12 августа, суббота
Из рабов - в наследники
«Посему тыуженераб, носын; аеслисын, тоинаследник БожийчерезИисусаХриста» (Гал. 4:7).
Строительство храма Господа
Вступление: Гал. 3:25–29
«Это и должно быть трудно. Если бы было не так, каждый смог бы это сделать. Это трудно, но в том и прелесть»46. На данном этапе моей жизни эта цитата оказалась как нельзя кстати. Уже второй день я занимаюсь в тренажерном зале моего дяди. После вчерашней тренировки с упражнениями для мышц ног и сегодняшнего «дня бицепсов и трицепсов» я жду не дождусь, чтобы выяснить, что еще заболит у меня завтра. У моего дяди разработана специальная программа на неделю с конкретными упражнениями на каждый день. Ему известно, для каких групп мышц какие упражнения требуются, а также сколько времени нужно для их восстановления. Он знает, что необходимо делать для достижения цели.
В библейском стихе к этому разделу говорится о том, что мы — дети Божьи через веру в Иисуса Христа. Нам не следует вести себя подобно рабам. Наоборот, в нас должны видеть сыновей и дочерей Божьих. Но нам нужно познакомиться со своим Отцом, прежде чем мы сможем вести себя как Его дети. Мы должны узнать Его ближе, ведь Он не из тех отцов, что постоянно отсутствуют. Скорее, это мы — дети, которые сбегают от Него.
Я обнаружил, что самая тяжелая для меня часть дня — время до молитвы. После того, как я помолюсь, все проходит легко и просто. Я вполне мог бы занять эти минуты чем угодно, однако, уделив их общению с Богом, я получаю огромное благословение. У нас не будет свободного времени для молитвы, пока мы сами не найдем его. Утренние часы, проведенные с Богом,— это как подготовка одежды для школы или работы. Вы же не уйдете из дома раздетыми?
В молитве не стоит спешить: вы оделись, вышли из дома и только тогда осознали, что надели одни лишь брюки. Облачаться в одежду веры в Него необходимо каждый день. Это делает нас равными друг другу, мы становимся единой семьей независимо от происхождения или образования, национальности или пола. Облекаясь во Христа, мы получаем право принадлежать к царственному роду. В результате мы можем жить с высоко поднятой головой как принцы и принцессы, ведь наш Отец — Царь царей. И если вдруг обстановка накаляется и становится жарковато, «не снимайте» свою веру. Возможно, именно сейчас вам даже стоит «застегнуться на все пуговицы»!
Я призываю вас попробовать жить верой, которая формирует и обновляет вашу личность. Вера в Иисуса Христа поможет вам стать таким человеком, каким вы были задуманы изначально.
Даррен Дж. Сэсил, Дурбан, Южная Африка
13 августа, воскресенье
В оковах рабства у двери свободы
Доказательство: Гал. 4:7
«Амандла авету!»* Никогда прежде боль и сопротивление не сходились вместе, образуя мощь такой силы, что перед ее воплем о свободе не смогла устоять даже зависимость от могущественного правительства. Борьба против рабства и угнетения со стороны жестких законов — это не просто история, которую жители ЮАР рассказывают своим детям. Это битва, оставившая страшные шрамы в сердце народа, пытающегося сейчас исцелиться от своего прошлого. Рабская зависимость от закона, который превозносил одних и угнетал и изолировал других,— это не просто трагедия в буквальном смысле слова, но и нечто настолько же реальное сегодня, насколько это было во времена Павла, написавшего Послание к галатам.
Однажды мне сказали, что понять Благую весть просто. Спасение — это дар, безвозмездно получаемый каждым верующим, а что касается всего остального, Бог об этом позаботится. Несмотря на то, что я хожу в церковь с самого детства, мне все еще трудно осознать эту простоту. Представьте, как сложно было Павлу, пытавшемуся объяснить верующим истину о даре духовной свободы и спасении по вере в Христа, а не по делам.
