30 сентября, суббота
Вечное наследие
«Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим. 1:8).
Вступление: Рим. 15:25
19 мая 1813 года родился доктор Давид Ливингстон, шотландский миссионер. Так как его родина находилась в тысячах километрах от Африки, трудно было предположить, что Ливингстон станет известным противником рабства, врачом и миссионером и в середине девятнадцатого столетия отправится исследовать африканский материк. Всем известно, что лучшее дело жизни – это оставить после себя вечное наследие. И доктор Ливингстон оставил наследие, которое ценится и в двадцать первом веке. «Ливингстон предстает перед нами непоколебимым сторонником отмены рабства, который верил в величие народов Африки, в жизнеспособность коммерческих предприятий на континенте и в необходимость распространения христианской веры, несмотря на местные духовные верования».
Из истории жизни этого человека я понял следующее – Ливингстон считал, что христианство необходимо распространять независимо от существования туземных религиозных верований. У африканцев был свой способ поклонения, во всем обусловленный культурными традициями и обычаями. Они верили в высшую силу, которая создала реалии, доступные их взору и пониманию, – солнце, луну, горы, озера и так далее. По этой причине миссионерское служение Ливингстона было действительно важно и помогло африканцам изменить свои убеждения и принять христианство.
Это была благородная миссия, стремление, идущее от сердца. Труд Ливингстона никто не оплачивал. Он был лишь гостем, который приехал в эту страну, побуждаемый серьезной причиной, и оставил после себя вечное наследие. История доктора Давида Ливингстона напоминает нам жизнь апостола Павла, ученика Христа, известного своими путешествиями. Павел обошел весь мир «вначале как гонитель христиан… а затем как один из величайших последователей Христа, когда-либо живших на этой земле».
Приблизительно в 61 г. н. э. Павел прибыл в Рим с великой миссией – принести в столицу могущественной Римской империи весть о живом Боге и создавать новые христианские общины. Несмотря на противодействие со стороны римской власти и враждебное отношение, из-за которых его бросили в тюрьму, помешав миссионерскому служению, Павел не отклонился от своей цели.
Именно в темнице он писал послания, которые сегодня представляют собой большую часть Нового Завета. Его миссионерское служение в Риме принесло положительные результаты для всех последующих поколений. Он организовывал общины, а плодом его труда было обращение верующих. До самой мученической смерти он следовал благородной цели — приобретению душ для Христа и исполнению Великого поручения (см. Мф. 28:19).
В этом квартале мы сможем больше узнать о жизни Павла и его служении в Риме.
Саймон Оудор, Ронго, Кения
1 октября, воскресенье
Миссия выполнена
Слово: Деян. 18:1–18; 28:16–31; Рим. 1:8; 15:20–27; Евр. 2:9
Верность Божья (Деян. 18:9–11)
Будучи миссионером, Павел шел в центры торговли, в крупные города, где жили представители самых разных культур, и в римские колонии. Так как там проживали люди, придерживавшиеся различных культурных традиций, Павел рассчитывал, что через его слушателей весть Евангелия достигнет самых разных уголков земного шара. Миссионер следовал простому и четкому плану. Он начинал свою евангельскую кампанию с местных синагог, благовествуя иудейской общине. Сталкиваясь с их противодействием, он обращался к неиудейской аудитории. В любом случае, без проблем не обходилось. Павел упоминает, что, несмотря на характерную для него отвагу, твердую решимость и непоколебимое мужество, были минуты, когда он испытывал страх, усталость и скорбь (см. 1 Кор. 2:3; 1 Фес. 3:7). И все же, сталкиваясь с внушающими страх трудностями, Павел не перестает полагаться на верность Божью. Когда на продолжение евангельской деятельности и личные нужды не оставалось средств, он знал, что Бог обо всем позаботится.
Бог неизменно заботился и о приобретении новообращенных даже перед лицом жесткой оппозиции. Павел противопоставлял греху благодать, помогая бывшим ворам, прелюбодеям, мошенникам и другим грешникам покорить свое сердце евангельской вести. А самое главное, Бог не переставал предоставлять Свою защиту, подтверждать Свое присутствие и раскрывать Свои намерения (см. Деян. 18:9, 10).
Мы часто пытаемся найти какие-то оправдания, когда нас призывают к евангельскому служению. Нам и невдомек, что мы — просто инструмент, с помощью которого Бог воплощает в жизнь Свой замысел. Как и в случае с апостолом Павлом, Богом уже предусмотрены великие планы, благодаря которым наше служение будет успешным. Он позаботился об этом для Павла. Он может совершить подобное и для нас. Нам же в ответ нужно просто оставаться верными Ему в своем служении.
