призваны общаться с людьми, живущими рядом с ними, и завоевывать их доверие, искренно помогая им в решении разных проблем.
Итак, оглянитесь вокруг себя. Достаньте свою солонку и начните служить!
ДИСКУССИЯ
Назовите три ключевые черты характера Иисуса, которые помогали Ему восполнять потребности окружавших Его людей.
Назовите три самые насущные проблемы вашего района. Запишите одну проблему физического характера, одну — социальную и еще одну, касающуюся любой важной сферы жизни местного населения.
Что вы можете сделать, объединив свои усилия с церковью, чтобы помочь решить насущные проблемы вашего района? Составьте список и план действий, чтобы положить начало революционному служению там, где вы живете.
Икечукву Майкл Олуикпе, Бугема, Уганда
Свидетельство
Притч. 16:3
Мы, христиане, являемся руками Божьими. Наши поступки — и хорошие, и плохие — свидетельствуют о нашем Господе. В энциклопедическом словаре английского языка слово «мы» имеет следующее определение: «Я и остальные члены группы, включая меня; ты и я; ты, я и еще один человек или несколько других людей; я и еще один человек или несколько других людей, не включая тебя; используется в качестве местоимения первого лица множественного числа». Не будем отрицать, что большинство христиан игнорируют свою роль, которую им предписано выполнять этим местоимением «мы».
Поразмышляйте о том, что вы — руки Божьи. Может ли быть, что бремя этого мира заставляет вас совершать поступки, не соответствующие статусу христианина?
«Самый большой недостаток в современном мире — это недостаток людей, которых нельзя ни купить, ни продать, людей честных и искренних, которые не боятся называть грех его именем. Недостает людей, чья совесть верна долгу настолько, насколько стрелка компаса полюсу, которые будут стоять за справедливость, даже если небеса упадут.
Но такой характер не является делом случая, он не возникает благодаря особым обстоятельствам или дару Провидения. Благородный характер — это результат самовоспитания, подчинения низшей природы высшей, это результат посвящения себя на служение любви к Богу и человеку».
В книге Притчей 16:3 ясно говорится о том, что нам необходимо предать все свои дела Господу и стать такими мужчинами и женщинами, которые будут востребованы и в мире, и в церкви. Мы также должны отдать Господу все свои бремена. Мы должны спросить Бога, какое дело Он хочет поручить нам, и возложить на Него все свои заботы, ища Его водительства и благодати, чтобы с Его помощью добиться успеха. Избрав этот путь, мы станем мужчинами и женщинами, которые будут нужны и миру, и церкви.
Если эта задача кажется вам непосильной, возможно, вам стоит «уступить место водителя» Христу, чтобы Он начал формировать в вас Свой характер — единственный истинный характер, с помощью которого вы сможете стать руками Божьими. Именно об этом преобразовании говорит Эллен Уайт: «Когда мы становимся детьми Божьими, наш характер меняется». Далее она пишет о том, что Христос был непритязательным и кротким. Однако Его миссия была бесконечно возвышенной и благородной. Он — наш пример во всем. И, подобно Ему, мы призваны быть руками Божьими.
ДИСКУССИЯ
Как вы понимаете фразу «быть руками Божьими»?
Как можно побуждать себя и других служить руками Божьими?
Мэри Киконко, Мбарара, Уганда
Доказательство
Быт. 5:29; Ис. 9:6, 7; Лк. 2:25–32; Ин. 3:16, 17
Когда Джон предложил своей девушке руку и сердце, она не дала ему согласия. Конечно, он рассчитывал, что все будет совсем не так, и растерялся. Однако парень был горд тем, что сделал предложение, и несмотря на отрицательную реакцию продолжал любить ее. В любом случае он решил поговорить со своим глубоко верующим отцом об этой ситуации.
— Я попросил Барбару выйти за меня замуж! — гордо похвастался Джон своему отцу.
— Сын, — ответил его отец, — тебе придется забыть о своей гордости и полностью посвятить себя ей, иначе твое предложение не будет иметь для нее никакого значения.
Джон удивился, потому что полагал, что отец похвалит его.
Когда Адам вкусил запретный плод в Едемском саду, грех вошел в мир. С тех самых пор все потомки Адама несут на себе вину за грех. Но Бог не оставил человечество погибать. Он разработал план спасения. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
С тех пор, как Бог рассказал о Своих намерениях Адаму и Еве, план спасения стал надеждой для всех последующих поколений. Христиане всего мира продолжают с нетерпением ожидать того времени, когда их бремя исчезнет и они войдут в Царство Небесное, где не будет больше нищеты и горя (см. Быт. 5:29; Ис. 9:6, 7; Лк. 2:25–32).