Со времени грехопадения человечество находится в узах рабства. В каждой книге Ветхого Завета мы встречаем напоминание о боли и скорби, вызванных этими узами. Павел обращался к галатам как раз в то время, когда язычники начали знакомиться с вестью Евангелия и принимать христианство наравне с иудеями. Конечно, евреи не могли полностью принять новых членов своей христианской семьи и стали навязывать язычникам разные правила и нормы. Надо пройти обряд обрезания, надо соблюдать праздничные дни, надо делать то-то и то-то. Ошеломленные язычники снова почувствовали себя связанными узами рабства. И в этот раз это были не только узы греха, но и закона, который, как их учили, был единственным путем к спасению и умилостивлению Бога. Точно так же законы, навязанные чернокожему населению ЮАР, были представлены не как средство угнетения, а как способ лишить явно недостойных чернокожих тех возможностей, которые белые люди считали своими по праву.
Так и евреи полагали, что Царство Божье являлось их наследством по обетованию, полученному Авраамом. Почему же этим недостойным, не почитающим закон язычникам должно достаться место на праздничном пиру?
Тема, затронутая Павлом в Послании к галатам, является ответом на этот вопрос. Апостол говорит о надежде — надежде для тех, кто связан узами греха. Но это надежда еще и для тех, кто думает, что должен в совершенстве соблюдать Божьи постановления ради того, чтобы угодить совершенному Богу. Это — искажение евангельской истины, потому что сами по себе мы ни на что не способны. Однако благодаря вере во Христа мы сможем обрести терпение святых и силу соблюдать заповеди Божьи. Послание к галатам напоминает нам, что дверь духовной свободы открыта, и каждый верующий может войти и присоединиться к Божьей семье.
Дискуссия
Какие, по вашему мнению, законы, которые мы налагаем на себя и окружающих, могли бы помешать нам, занятым попытками приобрести себе место на небе, принять чистую, простую истину Евангелия?
Кристель Гавендер, Дурбан, Квазулу-Натал, ЮАР
* Знаменитый клич, объединявший сторонников движения против апартеида, переводится как «Власть – народу!».
14 августа, понедельник
Принцы и принцессы
Слово: Гал. 3:25–29
Наше положениево Христе (см. Иов. 29:14; Рим. 6:1–11; 8:17; Гал. 3:25–29; 1 Петр. 3:21)
«Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Мы можем быть «Христовыми», только если подчиним Ему свою жизнь и родимся свыше. Крещение — это не отказ от презренной плоти, но обещание доброй совести Богу (см. 1 Петр. 3:21). Во время крещения мы слышим, как пастор или пресвитер говорят о «водной могиле». Это и есть могила, потому что пройдя ее, мы рождаемся заново. Мы оставляем позади свое прошлое и становимся новыми творениями, которыми нас задумал Христос: Его народом. Мы уже не принадлежим сатане. Принимая крещение, мы выбираем, на чьей стороне отныне будем.
Однако это еще не все. Да, человек становится новой личностью. Да, небеса радуются, но сатана в ярости и хочет вернуть нас на свою сторону. В результате он использует все, что только возможно, лишь бы мы снова были с ним. И все же, заверяю вас, оставаясь с Христом, мы можем обрести намного больше. Наше место — рядом с Ним. Он Сам обещал нам: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:14); «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11); «Итак, не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?“ или „что пить?“ или „во что одеться?“» (Мф. 6:31). А далее: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Имея такие обетования, на что еще можно надеяться и чего еще можно желать?
Бог послал нам своего Сына (см. Ин. 1:14; гал. 4:4, 5; Рим. 8:3, 4; 2 Кор. 5:21; Флп. 2:5–8; Евр. 2:14–18; 4:14, 15)
Зачем Иисус пришел на нашу землю? Обычно мы отвечаем: чтобы «взыскать и спасти погибшее», но для чего это было нужно? Давайте вернемся к началу всего. После того как Адам и Ева вкусили запретный плод, Бог рассказал им о плане спасения. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). В этом стихе звучит пророчество о том, что Иисус придет, «чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5).