Стремление превыше смерти (Рим. 15:20–27)
В Рим. 15 Павел призывает нас осознать тот факт, что все становится возможным, когда мы позволяем Богу совершать Свою работу в нас и через нас. Жизненные цели и стремления у каждого человека свои. Многие отдают предпочтение деньгам, семье, образованию или развлечениям. Однако перед нами, христианами, должна стоять более великая цель, стремления, выходящие за пределы нашей земной человеческой жизни. После обращения Павел все свое время посвятил достижению славной цели. Он преодолевал огромные расстояния и претерпевал страдания ради проповеди Евангелия Христа в тех местах, где о нем никогда не слышали.
Из этого отрывка мы узнаем, что служитель Божий должен стремиться к достижению высших целей. Павел прошел большую часть Римской империи, благовествуя и создавая новые христианские общины. Апостол и его немногочисленные друзья, движимые теми же побуждениями, не могли находиться сразу в нескольких местах одновременно. Однако Павел всегда поддерживал связь и с людьми, которых уже посетил, и с теми, у кого ему еще предстояло побывать. С братьями, живущими в Риме, он общался еще до своего визита к ним. А позже, живя в этом городе, Павел писал полные любви послания другим общинам, в создании которых он тоже принимал участие.
Бог всегда будет заботиться о том, чтобы Его верные служители успешно выполняли свою миссию. В этом отрывке Павел привлекает братьев и сестер из Македнии и Ахаии к усердному служению «некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим. 15:26).
«Очевидно, многие из тех, кто перешел из иудаизма в христианство, потеряли работу и были отвергнуты своими семьями. Павел напоминает обращенным из язычников, что спасение исходит от Израиля. Он говорит о том, что их моральный долг – помогать тем верующим иудеям, которые переносят трудности и лишения из-за своей веры во Христа».
Служение Павла в Риме (Деян. 28:16–31)
В конце книги Деяния святых Апостолов Лука пишет о том, как Павел добрался до столицы, Рима, где его миссионерские путешествия достигли кульминации. Послание, возвещающее о его приезде, дошло до адресата вовремя, и теперь верующие пребывали в радостном ожидании появления апостола. По иронии судьбы Павел прибыл в Рим как узник.
Лука мало что раскрывает нам о суде над Павлом и его исходе. Однако нам становится известно, что апостол ожидает суда, находясь под стражей. Один из воинов назначен охранять его. В то же время Павел получает возможность продолжать совершать свое служение. К нему, пребывающему под своего рода домашним арестом, начинают приходить люди, жаждущие услышать Слово Божье.
Верных слуг Божьих в каждой пустыне будет встречать оазис надежды. Иудеи, жившие в Риме, были открыты и честны по отношению к Павлу. Они были «готовы с радостью внимать тому, что апостол собирался им рассказать о своих взглядах, несмотря на то, что в Риме он находился на положении заключенного».
Убеждая взыскательную аудиторию (Рим. 1:8)
Павел побывал в большей части Римской империи, но ни разу еще не посещал Рим. В то время Рим был могущественным государством, диктующим свою волю Западному миру. Знания, сила, закон и торговля — центром всего являлся этот город. Благовествование в Риме можно сравнить с попыткой привлечь проповедью Евангелия внимание стран «Большой семерки» или «Азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур. — Прим. пер.). Павлу приходилось мудро подбирать слова и следить за своей речью, чтобы его весть достигла цели.
Павел верил в Христа, и основной его задачей было убедить жителей Рима в том, что Христос способен решить все проблемы и дать ответ на все вопросы. Раньше в своих посланиях апостол обращался к отдельным лицам. Теперь же его целью стали жители огромной территории. Что касается наших с вами усилий на евангельском поприще, Павел учит нас необходимости трудиться основательно и сосредоточенно, а главное — смиренно подчиниться силе Божьей.
Дискуссия
1. Кроме верности, какие еще качества характера Божьего дали возможность Павлу идти вперед, невзирая на вызывающие страх трудности на пути?
2. Перечислите события из жизни Павла, благодаря которым он стал больше доверять Богу.
3. С помощью чего мы сегодня сможем донести весть Евангелия до тех уголков мира, где о ней еще не слышали?
