16 сентября, суббота
Евангелие и церковь
«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).
Совершенный или настоящий?
Вступление: Мф. 22:34–40; Ин. 13:34
Совершенный: «Не имеющий никаких дефектов или недостатков»75.
Настоящий: «Реальный, в противоположность воображаемому, идеальному или вымышленному»76.
Зачем нужны определения этих двух слов? Да, мы слышим их каждый день, и сами по себе эти слова не слишком впечатляют нас. Интересно, что, хотя они не являются антонимами, использовать одновременно их в прямом смысле невозможно. Суть в том, что в реальности ничто не может быть совершенным, так же, как и идеал не может существовать в действительности. Лишь одно противоречит данной философии, и это — Бог.
Люди, созданные по образу Божьему, несомненно, далеки от совершенства. В Мф. 26 Петр трижды отрекается от Иисуса, и, тем не менее, именно Петру поручается великая миссия — возглавить и вести к совершенству первую христианскую церковь. Даже Иисуса, Который был совершенством во всем, преследовали за то прогрессивное учение, которое, казалось, противоречило традиционным взглядам иудеев. Что же такого радикального было в Его вести? Хочет ли Иисус, чтобы мы продолжали жить несовершенной жизнью, зная о нашей рабской зависимости от греха? Или Он требует совершенства в мире, где достичь этого невозможно? Оба ответа будут неверными.
Зная о нашем несовершенстве, Бог дает нам свободу выбирать, как мы будем относиться друг к другу. Кроме этого, Он дал нам Божественные рекомендации относительно того, какой выбор лучше сделать. У нас множество недостатков, мы постоянно все портим, но Бог любит нас и идет рядом с нами нашим запутанным жизненным путем. Кстати говоря, Бог любит нас всех одинаково, невзирая на то, насколько темное прошлое у нас за плечами или как далеко мы ушли от Него.
Пытаться быть совершенным или стремиться к совершенству в Боге — абсолютно разные вещи. Быть совершенным — это что-то нереальное, фальшивое. Но Иисус призывает нас стремиться к христианскому совершенству: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Человеческое стремление к совершенству связано с любовью. Бог создал нас способными радоваться заботе друг о друге. Я благодарна за то, что Иисус любит меня безусловной любовью.
Быть любимым — лучшее ощущение в мире, а любить кого-то — чувство, приносящее такое же удовлетворение.
Когда фарисеи потребовали от Иисуса назвать им самую главную заповедь, Он ответил: «„Возлюби Господа Бога твоего… возлюби ближнего твоего, как самого себя“; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40). Изучая темы этого урока, каждый раз сначала спрашивайте себя: как идея данного раздела поможет мне лучше узнать Бога и сильнее полюбить Его? Во-вторых, спросите себя, как то, что вы узнали, можно использовать в ваших отношениях с окружающими людьми.
75 Dictionary.com, s.v. «perfect», [электронный ресурс]. URL: http://www.dictionary.com/browse/perfect?s=t (дата обращения: 24 мая 2016 г.).
76 Там же, s.v. «real», [электронный ресурс]. URL: http://www.dictionary.com/browse/real?s=t (дата обращения: 24 мая 2016 г.).
Брук Хо, Лейк-Тэппс, Вашингтон, США
17 сентября, воскресенье
Держись или сдавайся
Слово: 2 Втор. 36:16–20; Иер. 20:7; Мф. 11:28–30
Я видела своих друзей, погрязших в грехах. Кто-то, видя ошибочность выбранного им пути, спешит вернуться к Иисусу, раскаиваясь и вновь подчиняя Ему свою жизнь. К счастью, это относилось и относится ко мне. Однако я видела, как другие, утопая в грехе, оставляли всякие попытки исправить свою духовную жизнь. Вероятно, каждый, кто читает сейчас эти строки, может связать оба этих выбора и со своей жизнью. В предложенном ниже библейском исследовании подчеркивается, как в действительности важно иметь взаимоотношения с Иисусом и насколько простым и плодотворным может быть наше с Ним общение.
