5 августа, суббота
Путь к вере
«Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:22).
О несмысленные Христиане!
Вступление: Гал. 3:22
Павел был раздражен! Каждую субботу в течение уже довольно долгого времени некто, имеющий влияние, во время урока субботней школы и проповеди сбивал с истинного пути верующих в Галатии. Недавно обращенные в веру христиане в Галатии начали верить учению о том, что для обретения спасения необходимо придерживаться иудейских традиций и убеждений, то есть соблюдать букву закона. Складывалось впечатление, что те же самые принципы, которые побудили фарисеев составить заговор против Иисуса, те же самые обычаи, которые заставили Павла (в то время еще Савла) преследовать тысячи христиан, снова начали набирать силу.
«О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине?.. Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:1, 3). Павел был очень расстроен. Он даже не пытался подбирать слова. Он обращался к этой группе верующих со всей искренностью и смелостью. Эти люди были крещены Святым Духом, услышав Евангелие благодати, проповеданное Иисусом, и поверили в него. Почему же теперь они пытались исполнить в своей жизни обетование спасения своей собственной силой и заслугами?
Кстати говоря, почему же и мы сегодня все еще пытаемся получить доступ к небесам своими собственными усилиями? Почему мы беспокоимся о том, как часто и в каком количестве приносим десятину и пожертвования, вместо того чтобы с радостью возвращать подаренное нам с любовью Господом? Почему нас заботит, красиво ли мы одеты для посещения богослужения, если Христос не пребывает в самом важном храме — нашем сердце? Почему мы так спешим в церковь, чтобы успеть занять уютное местечко, когда последнее, чем мы готовы заняться среди недели,— это чтение Библии?
Отсюда и вопль — «о несмысленные христиане!». Как мы увидим из урока этой недели, в этом вопле слышится призыв пробудиться, перейти от формального соблюдения буквы закона к радости веры в спасающую благодать Иисуса Христа. Это призыв прекратить прислушиваться к учению того, кто противостоит всем истинным принципам (речь о сатане), и перестать следовать за ним. Тогда мы сможем верой радостно принять благословение новой, свободной от греха жизни. Омытые кровью Христа и одетые в одежды Его праведности, мы в итоге достигнем вечности и пребудем рядом с Ним.
Йохан Де Дьер, Панама-Сити, Панама
6 августа, воскресенье
Закон или Благодать?
Слово: Втор. 6:24; Лев. 18:5; Мф. 5:17; 1 Кор. 9:21; Гал. 3:11
Появление закона (см. Втор. 6:24; Лев. 18:5)
Закон, согласно которому, как планировал Бог, должны были жить израильтяне, впервые появляется после освобождения народа из египетского рабства. В книге Исход мы читаем не только о том моменте, когда Моисей получил заповеди прямо из уст Божьих, но и о беспорядочных отношениях между народом израильским и законом Божьим. В Ветхом Завете часто говорится о том, что закон необходимо соблюдать. Другими словами, именно этим законом Бог повелел израильтянам руководствоваться в своей жизни. Независимо от того, хотели этого израильтяне или нет, решать было не им. «И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь» (Втор. 6:24). Итак, мы видим, что первоначальная цель закона заключалась в том, чтобы дать израильтянам указания, которым они должны следовать. Если повиноваться этим указаниям, они приведут к полной удовлетворения жизни во Христе. Время шло, а отношение народа Божьего к закону с каждым годом становилось все более запутанным. Многие все свое внимание уделяли соблюдению закона и полагали, что таким образом смогут заслужить спасение. Позже в Новом Завете мы видим, к чему привело такое мировоззрение. Читая о жизни Иисуса на земле, мы встречаем истории о законничестве и фарисеях, которые следование букве закона ставят превыше всего.