Боб Коллинс, Ронго, Кения
2 октября, понедельник
Сила христианства
Свидетельство: Рим. 1:8
«Павел рассказал им о том, что, будучи необращенным, он знал Христа не на личном опыте, а лишь умозрительно. Он имел те же понятия о служении и характере грядущего Мессии, как и все остальные. Он отвергал Иисуса из Назарета как мошенника, ибо Тот не вполне отвечал этим понятиям. Но теперь, после обращения, представления Павла о Христе и Его миссии были гораздо более возвышенными и духовными. Апостол заявил, что он не проповедует им Христа по плоти. Ирод видел Христа, когда Тот жил на земле; Его видел и первосвященник Анна; с Ним встречались Пилат, священники и начальники; Его видели римские воины. Но они не смотрели на Него глазами веры; они не видели в Нем прославленного Спасителя. Важнее было принять Христа верой и иметь о Нем духовное знание, нежели лично познакомиться с Ним во время Его пребывания на земле. Нынешнее общение Павла с Христом было более близким и продолжительным, чем обычное земное общение между людьми.
Поскольку Павел говорил о том, что он знал, и свидетельствовал о том, что видел, называя Иисуса из Назарета надеждой Израиля, он сумел убедить тех, кто искренно искал истину. По крайней мере, на некоторых его слова произвели неизгладимое впечатление. Но другие упорно отказывались принять ясное свидетельство Писаний, несмотря на то, что его привел человек, особо просвещенный Духом Святым…
Со времени прибытия Павла в Рим прошло много месяцев, прежде чем явились иудеи из Иерусалима и представили свои обвинения против узника. Их замыслы не раз уже терпели крах; и теперь, когда Павел должен был предстать перед высшим судом Римской империи, они хотели свести до минимума угрозу очередного поражения. Лисий, Феликс, Фест и Агриппа заявили о том, что считают Павла невиновным. Его враги могли рассчитывать на успех лишь в том случае, если бы им удалось интригами склонить императора на свою сторону. Промедление было им на руку, поскольку у них появлялось время для совершенствования и осуществления своих планов; поэтому они выжидали удобного момента, чтобы выдвинуть обвинения против апостола.
По провидению Божьему эта задержка привела к дальнейшему распространению Евангелия. Благодаря доброжелательности тюремного начальства Павел жил в весьма просторном доме, где он свободно встречался с друзьями и ежедневно проповедовал истину всем, кто приходил послушать его. Таким образом он трудился еще два года, “проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно”».
Дискуссия
1. Как меняется наш образ жизни, когда мы приглашаем в свою жизнь Христа?
2. Что мы можем предпринять, чтобы после обращения не вернуться к прежней греховной жизни?
Джектон Очиенг, Ронго, Кения
3 октября, вторник
Пример истинного служения
Доказательство: Рим. 15:24–33
После знаменательной встречи с Христом на пути в Дамаск в сердце Павла загорается желание служить Ему. Во время путешествия на Мелит на его долю выпадают непогода, холод и опасное кораблекрушение. Охваченные страстным желанием служить Богу, мы в состоянии перенести все трудности, что встают между Господом и нами. Павел демонстрирует, каким должен быть служитель. Мы видим, как он собирает хворост, чтобы разжечь костер (см. Деян. 28:3). Свидетелями его поступка становятся местные жители и другие люди, более знакомые с этой местностью, которые могли бы сделать эту работу сами. Жизнь Павла всегда являла собой пример истинного служения.
Очевидно, что и в этих условиях Павел выдерживает все испытания, выпадающие на его долю. Когда «ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его» (Деян. 28:3), он остается верным Богу, своему Владыке. Павел не теряет спокойствия и просто стряхивает змею в огонь. Окружающие его люди пребывают в потрясении, полагая, что должно произойти что-то страшное. Они ожидают, что Павел пострадает от смертельного укуса змеи, но этого не происходит.
Для Павла это все лишь один из множества вариантов исполнения Богом Своих замыслов. Бог поручил ему определенную миссию. Он сохранил его во время кораблекрушения и не дал гадюке причинить вред Своему слуге. Истинное значение этой истории заключается в том, что Бог оберегает Своих служителей. Он не допустит их гибели, если порученная Им работа не завершена. Бог позаботился о том, чтобы Павел остался невредим, невзирая на все опасности. Господь сделал все возможное, чтобы ничто не помешало Павлу донести весть Евангелия до жителей Рима.
Из всех путешествий, предпринятых Павлом, поездка в Рим оказалась самой долгой и самой опасной. Полная трагедий и испытаний, она просто должна была подготовить миссионера к великой задаче, которая ждала его впереди. В горниле испытаний характер Божьего слуги засиял еще ярче.