Все время Бог посылал Духа Святого и Своих пророков, чтобы предостеречь каждого человека от его грешного пути и предложить спасение через Иисуса Христа. Однако иногда люди не прислушиваются к этому предупреждению, потому что Бог не в свете молний и грохоте грома обращается к ним, а несовершенный человек передает эту весть. Порой предупреждение напоминает звук далекого колокола, потому что люди оглохли от собственной гордости и прочих лелеемых ими грехов. Знамения времени указывают на Второе пришествие Иисуса. Готовы ли вы встретить Его? (См. Мф. 24).
ДИСКУССИЯ
Готовы ли вы принять Иисуса как своего личного Спасителя? Или, может быть, вы не уверены в своем отношении к предлагаемому Им спасению? Если дело в отношении, что можно сделать, чтобы это исправить?
Готовы ли вы руководствоваться пророчествами Библии в своем пути к спасению? Если нет, почему?
Прочитав в Библии какое-то наставление, отнесетесь ли вы к нему серьезно или проигнорируете? Как вы объяснили бы свой ответ другому человеку?
Дайэна Мусоке, Кампала, Уганда
Практика
Ин. 13:34, 35
Насколько лучше стал бы мир, если бы мы любили других так же, как любим себя, и если бы мы желали другим того, что желаем себе! Одна мысль об этом поднимает мне настроение. В наше время задачи, которые ставит перед нами жизнь, заставляют нас стремиться стать лучше других и желать независимости. Чувство, которое движет нами, можно описать двумя словами: если это у тебя есть, мои шансы получить то же самое снижаются. Можно сравнить эту ситуацию с историей о Каине и Авеле. Каин убил Авеля за то, что благодаря своему послушанию Авель получил благословение, в то время как Каин из-за своего непослушания его не получил. Подобно Каину — иди он дорогой праведности, то получил бы благословение — нам нужно открыть глаза и увидеть, сколько вокруг нас возможностей проявить любовь друг к другу. Только в этом случае любовь изольется на нас в изобилии. Ниже представлено несколько идей, как можно позаботиться друг о друге.
Совершайте простые добрые дела. Каждый день мы получаем множество возможностей выразить свою любовь друг к другу. Необязательно совершать что-то грандиозное. Это должно быть то, что можно сделать сразу, как только представится такая возможность, например, открыть дверь, пропуская кого-то вперед.
Делайте добро с удовольствием. Наслаждайтесь, разными способами выражая свою любовь другим.
Не оценивайте. Не надо записывать, как вам удалось выразить любовь к другим. Некоторые люди не ответят вам взаимностью, и в этом нет ничего страшного. Важно другое — что ваша любовь к другому человеку сделала вас обоих лучше.
В Ин. 13:34 говорится, что мы должны любить друг друга, как Христос любит нас. Прежде чем задаться вопросом, что вам сделал этот человек или насколько несправедливо поступил с вами, подумайте о том, как сейчас вы относитесь к окружающим вас людям. Любите других больше, чем любите себя, и вскоре любовь, которая накопилась за это время, настигнет вас.
Если Бог настолько любит нас, что послал к нам Своего единственного Сына, кто мы такие, чтобы отказываться любить остальных людей от всей души?
ДИСКУССИЯ
Почему так трудно преодолевать собственное сопротивление в попытке выразить любовь к другому человеку?
Что можно делать, чтобы выражать свою любовь к другим людям каждый день?
Пол Мукаса, Кампала, Уганда
Мнение
Мк. 2:17; Ин. 3:16; Рим. 5:8; 6:1–13
Однажды один из учеников адвентистской средней школы Бугема в Уганде не смог заплатить за очередной год обучения. Одноклассники этого молодого человека очень переживали в связи с его затруднительным положением. Они собрали все свои деньги, но их скромного дохода, конечно же, не хватило, чтобы набрать нужную сумму. Тогда они обратились в школьную администрацию, чтобы узнать, нет ли в студенческом городке какой-либо возможности подработать. И администрация наняла ребят на работу, чтобы в качестве оплаты труда закрыть долг их одноклассника.
Когда Бог творил Адама и Еву, Он создал их свободными и богатыми. Он дал им повеление размножаться и повелевать землей. Он также даровал «человеку право использовать по необходимости все обширные ресурсы планеты Земля, занимаясь сельскохозяйственными и горнодобывающими работами, географическими исследованиями, научными открытиями и механическими изобретениями».