Спасающая Благодать (см. Гал. 3:11)
Приступая к Своей миссии — проповеди Благой вести, Иисус прекрасно знал отношение многих израильтян к закону. Всю Свою жизнь, вплоть до самой смерти, Иисус распространял евангельскую весть и учил и иудеев, и язычников тому, что Он — единственный путь к спасению. Только приняв Иисуса как своего Спасителя и признав, что Он умер на кресте во искупление наших грехов, мы можем быть спасены. Другими словами, только веруя в Иисуса Христа и принимая Его благодать, мы обретаем спасение. Нигде в Писании не говорится о том, что соблюдение закона ведет к спасению. Фактически Бог дает понять, что если у нас, соблюдающих закон, нет веры, мы сошли с истинного пути. «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11). Когда Бог умер на кресте, была принесена совершенная жертва. Только после этого израильтяне начали понимать, что их поступки и слова ошибочны. Раньше они все свое внимание уделяли соблюдению закона, чтобы получить прощение. Теперь же они стали постепенно принимать тот факт, что их грехи прощены благодаря Божьей благодати. Бог четко показал им, что благодать — единственный путь к спасению.
Соблюдение закона (СМ. МФ. 5:17)
К сожалению, многие люди ошибочно полагают, что смерть Иисуса на кресте отменила закон. Легкомысленно относясь к этой проблеме, мы рискуем поверить, что, будучи «спасены благодатью», мы не нуждаемся больше в законе или что закон «был пригвожден ко кресту». В действительности же жить, соблюдая закон, по-прежнему крайне важно, несмотря на то, что он не ведет к спасению. Писание недвусмысленно говорит о том, что смерть Иисуса не отменила закон, а скорее исполнила то, для чего он был дан. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Смерть Иисуса на кресте должна была показать израильтянам, что спасение приходит к ним через Христа, а не благодаря их несовершенным попыткам соблюсти закон. Однако смерть Иисуса не лишала закон силы и не объявляла его недействительным. Закон по-прежнему нужен нам для того, чтобы с его помощью проявлять свою любовь к Богу. В Послании к коринфянам Павел, размышляя о том, как следует жить остальным верующим, описывает свои отношения с законом: «Для тех, кто под Законом,— как находящийся под Законом (хотя я сам и не под Законом), чтобы приобрести тех, кто под Законом; для язычников, не знающих Закона, —как не знающий его (хотя живу я не без Закона Божьего, ибо предан закону Христа), чтобы приобрести не знающих Закона» (1 Кор. 9:20, 21, пер. ИПБ). Когда Павел говорит о том, что находится не под законом, он имеет в виду, что не связан им. Ему не нужно быть послушным закону для того, чтобы обрести спасение. Он знает, что только благодать может спасти. Когда Павел говорит о том, что не свободен от закона, но подзаконен Христу, он имеет в виду, что, хотя закон не может спасти, не соблюдать его нельзя. Павел хочет сказать, что должен жить по закону не потому, что благодаря ему обретет спасение, а потому, что закон — это те жизненные критерии, которые предусмотрел для нас Бог. Неудивительно, что слова Павла актуальны и сегодня.
Дискуссия
1. Как, по вашему мнению, получилось, что соблюдение закона стало считаться путем к спасению?
2. Как вы считаете, почему на протяжении всей истории христианства соблюдению закона уделялось чрезмерное внимание?
Хуан Алехандро Оларте-Кортес, Панама-Сити, Панама
7 августа, понедельник
От слов к делу
Свидетельство: Исх. 20:2–17; Ин. 1:14; Гал. 3:24
После грехопадения образ Божий был стерт из памяти человека, а сатана изобразил Его злым, жестокосердным судьей. Но Бог предусмотрел для нас возможность познать Его истинный характер. Он дал нам Десять заповедей. «Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем принципе любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27)… Подробно эти принципы представлены в Десятословии, они применимы к условиям и обстоятельствам жизни человека»40.
