С двумя аспектами смерти Христа, перечисленными тобою, Дажст, согласен абсолютно:
Смерть Христа обусловлена (в том смысле, что стала возможной, речь сейчас не о Его мотивах) во-первых, тем, что "Слово стало плотию". А во-вторых - тем, что Его убили люди, движимые сатаной.
Но третий аспект привнесен в эту тему искусственным путем. Это не ты сделал, Джаст. Ты просто повторяешь это положение.
Утверждение о том, что Христос умер, потому что мы со своими грехами "были в Нем", исключительно умозрительное. Я знаком с этой логической цепочкой. Христос, мол, "вместил" в Себя "все человечество" (снова мистика, как и с возложением грехов на кресте). Это человечество - греховно и обречено на погибель. Бог сказал, что возмездие за грех - смерть, поэтому оно должно быть уничтожено, Бог ведь сказал! Христос - "второй Адам". Адам означает человечество. Человечество греховно, потому - смерть ему "во Христе".
Джаст, только прошу тебя, не горячись, будь спокоен. Господь поможет нам, я верю.
Прочти, пожалуйста, следующее:
"В самом начале великой борьбы сатана заявил, что закон Божий невозможно исполнять, что справедливость несовместима с милосердием, и если закон нарушен, то грешник не может получить прощение. Каждый грех должен быть наказан, утверждал сатана. А если Господь станет прощать грехи. Он не будет более Богом истины и справедливости" ЖВ, 761.
Джаст, ты не усматриваешь этой же самой логики в упомянутом тобою учении о Христе как о втором Адаме? Ты не подумай, что я отрицаю библейское утверждение, что Он - второй Адам! Я отрицаю его интерпретацию, о которой сейчас идет речь. Авторы такого понимания имеют в виду именно это - если закон нарушен, то грешник не может получить прощение. Каждый грех должен быть наказан.
Но давай прочтем вдохновенные слова дальше:
"Когда люди нарушали закон Бога, пренебрегая Его волей, сатана ликовал. Он заявлял: вот доказательство того, что закону невозможно повиноваться и человека нельзя простить. Поскольку сатана после своего восстания был изгнан с небес, он настаивал, чтобы и человек был навсегда лишен милости Божьей. Бог, утверждал он, не может быть справедливым и в то же время милостивым к грешнику.
Но (вот в этом самом «но» - вся суть!) даже будучи грешником, человек находится совсем в другом положении, чем сатана. Сатана на небесах согрешил в свете славы Божьей: ни одному существу, сотворенному Богом, не была явлена в такой мере Его любовь.
Зная характер Господа, зная Его доброту, сатана тем не менее следовал своей упрямой, независимой воле, и этот выбор был окончательным. Бог ничего не мог сделать для его спасения, но (и снова это многозначительное «но», которое объясняет всё) человек оказался обманут. Его ум был помрачен хитрыми измышлениями сатаны, он не знал высоты и глубины любви Божьей. И все же оставалась надежда, что человек может познать Божью любовь. Открывая для себя Божественные истины, может вернуться к Богу"
Видишь ли, дружище Джаст, для человека Господь предусмотрел возможность вернуться к Нему. Некоторые богословы проложили этот путь через смерть, через «уничтожение греховной человеческой расы» на кресте, спекулятивно воспользовавшись при этом понятиями «во Христе» и «Христос – второй Адам». Но это учение имеет только вид истины. Сама же истина настолько прекраснее, насколько свет прекраснее тьмы.
Как на самом деле мы можем вернуться к Отцу? Путем ли смерти «коллективного человеческого естества» «во Христе»? Вот что говорит об этом Дух пророчества:
«"Научитесь от Меня, — призывает Иисус, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим". Мы должны пройти школу Христа, чтобы научиться у Него кротости и смирению. Искупление - это процесс приготовления к жизни на небе. Эта подготовка означает познание Христа. Она означает освобождение от помыслов, привычек и обычаев, приобретенных в школе князя тьмы».
Именно об этом пишет и древний пророк:
«чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» Ис 53:11
Эту же мысль дважды повторяет Петр:
«… от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» и
«избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа»
Об этом же пишет и Иоанн, возлюбленный ученик Иисуса, который глубже других апостолов проник в тайны искупления:
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими», несомненно, указывая на крест.
