(а) Вера – это только надлежащий ответ человеческого сердца на Божью любовь. Вера не может быть простым согласием разума с правильным учением или эгоистичным принятием с целью личной безопасности. Вера приходит через познание Слова о кресте. Она является сердечным принятием призыва: «Примиритесь с Богом!», ответом на искупление жертвой Христа. Бог - любящий и дающий, а мы - верующие.
(б) Из этого следует, что сердечное принятие юридического или законного оправдания, предоставленного благодаря заместительной жертве Христа, есть истинное оправдание через веру. Для всех людей Христос принес «жизнь», но «бессмертие» Он принес только тем, кто верит (2 Тимофею 1:10).
(в) Такая вера основывается на сораспятии себя со Христом. Без мысли о каких-либо делах и желании личной награды, верующий соединяется со Христом на кресте:
Взирая на чудесный крест,
Где умер за меня Князь Славы,
Все блага мира для меня ничто,
И гордость всю я сразу же оставил.
Это не болезненная борьба (уступить себе или нет), а воссоединение, автоматический акт отождествления. Позвольте лишь воссиять любви Божией, позвольте Евангелию быть провозглашенным во всей его чистоте, свободным от фальсификации и уверовавшая душа не посчитает жертву трудной.
И если бы мир я весь отдал,
Все это так ничтожно мало.
Ведь та любовь, что Бог нам дал,
На нашу жизнь имеет право.
(г) Таким образом, из-за того, что Бог оправдывает нечестивого, сердце верующего не будет в состоянии вражды и отчуждения по отношению к Богу. Вера включается, она продуцирует, изменяет сердце. «Потому что сердцем веруют к праведности». Изменение сердца происходит в тот миг, когда человек уверовал. Вера есть изменение сердца! Когда нечестивый оправдывается верою, его сердце смягчается: «Кто во Христе, тот новая тварь, прежнее прошло, теперь все новое». Это место из 2 Коринфянам 5:17 описывает оправдание верой. Вот главное измерение значения веры:
Вера необходимая для спасения – это не простая номинальная вера, но прочный принцип, получающий жизненную силу от Христа. Она будет вести душу, чтобы почувствовать любовь ко Христу до такой степени, что характер будет усовершенствован, очищен и облагорожен. Вера во Христа – это не просто импульс, но сила, которая действует любовью и очищает душу.
Весть 1888 года пошла дальше так называемой реформаторской точки зрения, что оправдание верою есть просто законный акт, совершившийся миллионы световых лет тому назад без участия сердца самого верующего. Она также пошла дальше обычного общепринятого понятия «исторического» Адвентизма, которое считает оправдание верой, как просто извинение или прощение прошлых грехов, в то время как жизнь существующего послушания расценивается, как «освящение». Однако когда оправдание верой имеет отношение к законной заместительной деятельности Христа вместо верующего, ее исключительная сущность заключается в изменении, происходящем внутри верующего. Заслуга, на основании которой происходит оправдание верою, никогда не находится внутри верующего, но само по себе оправдание по вере очевидно в верующем: «Я распят со Христом» (Галатам 2:19, англ. пер.). Вот почему оправдание верой зависит от оправдания, достигнутого для всех людей на кресте. И подлинное освящение – это также опыт постоянно продолжающегося оправдания верой.
(д) Вера верующего принимается за праведность. Вера охватывает всю Христову праведность. Все, что Господь ожидает от грешника - это лишь искренней веры; Он вменяет ему всю совершенную праведность Христа.
Точка зрения вести 1888 года заключается не в том, что вера равнозначна праведности, но в том, что Бог считает ее за праведность. Это все, что Авраам дал Господу, и это все, что Он ожидает от каждого из нас. Это неизмеримо больше, чем простое юридическое действие, бумажная работа, как это часто бывает. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1, добавленный акцент). Это так называемое определение веры лучше всего можно понять в свете вменения праведности Христа: если грешник имеет веру, то Бог воспринимает это как самое важное, как полную уплату, как осуществление того, чего Он ожидает. И это великое действие - вменение праведности может осуществиться, если понята истинная сущность новозаветной веры (Римлянам 3:25)...
Но, совершенно не принимая во внимание любые дела, Бог может быть справедливым и оправдывающим грешника, который имеет веру, потому что вера есть искреннее принятие сердцем Божьей праведности. Все это осуществляется через Христа, совершающего примирение «через веру в Его крови». И если бы не было ни крови, ни креста, то не могло бы быть никакого законного, юридического основания для оправдания; не могло бы быть и веры со стороны грешника. Кровь совершила, как объективное, так и субъективное искупление.
Это - не «моральное влияние теории искупления», потому что эта кровь «вопиет» к кающемуся человеческому сердцу. Это - истинное оправдание верой, «повергающее славу человеческую во прах». Р.Виланд
оживил вместе с Ним, простив нам все грехи Кол. 2:13