2 сентября, суббота
Свобода во Христе
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).
Свобода в болеешироком смысле слова
Вступление: Гал. 5:13
Нельсон Мандела (Мадиба) был лидером, известным не только в ЮАР, но и во всем мире. Одно из его знаменитых высказываний гласит: «Быть свободным — значит не просто скинуть с себя оковы, но жить, уважая и приумножая свободу других»61 .
Свобода — очень важное и настолько всеобъемлющее слово, что многие люди предпочитают сузить его понимание, так чтобы речь шла о пользе только для одного человека. В нашем обществе СМИ постоянно передают истории о людях, использующих свою свободу для того, чтобы нарушать права других. Это показывает, насколько далеко может завести некоторых людей возможность творить все, что им хочется.
Можете ли вы представить жизнь в мире, где каждый волен делать то, что он пожелает? Несомненно, это поставит под угрозу свободу других людей. В сущности, слова Манделы означают, что одной свободы недостаточно для того, чтобы построить справедливое общество. Необходимо, чтобы каждый человек не только ценил свободу, но и проявлял уважение к другим людям и умел брать на себя ответственность.
Мы, христиане, обрели свободу благодаря Христу, Который на Голгофе взял на Себя бремя наших грехов. Когда мы принимаем Его как своего Спасителя, наша жизнь и понимание мира меняются. Мы становимся едины с Христом, и Он освобождает нас от уз греха. Однако, пользуясь своей свободой во Христе, нам нужно понимать, где проходит граница. Разве можно употреблять в пищу все, что захочется, только потому, что мы вольны это делать? Должны ли мы носить все, что захотим, только из-за того, что мы свободны во Христе? Нужно ли нам делать все, что хочется, только потому, что мы имеем свободу? И это всего лишь несколько примеров.
Конечно, Библия является нашим учебником. Подобно членам церкви в Галатии, некоторые из нас все еще могут быть привязаны к традиционному законническому поведению или распутному образу жизни. Например, кто-то может решить, что Бог принимает его исключительно благодаря соблюдению закона о субботе или общепринятых церковных доктрин. Многие могут верить в то, что принадлежность к церкви дает им свободу поступать так, как им хочется. Они развлекаются, как им нравится, прикрываясь убежденностью в своей свободе во Христе.
Но, согласно учению Библии, эти два варианта понимания свободы ничего не значат для человека, который по-настоящему следует примеру Христа. Именно против этого Павел предостерегал в своем послании членов церкви в Галатии, раскрывая перед ними опасность законничества и развращенности. В уроке этой недели говорится о том, как нам сохранить истинную свободу во Христе, живя по Духу и с любовью служа друг другу.
Жаклин Ачиенг, Хома-Бэй, Кения
3 сентября, воскресенье
Свобода во Христе
Слово: Лев. 19:18; Рим. 5:5; 6:6, 12, 14, 18; 8:14; 13:8; 1 Кор. 6:20; Гал. 3:10–13; 5:2–13.
Цена нашей свободы (см. 1 Кор. 6:20; Гал. 3:13)
У каждого из нас есть дорогие сердцу вещи, за которые мы заплатили достаточно много, и потому всегда хорошо о них заботимся. Например, ваш смартфон — один из бесценных предметов в наш век цифровых технологий. Мы используем его для голосового и текстового общения и для развлечений. Благодаря различным приложениям смартфон является устройством типа «все в одном», которое играет важную роль в вашей жизни. Вспомните, как вы приобрели этот смартфон. Заработав на него, вы заплатили за покупку определенную цену, что делает его очень особенной вещью.
За нас, христиан, уплачена особая цена — Кровь Христа. После грехопадения Адама и Евы в Едемском саду единственное, чего заслуживала человеческая раса,— это смерть (см. Быт. 2:17). Бог же по Своей безграничной любви к людям отдал Своего единственного Сына, чтобы Тот понес наказание за их грехи и искупил человечество, даровав всем праведность (см. Ин. 3:16). Это искупление лежит в основе христианской свободы.
В своем Послании христианам Галатии Павел дает верующим конкретный совет: впуская в свою жизнь Христа, мы обретаем мир и свободу, которые невозможно получить из других источников. Только благодаря Христу мы имеем доступ к Царству Божьему. В ответ мы должны прославить Бога своим телом и духом, потому что и то, и другое принадлежит Ему (см. 1 Кор. 6:20).
