31 августа, суббота
Евангелие в повседневной жизни
Молитва из глубины души
Вступление: Мал. 2:10; 1 Кор. 12:13; Флп. 2:1–8
Социальная справедливость. О чем вы задумываетесь, когда слышите этот термин? Что чувствуете? Побуждение действовать или гнев из-за бездействия других людей, неважно, учатся ли они с вами в одной школе или университете, сидят ли рядом на богослужении или проповедуют за кафедрой? Вот вы становитесь свидетелем творящейся несправедливости — и что? Что происходит дальше?
Молодые люди нашего поколения не одиноки в своей эгоистичности, в своей неспособности заступиться за тех в нашем обществе, кому необходимо знать, что они, пусть бедные, нуждающиеся, хромые, нагие или лишенные свободы, принадлежат Телу Христову, что спасение — это дар, щедро предлагаемый каждому из них. Мы настолько увлечены игрой «Кто виноват?», что пренебрегаем своими обязанностями. Да, церковь — это собрание верующих; однако мы спасаемся не церковью, не коллективом. Я имею в виду, что не имею права пребывать в бездействии и оставаться равнодушным к нуждам общества только потому, что такая политика принята в поместной общине, к которой я принадлежу.
Исраэль Хьютон в своей песне «Глубже» (Israel Houghton, “Deeper”) поднимает вопрос о том, каково должно быть расположение нашего сердца, когда мы размышляем о социальной справедливости:
Господь, я__ ищу Тебя,
Укажи путь к Твоему сердцу.
Я жажду быть__ с Тобой,
Дай ближе быть к Тебе…
Так близко, чтобы__ ощутить,
Как бьется Твое сердце.
Ради справедливости, Господь,
Чтобы она__ излилась
_На сих меньши__х_47.
Каждый раз, слыша слова этой песни, я невольно думаю о тех, кого я сочла недостойными моей помощи.
В обществе, которое, кажется, стремится к разнообразию во всем, мы стараемся следовать просьбе Павла. Апостол просит порадовать его, говоря: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию». Далее он продолжает: «Но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3). Мы становимся все большими эгоистами и закрываем глаза на то, что все мы — братья и сестры и что должны отстаивать нужды тех, кто находится в бедственном положении. Что касается социальной справедливости, то мы не выполняем порученную нам миссию, если не заботимся о ближних так же, как о себе. Мы не выполняем свою миссию, когда любим народ Божий, как это делает Бог.
Изучая урок этой недели, в молитве просите Бога о том, чтобы Он дал вам сердце, полное любви к страждущим.
Донетт Чэмберс, Раунд-Рок, Техас, __США
1 сентября, воскресенье
Служение: приближение к Богу
Доказательство: Ис. 58:1–12
Исаия был пророком, который добросовестно возвышал свой голос и передавал людям весть, посылаемую Богом. После возвращения из вавилонского плена в 539 г. до н. э. израильтяне стали страстно желать того, что в Синодальном переводе Библии переводится как «приближение к Богу» (Ис. 58:2). Исаия пишет о том, как много и часто они молились, постились, приносили жертвы всесожжения, стремясь добиться присутствия и расположения Божьего. Но по какой-то причине эти способы поклонения не помогали израильтянам приблизиться к Богу. Наоборот, казалось, они еще больше отталкивают Его от себя.
Ис. 58 является переломной главой в книге, потому что в ней Бог объясняет народу, почему все их попытки приблизиться к Нему заканчиваются неудачей. Он говорит: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58:3, 4). Другими словами, израильтяне поклонялись Богу, одновременно притесняя и угнетая окружающих. Они эксплуатировали и своих слуг, и страждущих.
В Ис. 58 пророк призывает народ понять, что приближение к Богу связано не только с принесением жертв и постом. Бог говорит людям, что они должны сделать, если хотят приблизиться к Нему: «Разреши оковы неправды… и угнетенных отпусти на свободу…. раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:6, 7). Пророк утверждает, что, заботясь о нуждающихся, мы входим в Его присутствие и обретаем Его благоволение.