Во время Своего пребывания на земле Иисус показал нам, что, несмотря на то что этот мир исполнен греха, вести безгрешную жизнь вполне возможно. Он способен сострадать нам в наших немощах, потому что подвергся искушению в момент величайшей слабости, но устоял (см. Евр. 4:14, 15). Христос также показал, как нам следует жить. Он — Сын Всевышнего, однако пришел в этот мир Младенцем и жил далеко не обеспеченной жизнью, совершенно не превозносясь над остальными людьми. Почему нам трудно поступать так же? Чтобы попасть на небо, мы должны жить, следуя примеру Иисуса, и иметь те же мысли и чувства (см. Флп. 2:5–8).
Сказав «совершилось», когда завеса в храме разодралась сверху донизу, Иисус имел в виду, что церемониальные законы больше не будут иметь силы. Нам не нужно совершать жертвоприношения, так как Иисус стал совершенной Жертвой! Нам больше не нужен смертный первосвященник, потому что нашим Первосвященником теперь является Сам Иисус! Находясь на небе, Он ходатайствует за нас. Теперь мы можем напрямую обращаться к нашему Небесному Отцу.
Зачем возвращаться в рабство? (см. Мк. 2:27, 28; Лк. 13:10–16; Гал. 4:8–20)
Суббота была создана для нас с вами. Не мы были созданы для субботы (см. Мк. 2:27, 28). Бог хочет, чтобы у нас был день для отдыха. Представьте, что нам пришлось бы работать по восемь часов все семь дней в неделю? Мы были бы истощены и физически, и эмоционально. И Бог придумал план. Он не нуждался в отдыхе в седьмой день, но все равно почил. Для чего? Он хотел показать нам, какое значение имеет суббота и как ее нужно соблюдать.
Некоторые сомневаются, существовала ли суббота на момент Творения. Давайте подумаем вот о чем: родители учили нас говорить, держать бутылочку, использовать ложку, ползать, ходить, бегать и так далее — мы всему научились, наблюдая за ними. Точно так же и суббота соблюдалась с самого начала, наши прародители в Едеме узнали о ней от своего Творца, хотя заповедей тогда еще не было. Знание о субботнем дне передавалось из поколения в поколение вплоть до рождения Моисея. Однако когда Моисей вывел израильтян из Египта, Бог увидел, что они жили совсем не так, как Он хотел. Тогда на горе Синай Он написал Десять заповедей. Бог хочет, чтобы мы поклонялись Ему, а не были рабами этого мира и всего, что он предлагает.
Живя на этой земле, Иисус совершал много разных чудес: исцелял больных, возвращал зрение слепым, воскрешал мертвых... В Лк. 13:10–16 Иисуса обвинили в нарушении субботы, но в действительности Он хотел показать нам, что можно делать в день субботний. Закон существует, чтобы наставлять нас на верный путь. Бог любит нас вечной любовью, что Он многократно нам доказывал. Мы же снова и снова делаем выбор в пользу этого мира. А Бог ждет, когда мы впустим Его в свое сердце (см. Откр. 3:20). Как только мы позволим Ему войти, Он покажет нам такие чудеса, по сравнению с которыми бледнеет все, что может предложить нам этот мир. Мы — Его наследники.
Дискуссия
1. Каково это — знать, что в этом мире ты не просто один из многих, а наследник?
2. Прочитайте Гал. 3:1–3. О каких фундаментальных принципах здесь идет речь?
Мелисса Найду, Вудхерст, Дурбан, ЮАР
15 августа, вторник
«Бог послал Сына Своего»
Свидетельство: Ин. 1:14; Гал. 4:4, 5; Рим. 8:3, 4; 2 Кор. 5:21; Флп. 2:5–8; Евр. 2:14–18; 4:14, 15.