Суть христианской свободы (см. Рим. 6:6; Евр. 2:14, 15)
Позволив Христу воцариться в нашей жизни, мы становимся свидетелями особых изменений, которые в ней происходят. Святой Дух обладает силой вести нас к свободе, которую мы заслуживаем как дети Божьи. Как таковая, свобода во Христе не зависит от какого-то свода правил. Наоборот, она связана со способностью человека принять себя как новое творение. Когда Христос умер, Он сделал христиан свободными от власти греха. Хотя в мире, где мы живем, грех по-прежнему существует, мы обладаем силой противостоять ему, потому что Христос освободил нас, сделав рабами праведности (см. Рим. 6:18).
Павел сообщает христианам Галатии, что, приняв Христа, они стали новым творением, в котором не может господствовать грех. Законы, управлявшие раньше их жизнью, в жизни новой не имеют власти. Теперь верующие находятся под благодатью Христа, которая дает истинную свободу. Библия подтверждает, что дети Божьи являются причастниками плоти и крови Христа, которые наделяют их силой победить дьявола. Благодати Христа достаточно, чтобы избавить христиан от страха смерти, рабами которого они являлись (см. Евр. 2:14, 15), и даровать истинную свободу.
Последствия законничества (см. Гал. 5:2–12)
Законники в Галатии считали, что своими делами могут заслужить Божье благоволение. В результате они стали рабами закона, который, по их мнению, был основанием спасения. Однако некоторые законы, такие как обрезание, обязательное для иудеев, не имели места в жизни преобразованной личности (см. Гал. 5:6). Те, кто придерживался соблюдения таких законов, оказались в рабстве, из которого освободиться оказалось непросто.
Впуская в свою жизнь Иисуса, мы начинаем испытывать нужду в вере, которая действует любовью. Нельзя заслужить спасение, соблюдая какой-то свод правил. Оно приходит от Бога, когда человек принимает то, что совершил для него на кресте Христос. Мы не можем купить его какими-то своими делами, которыми, по нашему мнению, можно угодить Богу. Христианам, считающим, что они могут заслужить благоволение Божье благодаря соблюдению закона, пора осознать, что дела закона не имеют власти над новым творением во Христе. Законничество делает вас рабами закона. Становясь новым творением во Христе, вы получаете возможность испытать истинную свободу.
Свобода против вседозволенности (см. Рим. 6:1, 2; Гал. 5:13)
Обращаясь к членам христианской церкви в Галатии, Павел восстает против законничества и вседозволенности. Он особым образом подчеркивает значимость свободы (см. Гал. 5:13), которая наделяет христиан достаточной силой для того, чтобы проявлять братскую любовь и вести исполненную Духом жизнь. При этом, делая акцент на свободе среди христиан, Павел в то же время демонстрирует убежденность в том, что свобода во Христе не ведет к падению нравов. Христиане, освобожденные от власти греха, не должны повиноваться ему в его похотях (см. Рим. 6:12). Далее Павел дает характеристику жизни, исполненной Духом (см. Гал. 5:22, 23).
Исполненный Закон (см. Лев. 19:18; Рим. 8:4; Гал. 3:10, 12)
Своей смертью на кресте и последующим воскресением Христос разрушил оковы рабства, сковывавшие жизнь фарисеев и книжников. Он описал суть закона так, чтобы ее легко было понять: возлюби ближнего твоего, как себя самого (см. Иак. 2:8). Закон исполняется в тех, кто прославляет Христа в своем теле и сердце. Это достигается верой, а не соблюдением закона (см. Гал. 3:11).
Дискуссия
1. Что означает иметь свободу во Христе?
2. В чем отличие свободы во Христе от вседозволенности?
3. Перечислите плоды христианской свободы.
4. Как христианам освободиться от бремени законничества и вседозволенности?
Селин Кавеца, Найроби, Кения
4 сентября, понедельник
Понимание свободы во Христе
Свидетельство: Гал. 3:13
Павел особенно подчеркивает, что те, кто до конца подчиняет свою жизнь Христу, обретают полную свободу. Полагающиеся на дела закона потеряли веру и отдали себя в рабство законничеству.