«Из нации рабов израильтяне были возвеличены над всеми народами, чтобы стать особым сокровищем Царя царей. Среди всех живущих на земле Бог выделил израильтян, чтобы вверить им священные истины. Он сделал их хранителями Своего закона, намереваясь таким образом сохранить среди людей познание о Себе. Миру, погруженному во мрак, должен был засиять свет небесный, и все народы должны были услышать призыв оставить идолопоклонство и начать служить живому Богу. Останься израильтяне верны своему призванию, они превратились бы в могущественную силу в этом мире. Бог был бы их защитой, Он возвеличил бы их над всеми другими народами. Он открыл бы через них Свой свет и истину, и они, при Его мудром и святом правлении, достигли бы непревзойденной высоты в служении Ему, особенно очевидной среди всевозможных форм идолопоклонства»41.
Но затем, когда пришла полнота времени, Слово стало плотью. «Утратив истинное представление о Боге, земля погрузилась в духовный мрак. И для того чтобы рассеять тьму, чтобы мир мог вновь обратиться к Богу, необходимо было сокрушить сатанинское обольщение. Но этого нельзя было сделать силой. Применение силы противоречит основам Божественного правления. Бог желает только служения, основанного на любви, а к любви нельзя принудить. Любовь можно вызвать только любовью. Знать Бога — означает любить Его. Поэтому и необходимо было открыть характер Бога, противоположный характеру сатаны. И это могло сделать только одно Существо во всей Вселенной. Только Тот, Кто знал всю красоту и глубину любви Божьей, мог явить ее миру. Над землей, погруженной во тьму греха и беззакония, должно было взойти Солнце Праведности, и исцеление в лучах Его (см. Мал. 4:2)»42.
Дискуссия
1. Сегодня нам, христианам, поручено стать живым проявлением характера Божьего. Каким мы представляем Бога этому погибающему миру?
2. Какие черты характера Божьего не смогли явить миру иудеи древности? Как мы, христиане, совершаем ту же ошибку?
Израэль Гамас, Панама-Сити, Панама
8 августа, вторник
Разве я раб?
Доказательство: Рим. 6:14, 15; Рим. 7; Гал. 3:23, 24
«Английское слово раб (slave) происходит от старофранцузского sclave, от средневекового латинского sclavus, от греческого времен Византийской империи σκλάβος, которое в свою очередь образовалось от этнонима Slav»43. В истории многих народов были периоды, когда они находилась в рабстве. Примером тому является еврейский народ, чья история знакома нам из Библии. Еще один пример — история рабства в Америке. Оно было узаконено в 1641 году. Однако в «сентябре 1862 года Линкольн издал предварительную «Прокламацию об освобождении», а 1 января 1863 года официально заявил о том, что «рабы на территории любого штата или определенной части штата… в состоянии мятежа… отныне и навечно объявляются свободными»»44.
Сатана использует разные методы, чтобы поработить нас. Еще в самом начале ему удалось обмануть треть ангелов. То же самое он сделал с Адамом и Евой, таким образом превратив нас в своих рабов. Со временем его приемы претерпели изменения, но цели остались теми же.
Может, вы заметили, сколько в наши дни появилось «экономящих время изобретений», однако у нас его все равно ни на что не хватает. Мы стали современными рабами. Враг убедил нас, что закон Божий скучен. Взамен он предлагает нам иллюзию свободы, внушая мысль о том, что мы можем делать все, что пожелаем. Однако мы становимся рабами своей работы. Мы вынуждены подчиняться установленным ею стандартам только ради того, чтобы заработать сотню-другую и купить то, что, по нашему мнению, сделает нас счастливыми.
Мы — рабы техники, созданной для того, что облегчить нам жизнь. Но в действительности нам приходится все время заряжать, проверять и обновлять разные устройства. Мы настолько поглощены стремлением приобрести последние новинки, что упускаем свою жизнь.
Этот список можно продолжать и продолжать, но суть в том, что жизнь без Бога превращает нас в рабов этого мира, греха и сата ны.