«Тем не менее в течение всего путешествия Павел оставался спокойным, мужественным и уверенным в себе. Он всегда и во всем был истинным лидером. Начав путешествие в качестве заключенного, он в конце концов стал отдавать всем повеления, включая капитана корабля, кормчего и римского сотника. Жизнь апостола Павла стала примером истинного духовного лидерства во всех его проявлениях».
Дискуссия
1. События, произошедшие с Павлом по дороге в Рим, свидетельствуют о том, что Бог все держит под контролем. Какой вывод о владычестве Божьем мы можем из этого сделать?
2. С какими испытаниями мы сталкиваемся сегодня в попытке донести до всех людей благую весть о спасении?
3. Как вы думаете, почему Павел так страстно стремился посетить Рим?
Элли Оньянго, Ронго, Кения
4 октября, среда
По следам миссионера
Практика: Деян. 28:23
Подход Павла к евангельскому служению может многому нас научить. Для начала справедливо заметить, что он страстно желал лучше узнать Христа и послужить Ему. Иисус занимал центральное место в его мыслях всегда и во всем. Делая палатки, проповедуя, находясь под стражей, Павел думал только о Христе. Готовность нести Весть побуждала его лучше узнавать Христа и приводить к Нему все больше людей.
До своего обращения Павел был мало знаком с истинным характером Божьим. Его знания о христианстве имели отрицательный оттенок, поэтому он и преследовал верующих во Христа (см. Деян. 9:1). Однако обращение Павла стало поворотным моментом его жизни. Он впустил в свое сердце Христа и изменился. Он был благодарен за милость, явленную ему Иисусом, и загорелся желанием рассказать о спасении как можно большему числу людей.
Последующие дни своей жизни Павел провел, проповедуя и распространяя весть о Христе. Каждому из нас есть что рассказать о даре благодати и спасения, обретенном нами благодаря Иисусу Христу. Уроки, которые можно извлечь, изучая евангельское служение Павла, заключаются в следующем:
Несите Весть. Павел проповедовал с властью, неся людям изменяющую жизнь весть об Иисусе Христе. Вся его жизнь была проповедью. Основой рассуждений Павла стало Священное Писание, к нему он прибегал, затрагивая темы, которые волновали его слушателей в повседневной жизни.
Будьте «всем для всех». Это не означает, что нужно нарушать Божий закон ради угождения людям. Павел использует эту фразу в контексте исполнения евангельской вести, которая не знает границ. Он благовествовал и иудеям, и язычникам, подбирая необходимую порцию духовного лекарства для каждой группы.
Подчинитесь Христу. Что бы мы ни делали для Христа, нашей целью является Его слава, а не наша. Павел всегда молился об успешном достижении поставленных целей в проповеди Евангелия. Он прибегал к Христу во всякое время. Сегодня, имея перед глазами такой пример, мы можем преодолеть все трудности и выполнить порученные нам задачи по распространению Благой вести.
Воспользуйтесь помощью соработников на ниве Божьей. Павел принимал помощь других верующих. В своих путешествиях он заводил новых друзей, и в поездках его всегда кто-нибудь сопровождал (см. Деян. 12:25). Проповедь Евангелия является общей обязанностью всех христиан.
Дискуссия
1. Назовите несколько качеств Павла, характеризующих его как посланника Христа.
2. Как мы можем нести служение в своих общинах, придерживаясь принципа «быть всем для всех»?
Лейла Имани, Найроби, Кения
5 октября, четверг
Друзья и враги
Мнение: Деян. 28:16
Павел горел желанием посетить Рим и поделиться с его жителями вестью о спасении. К сожалению, если смотреть с человеческой перспективы, он прибыл в Рим как заключенный, находясь под стражей все двадцать четыре часа в сутки. Многие люди в подобных условиях начали бы нервничать, разочаровались бы и отдали свой разум во власть господина греха. По неподтвержденным данным, многие заключенные совершают больше преступлений, находясь в заключении. Посредством мошенничества они обманывают свободных граждан. Они издеваются над сокамерниками и совершают множество других правонарушений.
Павел находился под домашним арестом более двух лет, но мудро использовал время, отведенное ему. Ко времени его прибытия в Рим христианство уже считалось «сектой» (см. Деян. 28:22). В каждом уголке столицы люди выступали против него. Однако в глазах Бога город был готов к жатве. Вскоре должны были появиться верующие, крещеные христиане и новые общины.