Призыв — это тяжелая ноша (см. Иер. 20:7)
Вас когда-нибудь звали помочь в безнадежной ситуации? А может, перед вами ставили очень трудную задачу? Именно так обстояло дело с призывом пророка Иеремии: «Ты влек меня, Господи,— и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною» (Иер. 20:7). Зачастую призыв на служение оборачивается нелегкой задачей. Но уровень сложности никогда не должен быть критерием, определяющим разумность нашего призыва. Иеремия произнес эти страстные слова, обращаясь к Господу, когда противился природе своего служения.
Вообще, в книге пророка Иеремии можно найти множество разных исповедей, обращенных к Господу. В каждой из них пророк изливает свое сердце, рассказывая о тех разочарованиях и тяготах, что связаны с чрезвычайно трудным служением, возложенным на него Господом77. Иеремию призвали служить народу, который не хотел иметь ничего общего ни с самим пророком, ни с его пророческой вестью.
Каким-то образом Иеремии удалось найти в себе силы продолжать служение, несмотря на отчаяние и все свои переживания, связанные с призывом. Он не перестал любить свой народ, хотя его высмеивали и преследовали. История жизни Иеремии печальна. Печален и ее конец. Однако верность пророка Божьему призыву, прозвучавшему в его жизни, возможно, является самым вдохновляющим моментом во всем Писании.
Осуждение Иерусалима (см. 2 Пар. 36:16–20)
Непосредственно перед падением Иерусалима автор Второй книги Паралипоменон отмечает, что люди «издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» (2 Пар. 36:16). После этого Господь призвал врага Иерусалима — халдеев, правящий класс Вавилона, которые должны были напасть на город и полностью стереть его с лица земли.
Проблема заключалась в том, что сердца израильтян охладели к слову Господа. Оно перестало их волновать. Грех — это состояние деградации, которое начинается с малого и поначалу даже поддается контролю. Но если не подчинить грех Богу, он начнет расти и захватит все наше сердце. Второе, на что обращает внимание автор,— призвание Господом врагов израильского народа для того, чтобы уничтожить Иерусалим. Согласно толкованию этого текста, когда мы полностью подчиняемся греху, у Бога не остается выбора, кроме как отнять у нас Свою духовную защиту. Причина не в том, что Он не хочет нас защищать. Просто мы сами отказываемся от этой защиты.
Что посеешь, то и пожнешь (см. Лк. 22:3; Деян. 5:1–5)
В Евангелии от Луки записаны крайне тревожные слова: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати» (Лк. 22:3). Разве возможно, чтобы сатана буквально вошел в сердце человека, который несколько лет принадлежал к внутреннему кругу Иисуса? Какой жуткий пример. Для нас не только важно быть рядом с Господом, но необходимо позволить Ему защитить наше сердце. Иуда провел рядом с Иисусом несколько лет, но его сердце никогда полностью не принадлежало Господу. Через эту щель в его духовном доспехе и проник сатана.
В книге Деяния святых Апостолов мы снова сталкиваемся с подобной тревожной ситуацией, когда Петр спрашивает Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5:3). Вселенская духовная война проникает в нашу повседневную жизнь и напрямую, открыто, и хитростью, едва различимо. Очень легко проглядеть, в каких сферах нашей жизни мы так отчаянно нуждаемся в Иисусе. С другой стороны, находясь в полном послушании Христу, можно получать удовольствие даже от привычных действий. Но суть этой вести не в делах,— она касается нашего сердца.
Показательные благословения (Мф. 11:28–30)
Хотя темы, поднимаемые в этом уроке, и упоминаемые в нем библейские стихи могут оставить в душе тяжелое чувство, в действительности все совсем не так. Да, нам придется нести свое тяжкое бремя в этой жизни, но при этом Иисус обещает, что всегда будет идти рядом с нами, подставляя Свое плечо в трудные моменты. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28–30). Сравнение предельно ясно. Один вол может сделать только то, что под силу ему одному. Но в паре еще с одним волом они не просто выполнят двойной объем работы, но и заметно увеличат показатели.