Если мы поклоняемся Богу только в молитве, посте, пении и т. д., но при этом продолжаем пестовать ненависть, эгоизм, двоедушие и недоброжелательность, Господь посмотрит на нас и скажет: «Вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58:4). Наша хвала будет звучать на небесах как «медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1), потому что в сердце у нас не будет любви. Лишь приближаясь к страждущим и показывая им в служении любовь Христа, мы сможем действительно приблизиться к Богу. Только тогда мы войдем в Его присутствие и обретем Его благоволение: «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!”» (Ис. 58:9).
Дискуссия
1. Что вы можете сделать на этой неделе для того, чтобы стать ближе к Богу и отразить это в своем служении?
2. Ограничивается ли поклонение в вашей общине лишь утренним субботним богослужением? Как вы можете «возвысить голос свой», чтобы побудить членов церкви приблизиться к Богу и продемонстрировать это в служении?
Клаудиа М. Аллен, Колледж-Парк__, Мэриленд, США
2 сентября, понедельник
Правильное служение
Слово: Ис. 58:1–8; Деян. 10; Мф. 9:37
Правильное служение
Никому не нравится делать что-то неправильно. Никто не любит создавать что-то непонятное, ехать не в ту сторону или покупать не то, что нужно. Мы склонны доводить дело до конца и делать это хорошо. Обнаруживая, что поставленной задачи не удается достичь, мы переживаем самые разные чувства: гнев, смятение, замешательство и множество других эмоций. Когда ставишь перед собой цель и в попытке добиться результата обнаруживаешь, что все это время двигался не в том направлении, это деморализует. Одно дело — потерпеть неудачу с личными планами, и совсем другое — совершить ошибку в том, что касается духовной жизни: когда мы ошибаемся, последствия затрагивают и тех, кто нас окружает.
Служение нуждающимся (Ис. 58)
В Ис. 58 Бог обращается к израильтянам через пророка Исаию и говорит, что их пост — одна большая ошибка. Эта весть потрясает общество до основания. Израильтяне постились из-за своих предполагаемых отношений с Творцом. Они утверждали, что если будут воздерживаться от пищи в течение длительного периода и посвящать себя Богу, их увидят и заметят (см. Ис. 58:3). Они знали, как следует правильно поститься: склоняться пред Богом, разрывать одежды и посыпать голову пеплом. Но Господь говорит, что не это Ему нужно. Формальных действий для Бога недостаточно.
Он говорит израильтянам, что на них лежит великая ответственность, что пост, к которому Он их призывает, связан с защитой справедливости в этом мире и освобождением от тяжкого бремени. Бог говорит людям, что они должны сделать: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу» (Ис. 58:6). В следующем тексте Он повелевает им поделиться хлебом с голодными, нищих и скитальцев ввести в свой дом и одеть нагих. Те в нашем обществе, кто может помогать нуждающимся, должны использовать для этого все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Бог говорит, что именно такого поста Он ожидает от Своего народа. Господь напоминает израильтянам, что, помогая другим, они помогают сами себе. Служа страждущим, мы наконец-то выправим свои пути, и тогда произойдет исцеление; и не только исцеление, но и правда пойдет впереди нас, а слава Господня будет нас сопровождать (см. Ис. 58:8).
Служить, несмотря на различия (Деян. 10)
Петр тоже считал, что идет правильным путем. Он был набожным иудеем, который принял учение Богочеловека Иисуса из Назарета. Петр несколько лет был учеником Иисуса, видел, как Его уводят на казнь, видел воскресшего Господа и получил дар Духа Святого. Он стал искренним последователем Христа. И хотя мотивы Петра верны, принципы исполнения ошибочны. Он все еще находится под влиянием своего воспитания и культуры, в которой вырос. Петр старается принять тех, кто не является иудеем (см. Деян. 10; Гал. 2:11–14). Он пытается жить правильно, но не получается.
