Итак, в этот раз мы будем говорить о ценности человеческой природы. Какими видит нас Бог? Что такое «хорошо», и что такое «плохо» применительно к нашему нынешнему состоянию? Что предлагает со всем этим делать Господь? Каково наше личное участие в деле нашего спасения?
Как ставит эти вопросы и как отвечает на них пастор Жак Секвейра?
Жак Секвейра, «Сверх ожиданий», с 25
«Библия невысоко оценивает греховное человеческое естество. Иисус сказал Никодиму, религия которого была основана главным образом на человеческих достижениях: «Рожденное от плоти есть плоть» (Ин. 3:6). Иисус имел в виду, что наша человеческая природа сама по себе неспособна ни на что доброе и заслуживающее награды в Божьих очах (см. Рим. 7:18). Все наши дела и помыслы осквернены самолюбием».
На первый взгляд создается впечатление, что пастор Секвейра высказывает эту мысль в том же ключе, что и апостол Павел, на которого он ссылается. А слова «сама по себе», казалось бы, вот-вот должны привести Жака к тому же открытию, к которому пришел вдохновенный апостол. Так, последний, не найдя в плоти своей ничего доброго, что вполне естественно для всех потомков падшего Адама, восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Есть ли путь избавления? Своим вопросом Павел, на самом деле, готовит читателя к ответу, который сам же и дает в следующей за вопросом торжественной мысли: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим». Затем Павел подводит итог: «Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим 7:24,25).
От перестановки слагаемых сумма, как известно, не меняется. Применив это правило к последнему утверждению апостола, мы, в конечном итоге, оставим все на своих местах, просто несколько иначе расставим акценты: «Итак, тот же самый я плотию служу закону греха, а умом моим закону Божию». Таким образом, Павел четко дает понять, что падшая человеческая плоть «САМА ПО СЕБЕ», действительно «неспособна ни на что доброе и заслуживающее награды в Божьих очах», как пишет Жак Секвейра. Но при всем том Павел… выражает Богу благодарность! За что же? За то, что падший человек может-таки служить закону Божию. Как? «Умом» своим. Или, как это видно из следующей мысли Павла, «духом»: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8:1,2).
Итак, благодарение Богу, выход есть – «закон духа жизни во Христе Иисусе» освобождает падшего человека от власти греха и смерти. Что же это за закон? Где найти его? «Во Христе Иисусе» - эти слова говорят о том, что этот закон действует в Нем, и найти его мы можем именно «в Нем». Но каким образом этот закон, действующий во Христе Иисусе, может быть полезен и нам? Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10), и «Придите ко Мне… и научитесь от Меня» (Мф 11:28,29). Итак, мы можем иметь жизнь с избытком, если только придем ко Христу и научимся у Него. Величайшая истина и цель Вечного Евангелия состоит в преобразовании ума падшего человека в образ и подобие Божие через процесс обучения, через личное живое общение с Ним.
«Христос пришел на землю, восприняв человеческую природу и став представителем человечества, чтобы показать в борьбе с сатаной, что человек, такой, каким его создал Бог, будучи соединенным с Отцом и Сыном, может исполнить все Божественные требования. Устами Своего раба Он провозглашает: «Заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3) Именно грех разделил человека с его Богом; и только грех сохраняет это разделение», ИВ, 1,253,254.
Итак, ничто, кроме нашего личного греха, не может воспрепятствовать действию «закона духа жизни» как «во Христе Иисусе», так и в каждом Его ученике. «Человек, такой, каким его создал Бог, будучи соединенным с Отцом и Сыном, может исполнить все Божественные требования». Мало того, Человек Христос Иисус показал, что даже падшее состояние нашей природы не является препятствием для такой совершенной жизни. Именно так сатана с его лживыми утверждениями о невозможности соблюдения закона Божьего, был посрамлен перед лицом всей Вселенной.
Но к какому же выводу приходит Жак Секвейра, определив неспособность человеческой природы «самой по себе» ни к чему доброму?