В своей книге «Разочарование в Боге» Филипп Янси рассуждает о том, что жизнь трудна и несправедлива: «Никому из нас не укрыться от трагедий и разочарований, как не избежал их и Сам Господь. Иисус не сулил нам безопасности, не учил, как обойти несправедливость,— мы должны пройти ее как бы насквозь, с начала до конца, пока не выйдем по другую сторону»78. Полностью приняв Иисуса и встав с Ним под одно ярмо, мы не избавимся от проблемных ситуаций. Это партнерство может даже привести нас к служению, которое покажется нам чрезвычайно трудным или даже невозможным. Но благодаря Иисусу, стоящему с нами под одним ярмом, мы не только сможем справиться с порученной задачей, но и принесем много пользы для Царства Божьего.
Дискуссия
1. В свете всей прелести совместной работы с Господом вспомните, были ли в вашей жизни сложные ситуации, из которых вы смогли найти выход благодаря своим отношениям с Иисусом.
2. Нас, как и Иеремию когда-то, иногда призывают выполнить трудную работу для Христа. Можете ли вы определить подобные моменты в своем прошлом или, возможно, распознать их в будущем?
3. Тщательно исследуйте свою жизнь — что в ней вы хотели бы подчинить Господу?
77 См. Иер. 11:18–23; 12:1–4; 15:10–12, 15–21; 17:14–18; 18:19–23; 20:7–18.
78 Филипп Янси. Разочарование в Боге, гл. 24 «Справедлив ли Бог?» [электронный ресурс]. URL: http://soteria.ru/s4548/26/.
Мегган Николь, Лейк-Тэппс, Вашингтон, США
18 сентября, понедельник
Святая жизнь стоит того, чтобы жить
Свидетельство: Мф. 18:15–17
«Люди являются собственностью Христа, ибо искуплены Им безграничной ценой и связаны с Ним любовью, которую Он и Его Отец проявили к ним. Поэтому насколько же осторожными мы должны быть в наших отношениях друг с другом! Люди не имеют права причинять зло своим собратьям. Члены церкви не вправе следовать своим собственным побуждениям и наклонностям в отношениях с теми из своих братьев, которые когда-то ошиблись. Они не должны даже выражать своих предубеждений в отношении ошибающихся, потому что таким образом они закладывают в разум последних закваску зла. Сообщения, неблагоприятные для брата или сестры, передаются от одного члена церкви к другому. Совершаются ошибки, и творится несправедливость из-за того, что кое-кто из братьев не желает следовать указаниям, данным Господом Иисусом»79.
«Какая бы обида ни была нанесена, это не меняет установленного Богом плана улаживания разногласий и личных обид. Если поговорить с совершившим ошибку наедине, это, скорее всего, поможет устранить недоразумение. Иди к заблудшему с сердцем, наполненным Христовой любовью и сочувствием, постарайся уладить разногласие. Порассуждай с ним спокойно и выдержанно. Да не слетает с уст твоих злых слов. Говори с заблудшим таким образом, чтобы пробудить в нем здравое суждение. Помни слова: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов»» (Иак. 5:20) 80.
«„Если же согрешит против тебя брат твой,— сказал Христос,— пойди и обличи его между тобою и им одним“» (Мф. 18:15). Не рассказывайте другим о зле. Если рассказать сначала одному, потом другому и третьему, то слухи начнут расти, как снежный ком, зло будет увеличиваться до тех пор, пока вся церковь не начнет страдать. Реши этот вопрос «между тобой и им одним». Это Божий план. «Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай» (Притч. 25:8, 9). Не проходи мимо греха в твоем брате, но не разоблачай его и не усугубляй дела; пусть твой упрек не звучит, как месть. Исправляй его таким образом, как это указано в Слове Божьем» 81.
Дискуссия:
1. Есть ли в вашей жизни кто-то, с кем вам нужно наладить отношения,— родственник, друг, коллега учитель?
2. Если мы будем смотреть на людей глазами Христа, как это повлияет на наши отношения с теми, чье поведение не соответствует тому, что мы считаем подобающим для христианина?
79 Э. Уайт. Служители Евангелия, с. 498.
80 Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 261.
81 Там же, с. 260.