Время, проведенное в заключении, Павел использовал для благого дела. Прежде всего он благовествовал всем, кто приходил к нему (см. Деян. 28:30, 31). Когда мы позволяем Богу использовать нас, Он помогает нам достичь успеха даже в самых худших ситуациях. Павел делал все возможное для того, чтобы его посетители уходили, узнав что-то новое о христианстве и Боге.
Во-вторых, Павел воспользовался спокойной обстановкой, где ничто не отвлекало его, для создания большей части посланий Нового Завета. Письма филиппийцам, ефесянам, колоссянам и Филимону были написаны Павлом в Риме. Для того чтобы следовать за Христом, необходимо научиться самоотречению. Павла в равной степени окружали и враги, и друзья. Он часто представал на суд перед царями и императорами, большинство из которых были настроены против него и его деятельности.
К тому времени как Павел прибыл в Рим, этот город уже властвовал над миром. Он был средоточием деловой, политической и военной власти и силы. Павел оказался в самом центре города, жители которого отличались жесткостью и требовательностью. И в то же время они крайне нуждались в Слове Божьем. По этой причине Павлу пришлось выполнить поставленную перед ним задачу до конца. Мы читаем: «И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков» (Деян. 28:23).
Несмотря на то, что Павел прибыл в Рим в оковах, свою роль миссионера он выполнил. Возможно, сегодня мы с вами не закованы в цепи и находимся на свободе. Однако трудности, с которыми сталкивался Павел, испытания, через которые он прошел, и шаги, предпринятые им ради достижения своей цели, продолжают оставаться для нас ценным источником информации о евангельском служении и каждого верующего отдельно, и церкви в целом.
Дискуссия
1. От чего нам необходимо отказаться, для того чтобы успешно трудиться на ниве Христа?
2. Как Бог позаботился о безопасности Павла даже во время его пребывания в римской тюрьме?
Чэрити Ачиенг, Хома-Бей, Кения
6 октября, пятница
Урок
Исследование: Флп. 1:12–14
Заключение
Оковы Павла были свидетельством его веры в Писание и Божий план спасения. «И бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (Флп. 1:14). Павел предпочел претерпеть боль и страдания, выпавшие на его долю, считая, что это принесет пользу в деле созидания Царства Божьего. Бог обратил «невзгоды» Павла в успех. И эти «обстоятельства… послужили к большему успеху благовествования» (Флп. 1:12). Апостол был готов следовать за своим Творцом и верить в план Отца — верить в то, что Бог никогда не отступит от него и не оставит его (см. Втор. 31:6). Этот акт веры вдохновил людей по всему миру! Оковы Павла обернулись его величайшим достоянием! И сегодня стойкость и вера в Божью любовь в минуты нашей собственной напряженной борьбы могут послужить свидетельством того, что Он любит нас и силен помочь нам преодолеть возникшие трудности. Готовы ли вы смело рассказать другим о том, что Бог помогает вам побеждать? Осмелитесь ли поделиться Божьей вестью о спасении? У вас есть возможность что-то изменить в этой жизни. Осмелитесь ли вы взяться за дело?
Задания
- Напишите о своем духовном опыте, отметив ключевые моменты своей духовной жизни, которые имеют для вас наибольшее значение. Пусть ваше свидетельство будет всегда с вами, чтобы можно было поделиться этой историей с одним или несколькими верующими, когда представится такая возможность.
- Найдите в интернете или узнайте в церкви информацию о возможности благовествовать далеко от дома или на местном уровне.
- Пригласите друга в гости, во время общения расспросите о его личном духовном опыте с Богом. Таким образом, вы предоставите ему возможность поделиться Божьей вестью. Может быть, его история окажется именно той духовной поддержкой, которая была вам так необходима!
- В качестве наглядной молитвы к Богу нарисуйте какой-нибудь рисунок. Раскрасьте его цветными карандашами. Покажите Богу, что у вас на сердце и как вы могли бы свидетельствовать о Его Царстве.
- Сделайте фото, на котором можно было бы видеть, что вы делаете для распространения Божьей вести. Это может быть снимок вашего любимого места для благовестия, библейские материалы или гитара, которую вы используете для музыкального служения. Подойдите к заданию творчески! Выложите эту фотографию в Instagram или на Facebook, используя хэштег #МСШсмелозадело.
Для изучения
- Мк. 16:15–19; Пс. 95.
2. Э. Уайт. Служение исцеления, гл. 42; Служение исцеления, с. 473; Наглядные уроки Христа, с. 339–341.
Кэсси Фицпатрик, Линкольн, Небраска, США
Миссионерская история