И тут Петр видит странное видение. Перед ним все виды четвероногих зверей, и ему сказано заколоть их и съесть. Петр, будучи правоверным иудеем, отказывается, потому что эти животные нечисты. И тогда он слышит голос, говорящий: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15). Весть становится понятной, когда к Петру приходят мужи, посланные Корнилием. Сам Корнилий — язычник, в иудейской культуре считающийся нечистым. Но сотнику нужна помощь, которую только Петр может ему оказать. Апостолу приходится отказаться от своих предрассудков и поступить правильно. Именно этого и ожидает от него Бог.
Служение через участие в жатве (Мф. 9:37)
В Мф. 9:37 Иисус сокрушенно говорит Своим ученикам, что жатвы много, а делателей мало. Мы привыкли понимать этот текст как призыв задействовать в служении больше работников. Хотя это толкование верно, данный стих говорит также об огромном количестве нуждающихся. Масштаб жатвы измеряется количеством разрушенных семей, притесняемых и гонимых, несправедливых систем и стратегий, и стран, где не хватает еды, одежды и ресурсов. Если мы хотим стать соработниками Христа, нам необходимо быть готовыми к ожидающей нас жатве.
Дискуссия
1. Как поступить, если церковь делает что-то не так, даже если за этим действием стоит правильная мотивация? Как это исправить?
2. Как нам преодолеть культурные предубеждения по отношению к тем, кто отличается от нас (в этническом плане, финансовом и так далее)?
3. Если люди любят Бога, почему так мало «делателей жатвы»?
Марк Энтони Рид__, Берриен-Спрингс, Мичиган, США
3 сентября, вторник
Рецепт успеха
Свидетельство: Ис. 58:6, 7
«Я получила наставление обратить внимание нашего народа на пятьдесят восьмую главу книги пророка Исаии. Внимательно перечитайте эту главу и постарайтесь понять, какого рода служение наполнит жизнью наши церкви. Евангельскую работу нужно совершать не только трудом, но и щедростью. Когда вы встречаете страждущие души, нуждающиеся в помощи, окажите им ее. Когда вы встречаете голодных, накормите их. Поступая подобным образом, вы будете совершать Христово служение. Святой труд Учителя был трудом благотворительным. Нужно повсюду побуждать наш народ участвовать в подобном труде»48.
«Мы как верующие во Христа нуждаемся в большей вере. Нам надо быть более ревностными в молитве. Многие желают знать, почему их молитвы так безжизненны, вера слаба и изменчива, а христианский опыт столь сомнителен и неопределен. „Разве мы не постимся, — говорят они, — и не ходим в печали пред Господом сил?“ В пятьдесят восьмой главе книги пророка Исаии Христос показал, как такое положение вещей может быть изменено. Он говорит: “Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся” (Ис. 58:6, 7). Этот рецепт Христос прописывает слабовольным, сомневающимся, трепещущим душам. Пусть скорбящие, которые ходят в печали перед Господом, воспрянут и помогут нуждающемуся»49.
«В приведенных выше стихах описан пост, который Господь может принять. Он состоит в том, чтобы делиться с голодным своим хлебом и вводить скитающихся бедных в свой дом. Не ждите, пока они сами придут к вам. Не их дело охотиться за вами и упрашивать вас, чтобы вы впустили их в свой дом. Вам самим нужно искать бездомных и вводить к себе. Вам надо отдать им свою душу. Вам надо протянуть одну руку и с верой взяться за могущественную длань, которая дарует спасение, а другую руку с любовью протянуть угнетенным, чтобы облегчить их страдания. Невозможно одной рукой держаться за руку Божью, а другой служить собственным удовольствиям»50.
Дискуссия
1. Как следует членам церкви относиться к бездомным или к тем, кто просит милостыню на улице?
2. Почему служение другим людям названо постом?
Йоланда Пью, Таллахасси, Флорида, США
4 сентября, среда
Увидеть. Сказать. Сделать!
Практика: Пс. 81:3; Притч. 31:9
Ошибочно полагать, что мы стоим выше участия в активной социальной деятельности или выражения протеста. Такая точка зрения не имеет ничего общего с действительностью. Библия пестрит отрывками, напоминающими нам о наших обязательствах перед окружающими. Те, кто претендует на праведность благодаря крови Иисуса, должны быть способны принести облегчение не только бедным, но и всем страждущим, слабым, сиротам и лишенным средств к существованию (см. Пс. 81:3). Звучит прекрасно, но как помочь тем, кто не может помочь себе сам?