Лиззи Мэттсон, Лейк-Тэппс, Вашингтон, США
19 сентября, вторник
Павел и первоапостольская церковь: обзор эпохи
Доказательство: Мф. 11:28–30; Гал. 5:13–15
В своих посланиях Павел изливает перед нами свое сердце и душу ради горячо любимых им людей. Подобно большей части его писем, Послание к галатам содержит сведения личного характера. Павел описывает проблемы, которые тревожат его, и связаны они с его служением раннехристианской церкви. В целом, суть вести к галатам сводится к призыву бескорыстно служить людям и сохранить единство среди верующих недавно зародившейся общины. Но кем были эти первые христиане и с какими трудностями пришлось столкнуться Павлу в попытке помочь росту и общению членов раннехристианской церкви?
Во-первых, среди верующих были евреи. Многие, если не большинство, из новообращенных христиан были иудеями, которые признали Иисуса Мессией из пророчеств, записанных в еврейских свитках (Ветхом Завете). Однако, придерживаясь традиционных иудейских взглядов, многие из этих первых христиан считали Иисуса и веру в Него исключительно преимуществом иудеев, и язычникам здесь места не было. По этой причине Павел сталкивался с постоянной критикой и возражениями со стороны иудеев и христиан, которые еще не до конца поняли весь смысл вести Христа, обращенной к этому миру. В одном из переводов Библии под названием The Message Bible слова Павла из Гал. 5:13–15 звучат следующим образом: «Бог призвал вас к свободной жизни… Используйте свою свободу для того, чтобы служить друг другу в любви; именно так свобода возрастает» (пер. с англ). Павел призывает верующих выйти за рамки иудейского/христианского мышления и свободно служить другим людям, пребывая в любви Иисуса, любви, которая простирается ко всем людям во всех уголках земли.
Кроме того, среди верующих были римские граждане, имперские подданные огромного средиземноморского региона, где учил Иисус, где зародилось христианство и где проходили миссионерские путешествия Павла. Время, в которое жил апостол, также называлось Римским миром, или Pax Romana. Эта эпоха характеризовалась миром и процветанием, продлившимся более двухсот лет. Жить в Римской империи было хорошо, если только вы не представляли собой угрозу имперской политической стабильности. Первые христиане критиковали распущенность римских граждан и отказывались поклоняться римскому императору как божеству. С годами это привело к появлению напряжения, вылившегося в великие гонения на христианскую церковь. Но император был лишь одним из множества богов, которым поклонялись римляне. Огромная сеть храмов, посвященных этим богам, раскинулась по всему римскому миру, символизируя лояльность подвластных империи территорий к сложной системе римской мифологии.
Так начиналось зарождение великого движения христианской церкви, находившейся меж двух огней — иудейского мира, который либо отвергал Иисуса, либо считал Его весть исключительно своей, и опасного мира римлян с его поклонением языческим божествам. Каким, должно быть, утешением звучали для первых христиан слова Иисуса, повторяемые верующими: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28)!
Дискуссия
1. Какие еще сообщества существовали во время зарождения христианства? Как взгляды людей, принадлежащих к этим сообществам, помогали или мешали установлению христианской веры?
2. Постепенно христианство было официально признано римским миром и даже получило повсеместное распространение. Какое влияние история нашего мира оказала на историю христианства?
Крэйг Мэттсон, Лейк-Тэппс, Вашингтон, США
20 сентября, среда
Давайте делать добро
Практика: Гал. 5:15; 6:9, 10
«Носите бремена друг друга» (Гал. 6:2). «Почему, Господь,— спрашиваю я,— Ты говоришь мне эти слова, когда в моей жизни так много собственных забот?» Большая часть нашего времени заполнена всевозможными тяготами жизни. Мы встаем с рассветом, проводим часы в одуряющей пробке по дороге в школу или на работу, затем занимаемся домашними обязанностями, мало спим,— этот список можно продолжать бесконечно. Терпение на исходе. Мы ругаемся с женой или мужем, соседом по комнате, учителями, начальником или даже со своими братьями и сестрами в церкви. Страшно подумать о том, что надо еще и носить бремена друг друга или даже просто спрашивать, как дела. Но что происходит, когда мы все-таки решаемся сделать что-то доброе для какого-нибудь человека? Какие чувства мы испытываем?