С другой стороны, Божий закон предлагает нам свободу. Внимательнее изучив Десять заповедей, мы увидим, что они призваны помочь нам жить лучше, а не лишить последних радостей жизни. Это похоже на ситуацию, когда родители не разрешают вам брать утюг. Будучи ребенком, вы не понимаете причину этого запрета. В действительности же они просто стараются не допустить, чтобы вы обожглись.
Бог наделил нас свободной волей. Он никогда не навязывал нам Свои правила и никогда не будет этого делать. Однако все наши действия имеют определенные последствия, а Он, являясь нашим Отцом, пытается не допустить, чтобы мы «обожглись».
Мы можем не понимать, почему Бог поступает так или иначе, но именно в таких ситуациях в дело вступает вера, которая решает доверять не видя. Только тогда мы станем действительно свободны.
Дискуссия
Что в вашей жизни связывает вас по рукам и ногам? Что вам нужно сделать, что избавиться от этого?
Тиффани Гамас, Панама-Сити, Панама
9 августа, среда
Компас, указывающий путь
Практика: 1 Ин. 3:4
Слово Божье учит нас, что практически невозможно сохранить веру в Бога, живя грешной жизнью. По сути, грех поражает наши отношения с Богом. Без этих взаимоотношений мы потеряем из виду Его обетования, наша вера постепенно лишится силы, и рано или поздно мы окажемся на обочине жизни.
В 1 Ин. 3:4 мы находим краткую характеристику греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие». Следовательно, закон есть не что иное, как наш компас, помогающий ориентироваться на пути веры. Соблюдая закон, мы сможем избежать греха и стать ближе к Богу.
Вы когда-нибудь пользовались компасом? В словаре МерриамУэбстер дается следующее определение компаса — это «устройство для определения направления при помощи стрелки, которая всегда указывает на север»45. Компас, или закон,— это инструмент, который Бог использует, чтобы направлять нас. Он ведет нас верным путем и всегда указывает на Бога, несмотря на все уловки сатаны. Взяв в руки компас, мы должны правильно применять его. Три следующих совета помогут нам использовать его наилучшим образом:
- Компас всегда должен быть рядом с вами. Когда в жизни случаются неприятности, сгущается мрак и не видно пути, закон будет вашей путеводной звездой, но только если вы впустили его в свою жизнь и вписали в сердце. Он не сможет указать вам путь, если вы не будете хранить его в своей душе.
- Вы должны хорошо знать свой компас. Закон есть отражение характера Божьего. Он открывает нам, каков Бог и как устроено Его правление. Познавая Бога, вы найдете закон в Нем и увидите Его в законе.
- Следуйте тем путем, который указывает ваш компас. Зная, что за инструмент Бог дал вам — Свой характер, Самого Себя, вы можете быть уверены: Он с победой приведет вас к небесной цели. Будьте послушны Ему и не позволяйте заблуждениям этого мира сбивать вас с пути и лишать благословения вечной жизни в небесном Царстве.
Дискуссия
1. Неудивительно, что сегодня так много людей воспринимают закон как нечто устаревшее. Как вы можете на примере повседневной жизни показать, что закон не потерял своей ценности и в наше время?
2. Почему так важно понимать, что, приняв Иисуса как своего Спасителя, мы, тем не менее, должны соблюдать закон?
Зукейдис Паласио Де Дьер, Панама-Сити, Панама
10 августа, четверг
Закон - это двустороннее зеркало
Мнение: Гал. 3:23, 24
Слово евангелие с греческого переводится как «благая весть». Именно в этом заключается его смысл — это благая весть о жертве Иисуса, принесенной ради спасения человечества. Однако, говоря о благих вестях, почему бы не отнести к ним и закон Божий? Или он относится к вестям недобрым?