Читаем в книге «Сверх ожиданий»:
«греховное естество не может быть прощено – оно должно быть уничтожено» (с 128).
«Мы не понимаем, что греховную жизнь плоти исправить невозможно. Нам следует признать, что наше греховное человеческое естество не может быть преобразовано и стать угодным Богу» с 129
«Греховное человеческое естество нельзя преобразовать; оно не может стать угодным Богу. Вот почему Бог приобщил нас к смерти Своего Сына. Мы были распяты «во Христе»…» с 131.
Для того чтобы читатель смог яснее понять, что, на самом деле, происходит, я хотел бы особым образом выделить эти две идеи:
Эту: «Христос пришел на землю… чтобы показать… что человек… может исполнить все Божественные требования».
И эту: «Греховное человеческое естество нельзя преобразовать… исправить невозможно…; оно не может стать угодным Богу…», и, наконец, «оно должно быть уничтожено».
Читатель, который хорошо знаком с творчеством Жака Секвейры, при желании легко может найти в его книгах массу цитат, говорящих о победоносной жизни верующего «во Христе». И, бесспорно, САМИ ПО СЕБЕ эти цитаты истинны. Однако, соседствуя с идеями, подобными той, что приведена выше, они всего лишь показывают глубину заблуждения этого автора, который противоречит не только Священному Писанию и Духу пророчества, но и самому себе. Так всегда бывает с теми, кто заблуждается: они противоречат как слову Божьему, так и самим себе. Таким образом, отдельные истинные положения в его печатных трудах свидетельствуют против него, усугубляя картину его отступничества, и увлекая за собой читателя, который каким-то образом получил убеждение, что книги пастора Секвейры содержат столь необходимую Церкви Божьей весть об оправдании верой.
Мы уже видели, как, несмотря на высказанное Жаком понимание того, что искупление могла совершить только Божественная природа Христа, в центр внимания читателя он, тем не менее, помещает именно Его «совокупное человеческое естество, которое Он принял на Себя при воплощении», и которое Жак Секвейра, противореча сам же себе, называет высшей жертвой за грех. Он признает Иисуса Христа вторым Адамом, и говорит, что в Нем все оживают, подобно тому, как в первом Адаме все погибли. Но непонятным остается то, каким образом человеческая природа Христа, которая была точно такой же, как и у первого, причем, падшего, Адама, может содержать в себе животворящую силу, силу, воскрешающую грешника из мертвых? Здравый смысл подсказывал Жаку, что эту проблему его богословие решить не в состоянии, и, очевидно, именно поэтому, так и не найдя в этой природе ничего животворного (что, опять-таки, вполне понятно само по себе), он решает, что она должна быть уничтожена на кресте как безнадежная. А вместе с человеческой природой Самого Христа он предает смерти и все греховное человечество. Вот каким образом он решил покончить с грехом! На с 128 Жак пишет: «…только этим путем Он мог освободить нас от власти греха», ссылаясь при этом на Рим 6:7.
Как можно называть «оживлением» то, что на самом деле является уничтожением, смертью? Писание действительно учит, что путь к жизни лежит через смерть. Но при этом оно имеет в виду совершенно иное, нежели Жак Секвейра. Господь учил так: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» Мф 16:24,25. Идти за Христом – значит иметь веру Иисуса. Это значит побеждать так, как Он побеждал. Только так, верою, можно, образно говоря, «пригвоздить» наше эгоистичное начало («ветхого человека», «плоть со страстями и похотями») ко кресту самоотречения. Яркий образ распятия выбран в Писании как символ наивысшего смирения. Вися на кресте, человек не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Смерть неминуема, и является всего лишь делом времени. Такова должна быть судьба и нашего «Я», если мы желаем иметь часть со Христом.
Но Жак Секвейра самым очевидным образом спекулирует идеей «распятия ветхого человека», заставляя тексты, подобные Рим 6:7, говорить то, чего в них нет, но что нужно ему для подтверждения своих теорий. Падшая природа человека, по мнению Жака Секвейры, не может быть преобразована, она не может стать угодной Богу, а посему подлежит уничтожению.