«Христос принял человеческую природу, чтобы соприкоснуться с человечеством, и в то же время благодаря Своей Божественной природе Он мог иметь доступ к силе Божьей. Христос стал Человеком, чтобы люди могли быть едины с Ним, как Он и Отец едины. Будучи на земле, Иисус был искушен во всем, как и мы. Он говорит каждому верующему: «Дитя, не бойся. Я победил этот мир. Благодаря Моим победам и ты сможешь стать победителем»»48.
«Книжники и фарисеи занимались истолкованием Писаний. Однако их объяснения зависели от их собственных мировоззрений и традиций. Они становились все более придирчивыми и суровыми в следовании своим обычаям и принципам. В духовном смысле святое Слово стало для людей закрытой книгой, смысл которой был недоступен для их понимания.
Все говорило о том, что на земле крайне необходим Учитель, посланный Самим Богом, Учитель, в Котором объединились бы Божественность и человеческая природа. Христос должен был прийти в образе человека и стать во главе человечества, чтобы возвысить падших человеческих существ. Только так Бог мог быть явлен этому миру.
Христос добровольно согласился оставить Свои царские одежды и венец и прийти на эту землю, чтобы показать людям, что сотрудничество между ними и Богом возможно. Он пришел явить свет среди тьмы, чтобы рассеять ее сиянием Своего присутствия.
Когда пришла полнота времени, Сын вечного Бога явился из самого сердца Отца в этот мир. Он пришел в образе человека, скрыв
Свою Божественную сущность человеческой природой. Отец и Сын вместе решили, что Христос должен прийти в мир в образе человеческого дитя и прожить жизнь обычного человека, пройдя все испытания, выпадающие на его долю. В то же время Его жизнь должна была быть безгрешной, чтобы люди могли видеть в Нем пример того, какими они могут стать; Христос смог на собственном опыте узнать, как помочь им справиться с грехом. Он прошел те же испытания и искушения, какие встречаются в жизни человека. Теперь мы можем жить той жизнью, которой жил Он, благодаря Его силе и руководству.
С самого начала Бог говорил через Христа, утверждая основание Евангелия в иудейской системе образов и теней. До пришествия Христа эта система была незаконченной. Ее обряды указывали на нечто реальное. Бог не оставил Свой план незавершенным.
Он выполнил Его до конца, чтобы спасти Свой народ. Послав в этот мир Своего Сына, Он завершил исполнение плана, установленного на небесах еще до сотворения»49.
Дискуссия
1. Если Христос принес совершенную жертву и оставил ради нас Свою славу, что, по вашему мнению, мы должны сделать для Него в ответ?
2. Как вы думаете, есть ли сходство между книжниками и фарисеями и нами, адвентистами седьмого дня? Как можно это изменить? Что нам делать для того, чтобы жить, как Иисус?
Кристофер Хэммонд, Хэйвенсайд, Чатсворт, Дурбан, ЮАР
16 августа, среда
Духовная свобода
Практика: Гал. 4:1–7
Слово раб имеет отрицательную окраску. В словаре МерриамУэбстер предлагается следующее его определение: «Человек, официально являющийся собственностью другого человека, обязанный работать на него без соответствующей платы»50. Таково наше привычное понимание статуса раба. Однако второе определение этого слова больше подходит к нашей повседневной жизни: «Человек, находящийся под сильным влиянием или контролем чеголибо». Я думаю, мы с вами стали рабами. В нашей повседневной жизни мы контролируем множество вещей, но при этом есть то, что контролирует нас, и мы допускаем это.
Теперь давайте рассмотрим слово наследник. Вам не кажется, что оно прямо противоположно предыдущему? Словарь Мерриам-Уэбстер дает такое определение слову «наследник»: «Тот, кто имеет официальные права на имущество умершего человека», или «человек, имеющий право стать королем или королевой или претендовать на титул, принадлежавший умершему»51.
Мне приходит на ум принц, который может быть наследником престола, или ребенок богатого отца или деда, который наследует состояние и владения умершего. Эти два слова — раб и наследник — сравнимы, как день и ночь. Они как бы представляют две самые крайние ступени общества — человека из высшего света и низкородного, между которыми нет никакой точки соприкосновения.