Что же такого мы можем познать, через что Праведник, Раб Божий сможет оправдать нас и грехи наши на Себе понести?
Избегнуть скверн мира, и получить все потребное для жизни и благочестия мы можем только в познании великого дела, которое совершил ради нас Сын Божий по Своей несравненной любви к нам. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - сказал Иисус. Сказал, и – сделал.
«Откровение Божьей любви к человеку достигло апогея на кресте. Его полное значение не в силах выразить язык, не может изобразить перо, и человеческий ум не может постичь Его.
Глядя на Голгофский крест, мы только можем сказать: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16).
Христос, распятый за наши грехи, Христос, воскресший из мертвых, Христос, вознесшийся на небеса, — вот наука о спасении, которую мы должны изучать и которой должны учить других» СИ, 423,424
Никакие измышления богословов о том, как мы умирали вечной смертью «во Христе» на Голгофе, получая возмездие за грех «в Нем», каким бы богатым воображением мы не обладали, не могут стать для нашей души той наукой, о которой мы только что прочитали. Проповедуя идею о наказании всего человечества «во Христе», мы, на самом деле, вторим тому, кто в самом начале великой борьбы заявлял, что каждый грех должен быть наказан смертью.
«через Него люди получают прощение прошлых грехов по великодушию Бога» ЖВ, 762.
Бог прощает наши грехи – вот истинное Евангелие! Он не уничтожает нас «во Христе», а заодно и Его вместе с Нами, а прощает нас. По какой причине? Или, может быть, по какому праву? По своему великодушию! Бог благ и милосерд, именно поэтому Он и прощает нас, не обращая внимания на разглагольствования сатаны по поводу Его правомочий. Иисус пришел на землю, чтобы объяснить это людям. Но они убили Его, так и не поняв, что именно Он хотел им сообщить. Однако через это убийство слава Божия открылась еще полнее. Вся Вселенная смогла убедиться окончательно, что Бог – не эгоист, как утверждал о Нем сатана.
Именно это откровение должно оживотворить нас, а пример Иисуса дает нам нравственную силу для победы над грехом в нашей собственной жизни.
Е. Уайт в своих трудах многократно представляет искупление как воспитательный или образовательный процесс. Однако в ее размышлениях мы не найдем ни малейшего намека на то, что предметом нашего изучения должно быть нечто подобное умозаключениям богословов о том, как мы были уничтожены во Христе, и какую пользу это понимание может принести сегодня нам. Прощение – оно и есть прощение. Даже мы, люди, будучи злы в сущности своей, понимаем это. Неужели Бог, сущностью Которого является любовь, может простить нас не иначе как через уничтожение? Стоит хорошенько задуматься, кто стоит за этим образом, кому угоден образ такого Бога.
Прощение Бога означает не просто забвение наших грехов. «… люди получают прощение грехов по великодушию Бога. И более того, Христос наделяет людей Божьими качествами. Он воспитывает человека в подобии Божьем, так что в нем гармонично сочетаются духовная сила и красота. Так в верующем исполняется праведность закона, так Бог может явиться «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим 3:26)», ЖВ, там же.
Как жаль, что учители народа не могут уразуметь эту прекрасную истину. В отличие от Бога они видят в человеческой природе только плохое, чему самое достойное место – геенна огненная. И какое счастье, что Отец и Сын рассудили иначе! Бог отдал Своего Сына, а Он Своим воплощением показал, КАК Небо относится к человеческой природе. На примере собственной жизни в греховной плоти Он показал, что, несмотря на то, что природа человека глубоко порочна, она способна к воспитанию и преобразованию. А Своим воскресением из мертвых Он показал, каковы окончательные плоды этого процесса воспитания, процесса длиною в жизнь. В этом – вся суть адвентистской вести к падшему миру. Сатана похитил эту весть. В том числе и у «вестников 1888 года» (я, естественно, не о Ваггонере и Джоунсе).
Давайте же отвоюем эту весть у нашего общего врага обратно! Если мы не сделаем этого, это сделают другие, а мы останемся во тьме человеческих идей, называя тьму светом, а свет – тьмою.
Изменено: Андрей Б. - 25.08.2011 17:28:03