Возникает вопрос. Если Иисус Христос, став человеком, принял его падшую греховную плоть, то в каких отношениях с грехом состоял Он Сам? Рассмотрим возможные варианты:
1. Христос Сам не был свободен от греха, ведь никто еще не помещал Его собственную человеческую природу во «второго Адама», и не «уничтожал» ее на Голгофском кресте по той простой причине, что этим «Адамом» был Он Сам. Значит, греховность воспринятой Им падшей природы была жива, то есть, Он фактически был грешником. Но тогда Он никак не мог бы быть спасителем человечества, так как нуждался бы в спасителе Сам.
2. Христос был свободен от греха благодаря Своей уникальной Божественной природе, которую Отец «посредством Святого Духа поместил… в чрево Марии при воплощении», как следует из размышлений Жака Секвейры (с 77). Но тогда Он тоже не мог бы быть нашим искупителем, так как никто из людей такой природой не обладает. Многочисленные тексты из Писания, призывающие верующих брать пример с праведной жизни ТАКОГО Христа, выглядят в таком случае не более чем издевательством над падшим человеком.
Но простая и прекрасная истина Священного Писания состоит в том, что «праведный верою жив будет». Это и есть тот самый «закон духа жизни во Христе Иисусе», которому Он пришел научить нас. Вера Человека Иисуса Христа, которая делала Его причастником Божеского естества, пленяла всякое помышление Его плотской природы в послушание закону Его Небесного Отца. Когда мы читаем вдохновенные утверждения о том, что во Христе объединились две природы – Божественная и человеческая – мы должны понимать, что речь идет отнюдь не об уникальном опыте Христа. Подобное сочетание одно только и может доставить спасение сынам человеческим. Ибо греху мы можем противостоять только при помощи Божественной природы, которая даруется нам Святым Духом по вере нашей. Именно таким путем шел Человек Христос Иисус. Именно посредством веры Сына Человеческого в Нем обитала «вся полнота Божества ТЕЛЕСНО» (Кол 2:9). И посредством той же веры, веры Иисуса, та же полнота Божества может обитать в теле каждого из нас, как она обитала в Нем: «и вы имеете полноту в Нем» (ст 10). Мы призваны, подобно Христу, «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф 3:19). Другого пути на Небо нет.
Для окончательного же устранения вражды между духом и плотью у Бога припасено два вернейших средства, которые Он использует для полного избавления людей от всякого присутствия греха: для тех, кто почил в вере, это будет воскресение из мертвых, для тех же, кто живыми будет встречать Господа, это будет мгновенное изменение (1Фесс.4:15-18). Как первое, так и второе совершится благодаря чуду Божьему, и результатом этого явится приобретение верующими нетленного тела, «пригодного» для вечной жизни.
Для Жака почему-то осталось тайной, что избавление от греха Бог дарует не через буквальную смерть самой греховной природы на буквальном кресте, а через ее искупление, которое приходит к человеку посредством веры Иисуса. Взирая на опыт совершенной жизни по вере человека Иисуса Христа, мы можем получить ту же самую силу, которой побеждал Он Сам:
«Мы видим послушание Христа. Его жизнь была безгрешной. Его послушание на протяжении всей жизни является упреком непокорному человечеству. Послушание Христа не должно восприниматься как нечто отличное от того послушания, которое Он требует от каждого из нас. Христос показал нам, что все люди могут повиноваться законам Божьим…
Нам нужно как можно глубже и достовернее постигать человеческую природу нашего Господа. БОЖЕСТВЕННАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДЫ СОЕДИНИЛИСЬ ВО ХРИСТЕ, И ОБА (!!!) ЕСТЕСТВА БЫЛИ СОВЕРШЕННЫМИ.
