За 2 января Предвечный Сын Божий
«5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5).
Но Слово Божье, говоря о человеческой сущности Христа во время пребывания Его на этой земле, высказывается тем не менее вполне определенно относительно Его предвечного существования. Слово существовало как Божественное Существо, как вечный Сын Божий, в единении и согласии со Своим Отцом. Извечно Он был Ходатаем завета, Тем, в Ком все народы земли, как иудеи, так и язычники, должны были обрести благословение при условии принятия Его. “Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1:1). Еще до сотворения людей или ангелов Слово было у Бога и было Богом.
Мир был сотворен Им, “и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Ин. 1:3). Если Христос сотворил все, значит, Он существовал прежде всего. Слова, сказанные по этому поводу, столь определенны, что ни у кого не должно оставаться ни малейшего сомнения. Христос был Богом в высшем смысле этого слова. Он был с Богом от вечности, Бог надо всем, благословенный вовек.
Господь Иисус Христос, Сын Божий, существовал изначально как особая Личность, однако же единая с Отцом. Он был непревзойденной славой небес. Он был Повелителем небесных сил, [248] и Ему по праву принадлежало благоговейное поклонение. И это не было хищением у Бога. “Господь имел меня началом пути Своего, - провозглашает Он от лица мудрости, - прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны” (Притч. 8:22-27).
Слава и свет заключены в истине о том, что Христос был един с Отцом еще до основания мира. Это - свет, сияющий в темном месте, озаряя его светом изначальной Божественной славы. Эта истина, бесконечно таинственная сама по себе, объясняет и другие таинственные истины, не объяснимые иным образом. Она окружена сиянием, непостижимым и недоступным.
“Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог” (Пс. 89:3). “Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Мф. 4:16). Здесь извечное существование Христа и цель Его явления нашему миру представлены как животворные лучи света, исходящие от вечного престола. “Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных” (Мих. 5:1, 2).
“Мы проповедуем Христа распятого, - провозглашает Павел, - для Иудеев - соблазн, а для Еллинов - безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, - Христа, Божию силу и Божию премудрость” (1 Кор. 1:23, 24).