_Во-первых, оглядитесь вокруг, чтобы понять, что__ происходит. _Звучит достаточно просто, но некоторым из нас для этого потребуется немного практики. Мы от природы эгоистичны, поэтому увидеть, что происходит с кем-то еще, может быть сложным. Всегда отмечайте для себя, что можно сделать, чтобы принести облегчение окружающим вас людям по соседству от вашего дома или церкви. Если у вас нет никаких идей, спросите общественных работников из местной администрации, чем можно помочь городу.
Во-вторых, определившись с проблемой, скажите__ что-нибудь. Начните разговор и осветите проблему. Некоторые люди могут и не знать, что по соседству с ними живет кто-то, нуждающийся в помощи. Узнав об этом, они с большей вероятностью захотят помочь в решении возникших трудностей. Наш христианский долг заключается в том, чтобы определить проблему и озвучить ее. Но на этом многие и останавливаются. Мы читаем статью или пост в Facebook, Twitter, Instagram или Snapchat, и сердце разрывается. А потом, поговорив об этом со своими друзьями, мы… ничего не делаем.
В американском Агентстве национальной безопасности и многих отделениях полиции популярен слоган «Увидел? Скажи». И хотя для этих учреждений подобного достаточно, нам этого мало. Одних слов недостаточно для решения проблемы. Следующим шагом будут конкретные действия для облегчения ситуации тех, кто нуждается в помощи. Мы должны что-то сделать уже сейчас. И не надо далеко ходить, чтобы помочь кому-то. Миссионерские поездки — лишь один из способов помощи нуждающимся, но также можно послужить и тем, кто вокруг вас. Мы не сможем привести людей к Христу, пока они не поймут, что нам есть до них дело. Итак, нужно увидеть проблему, поддержать человека словом, а затем организовать решение этой проблемы.
Увидеть. Сказать. Сделать!
Дискуссия
1. Какие проблемы города или района, в котором находится ваша церковь, вы знаете?
2. Какие организации занимаются просвещением общественности относительно имеющихся проблем?
3. Как вы можете помочь решить проблемы вашего города или района?
Дэниел Мэдден, Альберта, Канада
5 сентября, четверг
Неоспоримая обязанность
Мнение: Притч. 31:8, 9; Иер. 22:3; Лк. 4:18, 19
В Синодальном переводе Библии Притч. 31:8 начинается словами «Открывай уста твои». РБО и ИПБ так переводят эту фразу: «Говори».
Термин «социальная справедливость» вызывает у людей различные чувства в зависимости от того, какая из двух концепций для них предпочтительна. Во-первых, этот термин приобрел политическую окраску и зачастую используется для обозначения норм и правил, разработанных специально для блага национальных меньшинств, представителей ЛГБТ, женщин, иммигрантов и других маргинальных групп. Во-вторых, стратегии, разработанные специально для этих людей, обычно ассоциируются с одной определенной политической партией. Вместе эти две переплетающиеся концепции создают атмосферу политически управляемых враждебных действий по отношению к тому, кто защищает права перечисленных выше групп. Не будем далеко ходить и в качестве примера возьмем язвительные надгробные надписи, цель которых принизить и свести на нет труд людей, известных как борцов за социальную справедливость, или БСС. Многие христиане, относящие понятие социальной справедливости к первой концепции, изо всех сил стараются принять политический курс, пропитанный духом социальной свободы.
Однако, хотя некоторые верующие предпочитают реализовывать эту концепцию в своей жизни, просто выбрав сторону какой-либо политической партии, Писание совершенно четко говорит о нашем личном участии. Открывай уста свои. Говори. Этот библейский принцип очень часто встречается в обоих Заветах. Как написано в книге Притчей, воплощение этого принципа в жизнь происходит в два этапа.