«Каждая душа, не желающая отдать себя Богу, находится под властью другой силы. Такой человек не принадлежит себе. Он может говорить о свободе, но в действительности является самым жалким рабом. Ему не дано увидеть красоту истины, потому что его разум пребывает под властью сатаны. Думая, что следует собственному мнению, он повинуется воле князя тьмы. Христос пришел, чтобы сокрушить цепи духовного рабства. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти»» (Рим. 8:2)62.
В своем Послании к церкви в Галатии Павел предостерегает читателей не использовать свободу во Христе ради самовозвышения. Вместо этого она должна побудить их служить друг другу с братской любовью. «Человек часто склонен считать себя выше других, трудиться только для себя, стремиться к самому высокому положению, что порождает в нем злые подозрения и горечь»63.
Однако «Христос присутствует там во всей полноте Своей благодати, чтобы изменять эгоистичную направленность мыслей. Святой Дух обостряет восприимчивость тех, кто следует примеру Господа»64.
Наша свобода во Христе должна выражаться в братской любви, подтверждая принцип «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:19). Для христианина истинная свобода во Христе подразумевает ответственность и усердие. История о богатом юноше (см. Мф. 19:16–22) должна научить нас тому, что требуется человеку для обретения свободы во Христе. «Христос посмотрел в глаза молодому человеку, как бы читая его жизнь и испытывая его. Он полюбил этого юношу, и Ему очень хотелось дать душе его мир, и благодать, и радость, которые существенно изменили бы его. «Одного тебе недостает,— сказал Он,— пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест»» (Мк. 10:21)65.
«Беседа Иисуса с молодым богачом — наглядный урок для нас. Бог дал нам образец поведения, которому должны следовать все, кто служит Ему. В этом состоит повиновение Его закону, причем не простое повиновение, присущее законникам, но повиновение, вошедшее в жизнь и воплощенное в характере. Господь установил Свое мерило для всех, кто хотел бы стать подданными Его Царства. Только те будут признаны детьми Божьими, кто станет соработником Христа, кто скажет: Господи, все, что я имею, и весь я — все Твое!»66.
Роуз Огатту, Дагоретти, Найроби, Кения
5 сентября, вторник
Как нам заслужить Любовь Божью?
Доказательство: Гал. 4:8, 9
Первые христиане в Галатии избрали в своей жизни два основных пути. Одни стали законниками, считавшими, что можно заслужить Божье благоволение благодаря ежедневному строгому соблюдению законов и ритуалов, предписанных заветом. Другие постепенно впали в беззаконие, думая, что теперь они вольны делать все, что пожелают. Верующие, избравшие какой-либо из этих путей, попадали в своего рода рабство, являвшееся полной противоположностью христианской свободы.
До своего обращения Павел строго соблюдал законы завета. Он преследовал тех, кто отступал от предписаний Моисея (см. Деян. 9:1, 2). Однако после обращения он осознал, что никто не может прийти к Богу, просто следуя определенному своду правил или законов. Будучи когда-то законником, он стал противником подобного образа мышления и призывал церковь в Галатии отказаться от этих путей и принять верой Евангелие благодати, воплощенное в жизни Христа.
Освободившись от уз законничества, мы выбираем жизнь, в которой появляется «возможность духовных изменений, когда в человеке поселяется Дух Божий. Он позволяет характеру Бога отражаться в поведении этого человека, наделяя его силой Духа воскресшего Господа Иисуса»67.
Основанием Божьей любви к нам не может служить количество соблюдаемых нами правил. Пытаясь заслужить Божье благоволение своими делами или соблюдением правил, мы уподобляемся рабам или заключенным, запертым за решеткой. Кроме того, условием получения оправдания является не следование закону, а вера (см. Гал. 3:11). Бог даром изливает Свою любовь
на тех, кто принимает решение верить в Него (см. Ин. 3:16). Верой выбирая Христа, мы получаем возможность обрести свободу, которую приготовил для нас Бог.
Строгое следование закону или своду правил подавляет нашу веру, и мы теряем способность видеть Божью руку в Своей жизни. Когда мы допускаем в своей общине законническое понимание спасения, оно связывает нас, привязывает к правилам, предписаниям и ритуалам, которым нет места в истинной христианской свободе. В результате мы бесконечно предпринимаем рабские попытки угодить Богу.