В Гал. 4 Павел призывает верующих жить и поступать не как рабы, а как наследники, имеющие определенные права и преимущества, потому что они — сыновья и дочери Божьи. Потрясающе! Мы имеем возможность войти в царственный род всего лишь на основании обетования, данного нам. Вот что нам нужно для этого сделать:
1. Оглядитесь вокруг и определите, в зависимость от чего вы попали. Это может быть все что угодно — наши занятия, люди, с которыми мы проводим время, и так далее.
2. Определите, как и почему. Выясните, почему мы так сильно зависим от какой-либо вещи и как получилось, что нас контролирует то, над чем изначально нам самим была дана власть.
3. Приложите все усилия, чтобы покончить с этой зависимостью. Если, к примеру, у вас проблемы со временем, выделите пять минут, сядьте и проанализируйте ситуацию. Действительно ли есть необходимость во всем, что вы делаете? Как можно все организовать, чтобы вы смогли распоряжаться своим временем, а не зависеть от него?
Если правильно управлять всеми повседневными мелочами, это постепенно поможет нам стать духовно свободными.
Джермэйн Мелоди Сэсил, Хиллари, Дурбан, ЮАР
17 августа, четверг
Побег из тюрьмы
Мнение: Рим. 6:1–11; Гал. 4:8–20
Представьте на мгновение, что вы находитесь в тюрьме. Вам, наверное, видятся оранжевые комбинезоны, татуировки, отвратительная еда, отсутствие свободы и страшные заключенные, не так ли? Ошибаетесь. Эта особенная духовная тюрьма воплощает в себе те искушения, что были придуманы великим обманщиком сатаной для нашего обольщения. В ее помещениях находятся грехи, которые открыто делают нас своими рабами. Это — наркотики, алкоголь, жажда денег, прелюбодеяние, гомосексуализм и порнография. В других местах нас ждут такие грехи, как ложь, гордость, приступы ярости и вражда. Мы редко говорим об этих грехах, однако это не делает их менее смертоносными в духовном плане (см. Гал. 5:19–21).
Проблема заключается в том, что, как бы мы ни пытались раньше срока освободиться из тюрьмы благодаря хорошему поведению и как бы ни старались следовать закону, все бесполезно. Это нам не поможет. Мы не можем сами себя спасти, ни соблюдая закон, ни посещая церковь каждую субботу, ни даже ведя монашеский образ жизни (см. Еф. 2:8). Единственный способ покинуть эту духовную тюрьму, невзирая на грех,— это драгоценная очищающая кровь Иисуса. Она — единственное спасение от духовного рабства греха.
Более того, когда мы стремимся обрести спасение посредством Крови Иисуса, приближаясь к Нему и узнавая Его все лучше, личные взаимоотношения с Ним постепенно освобождают нас от уз греха (см. 2 Петр. 2:20). Сатана заточил нас в духовную темницу. Но мы не оставлены без надежды. Иисус уже внес за нас залог — величайший из когда-либо виданных. Ценой стала Кровь Иисуса и Его смерть на кресте ради вашего и моего спасения. Вопрос в том, нужна ли нам эта свобода или мы счастливы быть рабами греха?
К сожалению, для большинства молодых людей наши «тюрьмы», полные греха, взывают к слабой, плотской природе человека. Иногда мы переживаем психологическое состояние под названием «стокгольмский синдром»52. 23 августа 1973 года в столице Швеции стокгольме два вооруженных преступника ворвались в банк. Угрожая пистолетами, рецидивисты взяли в заложники четырех человек, связали их и посадили в банковское хранилище, где те и просидели до своего освобождения.
После освобождения заложники шокировали всех своим поведением, учитывая, что они терпели угрозы и плохое обращение и более пяти дней опасались за свою жизнь. Эти люди продемонстрировали доброе отношение к грабителям банка и отказались выдвигать против них обвинения. Они также отрицательно высказывались в адрес своих семей, друзей и властей, пытавшихся спасти их или оказать им поддержку.
