Посмотрим на крест "глазами иудеев"?
Жак Секвейра, "Сверх ожиданий" (страницы приведены в соответствии с книжным русскоязычным изданием, изд-во "Источник жизни", 1995 год)
На с 75, 76 Жак пишет: «Только взглянув на крест глазами иудеев, как это сделали новозаветные писатели, мы можем понять полноту его значения…»
Можно подумать, что под «иудеями» Жак подразумевает самих новозаветных писателей, которые действительно практически все были иудеями, и что именно их взгляд на крест должен быть примером для нас. Но нет! Кого на самом деле имеет в виду автор, мы видим в следующем же предложении. Итак, он пишет: «иудеи настаивали, чтобы Христос был распят… Для иудеев распятие на кресте было равноценно повешению на древе, которое по их понятиям означало, что казненный окончательно проклят Богом. Для них это было равносильно второй смерти или вечной смерти… Итак, для иудеев распятие Христа означало больше, чем физическую смерть. Это означало, что на Нем было проклятье Божье, равноценное второй смерти».
Мы пока запомним эти мысли, и обратим внимание на то, что Жак разделяет физические муки Христа на Голгофе с Его душевными муками. На с 73 он говорит о том, что «какими бы тяжкими они (т. е. физические муки) ни были, они не совершили нашего примирения. Сатана и жестокие люди, руководимые им, были источником, причинившим Иисусу физическую боль. Высшая же жертва (вообще, Жак мастер по "переключению рычагов", ведь он только что говорил о страданиях, не так ли? Значит, о них и нужно продолжать говорить, а не подменять понятия - в данном случае, страдания на жертву. Итак, по-честному: "Высшая же боль"), посредством которой грешники примирились со святым и праведным Богом, имела другой источник».
Что же это за «другой источник»? Ответ мы находим в разных местах книги «Сверх ожиданий»:
«Бог тоже (то есть, наряду с сатаной) проявил там Свое участие» с 79.
Итак, сатана и люди, движимые им, причиняли Иисусу страдания физического плана. А что же делал там Бог?
«Бог возложил грехи каждого человека на Христа, Носителя наших грехов, когда Он висел на кресте. Новый Завет называет это Кровью Христа» с 131
«Пережитое Христом на кресте (стало быть, причиненное Ему Богом) гораздо ужаснее, чем страшные физические страдания (причиненные Ему сатаной)» с 73.
«На Голгофе (наряду с "физической" казнью Христа) произошло… то, чему Бог подверг Своего Сына на кресте… На кресте Бог возложил грехи каждого человека на Христа» с 123.
А сейчас, внимание! Попробуем проанализировать все вышесказанное. Иудеи требовали распятия Христа, потому что для них оно, цитирую, «означало больше, чем физическую смерть, что на Нем было проклятье Божье, равноценное второй смерти». Но при этом Жак говорит, что «Новый Завет называет это Кровью Христа», что это «то, чему Бог подверг Своего Сына на кресте», что это не имеет никакого отношения к тому, что делал с Христом сатана (а иначе, объясняет он, они с Богом были бы соучастниками в плане спасения), что это есть «высшая жертва, посредством которой грешники примирились со святым и праведным Богом».
Значит, взгляд на крест иудеев, который побудил их требовать смерти Христа, был взглядом Самого Бога (а иначе зачем бы Жаку призывать нас смотреть на крест их глазами?), и, распиная Христа, они, на самом деле, приносили «высшую жертву», «посредством которой грешники примирились со святым и праведным Богом».
Но если это так, то нужно ли разделять действия «сатаны и жестоких людей, руководимых им» от того, «чему Бог подверг Своего Сына на кресте», если первое в конечном итоге содействовало второму?
Но Жак, понимая, что сатана и Бог действительно не могут быть соучастниками Голгофских событий, все же это разделение делает и пытается как-то обосновать. Давайте посмотрим, что из этого вышло.
Стр 76: «Как явствует из Ин 19:5-7, иудеи настаивали, чтобы Христос был распят, потому что «сделал Себя Сыном Божиим. Однако, когда мы исследуем, какому наказанию подвергалось богохульство в Ветхом Завете, то обнаружим, что закон приговаривал к побиванию камнями, а не к распятию (см Лев 24:16)» Далее Жак пишет, что иудеи прекрасно знали об этом, но потребовали именно распятия, так как для них оно означало, что человек умирает вечной смертью, проклятый Богом». «Для них»: можно было бы подумать, что такое значение распятию Христа придали только сами иудеи. Но на следующей странице мы находим, что Его проклинали не только они:
Стр 77: «Христос на кресте действительно был под проклятием Бога» (ага, в этом иудеи угадали!), но не из-за богохульства, как иудеи обвиняли Его».