Истинная свобода во Христе приходит с осознанием христианской веры и стремлением взращивать эту веру, чтобы обрести личные отношения с Богом. Когда это произойдет, мы больше не будем прикованы к скале «добрых дел». Вместо этого мы подчинимся Христу в молитве, укрепляя с Ним личные отношения с помощью Святого Духа.
Дискуссия
1. Чем опасно законничество?
2. Означает ли свобода во Христе, что можно не соблюдать Божьи заповеди? Пожалуйста, объясните свой ответ.
Джордж Отиено, Хома-Бэй, Кения
6 сентября, среда
Путь к свободе во Христе
Практика: Гал. 5:1
Свобода во Христе приходит, когда мы принимаем Его своим личным Спасителем. Своей смертью на кресте Христос продемонстрировал победу над грехом и смертью для каждого христианина, который принимает Его в свою жизнь. Однако как определить, имеем ли мы свободу, которую заслуживаем как Божьи дети? Нас смущает, когда те, кто заявляет о том, будто знают Христа, начинают искать свободу через дела закона. Послание Павла к галатам является предостережением и для первых христиан, и для верующих нашего времени.
Имея свободу во Христе, вы испытываете горячее желание повиноваться Богу, любить и познавать Его. Это подразумевает способность узнавать истину о Боге, открытую в Писании. Когда вы обретете эту свободу, Святой Дух объяснит вам истины Слова Божьего и поможет воплотить их в реальности. Свобода во Христе — это не совершенная жизнь, которую мы можем обрести благодаря послушанию предписаниям и законам и попыткам угодить Богу. Нет, свобода во Христе приходит, когда мы с верой взываем к Нему, чтобы жить еще более полной жизнью, которую приготовил для каждого христианина Бог (см. Ин. 10:10).
Выбирая путь законничества и вседозволенности, мы взращиваем в себе гордость и высокомерие, стремясь к самоправедности. Именно это и произошло с членами церкви в Галатии. Многие из них пренебрегли свободой, которую обрели во Христе. Они полагали, что смогут получить спасение только благодаря соблюдению законов и предписаний, управлявших их жизнью до того, как они признали Христа своим Спасителем. Другие же считали, что свобода, которую даровал им Христос, ни в чем их не ограничивает и не требует никакой ответственности.
Подобных взглядов придерживаются и многие современные христиане. Эти мировоззрения возвращают нас обратно к той рабской зависимости, в которой Павел упрекал галатов. Наш христианский долг — убедиться, что мы делаем все необходимое для обретения свободы во Христе. Истинная свобода в Нем — это процесс обновления, при котором мы поддерживаем постоянную связь с Небесами, чтобы каждый день одерживать победу над сатаной и грехом. Несколько практических советов помогут вам обрести истинную свободу во Христе:
- В великой борьбе всегда выбирайте сторону победителя. Между Богом и сатаной идет непрекращающаяся война. Всемогущий Бог смертью Христа на кресте победил сатану, и потому мы не оставлены в этой борьбе без помощи. Признавая Христа своим личным Спасителем, мы имеем все шансы отразить атаки дьявола.
- Освободите свой разум от недобрых мыслей. И Бог, и сатана борются за контроль над нашим разумом. Исполнившись Святым Духом, вы сможете переступить через ложь, которой окружает нас враг, и обрести полную свободу.
- Стремитесь стать ближе к Богу. Сталкиваясь в своей жизни с искушениями и трудностями, учитесь молиться и становиться ближе к Богу.
Дискуссия
1. Что вы можете сделать, чтобы обрести свободу во Христе?
2. Слова дьявола — одна сплошная ложь (см. Быт. 3:4). Как можно противостоять его лжи, чтобы обрести свободу во Христе?
Эстер Аоко, Найроби, Кения
7 сентября, четверг
Закон и свобода
Мнение: Мф. 19:19
Изучая Десять заповедей, я заметила, что они применимы и в отношениях с Богом, и в отношениях с людьми. Например, первые четыре заповеди (см. Исх. 20:1–11) регулируют наше общение с Богом. Последние шесть наставляют в общении с людьми. Я также поняла, что моя христианская свобода зависит от того, насколько я применяю заповеди и в вертикальной, Божественной, и в горизонтальной, то есть человеческой плоскости.