Наш Спаситель породнился с человеком, будучи Сыном Божьим. Мы - сыновья и дочери Бога. Дабы поступать осмотрительно, МЫ ДОЛЖНЫ СЛЕДОВАТЬ ПУТЕМ ХРИСТА. Тридцать лет Он жил совершенной жизнью, являя высочайший образец совершенства. Пусть же тогда человек, надеющийся на Бога, несмотря на все свои несовершенства, не говорит: "Если бы у меня был другой нрав, то я бы служил Богу", но пусть он посвятит себя истинному служению Ему… Прошлая природа была искуплена Мной. "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1:12). Господь говорит таковым: вы больше не падшие, но возрожденные, облагороженные, очищенные. Вы можете найти прибежище во Мне. Вы можете обрести победу и стать больше чем победителями во имя Мое» (Письмо 69, 1897).
Удивительное дело! Совершенным Елена Уайт назвала не только Божественное естество, но и то «падшее, греховное естество», которое богословы решили вслед за иудейскими вождями предать смерти на кресте.
«Бог сделал для нас самое лучшее из того, что Он только мог, когда послал с небес безгрешное Существо», - пишет Е. Уайт. Можно было бы подумать, что речь идет о некоем сверхчеловеке, опыт которого уникален. Это было бы самым печальным известием для падших жителей земли. Но слава Богу, что это не так! Читаем эту цитату далее:
«ТЕМ САМЫМ ОН ПОКАЗАЛ этому грешному миру, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ХАРАКТЕР спасенных: чистый, святой и непорочный, содержащий в себе Христа. ОН ЯВИЛ верх совершенства в лице Своего Сына И ПОВЕЛЕЛ людям формировать свой характер в соответствии с этим образцом (Письмо 58, 1906 г.).» ИВ, 3, 132,133
Вот она – правда о человеческой природе: такой, какова она есть в силу своего падшего состояния, и такой, какой ее может сделать Бог по образцу, показанному в жизни Христа. Он желает сделать это сегодня, здесь и сейчас, сделать с каждым из нас. «Именно грех разделил человека с его Богом; и только грех сохраняет это разделение», ИВ, 1,254.» Что сказал Иисус женщине, взятой в прелюбодеянии? Что услышала та, которая только что обрела жизнь у Того, Кто имеет власть прощать грехи? «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Эти слова звучат сегодня как вызов тем, кто говорит, что обладает вестью об оправдании верой, но, когда речь заходит о простоте практического благочестия, пускаются в абстрактные философские рассуждения.
Жак Секвейра пишет: «греховное естество не может быть прощено – оно должно быть уничтожено. Например, Бог может простить меня за то, что я вспылил или поступил эгоистично, но Он не может простить мою склонность к раздражительности или эгоизму» (с 128). Похоже, что Жак понимает прощение как просто желание, способность, или право Бога предать забвению прошлые грехи человека. Но на самом деле это понятие неизмеримо глубже. Вот, что пишет по этому поводу Е. Уайт (и этого ли не знать пастору церкви адвентистов седьмого дня Жаку Секвейре!):
«Получить прощение Христа означает быть не только прощенным, но и обновленным умом. Господь говорит: "И дам вам сердце новое". Образ Христа должен запечатлеться в каждом уме, сердце и душе. Апостол говорит: "А мы имеем ум Христов" (1 Кор. 2:16). Без процесса преобразования, который возможен лишь с помощью Божественной силы, человек не в состоянии преодолеть унаследованной склонности ко греху, сковывающей его цепями рабства» ИВ, 3-191.