Помощь другим облегчает наше собственное бремя. Когда мы ставим других на первое место, в нас проявляется образ Иисуса Христа. Во время Своего пребывания на земле Иисус каждый день брал на Себя чужие бремена, на кресте полностью освободив от них людей. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9). Терпение по отношению к своим братьям и сестрам во Христе проявляется в такой же любви и таком же уважении к ним, какие мы демонстрируем к членам своей собственной семьи. Разделить свою ношу с кем-то еще — значит уметь смириться и дать возможность и другому человеку открыть свое сердце. Благодаря этому мы станем более добросердечными и сострадательными, все больше преображаясь в образ Христа.
Церковь должна стать местом, где можно найти приют, а не рассадником сплетен, раздоров и клеветы. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15). Нам нужно любить друг друга и полагаться друг на друга, когда в этом возникает необходимость. Помощь, которую мы оказываем другим, не должна стать причиной нашей гордости или хвастливости. Уместно только чувство радости, данной Богом. Наша вера совершенствуется благодаря делам, а не на оборот. Если служение другим ведет к гордыне, значит, в нашем сердце нет в этот момент любви Божьей. Однако, если мы, охваченные глубокой благодарностью Богу за Его любовь к нам, делимся этой любовью с окружающими нас людьми, гордости здесь не будет места. Радость служения и как результат ощущение связи с Господом станут для нас величайшей наградой.
Так как же нам научиться радоваться, помогая другим и разделяя их тяготы? Один из способов — просто разговаривать с людьми. Никаких тайных планов, никакой специально подготовленной речи. Просто разговаривайте. И не только с друзьями и близкими знакомыми, но и с людьми вне вашего привычного круга общения. Это может быть старушка, у которой умер муж, или кто-то, с кем у вас были трения в прошлом. Столкнувшись с проблемой испорченных или разрушенных отношений, сделайте первый шаг для того, чтобы исправить положение. Протяните руку человеку, который совершенно непохож на вас, и выслушайте его историю. В общем, наладьте отношения.
Дискуссия
1. Как нам научиться смиряться и служить другим, разделяя с ними их бремя?
2. Сравните физические бремена и душевные тяготы.
Алетейя Миллер, Грэхем, Вашингтон, США
21 сентября, четверг
Господь, кому мне служить?
Мнение: Гал. 6:10
Возможно, один из самых трудновоплотимых в жизнь христианских принципов записан в Гал. 6:10. Сравнительно легкий для понимания, этот текст ускользает от нашего внимания, хотя должен использоваться везде и всеми, и не только христианами. Этот библейский стих можно считать известным всему миру изречением, но с христианской точки зрения найти к нему подход довольно трудно. В нем содержится повеление идти и делать добро всем людям, а не только тем, кто разделяет наши мысли и взгляды. Делать добро всем. Это трудно.
Мы живем в мире, где люди разделяются на группы по разным признакам. Мы раздаем ярлыки и делим других на группы по категориям, которые позволяют нам легко ориентироваться и действовать в нашем обществе. Но в Послании к галатам нас призывают служить всем людям, независимо от места, занимаемого ими в обществе. Этот стих также побуждает нас делать добро другим, невзирая на их отношение к нам и на чувства, которые мы испытываем к ним. Если бы не любовь Христа, подобная задача оказалась бы для нас трудновыполнимой.
В своем руководстве по изучению Библии Уильям Баркли написал: «Им оставалось с изумленной благодарностью принять то, что предложил им Бог; важно не то, что мы могли бы сделать для себя, а что Бог совершил для нас»82. Только осознавая всю серьезность и ошеломительность того факта, что Бог возлюбил нас и умер за нас, невзирая на нашу греховность, мы сможем обратиться к людям и посмотреть на них глазами, полными любви.