Однако вкусив запретный плод, Адам и Ева потеряли свое положение и все вытекающие из него преимущества. Они взвалили на себя долг, который выплатить были не в силах. Им нужен был Избавитель (см. Рим. 5:8). Чтобы решить проблему, которую они создали, необходимо было пожертвовать жизнью Самого Сына Божьего. Закон Бога так же свят, как и Сам Бог, поэтому только Иисус, равный Богу во всем, мог искупить Своей жертвой того, кто нарушил этот закон. Иисус пришел в мир, чтобы взыскать и спасти погибшее и решить проблему греха (см. Мк. 2:17).
Все мы наделены при рождении греховной природой. Однако это не может служить оправданием беззакония и вседозволенности. Бог возлагает ответственность за наши грешные дела на нас (см. Рим. 6:1–13). По этой причине Он призывает каждого человека отречься от своих грешных путей и принять спасение Христа. Грешники могут насладиться обетованием спасения, принимая то, что Христос совершил для них. Он оставил Свою славу и стал Человеком. Он принял на Себя нашу боль, отчуждение и наши искушения. Он совершил победу на Голгофе раз и навсегда и теперь предлагает эту победу всем, кто верит в Него (см. Ин. 3:16).
Каждый, кто принимает дар спасения, признавая Иисуса своим личным Спасителем, показывает свою готовность, проходя обряд крещения. Для таких людей у Иисуса есть великое поручение: «Идите по всему свету и возвестите Радостную Весть всем людям! Тот, кто поверит и примет крещение, будет спасен, а кто не поверит, будет осужден» (Мк. 16:15, 16).
ДИСКУССИЯ
Что вы чувствуете, осознав, что Иисус заплатил за все ваши грехи?
Как вы можете рассказать другу о том, что значит быть спасенным?
Бенджамин Кьяминъяванди, Бугема, Уганда
Исследование
Ис. 58; Лк. 10:25−37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опрос, проведенный в 2001 году среди адвентистов седьмого дня, показал, что только 29 процентов всех членов церкви вовлечены в различные проекты, направленные на решение проблем местного населения на территории, где они проживают. В то же время в Лк. 4:16‒21 Евангелие представлено как нечто большее, чем просто проповедь истины о спасении по вере. Благая весть еще подразумевает помощь бедным, голодным, угнетенным, больным и заключенным в тюрьму. Иисус, в сущности, сосредоточил Свое служение на восполнении нужд людей. В Лк. 4:17–19 мы читаем, что Он говорит о Своей миссии. Иисус заявляет, что пришел на землю «благовествовать нищим», даровать «пленным освобождение» и «отпустить измученных на свободу». Логично будет заключить, что для нас как Его последователей Его миссия должна стать нашей миссией.
ЗАДАНИЯ
Используя Симфонию, найдите как можно больше библейских текстов, касающихся помощи людям в беде.
Найдите в библейском толковом словаре определение следующих слов: самарянин, левит, священник, сострадание, ближний. Как, зная значение этих слов, вы можете лучше понять притчу о милосердном самарянине и затронутую в ней тему сострадания?
Изобразите на рисунке или вылепите то, что помогает другим людям выглядеть так же, как и вы.
Проведите служение Вечери Господней, включая омовение ног. После этого обсудите, как участники Вечери отнеслись не только к тому, чтобы послужить кому-то, но и стать объектом чьего-то служения. Возможно, это поможет вам лучше понимать, что чувствуют люди, нуждающиеся в помощи.
Исполните христианский гимн о том, какой хвалы и каких приношений ожидает от нас Бог (№246, Гимны надежды, «Чем я воздам Тебе, Спаситель?»).
Разработайте со своим классом субботней школы какой-нибудь особый проект, целью которого будет помощь вашему району.
Заведите дневник, чтобы записывать в него помощь другим людям. Отмечайте, какого рода помощь вы оказали, как отнеслись к этому люди, которым вы помогли, что вы испытывали при этом.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Ис. 58:6‒11.
Э. Уайт. Путь ко Христу, гл. 9 «Наша жизнь и дела», с. 77‒83.
«20 Ways for Teenagers to Help Other People by Volunteering», [электронный ресурс]. URL: http://www.bygpub.com/ books/tg2rw/volunteer.htm (идеи и советы, предложенные в этой статье, превосходно подойдут для христиан любого возраста).
Лин Брюэр, Бруклин, Нью-Йорк, США