То есть, вся их вина была только в том, что они не прибегли к совету Божьему – за что им следует предать распятию Его Сына, а в целом все было сделано верно. И их «взгляд на крест», который пастор Секвейра приводит нам в пример, после некоторой коррекции в плане мотивов, в целом имеет спасительную силу.
Делаем вывод. Помимо того, что к такой жестокости, как требовать распятия невинного Человека на кресте, иудеи были побуждаемы сатаной, они были при этом движимы еще и Святым Духом (надо полагать, неосознанно). Ведь, как оказалось в итоге, не только иудеи, но и Бог должен был проклясть Своего Сына! У них была общая стратегическая цель! Только Бог хотел проклясть Христа не за богохульство, а «за грехи человечества», чтобы «избавить виновных людей от вечного наказания».
Итак, Бог, так сказать, воспользовавшись моментом, сполна рассчитался с грехом на Голгофе, возложив его на Своего Сына, тем самым причинив Ему страдания, которые были намного ужаснее тех, что причинил Ему сатана. Таким образом Бог уничтожил падшую природу Человека Иисуса Христа, а вместе с нею и «корпоративную» природу всего человечества. А вскоре Он намерен расправиться и с теми, кто, сам того не зная, помог Ему осуществить такой чудесный план спасения – с сатаной и жестокими людьми, которыми тот двигал на Голгофе. Бог есть любовь, что тут еще можно добавить!
А теперь позволим говорить Духу пророчества:
«На Того, Кто "взял на Себя наши немощи и понес наши болезни", смотрели как на поражаемого, наказуемого и уничиженного Богом (см. Ис. 53:3, 4). И поэтому иудеи отвращали лица свои от Него.
Бог однажды уже дал урок, чтобы предостеречь их от этого. История Иова показала, что страдания исходят от сатаны, а Бог обращает их во благо. Но Израиль не понял этого наставления. Та же самая ошибка, за которую Бог порицал друзей Иова, повторялась иудеями, отвергающими Христа» ЖВ, 471.
Та же самая ошибка до сих пор повторяется миллионами христиан, подозревающих или даже открыто обвиняющих Бога в том, что это Он наказал Своего Сына лютой смертью, подвергнув Его страданиям, куда большим, нежели те, которым подверг Его сатана. Ситуация усугубляется еще и тем, что христиан научили верить, что это и есть та самая, «превосходящая разумение», любовь, о которой так много говорится в Библии. А всякую попытку разоблачить этот дьявольский обман их призывают именовать пагубной ересью и враждой против креста Христова.
«Распятие Христа – это убийство, совершенное людьми, отдалившимися от Бога, которых подстрекал к этому сатана. В день суда, когда смерть Христа на кресте предстанет во всей своей истинной сущности, все голоса умолкнут. Все увидят, что сатана является мятежником» (Рукопись 1, 1902. «Христос побеждающий», 11 октября).
Другими словами, все увидят, что Бог никогда не был источником страданий кого бы то ни было, а тем более – страданий Своего Сына. Его характер будет полностью и окончательно оправдан.
Итак, что до меня, то я верю, что страдания, все страдания – и физические и душевные – причинил Христу сатана (Отец скрыл Свое лицо? – Допустил сатане делать с Христом все, что тот пожелает, дабы перед лицом всей Вселенной был превознесен принцип: Праведный своею верою жив будет). И я верю, что Бог обратил даже эти страдания во благо (как это было и в случае с Иовом):
во благо Самому Христу, как написано:
«Он, во дни плоти Своей… хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию»,
а также во благо тем, ради кого Он все это претерпел:
«и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» Евр.5:7-9
«Бог допускает, чтобы Его народ подвергался испытаниям, ибо, проявив преданность и послушание, он духовно обогатится, послужит источником силы для других. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло» (Иер. 29:11). Столь жестокие испытания нашей веры и заставляют думать, что Бог, наверное, забыл о нас (Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил?), но в действительности они приводят нас ко Христу, чтобы мы могли сложить все свои тяготы у Его ног и вкусить тот мир, который Он посылает нам вместо страданий» ПП, 129