В Своем совете богатому юноше (см. Мф. 19:16–22) Христос указал, что тому необходимо для обретения вечной жизни. Многие молодые люди полны энергии и амбиций, они получили хорошее образование и работу, а зачастую имеют и много денег. Возможно, у того юноши все это было, но он тем не менее беспокоился о том, как обрести вечную жизнь. Если бы свободу во Христе можно было получить благодаря богатству, знаниям или молодости, ему не пришлось бы идти за советом к Иисусу.
Но он хотел знать, в чем заключается его долг и от чего ему надо освободиться здесь, на земле, чтобы подготовиться к жизни вечной. По словам этого молодого человека, он соблюдал закон еще с юности (см. Мф. 19:20). Жизнь для него по-прежнему была пуста, и это мешало ему испытать истинную свободу во Христе.
Подобно тому богатому юноше, я иногда чувствую в своей жизни пустоту, которую необходимо заполнить, чтобы обрести свободу во Христе. Тому молодому человеку Христос посоветовал продать все имеющееся и раздать нищим. Только тогда он смог бы присоединиться к Иисусу. Огорчившись из-за этого совета, юноша ушел с печалью (см. Мф. 19:22).
Мы никогда не испытаем свободы во Христе, если не подчиним свой внутренний мир Богу и не отвергнем притязания сатаны в своей повседневной жизни. Роль закона или заповедей заключается в том, чтобы помочь нам исследовать свою жизнь до мельчайших подробностей и определить, что необходимо исправить в наших отношениях с Богом или людьми. Если мы искренне решим следовать истине, открытой в Писании, наше понимание закона изменится. Мы не будем, подобно законникам, использовать его, чтобы заслужить Божье одобрение. Закон станет для нас способом показать Богу свою благодарность и послушание Его требованиям, записанным в Библии.
Обрести свободу во Христе можно, оставаясь послушным Божьему закону. Тогда сокровище на небесах станет для нас дороже земных богатств и материальных благ. Кроме того, мы должны позволить Христу царствовать в нашей жизни. Это означает, что «следование за Иисусом надо понимать в смысле соблюдения Его заповедей, строгого сообразования с Его образцом, радостного подчинения Его повелениям, правильного и полного соблюдения Его уставов, хранения Его законов»68.
Дискуссия
Какая связь существует между законом Божьим и абсолютной свободой во Христе?
Руфь Отиено, Хома-Бэй, Кения
8 сентября, пятница
На свободу
Исследование: Рим. 13:8; 1 Кор. 7:23; Гал. 5:1–15
Заключение
Спасение — безвозмездный дар, хотя нашему Спасителю пришлось заплатить за него неизмеримо высокую цену. Жизнь Иисуса приравнивается к нашей свободе, но если мы будем пользоваться этой свободой только для того, чтобы удовлетворять свои желания, нам снова грозит рабство. Как же решить эту проблему? С помощью Святого Духа. Он наделяет нас силой служить Богу и любить других людей. Святой Дух помогает нам избегать уз греха и темницы перфекционизма, куда мы склонны сами себя помещать. Своими силами нам не заслужить любви Божьей, но и лишить нас ее не может никто. Осознание этой истины дает нам силы жить, прославляя Бога.
Задания
- Изобразите с помощью рисунка, как вы представляете себе освобождение от уз духовного рабства.
- Исследуйте свое сердце, чтобы понять, насколько прежний образ мышления и старые привычки еще контролируют вашу жизнь.
- Приведите аргументы против перфекционизма и вседозволенности.
- Изобразите с помощью пантомимы свободу, которую вы обрели в Иисусе.
- Спойте или сыграйте гимн, в котором говорится об освобождении от уз греха благодаря Христу.
- Подумайте, что можно сделать, чтобы жить полной жизнью во Христе.
- Запишите свои размышления о том, что означает «любить друг друга».
Для изучения
- George Knight, Exploring Galatians and Ephesians (Review and Herald®, 2005), chapters 19, 20.
- John Stott, Why I am A Christian (InterVarsity, 2003), chapter 5.
- Э. Уайт. Желание веков, с. 302.
Томпол Уилер, Нэшвилл, Теннесси, США
Миссионерская история