Но в Гал. 6:10 есть одно беспокоящее меня добавление, где Павел призывает делать добро всем, «а наипаче своим по вере». Неужели Павел действительно говорит о том, что мы должны относиться к верующим лучше, чем к неверующим? Или, может быть, он призывает вновь пришедших членов недавно образованной общины в Галатии стать единым целым во Христе? Мы должны помнить о том, что в то время, когда Павел писал это послание, христианская церковь была маленькой, хрупкой, радикальной и в основном не признанной законом организацией. Поэтому, хотя апостол, безусловно, призывает последователей Христа служить всем людям, он также заботится о том, чтобы эти первые маленькие христианские группы, объединившись, могли выдержать давление со стороны господствующего над ними общества.
Как же складывается ситуация в наши дни? Должны ли мы делать добро всем, но своим собратьям служить больше или лучше, чем неверующим? Согласно совету, данному Павлом общине в Галатии, наша миссия действительно состоит в том, чтобы нести служение во всех сферах нашего разделенного на классы общества с любовью и пылом, присущими Христу. Однако мы также должны позаботиться о близких, особых отношениях между верующими внутри церкви, чтобы способствовать установлению тесного общения и созиданию нашей коллективной веры.
Дискуссия
1. Как можно сегодня активно делать добро другим людям?
2. Сколько времени вы посвящаете служению за пределами церкви, а сколько тратите на служение в своей общине?
3. Есть ли в вашем районе человек или группа людей, которым вы, возможно, не уделяете достаточного внимания? Какой план вы можете разработать, чтобы наладить общение с этими людьми, действуя либо от своего имени, либо как церковная организация?
Джулия Армстронг, Оберн, Вашингтон, США
22 сентября, пятница
Любовь покрывает все
Исследование: Гал. 6:10
Заключение
Какое утешение знать, что все мы — дети Божьи, а не Его внуки, судя по нашему возрасту. В результате у нас с вами насчитывается чуть меньше семи с половиной миллиардов братьев и сестер по всему земному шару, которых Бог посоветовал нам любить и наставлять. Мы никогда не сможем встретиться, наладить хорошие отношения или даже просто поделиться любовью Божьей с большинством из них. Однако у нас есть возможность продемонстрировать свою доброту тем членам семьи, которые находятся рядом с нами. К ним относятся все, с кем мы встречаемся и взаимодействуем на постоянной основе. На этой неделе в Гал. 6:10 Павел убеждает нас в необходимости делать добро всем, а особенно тем, кто входит в нашу христианскую семью. Одаривайте друг друга любовью, состраданием, прощением, милосердием и благодатью. Носите бремена друг друга, потому что в этом суть истинного, живого Евангелия.
Задания
- Нарисуйте или сделайте коллаж, изображающий, как церковь может воплотить в жизнь принцип, записанный в Гал. 6:10: делать добро всем, а особенно — своим по вере.
- Напишите короткое стихотворение или рассказ о том, как мы можем проявлять друг к другу в церкви больше терпения и сострадания.
- Выслушайте христианские гимны о любви Божьей и любви между христианами (например, №19 «Бог есть любовь» из сборника «Гимны надежды»). Поразмышляйте о том, как тексты этих гимнов связаны с ключевым принципом служения всему обществу, а особенно своим братьям и сестрам в церкви.
- Организуйте мероприятие для своего класса субботней школы вне церкви, чтобы получить возможность лучше узнать и научиться понимать тех, кто входит в вашу группу.
- Поразмышляйте над темой урока о том, что нужно делать добро всем, а особенно своим по вере. Подумайте, что хорошего вы могли бы сделать для своих соседей и местной общины.
- Придумайте короткую сценку о том, как мы можем носить бремена друг друга в своей церковной семье.
- Посмотрите, как общаются друг с другом животные из одной стаи, стада и т. д. Какие уроки в плане общения друг с другом в церкви мы можем извлечь, наблюдая за ними?
Для изучения
- Мф. 5:43; 1 Фес. 5:15; 1 Петр. 4:8; Евр. 13:16.
- Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. 1 «Предназначение церкви по замыслу Божьему»; гл. 3 «Великое поручение».
- Грег Гилберт, Что такое Евангелие, гл. 7.
- Raymond C. Ortlund Jr., The Gospel: How the Church Portrays the Beauty of Christ (Crossway, 2014), chapter 2.
Надин Джозеф, Бруклин, Нью-Йорк, США
Миссионерская история