Закон был создан для того, чтобы указать людям на их состояние и открыть им святой характер Божий. Представьте себе двустороннее зеркало. С одной стороны, оно показывает нам все наши грехи и нечистоту — открывает нам наше греховное состояние, которое мы, несомненно, не можем утаить. С другой стороны находится увеличительное стекло, отражающее Иисуса, Его жертвенную любовь и радостную весть о спасении, в котором мы так нуждаемся. В своей книге Conquering the Dragon Within (Побеждая дракона внутри себя) писатель Марвин Мур говорит о том, что Иисус умер, чтобы спасти нас от греха, и что грех определяется законом. Следовательно, невозможно говорить о спасении, не принимая при этом закона и не демонстрируя своей верности ему, иначе наша вера будет мнимой. Зная закон и осознавая, что он ведет к Евангелию, мы должны научиться быть послушными и подчинять свою жизнь Божьей воле.
Предполагается, что мы будем соблюдать закон не с целью получить что-то от Бога, но чтобы иметь возможность наслаждаться жизнью (см. Лев. 18:4; Втор. 6:24). Авторы Библии призывают нас следовать закону так же, как они побуждали к этому народ израильский.
Закон помогает нам выбрать в жизни правильный путь, идя по которому мы станем еще ближе ко Христу. Стремясь к тесным, личным отношениям с Ним, мы научимся верить и доверять ЖИЗНИ. Иисусу и любить Его, благодаря чему будем совершенно счастли
вы. Только в Иисусе, Который умер за нас, мы сможем быть признаны праведными, перейдя от вечного осуждения к вечной жизни.
Сегодня Бог призывает нас оставаться верными закону, потому что подчинившихся ему Он ограждает от зла. Пребывая за этой оградой, мы можем быть свободны от греха, но за его пределами нас ожидает смерть. Послушание закону приближает нас к Иисусу. Мы получаем защиту благодаря Его жертве (см. 1 Фес. 4:1), обретаем мир (см. Пс. 118:165) и становимся счастливее.
«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118:1).
Дискуссия
1. Поделитесь своими мыслями по поводу того, как можно жить в послушании закону в мире, где многие считают его чем-то устаревшим.
2. Случалось ли вам по глупости нарушать закон? Как вы можете избежать повторения этих ошибок в будущем?
Мария Де Грасиа, Панама-Сити, Панама
11 августа, пятница
Самая лучшая жизнь
Исследование: Пс. 18:8
Заключение
Представьте себе лучший год своей жизни. Каким он должен быть? А теперь представьте, что вы живете самой лучшей жизнью, которой нет конца. Именно это и пришел предложить человечеству Иисус — жизнь, питаемую верой. Вооружившись Святым Духом, наставляющим нас, Библией, являющейся нашим учебником, сводом жизненных правил — Десятью заповедями и имея своим Первосвященником Иисуса, мы сможем преодолеть любые трудности и целиком и полностью посвятить себя служению человечеству. Конечно, иногда мы терпим неудачи, но Бог знает, как восстанавливать наши силы. Что бы ни случилось с вами в прошлом, ваша жизнь веры станет вдохновением и светом для других даже в кромешной тьме.
Задания
- Подробно разберите законы своих любимых стран и сравните их с Десятью заповедями. Какое сходство между ними вы видите?
- Прослушайте песню «By Faith» из альбома Кита и Кристин Гетти Awaken the Dawn. В этой песне нас призывают быть достойными детьми обетования, которые живут верой, а не видением.
- Напишите стихотворение или сообщение о том, насколько важное значение в нашей христианской жизни имеет закон. Смогли бы мы жить праведной жизнью без него?
- Удивите своих друзей вкусным печеньем, в состав которого входят ингредиенты, которые обычно не слишком подходят для такой выпечки (например, цуккини и тому подобное) или являются строго вегетарианскими, чтобы показать им — жизнь веры состоит из своих взлетов и падений, но в итоге она все равно просто восхитительна.
- Уделите время размышлению о своей жизни веры и напишите молитву, в которой кратко изложите, что вам в этой жизни нравится, а что вы хотели бы попросить Бога исправить.
Для изучения
Миссионерская история