Иногда мы, сами того не осознавая, привязываемся к своим узам греха. Как и у жертв банковского ограбления, у нас проявляются симптомы «стокгольмского синдрома». Между нами и нашим захватчиком, сатаной, возникает связь, и мы начинаем получать удовольствие от жизни во грехе. Помните о том, что никогда не поздно вернуться к Иисусу и что мы больше не рабы греха, а «наследники» Бога (см. Гал. 4:7). Помните, что с каким бы искушением в своей жизни вы ни встретились, имя Иисуса наделит вас силой разорвать любую греховную связь.
У Иисуса есть замечательный план по спасению нас от уз духовного рабства. Для побега из тюрьмы Он предлагает нам дар спасения! Нам нужно только принять этот дар, раскаяться и вернуться к Нему уже сегодня. Иисус любит вас и ждет у ворот тюрьмы, чтобы однажды забрать вас с Собой на небеса.
Дискуссия
1. Как вы думаете, почему так легко снова попасть в духовное рабство или вернуться к старым греховным привычкам? Как можно это предотвратить?
2. Что мешает вам уже сегодня принять дар спасения, предлагаемый Иисусом?
Ченэй Чарльз, Дурбан, ЮАР
18 августа, пятница
Свободное рабство
Исследование: Гал. 4:7
Заключение
При мысли о том, что можно попасть в серьезную зависимость от чего-либо в этой жизни, большинство людей приходит в ужас. И все же в нашем мире люди каждый день становятся рабами удовольствий, наркотиков, жажды потребления, насилия и множества других видов зла. Именно из-за того, что сложилась такая обстановка, Бог призывает нас стать рабами Иисуса Христа. Хотя многие в нашем обществе считают, что, подчинив свою жизнь Христу, подвергнутся лишь эксплуатации, взамен имея неясное обещание получить когда-то что-то лучшее, те, кто принимает предложение Иисуса, обретают «в ответ» благодать. Они получают Его безгрешную жизнь, Его заместительную жертву, принесенную на кресте, Его силу воскресения, Его ходатайство за нас в небесном святилище и Его скорое возвращение. В рабстве, которое нам предлагает Христос, мы обретаем истинную свободу и мир с Богом.
Задания
- Проведите опрос нескольких друзей, задавая им следующие вопросы: Что означает быть рабом греха? Что означает быть рабом Иисуса Христа? Почему некоторые люди предпочитают оставаться в узах греха, вместо того чтобы принять бремя Иисуса Христа?
- Прочитайте отрывок Рим. 6:1–11; и поразмышляйте о нем, особенное внимание уделив значению, которое имеют для человека смерть и воскресение Иисуса Христа.
- Изучите, что говорится о проблеме греха и спасения в таких религиях, как индуизм, буддизм или ислам, если у них существует подобное учение. Сравните способ, с помощью которого человеку предлагается победить грех, с тем, что написано во 2 Кор. 5:21.
- Сочините песню, взяв за основу Ин. 1:14. Примите во внимание духовное состояние мира перед Первым пришествием Иисуса. А потом поразмышляйте о том, какой образ решил выбрать Христос, чтобы приступить к выполнению этой важнейшей задачи.
- Поделитесь с другом личным свидетельством о том, какие перемены Иисус совершил в вашей жизни, когда вы подчинили ее Ему.
- Поразмышляйте о влиянии жертвы Христа на мир природы. Что говорится в Рим. 8:18–20 о том, как повлиял на окружающий мир грех? Почему все творение с надеждой ожидает откровения сынов Божьих?
Для изучения
- Ис. 53; Мф. 11:28–30; 2 Кор. 12:9.
- Э. Уайт. Желание веков, гл. 3 «Полнота времени»; гл. 4 «Вам родился Спаситель».
- Чарльз Стэнли. Источник моей силы, гл. 2.
- Вочман Ни. Побеждающая жизнь, гл. 6.
Дуэйн Эсмонд, Гейтерсберг, Мэриленд, США
Миссионерская история