Во-первых, нам необходимо определить, кто у нас относится к безгласным, кто — к бедным и нищим, а кто — к нуждающимся. Это нелегкая задача. Сложно разобраться и с границами поля деятельности. Выбрать ли нам бедных всего мира? Или ограничиться только нашим полушарием? А может, страной? Или областью? Районом? Городом? Кварталом? Соседями по дому? Хотя адвентистская деноминация часто рассматривает свое служение в глобальных масштабах, для одного верующего легче будет мыслить локально.
Определившись с географическим пространством, мы должны решить, кто из страждущих к какой категории относится, — к безгласным, бедным или нуждающимся. Термины «бедный» и «нуждающийся» говорят сами за себя, а вот кто такие «безгласные»? Буквально это слово переводится, конечно же, как «те, кто не может говорить». Но оно также может означать и тех, кто не может постоять за себя. Кто будет относиться к этой категории граждан, зависит от общества, в котором они живут. Однако, к примеру, бесправие является проблемой мирового масштаба. Те, кто может говорить, пусть говорят. Открывайте свои уста.
Дискуссия
1. Следует ли библейское повеление выступать от имени безгласных, бедных и нуждающихся ограничить до помощи в индивидуальном порядке или расширить до масштабов политической акции?
2. Как нам определить, кто из страждущих относится к безгласным, кто к бедным, а кто к нуждающимся?
3. Какую роль играет церковь как коллективный орган в делах, связанных с защитой социальной справедливости?
Чарльз Итон, Лома-Линда, Калифорния, США
6 сентября, пятница
А как вы относитесь к страждущим?
Исследование: Притч. 29:7
«Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» (Притч. 29:7). Характеру праведника присущи определенные качества. Например, важно, как мы реагируем, столкнувшись с проблемой притеснения. Наш отклик не связан с желанием обрести Божье благоволение. Это доказательство присутствия в нас Духа Бога всевышнего. Оказывается, нечестивого можно узнать по его неспособности проникнуться чувствами тех, кому глубоко сопереживает Бог. И разве Бог, Которого представляет Библия, не есть Бог угнетенных? Нам необходимо пересмотреть свое отношение к актуальным проблемам современности, чтобы наше мнение не стало нашим же осуждением в глазах праведного Бога.
Задания
- Займитесь самообразованием. Найдите документальные фильмы, книги и статьи, которые заставят вас переосмыслить такие животрепещущие вопросы, как нелегальная иммиграция, международные конфликты, глобальный миграционный кризис, проблемы с ЛГБТ, глобальное потепление, массовые лишения граждан свободы, и другие вопросы социальной справедливости.
- Наладьте контакт с жителями бедных районов. Особое внимание уделите тем, кто сейчас переживает трудные времена, и выслушайте их истории. А после этого кротко, с сочувствием расспросите их, стремясь найти точки соприкосновения.
- Участвуйте в жизни тех, кому нужна помощь. Узнайте, чем вы можете помочь разным группам страждущих, и предложите свою помощь, но именно как помощника. Помните, что специалисты — они, а ваша обязанность — использовать свои преимущества, чтобы помочь им, а не решать за них, что делать.
- Побуждайте других людей помогать нуждающимся вокруг них. Встречаясь со знакомыми, сообщайте им новую информацию по этому вопросу, делитесь своим опытом и учите их нести ответственность за свои слова и поступки.
- Защищайте слабых. Видя на улице или узнавая в сети, что кого-то из социально неблагополучной группы обижают, со всею мудростью встаньте на его защиту. Например, выскажитесь от его имени, свяжитесь с управляющим или офицером полиции или проводите этого человека до места, где он будет в безопасности, и подождите вместе с ним, пока ситуация не изменится в лучшую сторону.
- Посвятите себя решению какой-либо проблемы. Выберите дело или группу людей, которые вам небезразличны, и примите решение защищать их всю оставшуюся жизнь.
- Помните, почему вы принимаете в этом участие. Помните, что именно это и называется истинной религией.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Роберт Аллен Бэйли, Форт-Лодердейл, Флорида, США
Миссионерская история