«Христос - "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9). Как благодаря Христу каждый человек имеет жизнь, так через Него каждая душа получает луч Божественного света. НЕ ТОЛЬКО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ, НО И ДУХОВНАЯ СИЛА, ПОНИМАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЖЕЛАНИЕ ДОБРА СУЩЕСТВУЮТ В КАЖДОМ СЕРДЦЕ (да увидят же все ученики Жака Секвейры, ЧТО они предают смерти на Голгофе!). Но против этих добрых принципов борются антагонистические силы. Последствия зла очевидны в жизни каждого человека, потому что в самой природе его утвердилась склонность ко греху, которую без помощи свыше он не может победить. Одержать верх над силами зла, достичь того идеала, к которому человек в глубине души стремится как к единственно достойному (т. е. победить-таки склонность ко греху, - А. Б.), может помочь только Христос» Воспитание, 28
Как видно, сестра Уайт и близко не считала, что греховная природа подлежала уничтожению на Голгофском кресте. Она утверждала, что даже греховный человек в глубине души стремится к идеалу. Конечно, это возможно только благодаря влиянию Святого Духа, но ведь пастор Секвейра полагает, что никакое «улучшение» человеческой природы невозможно в принципе, что единственный выход для человека – быть уничтоженным на Голгофе. Так, он пишет:
«Серьезной ошибкой большинства людей, которые впервые приходят ко Христу, является мысль, будто их естественная греховная природа может быть изменена или преобразована так, что она станет угодной Богу» с 129. «…но наше греховное естество не может быть просто прощено – оно должно быть уничтожено».
Как страшно, как безнадежно и как бессердечно это звучит! И это благая весть? Об этом ли пришел возвестить грешникам Сын Божий? Такая ли идея заключена в Его воплощении и Его служении заблудшим детям Божьим? Это ли имел в виду Спаситель, когда говорил уверовавшим в Него грешникам: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (а не «смерть тебе на позорном кресте!»); «вера твоя (а не уничтожение на Голгофе!) спасла тебя, иди с миром»; «не греши больше (а не «умри на Голгофе!»), чтобы не случилось с тобою чего хуже»?! (Матф.9:2; Лук.7:48; Иоан.5:14)
«Христос является Начальником и Совершителем (в англ переводе «Автором и Совершенным исполнителем») нашей веры, и, когда мы смиряемся пред Ним (как те, кого Он прощал, ходя по земле), мы будем неуклонно возрастать в милости и познании нашего Господа и Спасителя. У нас не будет прогресса до тех пор, пока мы не достигнем достоинства во Христе. Вера, действующая любовью и очищающая душу, (вера в любящий и прощающий характер Бога и Христа, а не уничтожение Богом на Голгофе) изгоняет склонность ко греху (ср с Секвейровским «Он не может простить мою склонность к… эгоизму», а потому приговаривает к смерти на кресте), который приводит к восстанию и нарушению Закона Божьего… Действие Святого Духа преобразует характер, ум и волю человека, приводит их в полное подчинение воле Божьей. Это и является подчинением Божественному стандарту праведности (а вот это и означает «взять свой крест», понятие, которое Жак, к сожалению, извратил до неузнаваемости). Тем, которые преобразованы таким образом, Христос говорит: "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами" (Откр. 22:14) (Наставник молодежи 17, 1898 г.).
«Каждый христианин должен постоянно стоять на страже, охраняя каждый подступ к душе, где может пройти сатана. Он должен молиться о Божественной помощи и в то же самое время решительно противостоять всякой склонности ко греху (а не заставлять себя поверить в то, что он был уничтожен Богом на Голгофе!). Проявляя мужество, веру, упорно трудясь, он может выйти из этой битвы победителем. Но пусть он помнит: для того, чтобы он одержал победу, Христос должен пребывать в нем и он - во Христе» Христ. Дом, 403.
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» Рим 12:1,2
Дорогие друзья, примем же прощение Божие, дарованное нам через Христа и во Христе! По причине многочисленных заблуждений, проникших в церковь за прошедшее столетие, от нас потребуется немало усилий в том, чтобы понять сущность Вечного Евангелия. Поверьте, Бог не уничтожил нас во Христе, но «по великой Своей милости возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (это опыт всей Его земной жизни – жизни во плоти, но по духу, опыт, к которому предлагается приобщиться и нам) к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» 1Пет 1:3-5.
Аминь
Изменено: - 27.09.2011 22:14:53